Трагедия газеты Эйникайт

В 1938 г. в СССР закрылась центральная единственная еврейская газета на языке идиш « Дер Эмес » («Правда»), которая выходила с 1918 года. Главный редактор газеты Мойше Литваков был расстрелян. И только в годы войны начала выходить еще одна газета «Эйникайт» (Единство)- центральная последняя газета на идиш, которая печаталась в Советском Союзе. Она издавалась с 7 июня 1942 года до февраля 1945 года по три раза в месяц. С февраля 1945 года до 20 ноября 1948 года газета выходила по три раза в неделю. 21 ноября был закрыт Еврейский антифашистский Комитет (ЕАК) и в его помещении проведен обыск, а также был прекращен выпуск газеты «Эйникайт». 25 ноября было закрыто центральное издательство на идиш «Дер Эмес».
По замыслу властей СССР целью издания газеты, как и создания Еврейского антифашистского Комитета (ЕАК), было обеспечение моральной и финансовой поддержки Советского Союза и его политики в годы войны со стороны евреев мира. Также кремлевские власти стремились привлечь общественное мнение в США и западных странах для более активной роли в открытии второго фронта в борьбе против фашистской Германии и ее союзников. Поэтому в комитет были введены наиболее уважаемые представители еврейской интеллигенции. Что касается газеты «Эйникайт», то ее первым редактором стал Шахно Эпштейн, общественный деятель, публицист и литературовед, а после его смерти (от болезни) в 1945 году его заменил журналист Гершон Жиц (8.10.1954 года он умер в лазарете тюрьмы Бутырки). В газете печатались практически все еврейские писатели, поэты и журналисты от наиболее известных, таких как Давид Гофштейн, Давид Бергельсон, Дер Нистор до таких, которые только осваивали литературное творчество. Тематика газеты была направлена против фашизма, и газета сыграла важную роль в годы войны. Аспект национальной пропаганды на еврейской основе был позволен только в этой газете и ее руководящем органе ЕАК. В передовой статье первого номера газеты от 7 июня 1942 было опубликовано обращение  "К евреям во всем мире" о необходимости пожертвований и нужно отметить, что международное еврейство щедро отозвалось на этот призыв . Всего за годы войны евреи США, Англии, Канады, Латинской Америки собрали 45 миллионов долларов, на которые было приобретено 1000 самолетов, 500 танков, также были отправлены в СССР двумя пароходами продукты питания, лекарства, одежда. От первого номера газеты и до самого последнего номера, воздавалась хвала «дорогому другу Сталину".
В материалах газеты подробно освещались темы геноцида еврейского народа в годы войны и зверств нацистов; еврейское сопротивление; героизм евреев на фронтах и в партизанских отрядах, самоотверженный труд в тылу; дружба народов СССР и взаимодействие с мировым еврейством. Будучи органом еврейского антифашистского комитета, газета сообщала о его деятельности и решениях. Национальная тематика была неприемлемой для советских властей и лично для Сталина, но ради получения помощи и поддержки (в условиях страшных поражений в войне и, особенно, в 1941-1942 годах), они вынуждены были смириться и даже поощряли наличие такой национальной по духу газеты, как «Эйникайт». Газета служила связующим звеном между евреями Советского Союза и Запада, она распространялась за границей. Из, примерного тиража в 10000 экземпляров в годы войны несколько тысяч экземпляров регулярно отправлялись в страны антигитлеровской коалиции (в США, Англию, Канаду, Латинскую Америку). Материалы из газеты «Эйникайт» печатались в американском коммунистическом журнале на идиш «Эйникайт», занимающим дружественную позицию по отношению к СССР, редактором этого журнала являлся председатель американского Еврейского антифашистского комитета, зять Шолом-Алейхема, известный еврейский публицист Б. Гольдберг. С помощью газеты «Эйникайт» среди советских евреев было собрано 3294823 рубля, которые были использованы на постройку авиаэскадрильи и танковой колонны. В апреле 1943 года по этому поводу в адрес ЕАК поступила благодарственная телеграмма Сталина.
