Чернокожие солдаты Конфедерации

    10 июля 2015 года по распоряжению губернатора штата Южная Каролина Никки Хейли  с мачты, возвышавшейся напротив здания тамошнего конгресса, был спущен боевой флаг Конфедеративных Штатов Америки. Красное полотнище с изображённым на нём синим Андреевским крестом с белой окантовкой и 13 белыми звёздами на фоне креста; знамя, под которым сражались и умирали сотни тысяч американцев, отстаивающих свои права на тот образ жизни, который казался им правильным, теперь отправилось на хранение  в пыльные запасники местного музея. Мотив  поступка госпожи губернатора был весьма благовиден - по её мнению на фоне массовых выступлений афроамериканского населения прокатившихся по всей стране, развевающийся перед главным административным зданием штата штандарт вооружённых сил несуществующего «расистского» государства, выглядел крайне не толерантно.

       Военные действия, начавшиеся на территории нынешних США в апреле 1861 года, между двумя государствами собственно Соединёнными Штатами -  Союзом, состоящими из 24 северных штатов и  13 южными штатами, объединившихся в Конфедеративные Штаты Америки традиционно представляется гражданской войной между прогрессивным и свободным Севером и отсталым рабовладельческим Югом. Массово тиражируемая с кино и  телеэкранов, страниц книг и учебников официально обозначенная  причина войны, это освобождение негров - рабов и  уничтожение института рабства, существовавшего в ряде южных штатов. Однако и  по сей день, казалось бы, досконально изученная история войны 1861-1865 годов профессионалами от истории всех мастей и рангов, таит в себе немало загадок, одна из которых негры,  сражавшиеся за дело Юга. Читателям, знающим историю конфликта между Севером и Югом в рамках голливудских  киносказок типа «Амистада» или «Славы»,  сам факт участия чернокожих рабов в войне на стороне своих «хозяев» может показаться выдумкой. Но, как говорили древние, даже богам не под силу изменить того, что было.

      4 апреля 1865 года кавалерийский отряд северян обнаружил небольшой караван армии Конфедерации, состоявший из полутора десятков фургонов, следовавший из осаждённого войсками генерала Гранта Ричмонда. Федералы, рассчитывая на лёгкую победу, с хода атаковали конвой. Однако нападение успеха не принесло – собрав повозки в круг, охранявшие обоз солдаты, защищались умело и храбро. Несколько раз конники бросалась в атаку, однако тяжёлые пули  дальнобойных «Энфильдов» южан  снова и снова отбрасывали их назад. Лишь только после того, как у обозников закончились  боеприпасы, кавалеристам удалось ворваться внутрь импровизированного укрепления. Большая часть охраны конвоя была перебита, несколько человек попали в плен. К несказанному удивлению солдат - северян,   все бесстрашно сражавшиеся против них бойцы, облачённые в серые мундиры регулярных войск Конфедерации, оказались неграми. Но разве, как внушали им вашингтонские политики, абсолютно все чернокожие жители Юга не должны ненавидеть  своих хозяев - злобных рабовладельцев из Конфедерации? А на самом деле оказывается, что бесправные угнетённые рабы храбро воюют за своих угнетателей!
 
      Перед войной 1861 года всё население будущих Конфедеративных Штатов Америки составляло около 12 миллионов человек, из которых 9 млн. были белыми и 3 млн. «цветными», включавших в себя негров, индейцев, китайцев, мексиканцев и прочих граждан не англо-саксонского происхождения. Вопреки ещё одному стойкому мифу о поголовном  рабстве чернокожего населения Юга, по данным переписи 1860 года 240 747 негров числились свободными (free Negroes). Для сравнения, рабовладельцев-плантаторов, включая женщин, детей и немощных стариков, владевших как минимум двадцатью рабами, в том же году насчитали всего-навсего 46 274 человека. Между тем на протяжении войны во всех армиях Юга под ружьё встало 600 тысяч человек, абсолютное большинство из которых менее всего думало о  сохранении рабства в их родных штатах.

     Хотя до 1865 года негров в армию Конфедерации официально не призывали, во вновь формировавшихся ополчениях штатов и милиции свободные чернокожие и рабы начали служить с самых первых дней начала конфликта. Уже в апреле в Вирджинском городке Линчбург 70 свободных афроамериканцев записались волонтёрами в армию КША, дабы «защитить страну от тирании федерального правительства  Линкольна». Формировавшееся в Теннесси ополчение охотно принимало в свои ряды любых добровольцев, не обращая никакого внимания на цвет кожи и социальное положение, причём белые, мексиканцы, индейцы и негры не составляли отдельных подразделений по расовому признаку, как это делалось в армии Союза, а служили в одних частях и жили в одних палатках. В начале прошлого века, к пятидесятилетию битвы при Гёттисберге, штат Теннеси назначил персональные пенсии всем оставшимся в живых солдатам армии КША, в том числе  трёмстам неграм  - ветеранам Теннессийского ополчения.

