О смысле произведений. Нужен ли он читателю?

        С чего бы начать?

   С чего-то заумного и витиеватого? И в каком ключе? Можно взять и зло постебаться над примитивностью, благо примеров неудач тоже имеется куча. Можно огорчиться над промахами и ошибками в действительно стоящих вещах. Или  ….  весело на примерах, словно конферансье поговорить о наших литературных потугах на темы типа политики!

   Я попробую поговорить о наших с вами произведениях в разных стилях.

   И вообще. Что такое смысл произведения? В чем он выражается? Где спрятан? Почему в неких вещах он проглядывает сразу, ну а где, что бы его постичь, нужно обязательно дойти до конца всего текста, при всём притом не проскакивая через кучу вроде лишних страниц с изложением событий и описаний.

   Писатель и читатель, как оказывается, стоят друг от друга очень далеко и порой просто не видят друг друга. Разные у них интересы. Поэтому о рецензиях ожидаемых автором от читателя-автора я помолчу. Это порой просто чувствуется.

   Вы и сами видели, как некто заходит к вам и открывает ваши произведения чуть ли не десять штук в минуту (чаще это копирует автомат в чей-то архив), а скажем одно, но делает это, допустим каждые две или три минуты. О чем сие говорит вам, как автору?

   Это значит, читатель открывает, вчитывается в первые строки страницы. Потом видимо перескакивает по ним аки заяц по грядкам, и дойдя до конца открывает новое произведение. Какой вывод тут можно сделать?

   С одной стороны, ему вроде бы как понравилось. С другой же стороны, этому читателю нужно быстрое развитие сюжета, как в скажем, в американском мультике. Каждые пятнадцать-тридцать секунд должна идти смена декораций и действий персонажей. Современный читатель приучен современными книжными страстями в детективах и кинобоевиках к быстрому и впечатляющему его психику, действию. Какой тоской для множества сегодняшней молодёжи является чтение «Братьев Карамазовых», или «Анна Каренина»?  Про Тургенева с его описаниями я вообще молчу.  На передний план сегодняшней литературы вышло одно «Действие». 

   И кто из писателей больше всего пострадал от этого новшества? А те, кто пишет в старом, но нормальном литературном стиле. С настоящей красочностью описаний, и объяснений позывов поступков влияющих на их персонажи.

   Пошел. Взял. Пнул. Забросил. Выстрелил. Отскочил. Глаголы!  (Увы, в чем и я тоже часто грешен).

   Так о чем бишь мы? А, о смысле рассказа, стихотворения или новеллы. Кстати, многие люди-писатели просто не отличают эти жанры.

   Хотя, есть вещи без смысла. Простое и очень красивое изложение, скажем чувств, описания красоты природы. Интересный пересказ своих мыслей промелькнувших за день и изложенных в дневнике. И они по своему прекрасны. А есть многостраничные фолианты, рассказывающие о жизни неких людей в виде рассказа или фентези. Там тоже нет смысла, есть только описание приключений героев сюжета. И на это есть своя категория читателей.

   Смысл и мысль, к которой  часто мы хотим подвести своего читателя, вот они встречается не везде, или их нечаянно маскируют до полного исчезновения в нагромождении попутных деталей.

   И вот мы добрались до произведений, в которые автор вкладывает мысли и детали из жизни, предлагающие человеку-читателю задуматься над чем либо, и … даже сделать особые выводы о своём бытии и поступках в нём.  Они как бы исповодь подводят человека к нарисованной словами автора картине и говорят. Смотри. Вот есть тут такое, мимо которого ты читатель проходишь мимо каждый день и … отворачиваясь игнорируешь. Заметь же это, прими как действительность, отреагируй!

   Но ……………  .  Но. Чаще наш читатель быстро пролистывает страничку за страничкой и поняв, что над сим надо задумываться, быстро ретируется и уходит.   Мол своих забот полон рот, а тут ещё предлагают  думать и что-то решать. Не хочу думать и становиться на чьё-то место.  Хочу цирк шапито, хочу театр, хочу зрелища, как «Комеди Клаб» по ТВ, где можно смотреть, радоваться удачным трюкам, шуткам, остротам. Хочу хлопать в ладоши и отдыхать от жизни ждущей  его за дверями  театра.

   Многие не хотят  что-то менять, в мыслях и представлениях о том, в каком узком потоке течёт их жизнь. Над тем, что кто-то оставил от полноводного русла их жизни обходную и медленную протоку с крутыми берегами, на которые  в данном опусе ему предлагают  взобраться и увидеть настоящую картину мира.

   И глянув, в первые заставляющие мыслить странички, чаще наш читатель уходит, даже не дочитав до конца.

Как говорит Задорнов – Да, это сложно.

   Простое и примитивное, его читать и воспринимать легче. Но при этом этот читатель приучает себя к рефлексу отторжения нужности думать и оценивать жизнь.

   А ведь иной раз нужно заставить себя сделать что-то до конца и ….  Попробовать дочитать и задуматься над том,  о чем тебе дали возможность прочитать.  Заставить себя! Ибо это есть рядом!

   И до кучи вопрос. Скажите положа руку на сердце, вы, каждый из писателей на нашей «ПРОЗА.ру» , вы можете признаться самому себе, сколько своих произведений считаете достойными считаться настоящей литературой,  в чистом не репортёрском виде?

   У меня из 160-х произведений я насчитал всего 9. ДЕВЯТЬ! И всё. Остальное на злобу дня.


Рецензии
Прежде всего, смысл должен быть уяснён самим автором. Мне приходилось слышать рассуждение: "Я старался. Это - моя жизнь. Пусть читают". В нём не так уж много смысла. "Он старался" как эпитафия вполне годится, потому что самовыражение, безусловно, имеет ценность для самого индивидуума. Прежде всего. Как и всё, что происходит лично с ним. При этом, говорить о смысле становится правильным тогда и если, когда самовыражение одной личности как-то повлияло на других. Стало интересно, весело, заставило задуматься, сопереживать, вдохновило, побудило к действию - вовлекло.
Позволяю себе эти рассуждения не как имеющий право это делать литератор, таковым не являюсь. Мои собственные опусы - это своего рода фотографии. Отображение действительности без оценки, такой, как её увидел фотоаппарат. От меня - лишь выбор ракурса и настроек. Читателем же я считаю себя талантливым и знающим, поэтому всегда стараюсь докопаться до смысла. Если его не обнаруживаю - бросаю чтение без сожаления. Бывает, найденный смысл оказывается бесполезным либо токсичным для меня лично, и в этом случае ухожу немедленно. Всеядность, на мой взгляд, не слишком ценное качество. Спасибо за интересную, хорошо поданную тему, Чиполино Новый Пк!

Лада Вдовина   15.12.2022 10:46     Заявить о нарушении
Да пожалуйста.

Чиполино Новый Пк   15.12.2022 11:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.