Мастер трудного жанра

               
Борис Рябухин - поэт, драматург, прозаик, критик. Родился  в 1941 году в Волгоградской области. Окончил технический вуз и ВГИК. С 1966 года  живет в Москве. Работал  редактором в «Молодой гвардии», в «Литературной газете», журнале  «Юность», издательстве «Художественная литература». Автор двадцати семи   книг поэзии, прозы, драматургии и публицистики.  Один из немногих в стране мастеров слова, который пишет исторические драмы в стихах.  Более тридцати лет он работал над трилогией «Степан Разин», «Кондрат Булавин», «Император Иван», которая  в итоге издана отдельной книгой «Российские хроники». Эти эпические произведения выдвигались  на Государственную премию, отмечены Международной литературной премией имени Николая Тихонова, другими наградами.  Спектакль «Кондрат Булавин» поставлен в театре в Волгограде. Борис Константинович Рябухин, не только замечательный поэт и прозаик, но и общественный деятель, руководит коллегией поэзии Академии российской литературы. А еще он член Союза журналистов России и член Союза писателей России.


-Борис Константинович, почему вы выбрали  столь трудный и редкий сегодня жанр – драмы в стихах?
- Это самый вечный жанр. Из глубины веков дошли в основном лишь   драматические произведения  в стихах – Аристофана и Еврипида,  Эсхила  и  Софокла.  В XIX веке в этом жанре успешно творил А.К.Толстой. В свое время мои  притчи на исторические темы - «Кудеяр» и «Ермачок» одобрил  известный  поэт Павел Антокольский.  Он  сказал, пригласив меня к себе домой, что «русская сказка бродит по истории и может завести автора далеко».  Однако он отказался помочь в публикации моей драмы «Степан Разин».  Примечательно, что  издательства никогда не ставили в свои планы драматические произведения, а театры не ставили пьесы, неопубликованные в печати. Замкнутый круг. Кстати, Антокольский  и сам никак не мог пристроить свои пьесы. Так и  дважды лауреат Сталинской премии драматург Владимир Соловьев, одобрив первый вариант моей пьесы, сказал, с сожалением: «Зачем вы взялись за этот трудный жанр? Драмы в стихах пишут только самоубийцы».  С таким «напутствием» я поступил на сценарный факультет ВГИКа, а затем   создавал свою трилогию в стихах в течение тридцати лет.  Меня утешало, что мой любимый поэт Алексей Константинович Толстой  – единственный в России, кто написал  драматическую трилогию в стихах.  Да и  гениальный Гете писал  «Фауста» чуть ли не всю долгую жизнь. Зато, когда я появлялся в ЦДЛ, за столом мои доброжелатели    пели  в мою честь  песню о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень…».  В конечном итоге  Министерство по делам национальностей, где я работал секретарем коллегии министерства,  выхлопотало средства на постановку в Государственном  Донском Казачьем театре  моей пьесы «Кондрат Булавин».
Недавно я подарил свою трилогию «Российские хроники» руководителю «Мосфильма»  Карену Шахназарову, а во время поездки в Сербию знаменитому сербскому кинорежиссеру  Эмиру Кустурице,  как  три исторических остросюжетных киносериала…
-В ваших стихах есть строки с критикой в адрес  современной поэзии, например,  в таких стихах как «Век версификаций», «Довольно!». Что радует, что тревожит в нынешней поэзии?
 - Например то, что тексты современных песен считают поэзией. Но песни приносят большой доход, а стихи – в загоне. Ведь раньше даже Николая Добронравова не принимали в Союз писателей, не считая его популярные песни поэзией.
Крайность современных песен  – малограмотные тексты якобы «романсов»,  изданных за свой счет авторов, которые исполняют по всем клубам страны. Того гляди, обесценят и полюбившуюся передачу «Романтика романса». Уже сейчас поют  шлягеры советских поэтов вместо романсов в этих телепередачах. А ведь настоящий жанр романса  зародился в России давно, с участием поэта-романтика – Ивана Ивановича Дмитриева (1760 –1837). На слова Дмитриева охотно сочиняли музыку  композиторы-современники –  А.  Алябьев и М. Глинка («Ах! когда б я прежде знала…»),    А. Рубинштейн («Горлица и прохожий»), А. Жилин («Тише, ласточка болтлива!..»). Более того, теперь самодеятельные композиторы сделали Сергея Есенина и Николая Рубцова песенниками, задвинув  их  замечательные стихи подальше от внимания современных читателей. 

