От КМБ до ДМБ или путешествие одного солдата

                Гражданку вспоминать два года,
                Армию — всю жизнь.

От автора.
Здравствуйте. Сразу скажу, что я не акула пера и даже не дятел клавиатуры, так
что не судите строго.
Хочу поблагодарить Татьяну Осипову, талантливую писательницу, за то, что
подтолкнула меня на написание данного рассказа. И за оказанную поддержку в
момент, когда засомневался: продолжать или бросить.
Это рассказ о моей службе в рядах Вооружённых Сил РФ. Имён умышленно не стану
называть, в том числе и своё, только прозвища. Так что истинную суть написанного
поймут лишь те, кто в теме.
Подробно все 2 года расписывать не стану, что-то лучше не говорить, а что-то
самому вспоминать не хочется, да и многое забылось за 8 лет, просто расскажу о
самых ярких моментах, из-за чего хронология событий может быть нарушена. Не
судите строго.

                Миф о сотворении солдата
                Раз гулял по небу Бог,
                Видит - кирзовый сапог.
                Поднимая стал молиться
                И солдат тут сотворился.
                Ростом где-то с каланчу
                И орёт: “Я жрать хочу!”
                Бог ему овсянки справил
                И три ночи не поспав
                Сотворил ему Устав.
               
                Проводы
Многим я знаком под прозвищами Костыль, Волк (волчара, шерстяной), Собакин или Солдат.
В ряды нашей доблестной армии я попал в декабре 2005 года и отдал х/б и сапогам 2 года.
Конечно до проводов было ещё далеко :-)
С шестнадцати лет стабильно вызывали в военкомат на комиссии. Тогда я учился в ПТУ и в армию совсем не тянуло. Насмотрелся по зомбоящику что там творится и, честно сказать, боялся. Но вариантов не было.Так как день рождения у меня зимой, то должен был попасть в весенний призыв, но попал в
осенний. Работники военкомата на личном деле вместо 14 января написали 27 сентября. В принципе это меня и спасло, так как те, с кем учились и кто ушёл в весенний призыв попали в такую жопу... Одного привезли из Читы через год в цинковом гробу...
                Я помню мрачное мгновенье,
                Передо мной явилась ты
                Вся белая, как привидение,
                Повестка... В армию идти...

На тот момент я работал на заводе после окончания учёбы. Отец работал механиком цеха и в его бригаде не хватало токаря. С мужиками сдружился быстро. Вот уж во истину дружба начинается с бутылки :-)
Проработав 3 месяца пришлось увольняться.
               
                В военкомат меня призвали
                И ни за что 2 года дали.

Начальник читает заявление: “... в связи с уходом в армию”.
— А повестка есть?
— Да,вот...— протягиваю ему повестку.
— Эх, придётся подписывать.
Провожали меня дважды - на работе и дома.
В последний день работы, после смены, собрались мы дружной компанией и пошли на
любимую полянку (мужики там частенько собирались).
Было нас 12.
— Прямо как 12 месяцев! — посмеялся кто-то.
Там были не только ремонтники, но и работники ШИХа, и инструментальщики.
Долго мы сидели на той полянке, пока силы не стали покидать нас (3 литра отменного
самогона не шутки).
На прощание пожелали лёгкой службы и дали денег со словами: “Мы тут скинулись немного”.
Сколько лет прошло, а до сих пор вспоминаю свой первый трудовой коллектив, как они радовались, что наконец-то токарь появился в бригаде.
И вот настал день Х, а именно 6.12.2005г.
В 6 часов утра следующего дня надо явится в военкомат.
Собрались друзья, соседи и началась конкретная пьянка. Не помню сколько выпил, вроде много, но был практически трезвый.
               
                Военкомат - страна чудес,
                Пришёл туда и там исчез.

В военкомат пошли пешком.
Во время работы на заводе я сдружился с одним охранником, Сергеем, и в тот день была его
смена.
Военкомат находился за заводом и я решил заглянуть к Серёге, попрощаться.
— Кто там ещё ломится?! Сейчас голову оторву!
— Серёга, помнишь дембеля 2007?
Сергей открыл дверь проходной и уставился на меня
— Что? Уже?
— Да. Вот в военкомат идём.
— Ну ты давай, не посроми свой город. Удачи!
Мы пожали руки и разошлись.
В тот день нас было трое, кого призвали. После проверки документов и личных вещей нас
отпустили попрощаться.
— Сын, ты будешь? - спросил отец
— А у тебя есть?
— Обижаешь, - сказал отец и достал из внутреннего кармана куртки гранёный стакан, а из другого кармана 0,5 самогона. Только успел выпить, как велели закругляться.
Так как нас было лишь трое, то для отправки на распределительный пункт наняли такси.
                Прощай мой дом, прощай свобода-
                Меня забрали на два года.
               
                КМБ

                Попасть я в армию мечтал -
                Носить бушлат и каску.
                И вот я в армию попал...
                **** я эту сказку!

В те годы был популярен сериал “Солдаты”, но, испытав все “прелести” на собственной шкуре, стал считать его сказкой с долей правды, а вот “ДМБ” можно назвать документальным.
Единственное, с чем не согласен — прапорщики не такие уж и идиоты.
Мне повезло. На распределительном пункте пробыл я не долго, тем же вечером отправился к месту прохождения службы. Бывало что некоторые сидели там сутками, а то и неделями.
В военкомате обещали, что пойду в ВДВ водителем, но те, кто служил сразу предупредили: “Херня всё это, смотря кто первый купит”.
В общем попал я в ВВС - Вспомогательные Войска Стройбата.
“Покупатели” нашлись быстро. Не помню скольких тогда отобрали. После окончательной мед. комиссии нам выдали форму и посадили в автобус. С этого момента пошёл отсчёт, ведь служба начинается с момента отбытия к месту прохождения срочной службы (время, проведённое на сборочном пункте не учитывается).
                Нам было с Чёртом по пути,
                Мы уходили чтоб вернуться
                Отдав 700 и 30 дней
                Из фронта юности своей.
                ***
                Строй не строй - безвихровая масса
                Каблуками стучит об перрон.
                Лишь сержант, как бравый подпасок,
                Лихо держит армейский фасон:
                “Подтянись! Разговорчики! В ногу!”
                Но с гражданских попробуй,поди,
                Их ученья, наряды,тревоги
                И солдатская стать - впереди.
                А пока что в рядах оживленье,
                От одёжек различных пестро.
                Продолжает колонна движенье,
                Не похожая вовсе на строй.
                Рюкзаки, “дипломаты”, портфели,
                Восклицаний и шуточек град.
                Это всё до старшинской купели:
                В баню - граждански, из бани - солдат.

