Кирпичики

В прошлом веке был популярным городской  дворовый романс «Кирпичики». Есть много вариантов песни. Смысл один: при капитализме во время кризиса озлобленные люди, работавшие на кирпичном заводе, «И по камешку по кирпичику растащили они весь завод». При молодой советской власти завод восстановили сами бывшие рабочие. Один из них - молодой парень Сенька. Он воевал в Красной Армии против беляков и иностранных интервентов, вернулся на завод, стал директором «товарищем Семёном», и при нём все люди стали довольны жизнью.

Судьбу кирпичного завода из песни я сопоставила с судьбой СССР, в котором, начиная с правления Хрущёва, стали «растаскивать» страну «по камешку по кирпичику». Беспардонная критика покойного ИВ Сталина разрушила единство советского народа, подорвала доверие к власти, вызвала кризис в международном коммунистическом и рабочем движении. В обстановке дестабилизации советской власти и ожидании перемен, в систему стало входить хищение общественной собственности, сначала мелкое, потом крупное. С годами аппетиты «инициативных людей» настолько выросли, что за четверть века после смены курса  прибрали к своим рукам природные богатства и всю экономику страны. Без экономического фундамента под откос пошла вся страна.

Все годы нового российского капитализма, который некоторые называют феодальным, в печати постоянно обсуждают вопрос, кто погубил Советский Союз. Эта тема никогда не будет закрыта, также как и гипотезы о прекрасной Атлантиде.
Причин множество, одна из них - хищения. У меня нет статистических данных о хищениях общественной собственности в масштабе страны,
союзных республик, цифры - дело профессионалов, у литераторов иная задача. В этой статье сошлюсь на устные рассказы рабочих того времени. Слушая их, приходишь к выводу, что хищения,  расточительство к добру не приводят, они сыграли не последнюю роль в том, что «экономика» не стала «экономной», несмотря на призывы партии. Ярче всего эти симптомы проявились при горбачёвско - ельцинской «катастройке». Думаю, есть интерес взглянуть на прошлое глазами человека «в рабочей спецовке». Назову его условно - Александр Петрович Кормилицын.

Александр  Петрович - ветеран труда, по профессии фрезеровщик высокой квалификации, трудился на авиазаводе в Комсомольске-на Амуре и в городе Арсеньев Приморского края.
 
По его воспоминаниям, обстановка была, можно сказать, хорошая. Рабочие не отказывали себе в выпивке, что плохо, но это не отражалось на работе: они были специалисты высокого класса и настоящие трудяги, в месяц завод выпускали по 20 самолётов СУ-22  для Вооружённых Сил Советского Союза и на продажу дружественным странам.
А какие классные были инженерно-технические работники, которые справлялись с любой производственной проблемой.
 Когда на заводе не хватало станков и не на что купить новые, они модернизировали старые. Без согласования с Министерством внедряли многое из чужого опыта,
собственные изобретения, не залёживались в папках ценные рационализаторские предложения рабочих. В результате общих усилий план всегда выполнялся.

Предприятие было богатое, имело свой самолёт, который летал в Москву по заводским делам. О дне вылета объявляли заранее, чтобы желающие могли бесплатно посетить столицу и вернуться обратно. В тайге на озере организовали выращивание карпов, рыбу продавали в городе по дешёвой цене всем желающим. Строились дома, открывались детские учреждения, в столовых кормили вкусно и дёшево и т.д. В таком коллективе людям нравилось жить и работать, хотя не устраивала зарплата. 

Доброго слова заслуживал отдел охраны, где в основном работали женщины. Утром и после смены через проходную проходили тысячи рабочих, контролировали строго, воры их боялись. Правда, какой-то мизер с завода уносили, причём не из-за жадности, а потому что в магазинах не продавали нужный  в домашнем хозяйстве инструмент, без которого ты   вроде, и не мужик. Александр Петрович был передовиком, его фотография висела на заводской Доске Почёта, он перевыполнял план, вносил рационализаторские предложения, имел личное клеймо качества, получил звание «Ударник коммунистического труда». И вот этот заслуженный передовик превратился в »несуна» -  за десять лет работы вынес с завода маленький пузырёк эпоксидной смолы заделать щели в полу, и пузырёк чёрной краски замазать царапины на мотоцикле. Однажды его чуть не подвели под монастырь. Подошёл токарь и сказал: « Вынеси мне паяльник, а то я оделся по-летнему, у меня нет больших карманов». Нередко бывает, что по простоте душевной, по-товарищески человек соглашается выполнить сомнительную просьбу - и попадает в неприятную историю, оказывается в дураках. Хорошо, что Петрович отказался выполнить просьбу. Через проходную проходили вместе, проверили Петровича, а на того, кто нёс паяльник, даже не обратили внимания, может, у них была договорённость?

