Г. Щекина. Ожидание коз

Любимый мой рассказ у Галины Щекиной – «Ожидание коз». Небольшой, но такой ёмкий – по жизненному материалу, в него втиснутому. Здесь каждое слово на своём месте. Это как в маленькой квартирке у хороших хозяев – каждый сантиметр площади ощупан руками, едва языком не вылизан... и использован максимально плодотворно.
Всё действо занимает пару предзакатных часов, идейное же содержание рассказа охватывает всю обозримую человеческую историю, от библейских времен. Притча о взаимосвязи всего сущего, о гармонии природы, в которую вписан и человек.
Более поэтичного, наполненного образами произведения, пожалуй, ещё поискать – не только среди прозы автора, но в стихах, которыми Г. Щекина известна также. Если бы не название рассказа, которое конкретно обозначает происходящее действо... С первых же строк читатель включен в движение, неведомо куда и зачем, ошеломлён накалом, нарастающей энергетикой текста:
«Идти далеко! ...По дороге, уходящей вдаль и ввысь – как бы поднимаясь к небу... не замечая свистящих мимо расстояний. Но куда мы бежим взадых, глотая горячий воздух?..»
Что это – война, эвакуация, бегство из плена? И только прозаическое авторское напоминание – это всего лишь встреча коз – опускает на землю, заставляет вглядеться в деревенскую обыденность, по сути сравнимую с ежедневным подвигом. И разговоры женщин, ожидающих коз с пастбища, обычные, безыскусные, житейские – где упоминается и летнее пекло, и зимняя стужа, и труд через силу, по нужде, и привязанность к этому вековечному труду – тоже вечные, как сама жизнь.
«С обочин и окраин поток распадается на узкие ручейки и расходится по улочкам. А пока он похож на исход из Египта, и поскольку голоса беды замолкли, драматизм происходящего угас, всё движение стало мирным, даже величественным, как народный праздник».
Как ни странно, упомянутый «исход из Египта» не диссонирует с тривиальностью обстановки, со старухами в литых резиновых сапогах на босу ногу... Уместен здесь и «высокий слог», зазвучавший в конце рассказа:
«Это похоже на Баха, какие-нибудь «Страсти по Матфею», на ораторию, в которой проникновенно звучит тема страдания и нравственной стойкости человека». – Потому что найдена автором верная точка обзора – не свысока и не на равных, а с некой духовной высоты, позволяющей понять вечные ценности.


Рецензии