Незабытая история

  До чего же живучи стереотипы. Стоит произнести - "Ремарк", как сразу вспоминается - "На Западном фронте без перемен", как будто писатель ничего другого не создал,  или другие его произведения не заслуживают такого внимания.
  Впрочем, все подобные стереотипы сложились ещё в советскую эпоху, потому что в ту пору литературу "изучали" только с классовой точки зрения.Тем более - западную:"своими" становились писатели, разоблачавшие лживую буржуазную мораль, агрессивные планы империалистов, прогнившие устои капитализма.
  Первая мировая война тоже рассматривалась исключительно с этих позиций, и, в частности, тот же роман Ремарка "На Западном фронте без перемен".
  Стереотипы живучи, потому что они застревают в памяти, и отделаться от них весьма трудно. Но теперь при имени "Ремарк" я всё-таки буду вспоминать не только "На Западном фронте без перемен", но и - "Ночь в Лиссабоне". Может быть, даже в первую очередь - "Ночь в Лиссабоне":роман неожиданно для меня самой просто потряс.
  А ведь, на первый взгляд, в нем нет ничего особенного. В примитивном, "школьном", изложении - это история любви людей, переживших муки оккупации и концлагерей, скитания по странам в поисках спасения и "нормальной" жизни.
  Сколько книг, рассказывающих об этом? Тысячи. Но сила их воздействия зависит от степени таланта писателя, и, конечно, мало кто может сравниться с Ремарком.
  Особенно поражают страницы становления нацизма в Германии. И об этом написано и ещё напишут не раз. Чем же поражают Ремарковские? Если хотите своей жуткой будничностью:брат-эсесовец шпионит за сестрой, по его доносу её мужа заключают в концлагерь, и он не скрывает этого и продолжает "шефствовать" над сестрой, пытаясь подчинить её новым правилам жизни и идеологии, которые она, в отличие от него, люто ненавидит.
  Именно эта "будничность" происходящего, уверенность новых "хозяев жизни" в своём праве всем и всё диктовать и вызывает не только дрожь жути, но и неизменный вопрос:как немцы докатились до жизни такой?
  Мне как-то удалось найти в Интернете "Майн Кампф" на русском языке. Я читала её и удивлялась её примитивности и скуке, которую она вызывала у меня. Идеи её тоже не новы. Как же она могла оболванить миллионы людей? Наверное, именно этой своей "простотой" и примитивностью:чем проще рецепт, тем легче сделать блюдо, и не только в кулинарии.
  В нацистской Германии книги Ремарка сжигались, тот же роман "На Западном фронте без перемен". За что? За то, что он якобы проповедовал поражение немцев в Первой мировой войне, показывал слабость немецкого духа.
  Ремарк вынужден был эмигрировать из Германии, жил в США, потом в Швейцарии, где и умер. В Германию он больше не вернулся. Может, не верил, что она может измениться?
  Изменилась ли? Внешне, разумеется,- да. Но насколько глубоко внутренне? В теме "беженцы в Германии" как-то сразу утонул один "щекотливый" вопрос:размещение их в бывших концлагерях. Насколько это нравственно, учитывая прошлое Германии? 
  Поспешили закрыть тему сами немцы. "Немецкая волна" выступила по этому поводу с обширным комментарием. "Делать подобные утверждения могли только авторы, совсем не осведомленные о том, что представляет собой сегодня место, в котором когда-то находился концлагерь Бухенвальд. Сегодня это мемориальный комплекс. Бараков, в которых можно было бы кого-то размещать, там нет".
  Разместили беженцев в Шверге,- небольшом городке, километрах в сорока пяти от Бухенвальда, который в годы войны подчинялся Бухенвальду, несмотря, кстати, на возмущение музейных работников.
  Власти Дюссельдорфа, в свою очередь, собирались разместить мигрантов на территории бывшего концлагеря, где содержались угнанные на работу в Германию граждане из оккупированных нацистами стран. Как заявил глава города, "несмотря на тяжелое историческое наследие, из места, где царило варварство, нужно сделать место, где царит гуманность, предоставив беженцам достойное жилье".
  Часть территории, подчеркивает комментатор "Немецкой волны", как и в Шверге, давно уже застроена, а об истории напоминает мемориал.
  Самое же потрясающее, однако, в комментарии - обида и возмущение, которые проскальзывают вот в этих строках:в бывшем нацистском лагере советская власть держала после падения Гитлера 28 тысяч пособников нацистов в течении пяти лет "в нечеловеческих условиях"(?!).
  То есть, то, что в годы войны миллионы людей держали в нечеловеческих условиях, - это как бы уже история, превращённая в мемориалы, и хватит об этом, а то, что пособникам нацистов пришлось пережить,- не забыто и важно.
  И это прорвавшееся откровение говорит больше тысяч слов о том, что немцы поняли и искупили прошлое.
  Наверное, в это искупление, опять-таки, не верил и Ремарк. Ведь он, повторюсь, так и не вернулся после окончания Второй мировой войны в Германию, где от его сожженных нацистами книг не осталось даже пепла.
 
   
   


Рецензии
Со временем от Германии останется только название. В Объединенной Европе Арабских государств, скромное место будет занимать Арабская республика Германия.
С уважением Радиомир.

Радиомир Уткин   06.11.2015 13:29     Заявить о нарушении