4. 1993 год. Расстрел парламента

         (Продолжение. Предыдущее см.http://www.proza.ru/2017/12/08/368).

          Вместе с ростом недовольства в обществе, подогреваемом КПРФ, продолжала нарастать конфронтация между Верховным советом народных депутатов во главе с его председателем Хасбулатовым с одной стороны,  Президентом и правительством с другой. Дело дошло до того, что одни просто не давали работать другим. А Съезд народных депутатов вообще превратился в непрерывный антиельцинский, антидемократический митинг. Естественно, и в обществе усиливался раскол. Ничем хорошим закончиться такое противостояние не могло. В конце-концов Ельцин сам набрался решимости, или его к тому склонило окружение, так или иначе он издал Указ о роспуске Верховного совета и Съезда народных депутатов.

          Но Верховный Совет отказался подчиняться, и в свою очередь, своим постановлением попытался отстранить от власти самого Ельцина.  Обстановка обострилась до крайности. Ельцин потребовал от депутатов очистить Белый дом. Те отказались. К ним присоединился вице-президент А. Руцкой. Который, видимо, подумал, что в случае, Если Ельцин проиграет, он сам сможет просто и легко стать Президентом РФ, и решил рискнуть.  Хотя на публике свои действия он, естественно, объяснял иначе, в основном, несогласием с курсом Ельцина и его окружением. (Заявлял, что у него на них целый чемодан с компроматом, грозился его опубликовать, но так и не сделал этого. Чемодана у него просто не оказалось).

          В начале октября Белый дом был оцеплен со всех сторон милицией.  Депутатам и набившимся туда всяческим их «защитникам» еще раз предложили покинуть здание. Те снова отказались. Больше того, по их инициативе, со стороны Белого дома довольно многочисленные группы  с красными, (и даже красно-черными!), знаменами при поддержке недовольных властями людей, начали штурм московской мэрии, потом Останкино. Толпа быстро увеличивалась в количестве, а вместе с ним, как всегда, возрастала её агрессивность. Пролилась первая кровь. Руцкой уже призывал толпу штурмовать Кремль. Вот-вот в Москве должно было вспыхнуть грандиозное побоище. А официальные власти бездействовали!  Ельцин опять куда-то пропал, не подавал признаков того, что он вообще есть.

          В конце-концов, Е.Гайдар, недавно отстраненный Ельциным от власти, взял на себя смелость обратиться к москвичам по всем радио и телеканалам с призывом выйти на улицу для защиты Конституции и демократии. Москвичи вышли. И только тогда Ельцин откуда-то появился в Кремле, собрал совет из приближенных, членов правительства и силовиков. Пришли к общему мнению, что без применения силы беспорядки не остановить, а промедление может привести к полномасштабной гражданской войне. Здесь еще раз проявилась «во всем блеске» натура любимца Ельцина, генерала П.Грачева. Он, как и в августе 1991-го,  потребовал личных гарантий и письменного приказа Президента РФ на применение силы.  Ельцин такую бумагу ему пообещал. Добившись своего, Грачев ввел войска, танки, окружил Белый дом. И потом, по свидетельствам очевидцев, лично   руководил стрельбой из танковых пушек по его окнам.

         Вокруг Белого дома и в его окрестностях собралась большая толпа. Были там и пытавшиеся как-то поучаствовать в защите Верховного совета, но больше просто зевак. И вот когда 4 октября начался штурм Белого дома, в ходе хаотичной пальбы погибло много людей именно из числа толпившихся вокруг Белого дома его защитников. Хорошо, что силы на стороне Верховного совета были слабенькими, еще лучше то, что Руцкой и Хасбулатов оказались  нерешительными, бездарными и трусливыми  руководителями. (Достаточно вспомнить, что в ходе штурма «герой» Руцкой панически взывал о помощи не только к своим летчикам, призывая их бомбить Кремль, но и умолял о своём спасении … посольство США!).  Всё закончилось очень быстро, смертельно испуганных, побледневших горе-руководителей восстания, вывели под конвоем из Белого дома и отправили в СИЗО. Граждане успокоились, а все арестованные вскоре были освобождены.

         В официальном списке погибших, объявленном Генеральной прокуратурой России, числились 147 человек: в Останкино – 45 гражданских и 1 военнослужащий, в «районе Белого дома» – 77 гражданских и 24 военнослужащих министерства обороны и МВД.  (https://clck.ru/2XxoV)

         Еще долго после событий октября 1993 года настроение у большинства граждан России оставалось подавленным. В  СМИ, шли бурные дебаты по вопросу кто прав, кто виноват в происшедшем. И я тоже в них поучаствовал. Например, в «Независимой газете» №223 (647) от 20.11.93 в разделе «Полемика» была опубликована моя статья  «Внезапная амнезия». (При желании, её и сейчас можно найти в Интернете). 
         Находились, конечно, журналисты, телеканалы, которые расценивали происшедшее как победу демократии над силами реакции. Однако куда большее число людей проклинали Ельцина за пролитую кровь у мэрии, у  Останкино и у Белого дома. Что касается меня лично, то я, если и осуждал Ельцина, то только за промедление и нерешительность в первые часы противостояния. Именно оно стало основной причиной кровопролития. Нельзя было допускать до того в самом начале. А уж если дошло до штурма Белого дома, то можно было сделать это по-другому. Без пальбы по нему из танковых орудий и штурма. Разоружить, утихомирить зарвавшихся депутатов можно было и иначе. Однако в любом случае, после того, как пролилась кровь у мэрии и Останкино, медлить дальше было нельзя, и тут уж я был на стороне Ельцина.
         Характерная деталь: среди погибших и раненых в ходе столкновений не оказалось ни одного «героя-депутата», тем более их руководителей. Как всегда, погибли, в основном, простые граждане, принявшие активное участие в "защите Белого Дома", в штурме московской мэрии и Останкино. И, как я уже сказал, просто зеваки, отогнать которых от такого зрелища невозможно было никакими силами.

         Еще одно разочарование ожидало нас в декабре, на выборах в только что созданную вместо Верховного совета Государственную Думу. Все демократы надеялись, что на них победит партия «Демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром и продолжит пусть и непопулярные, но крайне необходимые стране реформы. Но, очевидно, сказались события октября, трудности в стране, недоработки и упущения демократов, в том числе и в ходе предвыборной кампании. В итоге на выборах в большинстве оказались коммунисты и жириновцы. Причем ЛДПР набрала больше всех голосов, что оказалось полной неожиданностью даже для самого Жириновского. Так что вместо движения вперед, начались склоки, разногласия, дележ портфелей во власти.  Ни к чему хорошему это привести не могло. Причем, как в общественно-политической жизни страны, так и в промышленности и сельском хозяйстве. Сказалось, конечно, и в армии, и на флоте. Можно было бы многое рассказать об общественно-политических событиях в стране, об экономике и политиках, но в этой области достаточно специалистов, ученых, и они свое слово сказали и еще скажут. А я продолжу о том, что ближе мне.

           Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/08/589          


Рецензии
К сожалению, и Ельцин, и Грачёв, и Хасбулат удалой, все оказались в критической ситуации трусливыми, колеблющимися людьми, полностью непригодными для таких постов... Конечно, стрелять из пушек в столице, это вообще недопустимо, спецназ это намного лучше бы сделал... Р.Р.

Роман Рассветов   13.01.2020 15:10     Заявить о нарушении
Вы правы, Роберт Владиславович.

Альберт Иванович Храптович   13.01.2020 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.