О смысле произведений. Нужен ли он читателю?
С чего-то заумного и витиеватого? И в каком ключе? Можно взять и зло постебаться над примитивностью, благо примеров неудач тоже имеется куча. Можно огорчиться над промахами и ошибками в действительно стоящих вещах. Или …. весело на примерах, словно конферансье поговорить о наших литературных потугах на темы типа политики!
Я попробую поговорить о наших с вами произведениях в разных стилях.
И вообще. Что такое смысл произведения? В чем он выражается? Где спрятан? Почему в неких вещах он проглядывает сразу, ну а где, что бы его постичь, нужно обязательно дойти до конца всего текста, при всём притом не проскакивая через кучу вроде лишних страниц с изложением событий и описаний.
Писатель и читатель, как оказывается, стоят друг от друга очень далеко и порой просто не видят друг друга. Разные у них интересы. Поэтому о рецензиях ожидаемых автором от читателя-автора я помолчу. Это порой просто чувствуется.
Вы и сами видели, как некто заходит к вам и открывает ваши произведения чуть ли не десять штук в минуту (чаще это копирует автомат в чей-то архив), а скажем одно, но делает это, допустим каждые две или три минуты. О чем сие говорит вам, как автору?
Это значит, читатель открывает, вчитывается в первые строки страницы. Потом видимо перескакивает по ним аки заяц по грядкам, и дойдя до конца открывает новое произведение. Какой вывод тут можно сделать?
С одной стороны, ему вроде бы как понравилось. С другой же стороны, этому читателю нужно быстрое развитие сюжета, как в скажем, в американском мультике. Каждые пятнадцать-тридцать секунд должна идти смена декораций и действий персонажей. Современный читатель приучен современными книжными страстями в детективах и кинобоевиках к быстрому и впечатляющему его психику, действию. Какой тоской для множества сегодняшней молодёжи является чтение «Братьев Карамазовых», или «Анна Каренина»? Про Тургенева с его описаниями я вообще молчу. На передний план сегодняшней литературы вышло одно «Действие».
И кто из писателей больше всего пострадал от этого новшества? А те, кто пишет в старом, но нормальном литературном стиле. С настоящей красочностью описаний, и объяснений позывов поступков влияющих на их персонажи.
Пошел. Взял. Пнул. Забросил. Выстрелил. Отскочил. Глаголы! (Увы, в чем и я тоже часто грешен).
Так о чем бишь мы? А, о смысле рассказа, стихотворения или новеллы. Кстати, многие люди-писатели просто не отличают эти жанры.
Хотя, есть вещи без смысла. Простое и очень красивое изложение, скажем чувств, описания красоты природы. Интересный пересказ своих мыслей промелькнувших за день и изложенных в дневнике. И они по своему прекрасны. А есть многостраничные фолианты, рассказывающие о жизни неких людей в виде рассказа или фентези. Там тоже нет смысла, есть только описание приключений героев сюжета. И на это есть своя категория читателей.
Смысл и мысль, к которой часто мы хотим подвести своего читателя, вот они встречается не везде, или их нечаянно маскируют до полного исчезновения в нагромождении попутных деталей.
И вот мы добрались до произведений, в которые автор вкладывает мысли и детали из жизни, предлагающие человеку-читателю задуматься над чем либо, и … даже сделать особые выводы о своём бытии и поступках в нём. Они как бы исповодь подводят человека к нарисованной словами автора картине и говорят. Смотри. Вот есть тут такое, мимо которого ты читатель проходишь мимо каждый день и … отворачиваясь игнорируешь. Заметь же это, прими как действительность, отреагируй!
Но …………… . Но. Чаще наш читатель быстро пролистывает страничку за страничкой и поняв, что над сим надо задумываться, быстро ретируется и уходит. Мол своих забот полон рот, а тут ещё предлагают думать и что-то решать. Не хочу думать и становиться на чьё-то место. Хочу цирк шапито, хочу театр, хочу зрелища, как «Комеди Клаб» по ТВ, где можно смотреть, радоваться удачным трюкам, шуткам, остротам. Хочу хлопать в ладоши и отдыхать от жизни ждущей его за дверями театра.
Многие не хотят что-то менять, в мыслях и представлениях о том, в каком узком потоке течёт их жизнь. Над тем, что кто-то оставил от полноводного русла их жизни обходную и медленную протоку с крутыми берегами, на которые в данном опусе ему предлагают взобраться и увидеть настоящую картину мира.
И глянув, в первые заставляющие мыслить странички, чаще наш читатель уходит, даже не дочитав до конца.
Как говорит Задорнов – Да, это сложно.
Простое и примитивное, его читать и воспринимать легче. Но при этом этот читатель приучает себя к рефлексу отторжения нужности думать и оценивать жизнь.
А ведь иной раз нужно заставить себя сделать что-то до конца и …. Попробовать дочитать и задуматься над том, о чем тебе дали возможность прочитать. Заставить себя! Ибо это есть рядом!
И до кучи вопрос. Скажите положа руку на сердце, вы, каждый из писателей на нашей «ПРОЗА.ру» , вы можете признаться самому себе, сколько своих произведений считаете достойными считаться настоящей литературой, в чистом не репортёрском виде?
У меня из 160-х произведений я насчитал всего 9. ДЕВЯТЬ! И всё. Остальное на злобу дня.
Свидетельство о публикации №215110601152
Позволяю себе эти рассуждения не как имеющий право это делать литератор, таковым не являюсь. Мои собственные опусы - это своего рода фотографии. Отображение действительности без оценки, такой, как её увидел фотоаппарат. От меня - лишь выбор ракурса и настроек. Читателем же я считаю себя талантливым и знающим, поэтому всегда стараюсь докопаться до смысла. Если его не обнаруживаю - бросаю чтение без сожаления. Бывает, найденный смысл оказывается бесполезным либо токсичным для меня лично, и в этом случае ухожу немедленно. Всеядность, на мой взгляд, не слишком ценное качество. Спасибо за интересную, хорошо поданную тему, Чиполино Новый Пк!
Лада Вдовина 15.12.2022 10:46 Заявить о нарушении