октябрьские юбиляры

Вот и ушёл в историю нынешний, такой богатый на юбилейные даты октябрь. Кроме Есенина (3.10.) в нём 10.10. отмечали 100 лет со дня рождения Маргариты Алигер.
В 1966 году стихи Алигер заполнили страницы моего «дневника». Первым было «Буря»:

В костях у соседа зуд, -
он стар годами и слаб, -
и он предсказал грозу
двадцать седьмого числа.
День удивительно ясный
рвётся в окна и дверь
и, над соседом смеясь,
я говорю:
Проверим!-
Люблю подшутить над ним.
У нас давние счёты.
...По всем бульварам моим
пешком я иду с работы.
Холодом вдруг подуло,
солнца как-будто не было.
Молния полоснул
                небо.
И тотчас
(сосед угадал!
Ему безопасно дома.)
раздался первый удар
                грома.
Как многоэтажный дом
обрушивается гром.
Я это помню всегда -
физика — вот наука! -
что скорость света куда
сильнее скорости звука.
Лечу через дождь бегом.
А он — то грибной и прыткий.
И я забегаю в дом, вымокшая до нитки..»

Потом шло без названия:

«Я тебя не видела декаду.
(Я уже привыкла, я могу.)
Я тебя увидеть буду рада,
встретившись случайно на углу...».

Далее опять без названия:

«Шла  с работы в майке полосатой,
что-то непонятное свистела.
Встретились с тобой у комбината.
Ты сказал мне:
                «Как ты загорела!»
Улыбнулся...
                Мимо пробегая,
засмеялась я взамен ответа.
Шла с тобою девушка другая,
светлая как северное лето...»

Потом - «Первая поэма»:

Не таись за обидами старыми.
Встань лицом перед горьким концом.
Нас Москва обручила бульварами,
ненадёжным, как видно, кольцом.
Мне теперь эти лёгкие числа
вспоминаются даже ясней,
потому что ты мне случился
на такой же просторной весне.
А потом?
         Загорелое лето
по бульварам бежало назад,
и почти электрическим светом
оставался на окнах закат.
А потом?
        Начиналась осень,
рядом с нами по лужам шла.
Я не помню:
           ты меня бросил
или я от тебя ушла...

"Дом":

«Снятся неразборчивые сны
без единства времени и места.
Сколько мне положено весны,
чтобы помнить: я — твоя невеста.
Всё у нас не так как у других,
у людей...
                Судьба у нас иная
Где ты ходишь, мой чудной жених,
тоненькую травку приминая?...»

Потом был «Город»:

Всё мне снится: весна в пророде,
Всё мне снится: весны родней
лёгкий на ногу, ты проходишь
узкой улицею моей.
Только нет, то прошли соседи..
Только нет, то шаги за углом..
Сколько ростепелей, гололедиц
и  снегов между нами легло!
Только губы мои сухие
не целованы с декабря.
Только любят меня другие,
не похожие на тебя..»

И вот  «Гроза»:

К сильному ветру,
                к неясной беде
пунцовый конец дня.
Сколько на свете живёт людей,
которые любят меня!
Из тучи,
         из тёмной
                светла тропа,
начало дождя , как дым.
Куда ж это,  где ж это,
                ты запропал,
который мною любим?
А впрочем, зачем это я всегда
думаю об одном?..»

Последним был «Человек в пути»:

Я хочу быть твоею милой,
я хочу быть твоею силой,
свежим ветром,
                насущным хлебом,
над тобою летящим небом.

Если ты собъёшься с дороги,
брошусь тропкой тебе под ноги, -
без оглядки иди по ней.
Если ты устанешь от жажды,
я ручьём обернусь однажды, -
подойди, наклонись, испей...»

Всё это довоенные стихи молодой Маргариты (1933 - 35 г.г.), перекликающиеся с моим тогдашним настроением и мечтами*. Позже, много позже купила её "Тропинку во ржи", вышедшую в 1980 году. Это проза о поэзии и поэтах. Можно почитать в поезде, если поездка дальняя.
13 октября исполнилось 135 лет со дня рождения Саши Чёрного — тоже поэта, но и не только. Пожалуй, ему следует посвятить отдельный рассказ.
14 октября исполнилось 175 лет со дня рождения Писарева.  От него я только знаю критику «Евгения Онегина». 22.10. исполнилось 145 лет со дня рождения Бунина — нашего первого Нобелевского лауреата. Его, наверное, многие знают и любят.
 23 октября Джани Родари исполнилось 95 лет.

«На далёкой Амазонке
не бывал я никогда.
Только Дон и Магдалена -
быстроходные суда,
только Дон и Магдалена
ходят по морю туда..»

Это стихотворение, подобранное для меня Натальей Гергиевной Семёновой-Волотовой, запомнилось на всю жизнь. Конечно, у него целая россыпь чудесных детских стихов, кто же это будет оспаривать.
И завершает юбилярный список — Андрей Белый. 26 октября ему исполнилось 135 лет.
Для меня — трудный автор.

*Вот ведь привела только отрывки из понравившихся стихов Маргариты, а получилось так длинно.


Рецензии
Мне больше всего понравилась "Первая поэма". Спасибо
Майя
С уважением

Майя Воронова   12.11.2015 11:09     Заявить о нарушении
Я тоже люблю гром и тёплый летний дождь :)

Маргарита Школьниксон-Смишко   13.11.2015 09:41   Заявить о нарушении