     В июле 1861 года, свидетель кровопролитной битвы при Буллан-Ране (Манассасе), известный социальный реформатор и политический деятель  бывший раб Фредерик Дуглас с изумлением пишет, что: «Немало цветных служит в Армии конфедератов! Причем не только поварами, слугами и подсобными рабочими, но  полноправными солдатами. На их плечах мушкеты, в их карманах – пули, они готовы стрелять в лояльные (Союзу) войска и делают все, что может сделать солдат для разрушения федерального правительства и создания собственного, мятежного».  Другой видный аболиционист Горацио Грили также сообщает: «С первых дней войны негры активно участвуют в военных операциях КША. На Юге из их числа формируют регулярные части мятежной армии, их обучают по общим уставам, а на парадах они маршируют плечом к плечу с подразделениями из белых южан; между тем подобное пока совершенно немыслимо в Вооруженных Силах Севера».

      В сражении при Манассасе, о котором сообщает Фредерик Дуглас, приняли участие два подразделения (regiment) негров, один из которых был создан из свободных афроамериканцев, другой из рабов. Уцелевшие в битве янки-северяне с ужасом рассказывали,  что «в первых рядах противника находились два батальона негров - мятежников, которые не давали никакой пощады своим врагам». Участвовавшая в  этой битве Вторая артиллерийская батарея конфедератов, укомплектованная чернокожими канонирами и  показавшая чудеса храбрости, впоследствии стала примером для создания прославленных батарей «Ричмондских гаубиц», чьи расчёты более чем наполовину состояли из бывших  рабов.

   Осенью 1862 года  55 тысячная армия КША генерала Роберта Ли вторглась в Мериленд. В её рядах насчитывалось три тысячи вооружённых негров - добровольцев. Генерал рассчитывал пополнить свои войска за счёт волонтёров из местного населения, однако большинство белых граждан  штата на воззвание Ли никак не отреагировали, чего нельзя сказать о цветном населении. Негры активно записывались добровольцами в армию прославленного военачальника, уже тогда пользовавшимся уважением у обеих противоборствующих сторон.  В армии Роберта Ли не было дискриминации по расовому признаку: в батальонах совместно служили представители разных рас, денежное содержание было одинаковым как у белых, так и у цветных бойцов, некоторые особо отличившиеся чернокожие солдаты получали звание капралов и даже младших командиров, чего в федеральной армии  Линкольна не случалось никогда. «Чёрные» добровольцы генерала Ли храбро дрались в главном событии Мэрилендской кампании - жестокой битве 17 сентября 1862 года у  Шарпсберга. Как сообщает американский исследователь, сотрудник Вирджинского университета Эдвард С. Смит, в подразделениях одного из лучших генералов Конфедерации Томаса Джонатана Джексона по прозвищу «Каменная стена» численность негров - волонтёров составляла 4 тысячи человек, причём подавляющее большинство из них находились в линейных батальонах непосредственно принимавших участие в сражениях. Свободные и подневольные афроамериканцы служили даже в ударных кавалерийских частях Натаниэля Бедфорда Форреста, известных своим бесстрашием и доблестными рейдами по тылам неприятеля. Например, из 119 бойцов его личной гвардии, так называемого «эскорта Форреста», 25 солдат были чернокожими. Генерал, убеждённый и непримиримый враг северян, дал своим «цветным» бойцам весьма лестную оценку: «Эти парни оставались со мною до конца. Люди вроде них - лучшее, чем обладала Конфедерация!».  Между прочим, генерал Натаниэль Форрест после войны стал главой Ку-клукс-клана, что не мешало ему всю жизнь гордится своими темнокожими солдатами.  Но каким бы отвратительным образованием не был Ку-клукс-клан, своим происхождением он обязан не столько  личным взглядам Форреста и его единомышленников, сколько политике «реконструкции», проводимой северянами на побеждённом Юге после войны.

       На судах ВМФ КША служило более 1100 моряков-негров. Наиболее известен из них темнокожий боцманмат Мозес Даллас ( кстати, во флоте Союза негры не имели званий выше юнг и  матросов), рулевой канонерской лодки лейтенанта Томаса Пело. В  морском сражении в июле 1864 года при Грин-Айленд-Саунд, маленькая канонерка лейтенанта Пело пошла в самоубийственную атаку на бронированный монитор северян. Боцманмат Даллас стоял у руля своего корабля и пал смертью храбрых на боевом посту.
 