Газета занималась сбором материалов об уничтожении евреев на оккупированных территориях - в СССР и европейских странах, такие материалы регулярно печатались в газете в виде очерков и свидетельств.
Тема гибели почти полутора миллионов евреев Украины, где не обошлось и без помощи местных предателей и полицаев, была поднята особенно остро в материалах, публикуемых писателем Василием Гроссманом. Побывав на левобережной Украине сразу после ее освобождения в 1943 году, он написал сначала очерк «Украина» напечатанный 12 октября 1943 г., где он упоминает о массовом расстреле евреев в Бабьем Яру. Затем в газете «Эйникайт» (от 25.11 и 2.12. 1943 года) он публикует очерк » Украина без евреев». Начинался этот очерк словами «Народ злодейски убит», и это высказывание повторяется в тексте многократно. Выяснив, что евреи истреблены поголовно, он с отчаянием и тоской пишет: « «Все убиты, много сотен тысяч – миллион евреев на Украине. Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где-то оставивших свой дом, семью, поле, песни, книги, традиции, историю. Это убийство народа, убийство дома, семьи, книги, веры. Это убийство дерева жизни, это смерть корней, не только ветвей и листьев. Это убийство души и тела народа, убийство великого трудового опыта, накопленного тысячами умных, талантливых мастеров своего дела и интеллигентов в течение долгих поколений. Это убийство народной морали, традиций, веселых народных преданий, переходящих от дедов к внукам. Это убийство воспоминаний и грустных песен, народной поэзии о веселой и горькой жизни. Это разрушение домашних гнезд и кладбищ... С тех пор, как существует человечество, еще не было столь умопомрачительной резни, такого организованного массового истребления ни в чем не повинных, беззащитных людей. Здесь истребление целого народа, уничтожение миллионов». Друг писателя Семен Липкин вспоминал позднее о реакции властей на этот очерк: «… Еще шла война, когда очерк Гроссмана «Украина без евреев» вызвал злобу начальства и был с большим трудом напечатан во второстепенном издании» (Липкин, очевидно, имеет в виду публикации в газете на идише «Эйникайт», с которой могли познакомиться только читатели, знающие идиш). Но, даже эти публикации на идиш были прекращены, скорее всего, из-за нежелания властей признать факты гибели евреев и из-за правдивых обвинений Гроссмана в адрес местного населения, которое во многих случаях способствовало массовому уничтожению евреев на Украине. Очерк так и не был допущен в русскую прессу СССР. Но, газета «Эйникайт» читалась евреями на Западе, и правдивая информация сразу стала известна, благодаря ее публикациям.
Там же в газете, эта тема была трагически отражена и в стихотворной форме. Одно из наиболее ярких произведений этого жанра было опубликовано в августе 1944 года. Это стихотворение известного идишистского поэта и драматурга Самуила Галкина (оно было написано в 1943 году). Галкин деятельно участвовал в работе Еврейского антифашистского комитета, был членом редколлегии газеты «Эйникайт». Вот только часть этого стихотворения в переводе В. Потаповой:
Словно от удара грома,
Содрогнулась кровля дома.
Настежь дверь в моем дому.
Горе дому моему!
Он теперь открыт насилью.
Кровь мою смешали с пылью.
Детский плач во мгле ночей
Тешит лютых палачей.
В красной глине вырыт ров
И наполнен до краев.
Нет числа погибшим братьям.
Тяжко, было умирать им.
Не от глины красен ров.
Этот ров — их дом и кров.
Там лежат они поныне —
В темной яме, красной глине.
В красной глине вырыт ров.
Я имел очаг и кров...