На КМБ мы попали в глухой и забытый Богом городок под названием Андреаполь (320
километров на северо-запад от Твери).
В общем начались армейские будни: муштра от рассвета до заката и работы, когда надо.
Учили нас маршировать, разбирать-собирать автомат и изучали устав. Стандартный набор, в общем.
Работ было не много: перетащить что-нибудь где-то порядок навести.
Несколько раз чистили взлетную полосу,это было что-то: вооружившись штыковыми лопатами выстраивались в шеренгу и отчищали полосу от наледи путём разбивания льда этими лопатами. И так от начала до заката.
Потихоньку втягивались в режим. Было конечно тяжело, но это армия, а не санаторий! Ходили
в наряд дневальными по роте и в столовую. В столовой помогали разносить еду, убирать и мыть посуду. Так как часть маленькая, столовая была одна для солдат и офицеров, по этому кормили не плохо (разве что у офицеров было право выбора блюд).Так же познали все прелести ПХД (Полностью ***вый День). Когда натирали половые доски до бела.
Как-то раз старшине не понравилось что курят в туалете и он устроил нам внеплановый ПХД.
Так как был он из пожарной охраны, то принёс 5 литров пенообразователя — адская штука!
Вся располага, взлётка и туалет были по колено в пене. Долго мы драили всё что можно и нельзя.
Утром и вечером стандартной процедурой было до одурения отрабатывать отбой/подъём. А по вечерам ещё и играть в три скрипа. Игра была проста: все должны были упасть на свои шконки и замереть, а сержант или старшина слушали и считали скрипы. Как только раздавался третий скрип звучала команда “Рота, 45 секунд подъём!” и всё с начала.
После недели такой дрочки мы значительно преуспели в этом деле.
В декабре 2005 было тепло не по зимнему, но в январе ударили морозы под 40.
Надо сказать что влажность воздуха в Андреаполе очень высокая- вокруг города больше сотни озёр и болот- по этому мороз ощущался особенно остро.
В казарме был дубак, по этому спали мы под двумя одеялами и сверху ещё и бушлатом
укрывались. Больше всего меня поражал один парень, на вид не очень поворотливый. Суть в следующем: одним одеялом он оборачивал ноги (от пояса и ниже, соответственно), затем одевал бушлат (бушлаты у нас были не как сейчас, а с подстёжкой на вате), застегивал его, поднимал воротник и тоже застегивал, падал на кровать и укрывался вторым одеялом. А теперь попробуйте представить следующее: утром, по команде “Рота, 45 секунд подъём!” он успевал всё это скинуть и одеться всего за 35 секунд! До сих пор не понимаю, как у него это получалось.

                Я присягу принимал -
                Это было клёво.
                Лучше дома бы поспал,
                Тоже не ***во.

К присяге готовили особенно. Задрачивали на плацу до седьмого пота (и просто строевая, и с оружием), учили текст присяги наизусть (благо он не такой большой как в СССР). Стрельбы так же входили в план подготовки.
29 января 2006 года мы приняли присягу и стали духами (до присяги нас называли “запахи”).

                Я салага бритый гусь,
                Я торжественно клянусь
                Мясо, масло не съедать,
                А дедам всё отдавать.
                Зад шакалам не лизать,
                Целый день маршировать.
                По команде “Эй, один!”
                Появляться словно джин.
                Сигареты не курить,
                Никогда не тормозить.
                Быстро с ручника сниматься
                И про дом родной забыть.

Позже нас раскидали по разным частям.

                Кубинка

                Нас могут здесь назвать скотиной,
                Втоптать достоинство и честь.
                А мы в душе пошлём их на ***
                И стиснув зубы скажем: “Есть!”

Я и ещё трое (кажется так) попали на Кубинку (Подмосковье).
Кубинка знаменита тем, что там базируются пилотажные группы “Стрижи” и
“Русские Витязи”.
Был я там не долго, месяца 3, кажется. Сначала в батальоне охраны, потом в РМО (Роте Материального Обеспечения).
Когда служил в охране довелось даже сняться в фильме. Фильм снимали про лётчика-
испытателя и космонавта. То ли “38 секунд”, то ли “68 секунд”, не помню. В общем на Кубинку киношники приехали для съёмок финальной сцены и им нужна была массовка. Конечно не только с батальона охраны народ набрали, но и с других подразделений. В итоге мой портрет засветился крупным планом на большом экране.
После меня перевели в Тулу в в/ч 22590 (490 ОВП БУ), где я служил в Роте Охраны до самого Дембеля.

                Тула, 490 ОВП
Вообще в роту охраны направляли всех вновь прибывших, т.к. она была в приоритете.
Перевели туда не меня одного, естественно, только вот не помню сколько нас было, трое или четверо. Первый месяц, пока мы были за штатом, ротный, старшина и взводники присматривались к нам, оценивая наши возможности, так сказать. К концу месяца лишь двое остались в охране. Позже и другого парня перевели, в связисты кажется, но он успел отмочить, чтобы его запомнили на долго.
Несколько парней, с кем мы были на КМБ, перевели в эту часть. Кто-то в охрану попал, кто-то в РМО/РАТО.
В общем было не трудно вникать в тонкости быта данной роты.
Пока дембеля не ушли нас, духов, гоняли и напрягали по полной, но особо не упорствовали,
т.к. на момент появления меня там трое были под арестом. Затем суд и “дизель”.
Был там один парень с моего призыва. Всё головы ломали думая: либо он реально идиот, либо отменный актёр. Он не мог запомнить даже двух строчек из Устава караульной службы (учили обязанности дневального по роте и обязанности часового). Но дневальным несколько раз его ставили.
Устав - это камасутра, где ни слова о сексе, но ебут на каждой странице.Когда в роте открывали оружейку, чтобы выдать оружие заступающим в караул, сдать оружие
сменившимся, или что-то ещё, надо было позвонить дежурному по полку и сказать: “В роте охраны вскрывается оружейная комната”, дабы тот отключил сигнализацию.
Так вот. Как парни рассказали: это тело звонит дежурному по полку и с невозмутимым видом говорит: “В роте охраны вскрывается дежурный”. Через несколько секунд врывается охуевший дежурный по полку, чтобы выяснить что тут происходит.
Позже этого кадра перевели на подсобку, от греха подальше.
Парень, что остался в роте вместе со мной после месяца “карантина” тоже отмочил будучи дневальным. Опять же со слов парней: чел стоит на тумбочке. Звонит телефон. Чел снимает трубку.
— Дневальный роты охраны рядовой такой-то.
—...
— Да, да. Я вас понимаю, но ни чем не могу помочь...
Было ещё что-то, но уже не помню. Кладёт трубку. Кажется дежурный по роте его спрашивает:
— Чел, кто звонил?
— А, — машет тот рукой — Мельник.
Все просто выпали в осадок, ибо это был не какой-то лейтенант, а, если не ошибаюсь, подполковник. Должность не помню, что-то по снабжению.

