На Куликовом Поле. Фестиваль ВИК 2000 года

Фрагмент из повести.
Откровенный рассказ руководителя ВИК* о военно-историческом фестивале.
Имена участников изменены. Кажется...

13.09.2000 года.
Около 30 ратников с огромными рюкзаками собрались у Одоевской башни Тульского Кремля. Они подходили, а иные, порой, подъезжали на неисторических видах транспорта. Один "татарин", так вообще, приехал на такси!...В бархатном халате, под халатом кольчуга, в куньей шапке, в красных, с гнутыми носками, сапожках - красавец...

Я пожалел, что не взял "тачку" и пёр 30ти килограммовый рюкзак и две сумки через площадь Ленина, которая, показалась бесконечной, от троллейбусной остановки. 

Наш клуб "Проэтны" (название Сергея Б.) собрался в составе 5 человек: я,  Сергей, Слава, Мишка, Сашок - все те же лица с которыми "колотили железо."
Мне не нравилось название клуба (резало слух) и через год мы его поменяли. К тому же правильнее - праэтны. Предлог "про"- это скорее "для". Относящееся к чему-то, но опосредованно...Белиберда. Попытаюсь этимологизировать то, что изначально закладывалось по смыслу.. Получается так: этнос-народ, который был перед этим этносом-народом. Старик Широкогоров Сергей Михайлович, наверняка, плевался бы от такой вольной трактовки его терминологии!
 
Подкатили два шикарных автобуса иностранного производства. Мы покидали в багаж рюкзаки с железом, в автобус с собой взяли только гитары и клинки. Двери закрылись, а уже через секунду, как тронулся автобус, между рядами забегал крупный толстяк, наливая всем желающим из пластиковой бутылки вонючий самогон. Я хоть и не пил, но вонь чувствовал через проход.
Мы типа познакомились. Он протянул руку:
-Хоббит.
-Геннадий.
-А настоящее?
-А настоящее!... Хоббит.
Потом я узнал, что это стандартное имя у толкиенистов**, т.к. все они "хоббиты".

Питие "сама", из настоящих, окованных в серебрянные оклады рогов, прерывалось песнями на историческую тематику: викинги, Русь, орда и тд.

Сергей попросил, чтобы я исполнил пару наших песен, что я и сделал "хриплым фальцетом".
Гимн нашего клуба "Ставьте щиты рядами!".
Хоббит декларировал стандартную фразу:
-Слова запиши!-
 
Следующий с кем я познакомился это был обладатель погонялова "Мэрилин". Девочкам он так представлялся: "Мерилин"-злой волшебник".
Через день я понял реальный смысл этой фразы.
Далее были: Хитрый, Мутный, множество датских имен - Эрик, Хельга, Асмунд, Бьерн,Ульф, Ингвар и тд (имена, распространенные в клубах со скандинавской спецификой - "викинги").

Ехали - как говорится  в русских присказках - "долго ли коротко ли", но время и путь скрадывались песнями Хоббита и частыми "зелеными" остановками для проспиртованных витязей.

Переехали Дон, развернулись по "встречной" на пятачок у обочины.
Выгрузили тяжелые мешки с вооружением и потянули их за собой-на себе под уклон, в глубокую низину вдоль правого берега Дона.

На выкошенной площадке суетились солдаты-десантники и ставили огромные армейские палатки. Всего их было четыре штуки. Под самым откосом пыхтела котлом походная кухня под брезентовым теном. Перед палатками, на уровне номера два, - гора бревен для буржуек в палатках.

Хоббит предложил занять палатку №1. Земля в палатке была застлана сеном вдоль стен, оставлен проход по центру, сразу на входе - печурка, труба ее уходила в брезентовый потолок и скрипела под ветром о стальной лист окантовки.

Я получил в палатке оргкомитета трапики и одеяла на всех и мы неплохо обустроились, настелив трапики и одеяла поверх толстого слоя соломы. Хоббит выпросил тексты и аккорды моих  песен, в обмен на свою "чужих дракаров смыкается строй"- которая мне понравилась, но от него я так ничего и не дождался. Хоббит - болтун, а я не настоял, так как за объемом мероприятий подзабыл...

В 8 часов вечера нас наконец-то покормили. После ужина мы договорились потренироваться и доработать наши показательные выступления: тема из "повестей временных лет" о восстании князя тверского Михаила Александровича. Постановку я лепил кое-как перед отъездом, взамен того,  что мы готовили с "викингами".
Мы напялили те смешные доспехи "куяки", которые "попырому склепали на коленках" и попытались репетировать. Собралась толпа глазеющих досужих ратников.

Рыцарь-алкоголик Майкл из "Серебрянного Грифона" раскритиковал
наваянное нами железо.
-Наручи - "неправильные", шлем - "левый". Все "неисторично", неграмотно. Мы приуныли. Впору - собираться и уезжать!

 Но тут же, Майкл дал дельный совет: выступать без "железа" и бросить глупую литературизированную постановку, а показывать то, что лучше другого получается: кулачный бой, фехтование.