В цеху работали в основном молодые мужики, любили розыгрыши, может, и не всегда уместные. Однажды подшутили над охранниками. Один мужик спросил другого: «Ты согласен, если мы позвоним на проходную, скажем, что ты выносишь ДИП-500?» Тот засмеялся: «Согласен».
Охранниками в основном  работали женщины, которые зорко охраняли заводское имущество, но они мало понимали в технике, этот недостаток и решили использовать юмористы. Незадолго до окончания смены из цеха позвонили на пульт охраны, сказали: «Ждите! Сейчас Виктор Нефёдов будет выносить ДИП-500».
 
На проходной приготовились к встрече «несуна» - так называли мелких воришек. Виктора тщательно проверили, ничего подозрительного не нашли. Молоденькая вахтёрша предположила, что Нефёдов успел выбросить инструмент, спросила напрямик: «Я точно знаю, что вы хотите вынести ДИП-500, куда вы его спрятали? Выкладывайте по-хорошему, а то вызову начальника охраны».

Едва сдерживая смех, мужик притворился обиженным: »Что вы ко мне привязались? Ты случайно не поддала? Как я могу вынести токарный станок, у него размер 30 метров в длину и 15 метров в ширину? Он как стоял в цехе, так и стоит».
Он не стал объяснять женщине характеристику станка ДИП-500, построенного в Советском Союзе в тридцатые годы под девизом »Догнать И Перегнать Америку». Вахтёрша поняла, что над ней посмеялись, сильно расстроилась.
В общем, если судить по этим примерам, на заводе встречались отдельные «несуны», которые не наносили заметного урона предприятию.  Однако, в системе Министерства Авиационной промышленности в союзных республиках на родственных предприятиях уже процветало масштабное воровство. В газетах об этом не писали - о беспорядках рассказывали командированные, приезжавшие на помощь при угрозе невыполнения плана. Обычно такие разговоры велись в курилке.
В Комсомольск-на Амуре  приезжали рабочие из Грузии, которые возмущались воровством на заводе и мафиозными проявлениями в Тбилиси. Оказалось, что там на авиазаводе авиационную сталь выбрали на пять или шесть лет вперёд, делали из неё баки для вина, так же дело обстояло с краской.
 
Уже тогда, в начале семидесятых, рабочие не понимали, что происходит в Грузии, кто на всю социальную сферу накладывает свою мохнатую лапу, создавая проблемы, причин для которых не было. Что-то случилось с молоком, его не стало хватать. Поголовье коров не уменьшилось, продуктивность оставалась прежней, резкого увеличения населения не произошло, но с молоком начались перебои. Очередь в магазин занимали с 8 часов утра, некоторые уходили с пустой посудой. Куда-то оно загадочно исчезало из продажи, нечем стало кормить детей. В аптеках пропали лекарства, в свободной продаже остался аспирин, всё остальное покупали с рук по завышенным ценам.
- Если бы здесь дали жилье, мы бы переехали сюда без раздумий, - сказали командированные перед отъездом.

Следует отметить, что порядками  в Тбилиси были недовольны не только русские, но и грузинские рабочие. Не хотелось верить этим рассказам, Александр Петрович с армейской службы сохранил большое уважение к грузинам. Они дисциплинированны, хорошие товарищи, справедливые, гордились своей нацией. Среди них нашёлся симулянт, притворился слепым. Они решили «проверить» его «зрение»: повели симулянта к телеграфному столбу. Он ударился головой о столб раз, другой, потом закричал: «Больше не надо, уже вижу!» Солдаты сказали земляку: «Что же ты позоришь нашу нацию?»  Вспоминая этот случай, Александр Петрович не мог понять, почему перерождается гордый народ, отдельные люди не хотят по-честному жить и работать? Уже тогда задумался: может, и страна меняется, уходит от привычного образа жизни?

