О студенческих отрядах
В 1967 г я был откомандирован из ЦНИИПСК (ведущий институт по проектированию и исследованию металлических конструкций) в распоряжение ЦК ВЛКСМ и Центрального штаба Всесоюзного Студенческого Строительного Отряда (ВССО) на 10 месяцев.
На бюро ЦК ВЛКСМ я был утвержден на должность Главного инженера ВССО численностью в 1967 г. – 100 тыс. человек. Командир отряда был назначен Перевознов Анатолий Федорович.
А предыстория такова – меня, до этого в 1966г уже откомандировывали в распоряжение Московского горкома и Целиноградского студенческого строительного отряда, численность которого была более 6000 человек. Целиноградский отряд был сформирован на базе Московских Вузов. Командир отряда – Перевознов Анатолий.
Отряд в 1966г году занял первое место по всем производственным и иным показателям среди всех остальных отрядов, работающих в Казахстане. Но главное было не в этом, а в том, что впервые за все годы, не было ни одного серьезного несчастного случая, в отличие от прошлых годов. Этого удалось достичь очень жесткими мерами по технике безопасности, осуществлять которые помогал Николай Тимофеев, студент МИСИ и созданная служба безопасности.
Когда в 1967 г. ЦК КПСС и Правительство СССР поддержало студенческие строительные отряды был организован ВССО и командиром Всесоюзного отряда был назначен Перевознов А.Ф.
А он, после нашей совместной работы в Целинограде, предложил меня на должность главного инженера Всесоюзного отряда и согласовал мою кандидатуру в ЦК ВЛКСМ, несмотря на мои «недостатки» - еврей и даже не член партии. Но эта предыстория , а рассказать я хочу здесь не об этом.
В июле месяце я выехал в плановую командировку в самый крупный сводный отряд транспортного строительства численностью 14 тыс. человек, сформированный на базе МИИТа вузами Москвы и работающий в Красноярском крае.
Командиром отряда был опытный студоотрядовец студент МИИТа – Юрий Струбцов.
Кроме вопросов, которые необходимо было решать по своей должности, мне было поручено сопровождать в поездке Марину Ильиничну Журавлеву, секретаря ЦК ВЛКСМ, кандидата в члены ЦК КПСС, которая в течение недели знакомилась с работой и бытом студенческих отрядов в Красноярском крае. Вместе с Юрой мы подготовили программу ее маршрута по Красноярскому краю и сопровождали в поездках по студенческим стройкам и отрядам: Дивногорск, Красноярская ГЭС, Абалаково, Ачинск, Саяно-Шушенская ГЭС, на строительство железных дорог и т.д.
Поездки были очень насыщенными и интересными. Передвигались мы, в основном, на машине, в поездах (даже в бывшем вагоне Колчака), на катере и т.д. Марина Ильинична была старше нас лет на 6, вела себя совершенно просто, никогда не изображала из себя начальницу, очень легко и быстро сходилась с людьми.
Были поездки по краю в дальние отряды, песни у костра, ночевки в отрядах, встречи с руководством строек. Марина Ильинична вникала во все вопросы быта и производства. Пользуясь ее помощью нам удалось добиться решения многих вопросов по снабжению, организации работ и т. д. на крупнейших в то время стройках СССР.
Был и прием на катере начальника Енисейского пароходства. На этом приеме было только 6 человек: три – от руководства края, Марина Ильинична и мы с Юрой. Угощение было царское, но пить мы с Юрой отказались (у нас был сухой закон), чем поставили их в неловкое положение. Марина Ильинична сказала, что освобождает нас, как начальница, от сухого закона, но мы не поддались. Зато ели за троих – а поесть было что - уж поверьте.
В то время я курил, а поездки в машинах были очень длительными, и она, видя мои мучения, разрешила мне курить в машине, чем я, к сожалению, иногда пользовался.
В Москву мы возвращались вместе, с посадкой в Новосибирске, а т.к. я был в этой системе человек временный – никакого подобострастия перед ней я не испытывал и видно было, что ее это вполне устраивало. В Московском аэропорту нас встречали 2 молодых человека из ее аппарата.
Она предложила подвезти меня в Москву. Во время поездки я машинально закурил. Видели бы вы, как они на меня посмотрели – с таким удивлением и ненавистью, что мне стало очень «зябко».
Увидев это – она сказала, что разрешает мне курить при ней в машине. Они промолчали, но, когда довезли ее домой и мы остались одни - тут же выставили меня из машины с такой ненавистью, что я понял: - не так сел! Не по чину.
P.S. Когда через год меня включили в делегацию от студенчества в Англию, я был удивлен, что меня нигде не проверяли перед поездкой – ни в райкоме, ни в других органах. Оказывается, Марина Ильинична подписала мне характеристику, а при ее статусе – ее подпись освобождала от всех проверок.
Краткая справка
В 1967 инженерная служба Центрального Штаба ССО, кроме текущей работы занималась следующими вопросами:
1.Все республиканские и областные отряды были снабжены инструктивными и нормативными материалами по технике безопасности, многие из которых были разработаны с привлечением ученых МИСИ.
2.Были организованы семинары и учеба инженерных служб всех республиканских и областных отрядов.
3.Все специализированные отряды: транспортники, электрики, связисты, реставраторы и др. вошли в орбиту Центрального штаба и по производственным вопросам отчитывалась перед инженерной службой.
4. Был разработан и в сентябре1967г Президиумом ВЦСПС утвержден "Типовой договор на работы, выполняемые студенческими строительными отрядами ," подготовленный инженерной службой.
Договор регламентировал обязательства организаций, принимающих студентов.
5.Инженерная служба приняла самое активное участие, через ВЦСПС, в отмене подоходного налога со студентов, работающих в строительных отрядах. Эта льгота была совсем не лишней для студенческого бюджета и действовала много лет.
6. Отрядам было разрешено менять дислокацию в случае невыполнения условий договора и переходить в другую организацию. Это оказалось очень действующим стимулом для нерадивых хозяйственников и принесла существенную помощь отрядам.
Свидетельство о публикации №215110100642
У людей с юности коллективному созиданию не мешало личное потребление.
Юрий Шварёв 26.06.2016 12:15 Заявить о нарушении
С уважением! Михаил.
Михаил Туллер 26.06.2016 13:12 Заявить о нарушении