Тематика гибели евреев в гетто и концлагерях, в городах и селах, в еврейских местечках постоянно имела место на страницах газеты в отличие от советской прессы в целом. Но, в то же время именно в этой газете мощно звучали призывы к мести, к уничтожению фашистов. В номере газеты «Эйникайт» за 25 ноября 1942 года выдающийся еврейский поэт Давид Гофштейн (1889-1952) обращается со страстным призывом к еврейской интеллигенции « Я вижу тебя!»: «Я вижу тебя, еврейский интеллигент, рука об руку с сынами всех народов моей большой Родины! Я вижу тебя в окопах, в огне битв, в пунктах медицинской помощи и госпиталях у раненых братьев! Я вижу тебя на заводах и фабриках, у станков и в лабораториях! Я вижу тебя на полях новых областей и краев, куда шторм войны привел тебя из благословенных и теперь уничтоженных областей, где ты был уважаемым свободным гражданином! Я вижу тебя в нужде и страданиях военного времени, в напряжении героического сопротивления!.. Еврейская интеллигенция поняла, что она должна распрощаться с мягкосердечными приговорами, которые прошлые поколения нам навязали. Бялик когда-то с сердечной болью восклицал – проклят тот, кто говорит, отомсти! Нет! Мы сегодня говорим: благословен тот, кто мстит! Месть с оружием в руках! Чувства мести должны овладеть всех любящих свободу людей на фронте и в тылу. Мстите за замученных братьев! Месть за порушенную жизнь! Месть во имя новой жизни на освобожденной земле!» (перевод с идиш автора статьи)
Материалы геноцида евреев, материалы Катастрофы европейского еврейства, позволили в будущем выпустить «Черную книгу» о злодеяниях фашистов. В 1943 году, в ходе визита руководителей ЕАК Соломона Михоэлса и Ицика Фефера в США Альберт Эйнштейн, возглавлявший Американский комитет еврейских писателей, ученых и художников, предложил ЕАК участвовать в подготовке сборника документов о трагедии евреев Европы. К этому сборнику документов «Черная книга», одному из самых знаменитых международных проектов ЕАК, проявили большой интерес и поддержку ведущие еврейские интеллектуалы США. Первое сообщение о подготовке такой книги было помещено в газете «Эйникайт» от 27 июля 1943 года. Газета принимала активное участие в создании «Черной книги», в которой должны были быть отраженными свидетельства о геноциде евреев. «Черная книга», однако, никогда не была опубликована в СССР; ее материал был неприемлем для властей, как при Сталине, так и после его смерти.
Героизм евреев на фронтах, их самоотверженный труд в тылу замалчивался властями, но зато широко освещался в газете «Эйникайт». В газете обозревателем по вопросам культуры работала по рекомендации Ильи Эренбурга талантливая молодая журналистка Мира Железнова. Ей принадлежит множество статей в газете о героизме народа, о противостоянии фашистской угрозе. Она, еврейка по национальности, не знала идиш, и статьи ее переводились в редакции с русского языка. До 300 корреспондентов газеты со всех фронтов сообщали о героизме еврейских солдат и командиров. В регулярной колонке писали о геройстве евреев, их сравнили с Маковеями.
13 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание "Героя Советского Союза " Михаилу Плоткину, за то, что он был в числе первых летчиков, бомбивших Берлин. Корреспондент газеты " Эйникайт"писал о нем: « Я никогда не видел его столь счастливым, как тогда, когда он возвратился из его полета на Берлин. Он сказал тогда "немцы хотят убить всех евреев. Это не пустая угроза. Фашисты способны на это. Смотрите, что они сделали в Европе. Я должен лететь, пока мы не добьемся победы над ними. И мы победим!» До 4 декабря 1941 летчики Балтийского флота, включая Михаила, бомбили не только Берлин, но и Щецин, Кенигсберг и Данциг.
На сайте
http://www.angelfire.com/ma/khaver/bleter.fun.eynikayt.html
помещен ряд материалов на идиш из газеты «Эйникайт». Все они посвящены героям фронта и партизанам.
