О студенческих отрядах

                О студенческих отрядах.               
В 1967 г я был откомандирован из ЦНИИПСК (ведущий институт по проектированию и исследованию металлических конструкций) в распоряжение ЦК ВЛКСМ и Центрального штаба Всесоюзного Студенческого Строительного Отряда (ВССО)  на 10 месяцев.
На бюро ЦК ВЛКСМ я был утвержден на должность Главного инженера ВССО численностью в 1967 г. – 100 тыс. человек. Командир отряда был назначен Перевознов Анатолий Федорович.
А предыстория такова – меня, до этого  в 1966г уже откомандировывали в распоряжение Московского горкома и Целиноградского студенческого строительного отряда, численность которого была более 6000 человек. Целиноградский отряд был сформирован на базе Московских  Вузов. Командир отряда  – Перевознов Анатолий.
Отряд в 1966г году занял первое место по всем производственным и иным показателям среди всех остальных отрядов, работающих в Казахстане. Но главное было не в этом, а в том, что впервые за все годы, не было ни одного серьезного несчастного случая, в отличие от прошлых годов. Этого удалось достичь очень жесткими мерами по технике безопасности, осуществлять которые помогал Николай  Тимофеев, студент МИСИ и созданная служба безопасности.
Когда в 1967 г. ЦК КПСС и Правительство СССР поддержало студенческие строительные отряды был организован ВССО и командиром Всесоюзного отряда был назначен Перевознов А.Ф.
А он, после нашей совместной работы в Целинограде, предложил меня на должность главного инженера Всесоюзного отряда и согласовал мою кандидатуру в ЦК ВЛКСМ, несмотря на мои «недостатки» - еврей и даже не член партии.  Но эта предыстория , а рассказать я хочу здесь не об этом.
В июле месяце я выехал в плановую командировку в самый крупный сводный отряд транспортного строительства численностью 14 тыс. человек, сформированный на базе МИИТа  вузами Москвы и работающий в Красноярском крае.
Командиром отряда был опытный студоотрядовец студент МИИТа – Юрий Струбцов.
Кроме вопросов, которые необходимо было решать по своей должности, мне было поручено сопровождать в поездке Марину Ильиничну Журавлеву, секретаря ЦК ВЛКСМ, кандидата в члены ЦК КПСС, которая в течение недели знакомилась с работой и бытом студенческих отрядов в Красноярском крае. Вместе с Юрой мы подготовили программу ее маршрута по Красноярскому краю и сопровождали в поездках по студенческим стройкам и отрядам: Дивногорск, Красноярская ГЭС, Абалаково, Ачинск, Саяно-Шушенская ГЭС, на строительство железных дорог и т.д.
Поездки были очень насыщенными и интересными. Передвигались мы, в основном, на машине, в поездах (даже в бывшем вагоне Колчака), на катере и т.д. Марина Ильинична была старше нас лет на 6, вела себя совершенно просто, никогда не изображала из себя начальницу, очень легко и быстро сходилась с людьми.
Были поездки по краю в дальние отряды, песни у костра, ночевки в отрядах, встречи с руководством строек. Марина Ильинична вникала во все вопросы быта и производства. Пользуясь ее помощью нам удалось добиться решения многих вопросов по снабжению, организации работ и т. д. на крупнейших в то время стройках СССР.
 Был и  прием на катере начальника Енисейского пароходства. На этом приеме было только 6 человек: три – от руководства края, Марина Ильинична и мы с Юрой. Угощение было царское, но пить мы с Юрой отказались (у нас был сухой закон), чем поставили их в неловкое положение. Марина Ильинична сказала, что освобождает нас, как начальница, от сухого закона, но мы не поддались. Зато ели за троих – а поесть было что - уж поверьте.
В то время я курил, а поездки в машинах были очень длительными, и она, видя мои мучения, разрешила мне курить в машине, чем я, к сожалению, иногда пользовался.
 В Москву мы возвращались вместе, с посадкой в Новосибирске, а т.к. я был в этой системе человек временный – никакого подобострастия перед ней я не испытывал и видно было, что ее это вполне устраивало. В Московском аэропорту нас встречали 2 молодых человека из ее аппарата.
 Она предложила  подвезти меня в Москву. Во время поездки я машинально закурил. Видели бы вы, как они на меня посмотрели – с таким удивлением и ненавистью, что мне стало очень «зябко».
Увидев это – она сказала, что разрешает мне курить при ней в машине. Они промолчали, но, когда довезли ее домой и мы остались одни  - тут же выставили меня из машины с такой ненавистью, что я понял: - не так сел! Не по чину.
P.S. Когда через год меня включили в делегацию от студенчества в Англию, я был удивлен, что меня нигде не проверяли перед поездкой – ни в райкоме, ни в других органах. Оказывается, Марина Ильинична подписала мне характеристику, а при ее статусе – ее подпись освобождала от всех проверок.

Краткая  справка
 В 1967 инженерная служба  Центрального Штаба ССО, кроме текущей работы занималась  следующими вопросами:
    1.Все республиканские и областные отряды были снабжены инструктивными и нормативными материалами по  технике безопасности, многие из которых были разработаны с привлечением ученых МИСИ.               
     2.Были организованы  семинары и учеба инженерных служб всех республиканских и областных отрядов.
      3.Все специализированные  отряды:  транспортники, электрики, связисты, реставраторы и др. вошли в орбиту Центрального штаба и по производственным  вопросам отчитывалась  перед инженерной  службой.
       4. Был разработан и в сентябре1967г Президиумом ВЦСПС утвержден  "Типовой  договор на работы, выполняемые студенческими строительными    отрядами ,"  подготовленный инженерной службой.
 Договор регламентировал обязательства  организаций, принимающих студентов.
          5.Инженерная служба приняла самое активное участие, через  ВЦСПС,  в отмене подоходного налога со студентов, работающих  в строительных отрядах. Эта льгота была совсем не лишней для студенческого бюджета и действовала  много лет.
            6. Отрядам было разрешено  менять дислокацию в случае невыполнения условий договора и переходить в другую организацию.  Это оказалось очень действующим стимулом  для  нерадивых  хозяйственников и принесла существенную  помощь  отрядам.


Рецензии
Полезная информация для нынешних студентов!
У людей с юности коллективному созиданию не мешало личное потребление.

Юрий Шварёв   26.06.2016 12:15     Заявить о нарушении
Юрий! Эту информацию я озвучил потому, что это было движение добровольное и позволяющее студентам заработать.Через это прошли около 10 миллионов студентов!
С уважением! Михаил.

Михаил Туллер   26.06.2016 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.