Особенности национального Левиафана

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Пока фонарь горит в моем окне,
Пока мой кофе не совсем готов,
Пока соседи вызовут ментов...

©СПЛИН

 

Что будет, если скрестить фильмы «Особенности национальной охоты» и «Горько»? При этом выкинув все глупые шутки, добавив политический подтекст и перекроив героя Светлакова в пропитого забулдыгу? Видимо, получится «Левиафан». Сперва я думал, что увижу что-то философское о нелёгкой судьбе России, но в итоге всё, что я увидел – разруха и алкоголизм. Что вполне ожидаемо от российского кинематографа.

Кто главный герой фильма? Человек по имени Коля – бесхребетный слизняк и пропойца. Эдакий Родион Раскольников с ампутированным характером и мозгом. На Марвина Химейера он не тянет и поэтому в вопросе «тварь я дрожащая или право имею?» ответ вполне очевиден: тварь. И если предположить, что собирательный образ Коли – каждый второй мужик в России, то становится малость не по себе от таких удручающих мыслей.

Все герои что ни возьми – мерзкие и незапоминающиеся. Что жена Коли, что сын, что старый друг-адвокат, что мэр, что священнослужители. Всё выглядит чересчур утрированно и карикатурно. Да, власть иные люди именуют не иначе как «воры» и «жулики», но здесь они предстают в лице мэра уж очень анекдотично. Будто снимали фильм лишь ради того, чтобы «обнажить нарывы» и «сорвать покровы», но без какого-либо сюжета. Например, в «Особенностях национальной охоты» герои нам тоже предстают в анекдотичном виде, тоже пьют водку, но каждый из них запоминаем и ярок. Что же мы имеем в «Левиафане»? Сплошная плохо запоминающаяся серость. Никто не вызывает никаких эмоций, кроме отвращения. Даже тема супружеской измены не дотягивает до необходимого минимума чувств и эмоций. И уж тем более это не Толстой со своей Анной Карениной. Это фильм «Горько» много лет спустя. Так что без разницы, какой из фильмов послали на «Оскар». И то и другое – зарисовки из жизни российского быдла. Лично я разочарован. Читая хвалебные и ругательные рецензии в Интернете, кажется, будто авторы оных не смотрели фильм и всё, на что хватило рецензентов – просмотр трехминутного трейлера к фильму.

Какая основная идея фильма? Мэр – мразь и подонок, а Коля – жертва и страдалец? «Лицо русского народа», так сказать. Но он весь фильм жрал водку, как последняя свинья. А когда в конце убили его жену-изменщицу, то он даже не понял этого, потому что был тупо пьян. Добрые соседи сдали пьянчугу полиции, по воле мэра тот получил «пятнашку» – классический сюжет для российской глубинки. Вопрос взаимоотношения власти с народом раскрыт, как и повальное стукачество на ближнего своего. Всё это – тяжёлое наследие тоталитарного режима. Но зачем мэру такая хитроумная комбинация? Судя по компромату, собранному другом Коли – адвокатом, мэр – редкостный беспредельщик. Зачем ему такие сложности? Зачем? Со времен «лихих девяностых» главное кредо бандитов: нет человека – нет проблемы. Убийство Влада Листьева двадцать лет раскрыть не могут, а тут какой-то бесхребетный алкаш. Сколько сил, нервов и времени потратил мэр, чтобы упечь героя за решётку, хотя достаточно было подсунуть ему бутылку «палёнки». Вряд ли полиция глубоко копала бы, расследуя очередное отравление алкоголем. Даже убивать больше никого не пришлось бы. Но тогда в двухчасовой хронометраж авторы не уложились бы. Что в итоге? Хронометраж дороже правдоподобности. Собственно, как и в «Горько». Эти два фильма очень похожи, хотя и повествуют о разном.

Единственное достоинство картины – операторская работа. Виды разрухи, упадка и окружающей природы удались на славу. Операторы – мастера своего дела и, наверное, одни из немногих, кто не разучился делать свое дело.

Со времен развала СССР кинематограф настолько деградировал, что назвать его «важнейшим из искусств» просто не поворачивается язык. Да, есть хорошие российские фильмы, но их настолько мало, что они скорее исключение из правил, подтверждающие правило.

С кинематографом в России все не просто плохо, а очень плохо. Ничего удивительно, что Звягинцев не получил заветную статуэтку. После просмотра меня мучает лишь один вопрос. Как такой фильм могли послать на «Оскар»? Или это лучшее, что смогли снять за последнее время? Если да, то у меня для вас, мои дорогие читатели, плохие новости...


Рецензии