Анти-Отелло, или анекдот от Поклитару

Самый комичный балет  "День рождения Отелло" на музыку Седьмой симфонии Прокофьева был впервые исполнен Русским камерным балетом "Москва" 7 июня 2004 года. Сценография - Андрей Злобин, костюмы - Анна Ипатьева. Жанр - балет-пародия, балет-анекдот, балет-перевертыш.

Главным событием  Пятого Международного фестиваля современного танца Рампа Москвы стала постановка Поклитару День рождения Отелло на музыку Седьмой симфонии Прокофьева. После успеха Ромео и Джульетты и Палаты N6 на главной сцене страны российские театры "выстроились в очередь" на Поклитару. И вновь сенсация - Поклитару показал совершенно неожиданную трактовку шекспировской драмы, определив, что его главные герои "военноначальник Дездемона и его жена - Отелло", что в итоге привело к убиению  Отелло нежными ручками Дездемоны. Анти-сюжеты и сюжеты-перевертыши характерны для современной сцены, и в этой версии уместнее говорить об Анти-Отелло - такой антипафос в духе кафе-шантан.

Все события происходят под столом (на заднике сцены изображены ножки от столов, треснувшие столешницы, сквозь которые трогательно голубеет небо). А известные персонажи представлены как насекомые. Поблескивающий черным костюмом Отелло (Сергей Сатаров) - это жук или таракан, Дездемона  (Марина Александрова) - гусеница в обрезанной белой пачке, Яго (Роман Андрейкин) - паук, о чем можно догадаться, когда, присев на диван, он характерно выдвигает локти и колени. Движения у всех странные, дерганные, словно дихлофоса наглотались.

Содержание: импотент-Отелло пресмыкается перед престарелой шлюхой - Дездемоной, Яго пылает страстью к Кассио, которому, явно не озабоченная моралью  Дездемона, тоже прохода не дает. Отелло натирает пол пресловутым платком Дездемоны, из-за которого все беда и приключилась. Скучающая Дездемона курит и третирует мужа, вытирая об него ноги. Приходят гости с тортом. Отелло целует Кассио, Дездемона тоже от него не отстает. Коварный Яго "открывает глаза" Отелло и усаживает его верхом на жену Кассио - Эмилию. С Эмилией у Отелло все получается, с женой - не очень. Отелло все грозится придушить жену, и когда ей это надоедает, она всаживает в него ножик и прячет под диван. Кассио обряжают в костюм Отелло, и он занимает место бывшего мужа.

Получился танцевальный капустник-анекдот, где все положения выворачиваются наизнанку. Действие развивается легко, быстро, без излишеств с выпуклыми пластическими характеристиками. Постановщик принципиально не грузит зрителя, пусть зритель ломает голову сам - кто есть кто?

Это явный эксперимент, гротескный спектакль, где, по словам Поклитару, "у насекомых происходят насекомоядные страсти". Шутка, шалость художника, которую лучше воспринимать не всерьез. Но и не заметить сложно.

Из книги "Раду Поклитару. Свободный танец"


Рецензии