                Я на тумбочке стою
                И в окошечко сморю,
                Как идёт большой начальник
                Я ору во весь ****ьник
                Что в отсутствие его
                Не случилось ничего.

Дни шли своим чередом. Ходил в наряд дневальным по роте, на различные работы
направляли и изучал устав постовой и караульной службы.
Периодически мы ходили к штатному психологу писать различные тесты. Одним из тестов был тест на Морально-Деловые Качества, для допуска к караульной службе. По результатам только у одного была вторая категория, у остальных третья и четвёртая. Спросили что это значит.
— Первая категория - самая редкая. Это люди самые психически устойчивые. Вторая - люди послабее. Третья - психушка мой дом родной. А с четвёртой и в психушке связываться не будут, ибо бесполезно. — пояснил нам майор (психолог). У меня третья категория...
Жили не тужили. Подъём - зарядка - уборка в раположении - завтрак - “биржа труда”.

                Стою на разводе, плывут облака...
                Послать бы всё на ***. И выпить пивка.

Биржа труда - это развод. Там нас назначали на различные работы. Скорее это было похоже на невольничий рынок. Одному надо два человека, другому четыре и так пока всех не разберут. Конечно не всё так плохо было, не все работы были тяжёлыми. Ещё был шанс разжиться нормальными сигаретами и чем-нибудь вкусным, ведь на работы брали не только военные, но и гражданский персонал. В общем не зря ВВС называют Вспомогательные Войска Стройбата и Вечно Въёбывающие Силы.
Работали, что называется, от забора до обеда, а потом до заката. Если заступали в наряд, то только до обеда. После обеда подготовка к наряду и отдых.

                В наряде я, прощай аул,
                Сегодня первый караул.
                Мой автомат висит на мне,
                Кинжал огромный на ремне.
                Мне важный пост в охрану дан,
                А в темноте стоит шайтан.
                И я хожу,чеканя шаг,
                И весь замёрзший, как ишак.
                Вдруг слышу в темноте шаги.
                Ага, идут мои враги.
                И я сказал без лишних слов:
                “Моя стрелять! Уже готов!”
                “Я разводящий!-он кричал,
                А я как пень глухой стоял
                И на курок слегка нажал...
                Моя - стрелял, его - бежал
                И как на зло моя попал...
                И вот ведут меня на суд,
                Его холодного несут.
                Прощай на долго, мой аул.
                Проклятый первый караул.

Постепенно нас, молодых, стали ставить в караул. В первый караул надо было пройти
крещение водой, мылом и бэмсом, но мне подфартило т.к. за сутки до меня в первый караул заступили двое молодых и они отдраили всё караульное помещение.
Вот ушли Дембеля и жизнь стала налаживаться. Деды нас особо не напрягали, думаю просто опасались, что кто-нибудь стуканет.
Так в жизни сложилось что почерк у меня хороший и с ниткой да иголкой дружу. Деды про это пронюхали и пошло-поехало. Писал им блокноты, обшивал эти блокноты и дембельские альбомы, и Дембельскую форму. Это и помогло сдружится с ними. С тех пор у меня всегда(почти всегда) были нормальные сигареты, а не уставные и после отбоя они частенько звали к себе на посиделки (выпить, закусить, покалякать).
Собаководство и караульная служба.
Как-то раз старшина разозлился за что-то на собаковода и решил его заменить, так сказать. В один прекрасный день, стою я на тумбочке, никого не трогаю. Подходит старшина и спрашивает:
— Собак боишься?
— Нет, — отвечаю я.
— Тогда завтра идёшь принимать наряд, будешь собаководом.
(Официальное название должности “Вожатый служебных собак”).
Спорить, естественно, не стал и вечером, сменившись с наряда по роте, пошёл в караулку, принимать хозяйство. На тот момент собак было лишь две, ротвеллеры Леди и Лиса. Позже принесли щенка алабая, которого я назвал Джек.
Конечно одним нарядом всё не ограничилось и мне пришлось совмещять собаководство с дежурствами по роте и караулами.
Так сказать благодаря этой должности ко мне быстро прилипло погоняло Собакин. Позже: Волк, Волчара, Шерстяной. А старшина звал меня просто и не затейливо - Собакоёб.
Первое, с чем мне пришлось столкнуться - это крысы, нагло пожирающие запасы сухого корма
для собак и крупы, которые выдавали вместе с мясом (субпродуты 3 категории) для
приготовления собакам нормальной еды (не одним же сухим кормом питаться). Эту проблему удалось более-менее решить найдя лист жести и сделав из неё крышку на бочку, в которой всё
это хранилось и была накрыта простой фанерой. Позже провёл в кондейке свет (тогда как раз разбирали старую сан.часть на запчасти и мне удалось разжиться всем необходимым), поставил предохранитель(автомат) и присобачил розетку. Долго мучиться не пришлось - вывел всё это от рубильника электроплиты (на ней готовил собакам похлёбку). Только работать пришлось под напряжением, ибо запитан он был на прямую от столба.
С крысами не церемонился. Сделал себе пику (из орешника и остро даточеного гвоздя) и вышел на тропу войны. Пику хранил на крыше кондейки, рядом с дверью. Тихонько, без лишнего шума, подходил к кондейке, брал пику и резко врывался в дверь. Крысы, естественно, разбегались от такого шухера, но кому-то не везло - успевал нашампурить. Первую пойманную таким образом крысу тупо порубили лопатой. В тот момент Фоксель, выступавший в роли
палача, показался мне психопатом-маньяком. После стали обливать их бензином, поджигать и отпускать.

