Авиакатастрофа А-321 над Египтом. Дополнения

     Прошло два тревожных дня после катастрофы самолёта А-321 с российскими туристами над Египтом. В Петербурге начинается скорбная процедура опознания погибших. Мужества родственникам!

Вопросы «кто или что виноват?» остаются. На сегодняшний день количество версий сужено до трёх.

1. Разрушение самолёта вследствие усталости металла.
2. Разрушение двигателя, пожар и разрушение центроплана обломками двигателя.
3. Теракт. Как внешний – поражение ракетой. Так и внутренний – взрыв бомбы.

Когда происходят авиакатастрофы, сразу же формируется два лагеря спорщиков. Одни утверждают, что и так всё ясно. Другие уверяют, что ничего не ясно и нужно дождаться результатов официального расследования.

Первые всегда убедительны. Их аргументы просты, как гвозди. Мировой заговор. Авиахлам. Лётчики – недолётчики.

Вторые проигрывают тактически, ибо противопоставить первым им нечего. Официальные расследования длятся долго, результаты их противоречивы. К примеру, катастрофа Боинга под Казанью случилась уже целых ДВА года назад, а официального заключения до сих пор нет. Что случилось – одни догадки.

Не претендуя на истину, попробуем разобрать рабочие версии. Последняя информация такова: экипаж на связь не выходил, о технических проблемах не сообщал, сигнал бедствия не посылал (министр гражданской авиации Египта). Из этого следует, что ситуация из обычной превратилась в катастрофическую за секунды. Либо экипаж потерял сознание, либо мгновенно были повреждены все каналы управления и связи. Такая ситуация возможна при теракте или разрушении конструкции самолёта с разгерметизацией.

Как такое могло произойти? Есть несколько вариантов.

1. Поражение ракетой, как и в случае с малазийским Боингом над Украиной. Некие преступные силы уже взяли на себя ответственность за катастрофу. Многие авиакомпании отказались летать над Синайским полуостровом.

2. Подрыв бомбы внутри самолёта. Бомбу можно загрузить вместе с багажом. Если намеренно поместить бомбу в задний багажник – последствия будут именно такими: взрыв, разгерметизация, отрыв хвостовой части, сваливание самолёта.

3. Образование трещины в хвостовой части, разгерметизация и всё остальное. Имеется информация, что данный самолёт в 2001 году опять же в Египте «приложился» хвостом при посадке. Повреждения устранили, самолёт вернули в строй. Возможен ли такой сценарий? Да, возможен. И случаи отрыва хвоста в полёте были. Но имеются и сомнения. Иностранная авиатехника проходит капремонт после 12 лет эксплуатации. Самолёт выпущен в 1997 году. Следовательно, ремонт производился в 2009 году, после удара хвостом. Проглядеть трещины при капремонте не могли, используют рентгеноскопию для проверки металла.

4. Разрушение двигателя. Даже абсолютно новый двигатель может разрушиться и взорваться. Такие случаи  в истории авиации были. При взлёте новейшего самолёта А-380 разрушился один из двигателей компании Ролсс-Ройс. Причина – конструктивный дефект. Но самолёт смог приземлиться.

5. Ошибка пилота. В данной авиакатастрофе исключена. Ни один пилот, даже самоубийца, не сможет за секунды развалить самолёт на части. На это нужно время. Необходимо отключить двигатели, задрать нос, свалить самолёт в штопор. И далеко не факт, что при этом самолёт разрушится в воздухе. И уж в такой ситуации никак не возможен пожар. А по обломкам самолёта ясно, что пожар был в воздухе.

6. Некоторые эксперты ссылаются на данные Флайтрадара, по показаниям которого в последний момент самолёт якобы «подпрыгнул» вверх, а затем начал отвесно падать, да ещё и с резким уменьшением скорости. Данные флайтрадара справочны и примерны, это всего лишь публичный сервис. Тем более, над такими территориями, как Египет, Сирия, Ирак, говорить о корректной работе флайтрадара вообще бессмысленно. Метки самолёта могут исчезать, могут появляться. Наземных приёмников в данных местностях очень мало, а об их качестве можно только гадать. После катастрофы А-321 метка самолёта могла «блуждать» по территории Египта, а кто-то видел самолёт даже в Турции.

7. Часть экспертов как молитву повторяет: нужно дождаться расшифровки чёрных ящиков, а потом уже делать выводы. При авиакатастрофах, когда в воздухе возникает взрывная разгерметизация, расшифровывать чёрные ящики бесполезно. Как и прослушивать переговоры экипажа. При разрушении самолёта электропитание пропадает мгновенно. На самописцах до последней секунды будут нормальные режимы полёта. Искать причину катастрофы приходится на земле, среди обломков. В случае с малазийским Боингом именно изучение обломков привело к установлению причины катастрофы – поражение ракетой Бук.

8. Авиахлам. Разбившемуся самолёту А-321 было более 18 лет от роду. Побывал он во многих руках, прежде чем обрёл прописку в КогалымАвиа. Конечно, летать на новых самолётах гораздо приятнее, чем на возрастных. Но и здесь всё не однозначно. Юридического запрета на использование самолётов старше «таких-то лет» в России нет. В других странах, насколько мне известно, тоже нет. По России летают Як-42, Ту-134, Ан-24 возрастом от 20 до 40 лет. Почему же их не запрещают? Да просто потому, что нет на это причин. Ведь они не падают из-за старческих болячек, не разваливаются. А абсолютно новый Суперджет по ошибке пилота был направлен в гору и разбился. Что делать с Суперджетами? Или с пилотами? Диспетчерами? Техниками? Ведь человеческий фактор перевешивает все остальные проблемы. Запрещать людей в пользу компьютера?

Вот и весь анализ на сегодня. Другой информации пока что нет. Установить причину катастрофы смогут очень быстро. Если на то будет политическая воля. Технических средств хватит с избытком.


Рецензии
Спасибо за анализ!
Я долгое время считал, что эта катастрофа произошла из-за последствий тейлстрайка, т.е. удара хвостом о ВПП. Усталость металла привела к моментальной взрывной разгерметизации. То, что в самолет могли положить бомбу, просто не укладывалось в голове. Но потом появились неопровержимые доказательства того, что это была бомба...
Вообще считаю, что это была самая страшная катастрофа из всех, которые произошли с советскими и российскими гражданами в мирное время. Были трагедии и с бОльшим числом погибших. Например, катастрофа под Ашой, когда взрыв газа уничтожил два пассажирских поезда, оборвала в два с половиной раза больше жизней, чем Синай. Но... В Аше были и выжившие, а на Синае не выжил никто. И Аша была следствием преступной халатности, а Синай - жестоким и циничным массовым убийством ни в чем не виновных мирных людей, не сделавших никому никакого зла. Вечная память погибшим!...
Еще раз спасибо за разбор ситуации, память и неравнодушие!

Иван Михайлович Овчинников   05.03.2021 10:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.