- Когда же у нас появятся поэты, стихи которых будут читать на площадях полных народу?
    - Важнее назвать причины, почему в траве литературной околицы  стало меньше цветов – настоящих поэтов. Раньше издательства книгу ждали, даже заказывали лучшим авторам, награждали юбиляров собранием сочинений. С трудом, но печатали. Сейчас  же хозяева литературы – издательства-миллионеры. Они отказываются  печатать копеечные сборники стихов  (а товар-то штучный!) даже за счет средств автора.  Книжные магазины  не любят книги стихов, а изданные на собственные средства  книги по закону нельзя принимать  на продажу от автора. Принимают только от организаций – издательств. Даже если  менеджеров  уговорят принятьпоэтические сборники  для распространения, магазины книги современных поэтов не выставляют на продажу (не выгодно) и возвращают  авторам. 
В наши дни на современной поэзии стоит клеймо: «Поэзия не пользуется спросом». Это даже не клеймо, это диагноз  современного общества.  А когда-то миром правили поэты – предводитель Великих Моголов Бабур был   великим поэтом.

-Сейчас другие времена и слово поэт не вызывает священного трепета. Так кто виноват и  что делать?
     - Надо поднять значение слова Поэт. В нашей истории есть уникальное доказательство неправильного  отношения к работе  поэта. Иосифа Бродского осудили и сослали в ссылку за тунеядство, потому что на вопрос, кем он работает, тот  ответил: «Я – поэт».  За его творческий потенциал вступился даже Самуил Яковлевич Маршак. 
Во всех официальных документах, касающихся   поддержки культуры,  у нас забывается азбучное понятие, что культура, это, прежде всего, литература, а потом уже остальные от нее зависящие виды искусства. В итоге получается, что артист эстрады зарабатывает миллионы, а поэт порой уходит на пенсию  бомжем. Хотя его публикации и книги  используют предприниматели, позволяя  в Интернете за плату читать, скачивать, тиражировать, даже допечатывать и продавать незащищенные авторскими правами произведения. А что касается стихов на площади, то их со временем окончательно  заменил Интернет.

-Почему же столько жизненных преград, а наши люди продолжают писать и даже печатать стихи, и  в большем количестве, чем раньше?
         - Потому что появилась свобода издаваться за свой счет. Хотя редакторские сложности останавливали  раньше поток версификации. А при царе в гимназиях, в лицеях, кадетских училищах и т. д. была учебная дисциплина  – учили сочинять стихотворения.
Молодые люди в школе и сейчас начинают писать стихи от избытка  чувств и впечатлений. Поэзия – скорее дополнительный орган наших чувств. И многие поэты считают его даром свыше. Каким даром –  я ответил кратко однажды в журнале «Юность»:
«Поэзия – это высшее ремесло, по Буало; музыка полутонов, по Рембо; призраки, по Бодлеру; адское величие, по Лотреамону;
 магия слов, по Брюсову; езда в незнаемое, по Маяковскому;  чудотворство, по Пастернаку;  щель меж звезд, по Кузнецову… Душа всего искусства, вдохновение, сказка, греза, пророчество, колдовство, медитация… И мне кажется, все это – только признаки истины. Поэзия, это четвертое, божественное измерение».
А кроме того,  молодых поэтов вдохновляет успех таких известных  мне мастеров русской словесности, как Евгений Рейн и Владимир Бояринов  (как два направления литературного процесса);  Андрей Дементьев и Валерий Дударев (два главных редактора  одного журнала «Юность»); Лев Котюков  и Юрий Кублановский (осыпанные премиями  противоположных  направлений); Кирилл Ковальджи и Иван Жданов (единственные из именитых поэтов, чья поэзия  на сайте  Стихи.ру); Александр Кушнер и Максим Амелин  (на разных орбитах раскрутки)…
Много теперь и женщин –   поэтесс, хотя это слово неправильное.  Сегодня поэтами можно назвать редких женщин, таких как Новелла Матвеева и  Марина Кудимова. 
А в общем, мы – поэты, продолжаем творить, как обычно, по закону, открытому в юности Новеллой Матвеевой:
Всё сказано на свете?:
Несказанного нет,
Но вечно людям светит
Несказанного свет.

Между тем: это интервью в кратком изложении  опубликовано в газете  Правительства Москвы «Тверская,13» в субботу, 7 ноября 2015 г. (№133) на 18-19 полосах.По мистическому совпадению оно увидело свет в день рождения Бориса Константиновича Рябухина.Клянусь, я это узнал позднее и совершенно случайно...Бывают странные сближенья...


Рецензии
Бывают странные сближенья? Ну, думаю, ничего странного, т.е. случайного. Значит... так сошлись где-то звёзды)) НО, как, мы не узнаем.
Что касается самого материала, то прочёл его с интересом, хотя бы из-за того, что Б.Рябухин - мой земляк. Как я понимаю, его постановка шла в нашем Казачьем театре? Надо бы уточнить у знакомых из того театра.
По-журналистски понравилось и само интервью: вопросы интересные, тема весьма деликатная, факты любопытные.
Из негатива: дааа, с поэзией в нашем литературном мире дела обстоят действительно плохо.К сожалению, даже обнадёжить нечем((

Анти Фимас   06.11.2017 21:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.