                Я не был бы грубым,
                Я не был бы злым.
                Таким меня сделал
                Армейский режим.

Раз к начкару в караул приехала супруга и он вышел за ворота поговорить с ней. В тот момент я как раз поймал очередную жертву. Дальше по схеме: бензин-зажигалка-отпустить. И в этот раз крыса, в виде огненного шара, выбежала за ворота. Открыли мы ворота и увидели в машине начкара с супругой. Супруга была слегка в шоке от увиденного. Ну, скажу прямо: просто охуела и сидела с бледным лицом и круглами глазами.
Тогда мы решили быть осторожнее, но экзекуции не прекратили.
Точно не помню, кажется штук 40 набил.
Собаки тоже помогали в этой войне. Крыс мои девочки, мочили будь здоров. Как-то утром
пришёл убираться, а у Лисы на конуре в рядок штук семь обезглавленных тушек лежит. Иглавное аккуратненько уложены - по ранжиру. Когда я зашёл в вольер, Лиса запрыгнула на конуру и давай хвалиться.
В должности собаковода было много плюсов. Легальная отмазка от утренней зарядки. Встал утром, спокойно оделся и свалил в караулку к собакам. Если было влом в столовую тащиться, просто говорил караульному третьей смены, которы ходил в столовую за едой для всего состава караула, чтобы и на меня брал.
Так же в мои обязанности входили прогулки с собаками. Это был просто подарок судьбы летом, когда было жарко. Не далеко был пруд (или озерцо) и туда я ходил с собаками гулять, и искупаться за одно.
Многие знают, что ротвеллеры (да и многие породы собак) считают признаком агрессии если им посмотреть в глаза. Не трогают лишь того, кто их кормит. Так вот, представьте ситуацию: сидит компания, два парня и две девушки, возле машины на берегу озера, отдыхают. К ним подходит милая собачка породы ротвеллер. Одна девушка угощает её, при чём с руки, без опаски, потом гладит и по неосторожности заглядывает в газа... Лиса сразу напрягается, шерсть на холке дыбом, демонстрирует клыки в оскале и угрожающе рычит. Думал что парни, сидевшие привалившись к машине, залезут в неё не открывая дверей, просто продавив их
(надо сказать что парни были развиты физически, но решили не связываться, похоже). Благо дальше демонстации силы дело не пошло, когда я, схватив Лису за холку, оттащил её. Конечно Лиса сопротивлялась, но я быстро её осадил и напомнил кто тут главный. В глазах людей вокруг читался немой вопрос “Как этот “скелет на батарейках” (а был я тощий, точно глист) так спокойно управляется с такой псиной?”
Как то раз на том озере познакомился с девушкой. Кода она пошла домой, пошёл её немного проводить, всё равно по пути (гражданские частенько шастали по территории полка). Проходя мимо поста, ради прикола решил позвать часового.
— Эй, на вышке! Есть кто живой?!
В ответ, разумеется тишина. Надо сказать что вышка представляла собой избушку, только не на курьих ножках и из железа, размером где-то 1,5 на 2 метра и с шестом для стиптиза (по этому шесту часовой, в случае нападения, мог спуститься в укрепление на земле) на выоте метров четырёх и вырезанными небольшими окошечками-бойницами.
— А разве там кто-то есть? - спросила девушка.
— Разумеется, — ответил я — это же склад с боеприпасами и мы его охраняем.
(правда на хрена мы его охраняли, если там сигнализация установлена?)
***
Эх и прикололся я однажды стоя на этой самой вышке. Скучно, делать нехера, только то, что положено по уставу. Гляжу, идут парень с девушкой. Аккуратно подхожу ближе к бойнице, отстёгиваю рожок от автомата, поднимаю автомат на уровень бойницы и передёргиваю затвор. Лязг затвора, усиленный эхом в стальной конуре, слышен был отчётливо. Парень слегка вздрогнул и покосился на вышку, а вот девушка взвизгнула и застыла на месте. Что было дальше я уже не видел, так как валялся на полу вышки пытаясь затолкать в рот кулак дабы не заржать на всю округу.
***
Вернёмся к нашим собакам.
Были с ними и проблемы, так как по бумагам числилось три ротвелера и один кавказец. В реальности было не так. Ротвелеру по кличке Макс явно помогли отправится на тот свет - предыдущий собаковод, так сказать, обнаружил его утром на посту задушенным собственным поводком, намотанным вокруг шасси вертолёта. А кавказец от старости умер. Позже, когда уже я стал собаководом, принесли щенка алабая.
Фишка в том, что во время проверок мне приходилось прятать алабая (уходил с ним гулять).
Одини раз не успел во время уйти и пришлось воспользоваться “чёрным ходом” - махнуть через забор (спасибо парни помогли) и уйти волчими тропами.
Армия - единственное место, где молодой парень может стать дедом.
               
                Жизнь прекрасна, спору нет,
                Но тогда, когда ты дед.