В статье Н.Михайловского «Герой Советского Союза Израиль Фисанович и его команда» от 27 февраля 1943 года подробно рассказано о действиях подводной лодки, руководимой Фисановичем, в Баренцевом море, потопившей 10 немецких танспортов и военных кораблей общим тоннажем в 50 тысяч тонн. Там же помещены материалы о молодых женщинах-еврейках, ушедших добровольно на фронт и сражающихся на передовой линии фронта: о медсестре Розе Шильман, о снайпере Биронике Фактор. Известный украинский писатель и драматург Александр Корнейчук рассказывает в номере газеты от 28 июня 1942 года о героизме и действиях партизан-евреев на Украине. В газете печаталось множество сообщений с действующих фронтов в прозе и поэзии.
Списки героев Советского Союза еврейской национальности начала собирать Мира Железнова, а 9 мая 1946 года Ефимомом Райзе в газете «Эйникайт» был опубликован первый в СССР список евреев – Героев Советского Союза. В нём значился тогда 101 человек. Железнова за составление этого списка поплатилась жизнью, а Ефим Райзе получил 10 лет лагерей.
В газете также нашли также отражение вопросы, связанные с созданием автономной еврейской республики в Крыму, который после изгнания оттуда крымских татар, обвиненных в предательстве, оказался незаселенным. Еврейские колхозы, существовавшие в Крыму до войны, были полностью уничтожены фашистами и местными националистами во время оккупации Крыма. Идея создания еврейской автономии в Крыму не исходила от руководства ЕАК, а была спущена сверху, из Министерства внутренних дел. Позднее этот вопрос стал одним из ключевых в обвинениях против ЕАК и газеты «Эйникайт». Еврейское население, вернувшееся с фронтов и эвакуации, сталкивалось с фактами возросшего антисемитизма, присвоением местным населением их бывших домов и имущества. Все эти факты поступали в газету и приводили к обращениям сотрудников газеты и членов ЕАК в различные вышестоящие инстанции, что вызывало там резкое неудовольствие, что столько обращений идет со стороны евреев.
14 декабря 1946 года в газете "Эйникайт" появилась, скорей по указанию властей, статья, критикующая еврейскую литературу времен войны за чрезмерное акцентирование трагедии еврейского геноцида. Власти стремились игнорировать, как тему уничтожения еврейского народа в годы войны, так и тему героизма и массового участия евреев на фронтах войны и в партизанских отрядах. После этого в 1947-1948 годах вышли только две книги на идиш об участии евреев в войне, затем эта тема перестала вообще освещаться в советской печати на многие годы.
Вовсе не случайным и весьма символичным представляется то, что помимо газеты «Эйникайт» и ее американского коммунистического собрата – журнала «Эйникайт» такое же название присвоили в 1944 году члены подпольной молодежной группы своей организации, созданной в г. Жмеринка (Украина) сразу после освобождения города от немецкой оккупации. Члены группы считали, что после пережитого их место в Эрец Исраэль и распространяли соответствующие листовки в Киеве и Виннице. В 1948-1949 годах все члены группы были арестованы и приговорены к значительным срокам заключения (8-25 лет). Освобождены они были только после смерти Сталина.
Когда после войны необходимость в газете, как и в ЕАК, отпала, против сотрудников газеты и членов ЕАК были выдвинуты надуманные обвинения в шпионаже и пропаганде буржуазного национализма среди еврейского населения СССР «по заданию еврейских реакционных кругов Америки». В течение 1948-1949 годов были арестованы все ведущие деятели еврейской культуры. Большая часть из них была уничтожена или скончалась в тюрьмах и лагерях. Готовилась еще одна большая волна арестов тех, кто хоть как-то был связан с деятельностью ЕАК или с газетой «Эйникайт». Но, это не удалось осуществить из-за смерти Сталина.
 


Рецензии