     В экипаж прославленного рейдера южан «Shenandoah», потопившего 36 кораблей Союза, входило более десяти темнокожих моряков. Между прочим, командир рейдера, капитан Уаделл, полностью поддерживаемый всей командой, в течение шести месяцев после капитуляции Юга продолжал вести собственную войну, и сдался английским властям, лишь истощив все средства для продолжения борьбы.
   
     По самым скромным оценкам в боевых подразделениях армии Конфедерации служили не менее 15 тысяч негров, как свободных, так и рабов, ещё около 65 тысяч чернокожих служили в армии музыкантами, поварами, сапожниками, колесниками, санитарами, возницами, работали в оружейных мастерских, строили укрепления. Причем все они пришли туда добровольно – многие из них уже были свободными (и получали за службу жалование). Американский историк Скотт Вильямс в своей работе «On black confederates», рассказывает, что  только в Вирджинии более 150 тысяч  чернокожих рабочих трудились на военных предприятиях, причём  наиболее высококвалифицированные из них получали фантастическое по тем временам жалование  от 350 до 600 долларов в год, что соответствовало  годовому заработку среднего офицерского состава армии Конфедерации. А тысячи и тысячи оставшихся дома работников и слуг помогали семьям сражавшихся хозяев, обороняли их дома от банд северян.

       Поздней осенью 1864 года, знаменитый генерал северян Уильям Текумсе Шерман начал «поход к морю», истово следуя провозглашённой им политике «выжженной земли». После прохода его армии на месте цветущих плантаций, железных дорог и поселений оставалась дымящаяся разорённая пустыня шириной в 60 миль.  22 ноября 1864 года передовые части северян вышли к своей очередной жертве: небольшому городку с железнодорожной станцией, затаившимся в далёкой глубинке штата Джорджия. Кавалеристы генерала Киллпатрика начали разрушать и поджигать сооружения на железнодорожной станции, однако вскоре были отогнаны подошедшими частями конфедератов. Началось сражение, вошедшее в историю, как битва при Грисволдсвилле.  Трём тысячам регулярных войск армии Линкольна противостояло чуть более двух тысяч местных ополченцев. В рядах ополчения не было ни одного солдата младше 60 и старше 16 лет, вооружение состояло из охотничьих ружей, вил, топоров и самодельных пик. Наплевав на явное превосходство сил противника, защищавшие родные дома ополченцы под картечным огнём несколько раз бросались в атаку на врага, потеряв за несколько часов около 500 человек убитыми и ранеными. На поле боя, буквально перед жерлами пушек своих батарей, победители подобрали 52 тела убитых, шестеро из которых оказались неграми.
    
    Тем временем в разгоравшейся войне Юг нёс потери, и уже места павших бойцов не всегда заменяли новые солдаты, в отличие от Севера, в чью армию непрерывным потоком шли вновь прибывающие эмигранты, привлечённые указом президента Линкольна «О гомстедах», гарантировавшего всем вступившим в его армию земельный участок на побеждённом Юге. Северяне-вербовщики организовывали призывные пункты даже на причалах, встречая вновь прибывших из Европы переселенцев, которые при вступлении в армию автоматически получали гражданство. В отличие от приезжих,  коренные американцы не горели желанием участвовать в малопонятной им войне, а в июле 1863 в Нью-Йорке, даже взбунтовались местные жители, протестуя против обязательной  воинской повинности. Их ненависть почему-то обрушилась на ни в чём неповинных негров, в результате погромов погибли сотни чернокожих жителей  и сгорели  десятки домов. Досталось и единственному в городе детскому дому для  темнокожих сирот – все его юные  насельники сгорели в пламени пожара. Такое поведение граждан в Конфедеративных Штатах Америки было совершенно немыслимо, впрочем, на Юге не знали ни судов Линча, ни концлагерей, да и первым штатом, официально запретившим работорговлю  ещё 5 октября 1778 года, был оплот мятежного Юга - Вирджиния.

    В 1864 году президент КША Дэвис Джефферсон выступил  с предложением о полном освобождении всех рабов взамен на признание  Конфедерации Великобританией и Францией, тогдашними ведущими мировыми державами. Однако великие державы по обыкновению отмолчались – их не интересовали судьбы каких-то негров, а вот устранение конкурента в торговле хлопком, коим являлись восставшие штаты, играло им на руку.
 