Когда ушли наши деды, в роте нас осталось человек 12. Весело было когда после обеда дневальный командовал “Свободные от наряда, строиться” и возле концелярии стоял лишь водитель. Ротный выходил,смотрел на водилу и отпускал его с миром, толку то от него одного.
В таком составе Рота Охраны, хотя слово отделение больше подхоит, несла службу 3 месяца. В караул заступали через сутки.
Служил в полку один майор, дотошный на счёт знания обязанностей. Когда он заступал дежурным по полку, то на разводе караула и нового суточного наряда просто пытал заступающих в караул. Но где-то через месяц на очередном разводе подошёл к нам, посмотрел, кто заступает и изрёк фразу, которую ни кто не ожидал:
— Всё те же лица. Можно не спрашивать.
Может в тот же раз, может в какой другой, тот майор пришёл с проверкой караула. Как раз была моя смена бодрячить. Читает в постовой ведомости:
— Вожатый служебных собак ефрейтор Собакин. Караульный второй смены ефрейтор
Собакин. Это ты и там, и там?
— Так точно.
— И справляешься?
— Товарищ майор, так в роте людей нет, вот и приходится совмещать. Тяжело конечно, вместо отдыха перед заступлением на вышку собакам есть готовить, да убираться у них, но деваться не куда.
***
Был период, когда даже нашего водителя ставили в караул. Так как его машина была дежурной(после отбоя возил дежурного по части по объектам с проверкой), ему приходилось не сладко - сменился с вышки, сдал оружие и готовить машину к выезду.
Как-то раз у него с машины слили бензин. Конечно мы догадывались, кто это сделал, ибо чужой человек в караулку не зайдёт. После прикалывались:
— Какой у машины расход топлива?
— 40 литров, не заводя двигатель...
Смех смехом, а водила месяца 2 потом этот бензин списывал.
***
Молодые пришли в полк где-то через месяц, но пока КМБ, то да сё.Как то раз на вечерней пргулке решили посоревноваться с молодыми в песнопении. Их было
человек 30, а нас, кажется, 7 (вместе с сержантом). Вобщем задавили опытом, сказались постоянные тренировки.
***
Жил в карауле кот Жан. До ужаса ленивая скотина. Если летом он куда-нибудь ходил, то зимой передвигался по караульному помещению по средствам пинка: идёшь, допустим, чайку замутить, а по середине прохода лежит Жан, отвесишь ему хорошего пинка сапогом, он проедет метра два, лениво поднимит голову, приоткроет один глаз и снова свернётся в клубок.
Звать его по имени тоже было бесполезно.
— Жан, котлету будешь? — Жану абсолютно параллельно и фиолетово.
— Офицерская...
Тут Жан резко подорвался, как будто и не спал вовсе. Чего-чего,а толк в еде котяра знал.
Не помню откуда, но парни принесли в караул двух котят, серого и чёрного. Чёрного назвали
Шансунг, а серого не помню, но тоже что-то из Мортала.
В один прекрасный, но не для Жана, день Шансунг притащил крысу размером с него самого.
Жану стало завидно, что мелкого все тискают и нахваливают. Он тихо удалился, а когда вернулся в зубах у него была маааленькая мышка. Жан положил её на пол и сел рядом с жутко гордым видом, как будто собаку завалил.
***
Караульная служба - штука прикольная, особенно когда нач.кар. хороший и дежурный по полку спокойный. Особого напряга не было, пост-то всего один - склад с боеприпасами. Ну и под наблюдением ещё склад АТИ и вещевой склад.
В начальники караула заступали лейтенанты с эскадрилий и авиа тэч, и наши прапора, замполит и иногда ротный. Помощниками ходили наши сержанты, они же выполняли обязанности разводящего.
Один лейтенант как-то рассказал историю, которая произошла, если не ошибаюсь, в Чечне:
“Попал отряд пехоты в одном ущелье в ловушку и вертушки (МИ 24) отправили им на выручку.
Летать там - гиблое дело, по скольку от лопасти до скалы метра два. Ну суть да дело, вытащили пехоту. Спасённые бойцы собрали весь спирт, что был, и пошли к летунам благодарить. Пришли и видят что все уже в умат пьяные, хотя время прошло не больше часа.
Выцепили одного и спросили, когда это они успели так нажраться, на что получили простой и доходчивый ответ: “А мы трезвые здесь и не летаем.”
***
Про вышку я рассказывал выше. Добавлю лишь что летом там было как в бане, а зимой дубак.
Единственный большой плюс в отличии от открытой вышки - она защищала от ветра.
Часовой - живой труп, проинструктированный до слёз и брошенный на мороз.
Зимой, чтобы не околеть во время несения службы мы конкретно утеплялись. Далее, так сказать, по слоям: два комплекта нательного белья, комок х/б, свитер, штаны ватные, подстежка от бушлата, бушлат, поверх обязательный броник, на голову вязаную шапку и каску(когда совсем холодно было, каску натягивали на ушанку) и, само собой, валенки. Если во всём этом упасть, то без посторонней помощи хрен поднимешься. Да плюс ещё на вышке накидывали тулуп. Как-то зимой, когда чистили подъезды к складу трактором, зацепили лестницу вышки. Пока её не отремонтирвали, несли службу в усиленном режиме - один сидел под вышкой, делая каждые 15 минут доклад, а второй бродил вдоль периметра за складом.
***
Обязательной частью подготовки к караульной службе были стрельбы. Если в других частях стреляли по пять патронов, то в этой части нам выдавали по 20-25, не жалели (а может и патроны просто подлежали списанию и вместо простого уничтожения их пускали в дело).
Стрельбы проходили на полигоне ВДВ.
Однажды поехали на стрельбы. Перед отправкой к нам подошёл водитель (контрактник) и говорит:
— Мужики, так как категории “D” у меня нет, делаем вот как: если на дороге стоит ВАИ, я посигналю и вы пригнётесь, чтобы не было видно, а то прав лишат.
ВАИшники были на посту. По сигналу мы согнулись в три погибели и в мутные окошечки кунга можно было разглядеть лишь компенсаторы стволов.
В тот день ему пришлось делать два рейса, поскольку стрельбы были и у
“пиджаков” перед присягой. *Пиджаки - военная кафедра, будущие лейтенанты.*
Постреляли тогда славно. Пиджакам дали по пять патронов (ибо нехера баловать), нам по двадцать пять, а шакалы по два - три рожка спустили.
После тех стрельб, на следующий день кажется, Сокол вернулся со штаба (он был
компьютерщиком у ЗНШ) и сказал:
— Волчара, я сегодня приказ печатал, завтра тебя на разводе награждать будут за отличную огневую подготовку.
На следующий день командир полка перед строем поздравил меня и вручил часы “За
отличную подготовку к несению караульной службы по итогам на май 2006 года” (кажется так).
Ещё из наград, так сказать, имеется значок “100 отличных караулов”. Лексеич (сержант), замполита помню донимал, когда число караулов за сотню перевалило.