Не меньшее удивление вызвала командировка рабочих из Комсомольска-на Амуре в Ташкент и царящие там порядки. В одном из новых микрорайонов столицы Узбекистана крыши домов частного сектора оказались все покрыты авиационным алюминием, украденным с завода, лимиты этого дорогостоящего металла были выбраны лет на пять-шесть вперёд. Между тем для кровли в магазинах продавался шифер
 
На авиазаводе в основном работали русские, узбеков было мало. У каждого в тумбочке стояла электроплитка и чайник. Они пили чай два раза до обеда и два раза после обеда, плюс общий обеденный перерыв. Русские рабочие «тянули» план, обходились одним перерывом на обед, работали больше, а зарплату, видимо, получали одинаковую.

Командированные были удивлены «открытием» в торговле. Однажды приезжие в торговом павильоне на улице купили пива, отдали деньги и ждут сдачу. «Вы чего стоите, почему не уходите?» - спрашивает недовольный продавец.
- Сдачу ждём.
- Какую сдачу? Напились пьяные, уходите, милиционера позову». Покупатели поняли, права качать бесполезно, они сами с собой всегда договорятся, пришлось с обидой молча уйти без сдачи.

Насколько мне известно, нечто подобное происходило на Украине. На одном из предприятий по забою скота хищения крышевала милиция: там рабочие в своих сумках домой выносили мясо в сумках, а проверяющим милиционерам попадались по списку - сегодня Верку задержат, завтра Шурку. За мясо рабочие получали любой дефицит: меховые воротники, эмалированную посуду
 мясо меняли на головку украденного сыра, на чай высокого качества. Работа на разделке туш не из приятных, не каждый согласится, поэтому руководители  и смотрели на воровство сквозь пальцы, не находя законных способов поощрения работниц, но и о себе не забывали. Если представить этот процесс в масштабе страны, то не одно стадо быков миновало прилавки магазинов.
 По этим небольшим примерам можно судить о том, что уже в самом начале семидесятых годов наш советский паровоз начал сходить с рельсов из-за потери управления,
в новые «машинисты» пробивались в воры, спекулянты, желая разбогатеть любым способом - невидимая паутина коррупции постепенно становилась главной в жизни государства. Это моё мнение. С тех пор так и катимся по наклонной, растащили СССР, а теперь «по камешку по по кирпичику« разбираем остатки России, продолжаем приватизацию, бесполезную и непонятную народу. Как тут не вспомнить справедливого труженика «товарища Семёна» из песни, который власть отстоял в бою с врагами, восстановил разрушенный завод, позаботился о людях, чтобы всем стало жить хорошо. Работы ему много, перестроечных руин не перечесть. Возникает попутный вопрос: народ стал другим, поймёт ли он современных «товарищей Семёнов?»


Рецензии
Все правильно, говорю,как свидетель всего этого.Одна из причин никуда не годный учет. Без компьютеров невозможно учесть каждый гвоздь.Еще одна причина психологическая - все вокруг колхозное, все вокруг мое.Ну и воспитание хромало, безусловно.А сколько лжи о кровавой власти - за три колоска чуть ли не расстрел. Можно было красть машинами, а сесть за сноп соломы. Произвол несомненно был.Ничего другого получиться не могло, если власть после Хрущева не знала, куда идет. Всех благ.

Старик 31   06.12.2015 16:47     Заявить о нарушении
Очень рада получить отзыв от самого компетентного автора Прозы по глобальным мировоззренческим проблемам, взгляды которого разделяю. Согласна, что социализм у нас был ребенком, но спасибо Советским людям, что растили это первозданное дитя во враждебном окружении мира впитала. Большой путь начинается с первого шага. В своих статьях Вы убеждаете в торжестве социализма и коммунизма, путь к которому лежит через прогресс, через ИТ. Все составные сов. Идеологии нуждались в обновлении, уточнении целей. И т.д. Самого доброго! Лариса

Коршуниха62   06.12.2015 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.