     К  четвёртому году войны людские ресурсы Конфедерации были полностью истощены, последним незадействованным резервом оставались около 300 тысяч несвободных негров призывных возрастов, проживавших на не оккупированной северянами территории страны. Правительство Джефферсона, наконец, решило привлечь к борьбе и их, поэтому, специальным решением Конгресса  1 апреля 1865 года всем неграм - рабам, вступившим в армию, гарантировалась свобода и единовременное пособие в  размере 100 долларов. После этого указа в  осаждённом Ричмонде практически все  бывшие рабы, способные носить оружие вступили в армию КША.  Но было уже поздно,  через несколько дней Юг потерпел окончательное поражение. 9 апреля 1865 года, возле небольшого американского городка Аппаматокс произошла встреча двух прославленных военачальников противоборствующих сторон конфликта, генералов Гранта и Ли.  Они обсудили условия капитуляции армии южан, и 12 апреля армия Конфедеративных Штатов Америки сложила оружие. Четырёхлетнее противостояние двух североамериканских государств закончилось.

     За что же сражались темнокожие жители мятежных штатов,  как свободные, так  и рабы? Историк - афроамериканец  Роланд Янг  сказал, что не удивлён значительным количеством негров, воевавших на стороне Конфедерации, «многие, если не большинство, чёрных южан хотели поддержать свою страну и таким способом доказывали, что можно ненавидеть систему рабовладения, но одновременно любить свою страну. Они сражались потому, что право на их собственную жизнь было попрано, они сражались, потому что считали себя частью нации, которой угрожает опасность». Ему вторит видный чернокожий общественный деятель из штата Огайо Джон Джонсон, по его словам войска КША – « последняя армия в истории нашей страны, по настоящему сражавшаяся за Конституцию, Билль о правах и Декларацию Независимости».
 
     Сегодня в США под негласной цензурой находятся все упоминания об участии негритянского населения страны в войне на стороне Конфедерации, как и прочие факты не вписывающегося в рамки официального мифа о войне между «несущем знамя свободы и равенства Севером и реакционной Конфедерацией»,  а так же искажающие  сусальный образ  «честного Эйба»  Линкольна, «великого освободителя», однажды сказавшего в своей предвыборной речи такие слова: «И я скажу, что я никогда не выступал и не буду за социальное и политическое равенство двух рас – черной и белой, я никогда не поддерживал точку зрения, чтобы негры получили право голоса, заседали в жюри или занимали какую-нибудь должность или женились на белых… добавлю, что между белой и черной расой есть физическая разница… и как любой человек, я за то, чтобы белая раса занимала главенствующее положение».

      Увы, переписывание истории - любимое занятие власть имущих во всех странах и во все  времена. Уже 150 лет Америка строит на войне Севера и Юга свой национальный миф, построенный на носителях общечеловеческих ценностей хороших парнях – северян и  их борьбе за свободу и всеобщее равенство. Теперь в США неуклонное развитие перманентно декларируемой тотальной свободы и равенства достигло такого уровня, что в обществе практически полностью было выхолощено всё человеческое, где даже естественная разница между людьми немедленно преподносится как фашизм, расизм, сексизм, дискриминация и прочий неполиткорректный ужас.

     В настоящее время на юге США началась настоящая культурная «зачистка» всего того, что связано  с КША. Следуя примеру Южной Каролины, законодатели уже нескольких  южных американских штатов ставят на повестку дня вопрос о снятии флагов Конфедеративных Штатов Америки перед государственными учреждениями, обсуждают  инициативы о переименовании школ, парков, дорог и даже воинских частей, названных в честь героев войны Конфедерации, рассматривают законы о полном  запрете использования символики КША, крупнейшие торговые сети изымают продукцию с символикой страны Дикси. Но, как сказал конгрессмен  от Южной Каролины Эрик Бедигфилл, один из самых стойких и последовательных защитников  Флага и  ценностей государства, прожившего недолгую, но значимую для мировой истории жизнь: «Историю стереть нельзя».   


Рецензии
Главная героиня фильма "Унесённые ветром" под конец взяла себе белых рабов из числа пленных солдат конфедерации, потому что неграм надо теперь платить, а пленным солдатам нет. Это моральное уродство и привело к поражению конфедерации.

Валентина Газова   14.07.2020 16:34     Заявить о нарушении
К моменту запуска лесопилки Конфедерации уже не существовало. Использование труда заключённых мировая практика.

Чернов Владимир   15.07.2020 09:18   Заявить о нарушении
Для аморальных типов использовать рабский труд своих бывших соратников из бывшей Конфедерации в порядке вещей. Те, кто их оправдывает также аморальны.

Валентина Газова   16.07.2020 14:26   Заявить о нарушении
Вы предлагаете преступникам нужно выдавать талоны на усиленное питание и отправлять в санаторий? Скарлетт использовала труд ЗАКЛЮЧЁННЫХ, то есть осужденных судом и приговорённых к тюремному заключению. Рекомендую перечитать нетленку от Маргаретт Миттчел.

Чернов Владимир   16.07.2020 18:27   Заявить о нарушении
Всё равно ты ничего не поймёшь.

Валентина Газова   17.07.2020 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.