                Старшина и Замполит.
Старшина у нас был мужик хозяйственный. Был у него огородик. Участок не большой, а навоза туда навозили... В основном возил он на своём мотоблоке - два бойца на подсобке нагружают и два бойца на участке разгружают. Частенько он подряжал на это грязное дело меня. Однажды старшина решил не мучится и привезти сразу много. Была у нас караульная машина ГАЗ 66. Сняли с неё тент и на подсобку грузиться. Долго потом водила её отмывал, и долго ещё от неё попахивало.
Не знаю на кой чёрт, но понадобились старшине бетонные пасынки от столбов ЛЭП. Были на территории сиротливые пасынки, их то и выкапывали. Один такой стоял за караулом. Чтобы его выкопать пришлось рыть траншею метра 3 в длину, с пол метра в ширину и 2 метра в глубину. Выкапывая эту железобетонную хрень, я наткнулся на клад. Полусгнивший ящик с каким-то хламом среди которого были два подстаканника очень похожие на серебряные (скорее всего так оно и было, учитывая состояние ящика, найденного на метровой глубине, а подстаканникам хоть бы что). Жаль только не сохранились они у меня: один пришлось замполиту отдать (уж не помню за какие такие заслуги), а второй кто-то умыкнул, как говорится:
В армии нет слова потерял, в армии есть слово проебал.
Как-то прознал старшина, что среди стихов, из которых мы составляли блокноты, есть стишки про старшину. Он выделил несколько человек и по одному вызывал в каптёрку. В каптёрке “башенкой” стояли три табурета. Вызванный на аудиенцию забирался под потолок читал стихи то время как старшина сидел на диване, разговаривал с другом и держал в руке верёвочку, один конец которой был привязан к ножке нижнего табурета. Признаюсь честно - было страшно стоять на шатких табуретах под самым потолком.
***
Однажды услышал рассказ старшины, как они с другом, старшино РМО/РАТО выпивали:
— Вот надо ж было так случится! Недели две назад выпивали и решили на закусь взять банку тушёнки из сухпая. После банку заполнили песком по весу, аккуратно запаяли и положили обратно. И вот надо было нам вчера именно эту банку вытащить. Узнали её лишь когда вскрыли.
***
Замполит роты охраны вобще отдельная песня. В прошлом он служил в ВВ, где дослужился до подполковника, сопровождая осуждённых по этапу. Выйдя на пенсию там он подался в ВВС. К нам в полк он пришёл в чине капитана. Говорили что кто-то из командования полка его родственник, вот и помог пристроиться. И стал сей кэп замполитом нашей роты. Когда он осмотрелся в роте заявил:
— Не порядок! В роте ни одного ефрейтора! Это не по уставу!
И давай ефрейторов вешать. Я тоже под раздачу попал.
Как известно ефрейтор - это переёбаный солдат, недоёбаный сержант.
Все попавшие под раздачу шифровались как могли. Лычки сделали максимально неприметные и на фальшах. Надевали их лишь когда замполит донимал вопросом почему мы не носим лычки, это же не порядок!
***
В карауле, когда замполит заступал начкаром, мы угорали над ним.
В обязанности начкара входила смена часовых на посту ночью, когда помощник отдыхал.
Уж не знаю кого он боялся, наверно ему бандиты мерещились за каждым кустом, но ходил он на пост держа руку на пистолете. Да и на пост заходить боялся, от ворот (до вышки ещё метров 50) кричал что свои идут.
Шёл я как-то ночью на пост в компании замполита (в первый раз). Он шёл впереди.
— Ты как, Собакин? Всё в порядке? — спросил капитан.
— Да, товарищ капитан, всё нормально. — ответил я, разглядывая звёзды на ночном небосводе.
От караула до поста было метров 300, и дорогу я изучил вплоть до ямки, так что под ноги можно было и не смотреть.
***
Некоторые начкары настолько нам доверяли, что отпускали нас ночью одних. Тот, чья очередь была идти на вышку, сообщал часовому, что сейчас придёт, и спокойно шёл менять его.
***
Однажды я чуть не довёл замполита до инфаркта. Представьте такую картину:
Время смены караула. В калитку входит замполит (в тот день он заступал начкаром). В этот момент из-за угла караульного помещения выбегает приличных размеров крыса, а за ней, с пикой на замахе, бежит солдат и орёт: “Сука, бифштекс убегает!!!”Как вы поняли, тем солдатом был я. Следующие сутки замполит боялся со мной разговаривать.
                Замполит у нас хороший,
                Замполит у нас один.
                Соберёмся мы всей ротой
                И ****ы ему дадим!

                Девушка.
Есть такая армейская мудрость:
Мать ждёт вечно, Друзья ждут год, Девушка - пол года, А старшина - 45 секунд.
Знаете в этом что-то есть.
Так же есть хороший тост: “Когда девушка изменяет солдату - вырастает молодое деревце. Так выпьем за великий русский лес”.
Конечно я не тешил себя надеждой, что она меня дождётся. И когда пришёл час икс, просто отправил письмо с единственным стихотворением:

                Пишу письмо в последний раз
                Ответа я не жду от вас.
                Шлю пламенный привет,
                Любовь прошла и счастья нет.
                А говорила: “Буду ждать”,
                Нашла другого и в кровать.
                А я то думал: “Она ждёт”,
                Хотя и знал - любовь пройдёт.
                Уж коли так, тогда прости
                И буквы сверху вниз прочти.
                ***
       
                Ржавая копейка.
                Вчера письмо пришло солдату,
                Я с ним служу в одном полку.
                Он мне прочёл его как брату,
                Душой открылся другану.
                Ему девчёнка написала, мол:
                “Мы с тобою не друзья...”
                И что два года - срок не малый,
                “Решила замуж выйти я...”
                Я думал он сейчас подскочит,
                Тяжёлый схватит автомат,
                Смертельный выстрел прогрохочет
                И рухнет замертво солдат.
                Но в ту минуту я ошибся.
                Он, сидя, громко хохотал,
                Полез в карман и почему-то
                Копейку ржавую достал.
                Затем найдя бумаги клок
                Прижал ногой его он сильно,
                Обутый в кирзовый сапог,
                И где виднелся отпечаток
                Он вывел твёрдою рукой:
                “Привет, родная, буду краток.
                Я жив, здоров, в душе покой.
                Тебе копейку посылаю,
                На свадьбу вам подарок мой.
                От всей души тебе желаю
                Взглянуть на этот грязный след
                Ведь если б он здесь не стоял
                Давно бы всех, как тварей грязных,
                Солдатский Ад бы угнетал!”
                Ещё добавил он с улыбкой:
                “Ты будешь женщиной-подстилкой,
                Но человеком НИКОГДА!!!”
***
Телефоны у нас были под строгим запретом, но, как говорится: “Если нельзя, но очень хочется, значит можно”.
Ещё с гражданки было сохранено номера три под именем “ХЗ”. Как-то от нечего делать решил приколоться по старинке и написал на эти номера sms. Так и познакомился с девушкой Светланой Лапиной. Разумеется, ничего такого у меня и в мыслях не было, просто ради общения. Переписывались мы с ней до самого моего Дембеля. Светлана писала красивые стихи, вот один из них:
                Убили
                Холодный серый день, не светит солнце,
                Идёт по берегу девчонка не спеша.
                В глазах её темно, не видно счастья,
                В глазах её туман - она одна.
                Она одна, с ней нету больше друга.
                Ни друга, ни любви - нет ни кого.
                Куда она идёт? Сама не знает.
                И впереди не видно ничего.
                А что же впереди когда в 16 лет
                Убит был на глазах любимый человек?
                Убили на глазах и кинули ей в ноги
                Того, кого любила больше всех.
                И замерла душа, окаменели ноги
                И слёзы душат, нечем ей дышать,
                Упала и не хочется вставать.
                В крови рука, в крови трепещут губы
                И крепко сжаты пальцы в кулаки.
                Так хочется проклясть весь этот мир
                И всех кто есть в нём.
                Раздался дикий крик, потом рыданья.
                Ей причинили столько горя...
                Казалось, много лет прошло,
                Уже пора забыть всё, не страдать.
                Ушёл он навсегда, его уж не вернуть,
                Но она всё помнит - не хочет забывать.
                И до сих пор, как клятва,
                “Люби меня всегда и помни,
                Что буду я любить тебя всегда”.

Позже, уже на гражданке, мы как-то встретились. Это получилось чисто случайно, просто у нас был общий знакомый, который пригласил её с парнем погулять вместе. Весь вечер Светин парень косился на меня как-то не добро, но ничего не сказал.
{Светлан, если ты читаешь это, или может кто расскажет, вспомни ефрейтора Гав}—

                Бессмертный я! — сказал Кощей,
                Но зря он так хвалился.
                Хлебнул Кощей солдатских щей
                И замертво свалился.

Кормили нас не особо. Бикус, сечка, перловка, котлеты с мясом.. рядом лежали...
Чтобы всё это стало съедобным и приобрело вкус, приходилось щедро приправлять
бульонным кубиком Магги, желательно говяжим, и заливать майонезом. При чём даже манную кашу. Вобще манная каша была что-то с чем-то. Её можно было использовать вместо раствора при строительстве, ибо когда она остывала, то превращалась в нечто твёрдое. Однажды в карауле поставили эксперимент: в кастрюлю с манной кашей воткнули ложки, вилки, нож и перевернули. Упал только нож, так как ручка у него тяжёлая, а лезвие гладкое. Бикус - тоже мало съедобная субстанция. Вобще это квашенная капуста, но квасят её по-армейски. Не помню кто рассазывал: “В землю зарыта огромная бочка, рядом стоят резиновые сапоги. Капусту шинкуют и кидают в эту бочку. Солдат одевает сапоги и лезет утаптывать её.
Соответственно может в ходе процесса покурить, поплевать...” Месяца три нам этот бикус давали на ужин. Сначала с картошкой, потом без оной, ибо кончилась.
Но самое страшное ждало впереди. В один чёрный день нас стали кормить таким дерьмом, что ели мы лишь хлеб с маслом и чай (не спасали даже бульонный кубик и майонез). Когда были деньги закупались “бомжовкой”. В тот период я понял, что сухой собачий корм не такая уж и гадость, особенно с пивом.
Помню дали нам как-то сечку. Пробовать её никто не рискнул - от одного вида стало дурно. Тогда ко мне подошёл старшина и сказал забрать это собакам. Бедные мои собачки. Если бы я только знал, что так будет, ни за что не стал бы кормить их этим. Крутило собак с этой сечки дня три. Они по вольерам еле передвигались и почти не ели, только пили.
Так что жили мы по принципу: “Если Родина думает, что нас кормит, то пусть думает, что мы её защищаем”.
Бывало, попадёшь на работы либо на прод. склад, либо на овощехранилище, там картошечки дадут или ещё чего съестного. Раз довелось разгружать фуру картошки. Конечно мы не одни были - с РМО и связи тоже пришли. Нам тогда 2 мешка перепало, для караула.
После трёх месяцев вынужденного голодания и жалоб, питание стало налаживаться.

                Всякое разное.
(речь пойдёт о разных приколах нашего городка и прочем вкратце)
Самое распространёное наказание в армии - наказание через коллектив - это когда
провинившийся либо стоит и смотрит, либо что-то ест (на КМБ одного заставили сидеть есть батон) в то время как остальные отжимаются, приседают, “ловят бабочек”.
*суть упражнения “ловля бабочек: упор сев принять, по команде подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой, после чего вернуться в исходную позицию. Если хлопок был не одновременным - этот раз не засчитывался*
Думаю, не стоит объяснять, что было дальше с “виновником торжества”.
Конечно были и исключения и провинившийся был в общем строю.Не помню за что, но ротный нас однажды знатно прокачал. Началось с отжимания. Раза так
после тридцатого:
— Устали отжиматься?
— Так точно, товарищь капитан.
— Тогда приседаем!
И так по кругу часа два.
Вобще ротному фатально не везло. За всё время, что я там служил, ему должны были дать майора раза 4, но за пару дней до того, как должно было придти представление на звание, в роте случался конкретный косяк и вместо звания он получал огромный болт. Позже, уже в 2008
кажется, ему всё-таки дали майора. Один парень, можно сказать мой дух, тогда позвонил и сказал, что они (срочники) уже две недели бухают во главе со старшиной - отмечают.
Так же отправляли на Очки, только не с зубной щёткой, а с “туалетным утёнком” (обломком красного кирпича). Самым лютым было попасть на очки в караул, там туалет типа сортир, с выгребной ямой. На моей памяти было и такое - попадали парни по крупному залёту и туда.
***
От нашей роты каждый день формировалась группа антитеррор (АТ) - 10 человек свободных от наряда. Естественно и я не раз входил в эту группу. В случае кипиша на территории части или прилегающей территории, по сигналу подрывались, вооружались (если это необходимо) и
бежали разруливать возникшую проблему. Естественно необходимой частью экипировки была рация с очень весёлым позывным - “Панель”.
— А почему у нас позывной “Панель”? — как-то спросили мы у старшего во время одного из учений группы АТ.
— Да потому что мы мальчики по вызову. — ответил старший.
Старшим группы АТ был прапорщик или офицер из управления роты, ответственный в тот день.
***
Были, естественно, и проверки различными комиссиями и высшим командованием. Проверяли слаженность действий по тревоге, строевые смотры и прочее.
Однажды с проверкой приехал командующий 16 Воздушной Армии. После всей беготни сели мы в ленинской комнате и стали ждать визита комиссии.
Надо сказать, что за день до этого нас всех заставили остричся наголо.
Так вот сидим, ждём. Заходит комиссия во главе с командующим. Ну там всё как полагается по уставу - доклад ротного и прочее.
— А почему они у вас все лысые? — спосил генерал у ротного.
— Берут пример с командира роты, — ответил тот, снимая фуражку.
— ***вый пример, — сказал генерал, — пойдёмте, я вам кое что объясню.
Они удалились в раполагу, а по возвращении ротный был совсем поникший.

Во время другой проверки один майор, заступающий дежурным по полку, отмочил на разводе караула и суточного наряда:
— Завтра, в 6 утра, неожиданно будет тревога. Будте готовы.Строй взорвался от смеха и развод на этом был окончен.
***
С пулемётчиками тоже прикол сплошной. Не знаю почему, но на эту должность назначали парней ростом практически с сам пулемёт. Представьте: стоит боец не высокого роста и держит ПК калибра 7.62 (с коробом для ленты). При условии что приклад на земле, дуло пулемёта ему по плечо.
***
Так как в части своей бани не было, нас возили в город. Бывало, что и пешком ходить приходилось, если машины не было.
Когда было тепло, в случае отсутствия машины и желания командиров тащиться куда-то, старшина решал вопрос гениально: он отводил нас либо в Клоково на озеро, либо на пруд за штабом (туда чаще). Сперва мы минут 10 плавали, а после на берегу мылись. В качестве душа использовали лейку.
Такие вот дела.

                Матушка Демобилизация.

                Поверь, мой друг, взойдёт она -
                Звезда пленительного счастья.
                Ты скажешь - Дембель! И тогда
                Заплачет девушка от счастья.
                Казармы рухнут и свобода
                Нас встретит радостно у входа
                И на обломках КПП
                Напишем буквы ДМБ.
Изначально моим дембельским аккордом должна была стать постройка защитного сооружения перед входом в караульное помещение. Сооружение, которое там было, скорее походило на нагромождение ящиков из-под боеприпасов. Но что-то пошло не так, и аккорд превратился в простую боевую задачу.
Естественно строил всё это я не один. Из материалов в наличии были лишь доски от этих самых ящиков, а остальное добывали по армейски: найди, роди, укради. По последнему пункту добывали цемент (точнее сухую смесь) для бетонирования столбов. В то время как раз строили новый склад ГСМ и там работали парни с нашей роты.
За постройку защитки обещали мне пять суток к отпуску и звание МС на Дембель, но в итоге них... ничего.
***
                Есть в нашей роте угол тёмный,
                Плакат висит над тем углом.
                И днём, и ночью дух учёный
                Стоит на тумбочке столбом.
                Глядит налево - роту строят,
                Направо - роту спать ведут.
                Там чудеса, там ротный бродит,
                В каптёрке старшина сидит.
                Там на неведомых дорожках
                Следы съебавшихся солдат.
                Кровати там на курьих ножках
                Кругом в два яруса стоят.
                Там замполит над книгой чахнет,
                Там табаком и мылом пахнет.
                И я там был, наряд тащил,
                Не раз по морде получил,
                Но всё ж до Дембеля дожил.
      ***
Когда началась стодневка, время, казалось, стало тянуться неимоверно долго.
Меня уже особо не дёргали, поэтому я со спокойной душой, после выполнения всего
необходимого по уходу за собаками, тупо дрых.

                Фаза ночью, фаза днём -
                Так до Дембеля дойдём.

Просто говорил парням, чтобы в случае шухера разбудили.
Когда до заветного дня осталось месяца полтора, старшина озадачил меня выбором
преемника. Надо было выбрать будущего собаковода. Выбор был не велик, так что много времени это не заняло. Получив одобрение старшины я стал забирать Шефа с собой, так сказать для подготовки смены.
Вот и настал тот светлый день, когда я должен покинуть казённый дом, отдав сполна все долги перед Родиной. Но и тут не обошлось без подвоха. Командир построил роту и объявил:
— Кто намерен сеголня уволиться в запас, выйти из строя.
Таких нас было трое.
— Если хотите уволиться сегодня, вы должны сделать кантики по всему плацу.
Под кантиком подразумевался сугроб, образовавшийся при чистке снега на плацу,
выровненный в двух плоскостях - сверху, и с фасада, так сказать.
Времени на выполнение задания отведено было мало, но мы справились, уж очень домой хотелось.
Объявили построение. Нас вывели из строя. Вручили нам все необходимые документы,
сказали напутственные слова. Мы тоже толкнули речь.
После нам дали пять минут переодется и собрать монатки.Хоть и осточертело всё за то время, что провели на службе и ужасно тянуло домой, но
прощаться было тяжело. Обнялись с парнями на прощание, пожали руки взводникам,
старшине, замполиту и ротному.
И вот он - тот самый момент, который мы так долго ждали. Момент, к которому шли два долгих года сквозь тяготы и лишения армейской службы - торжественный удар тяжёлым табуретом по заднице.
Мы поочерёдно вставали на пороге нашей роты, предварительно выставив сумки за порог, наклонялись, подставляя задници под удар. И вот он - этот долгожданный удар, чтобы больше мы не вернулись.
Уйти, не порощавшись с парнями в карауле мы не могли, по этому направились прямиком туда.
Из караула нас так же торжественно проводили тем же образом.
Ну вот и всё, мы практически уже гражданские. Так как в течении службы в отпуск мы не ходили, то официально не увольнялись в запас, а шли в очередной отпуск. Штамп об увольнении в запас поставили лишь через 20 суток.
До Москвы мы добрались вместе, а там разбежались. Один поехал в Саранск, другой в
Нижний, а я завис на двое суток у родственников.
Когда приехал домой, отмечать моё возвращение собралась вся компания, в которой
тусовался до армии, и которая меня в армию провожала.

P.S. В качестве напутствия тем, кто только собирается идти в армию и тем, кто только призвался хочу сказать:

                Будешь жить не по уставу -
                Завоюешь честь и славу.
                По уставу будешь жить -
                Заебёшься ты служить.

Так что выбирайте, как лучше: по дедовщине, или по уставщине.

                Караульный пёс Ефрейтор Гав
                октябрь 2015 года


Рецензии
Отличное повествование о службе, жаль, что так быстро все закончилось. Отлично получилось, с юмором и немного грустно, стихи,наверное, будут передаваться из поколение в поколение.

Татьяна Осипова Величкина   10.11.2015 16:00     Заявить о нарушении