Ночью в палатке Сергей пытался заигрывать с пропитыми малолетками из "Белых волков", но его похоже там проигноривали, хотя он утверждал совсем обратное. Мальчишки наши были буквально атакованы "белыми волчицами". Особенным любимцем был Сашок. С очередной "волчихой" в обнимку он довольный посапывал на соломе.
Я убеждал себя:- Мне ничего не надо, у меня дома жена и ...
-А есть ли?- здесь я сильно засомневался. Жена отпустила меня после гадкого скандала... То есть - не отпустила.

14 сентября.
Показательные выступления клубов.
Мы отработали серо. А тут еще С. заклинило, он махал ножом в полную дурь и проткнул Мишке ладонь. Я спровадил Сергея в жюри.
Он целый день изнывал за столом оценивая бесконечную вереницу броней и костюмов всех эпох и народов.
Причем все уверяли в аутентичности именно своих доспехов и костюмов. На просьбу показать фото музейного оригинала, прижимали к груди ржавые железные длани, что-то невнятно бормотали. Основной аргумент:
-Э, мамой клянусь! Как сейчас помню с князем Олегом и батькой Аттилой...

 А мы в это время развлекались стрельбой из арбалета, пьяный Майкл отдувался за нас в "слоника".

Насмотревшись на выступления и вооружение клубов  из Коломны, Москвы, Украины, Беларусии мы приуныли. Мы против них были, скорее, крестьянский сброд из толпы Ивана Болотникова, нежели ратники войска Дмитрия Донского. Но скучно здесь не было. На каждый час были пропланированы мероприятия, а по ночам зажигали костры, около которых пелись исторические и прочие песни до 4х утра.

Ночи у костра с гитарой под звездным небом Куликова Поля - мне запомнились более всего.

Сергей по вечерам бубнил, что "чувствует под собой кости воинов" и поэтому не может спать один, перетащил трапик в сторону "волчиц", и предлагал всем девочкам "погулять на Дон".

15 сентября.
Утром прибыл режиссер из Москвы. Поделил нас на "татар" и "русских" по доспехам и костюмам. "Консервных"** раскидали поровну и "Руси и татарам".
Залегая от "татарских стрел за русскими щитами" я пытался вспоминать о Л., но все время чем-то был занят и получалось как-то очень блекло, вяло.

Наш "полк" режисер запихнул в "полк левой руки". Ратники со щитами выстраивали красивую "черепаху": нижний ряд - каплевидные щиты, средний и верхний - круглые. Верхний ряд с небольшим уклоном внутрь, как навес. "Татары" жестоко обстреливали левый фланг тупыми стрелами. Мы, бездоспешники, в это время валились за "черепаху", а после обстрела стремительно выдвигались на "татар".

Нам противостоял беларусский клуб - они изображали генуэзскую пехоту - в полурыцарских, полуславянских доспехах в странноватых шлемах.  Мы делали три схода (" прочесывания", как говорил чудо-режиссер)- проходили рядами сквозь ряды (совсем сказочно и неисторично - это "реж" наверное ставил толкиенские сходники). Наш полк понемногу редел, а когда елецкое "Копье" в доспехах викингов, изображавшие засадный полк Михаила Боброка, врубалались в этот ржачный хаос, мы, почти все, валялись на земле, покатываясь над своими дурацкими позами...

Я нашел чьи-то толстые кожанные перчатки и пребывал в раздумьи: оставить себе на кольчужные рукавицы... Тащить у братьев-ратников, да и просто, чужие вещи одевать было западло, и я объявил по палатке:
-Кто перчатки потерял?
Нашелся хозяин, сильно благодарил. Разговорились.
Оказалось: боец учится в Троице-Сергиевской семинарии. А подрабатывает будующий поп на стройках и изготовлением арбалетов для толкиенистов. Мы подискутировали на тему славянское язычество и христианство.
Словом - познакомились.

Ни к какому клубу он не относился, питание не получал. Ел, что выпросит, бухал, что поднесут. Попик вел паразитический образ жизни. Всех ценностей при нем: фантазийный костюм, рычажный арбалет и означенные перчатки. Звали его конечно же Алексей.
Мне тут же пришло на память: Алексей-божий человек.
Птичка божия не ведает забот. Никогда в мои воспаленные фантазии не прибрело бы, что семинаристы играются в Толкиена!
А в жизни -  вот пожалуйста: попик с огромным крестом на груди, в кожанных штанах и с арбалетом за спиной...
Скорее всего про семинарию врал , чтобы жалели как работника культа и подкармливали?!

Однажды я прочитал роман "Куликово Поле", в очередную годовщину  Победы рати Дмитрия Донского.И заинтересовался русской военной историей, как оказалось надолго.
Один раз приснилось, что будто стою в напряженном, звенящем тетивой татарского лука, ожидании атаки в просвете зубцов Тульского Кремля (может и не Тульского), вглядываясь, через бойницу в горячий туман, нервно сжимая, то ли рукоять меча, то ли колодку лука...

  -То ли в небыль, то ли в быль, то ли в грязь
  -За поводья зацепившись броней,
  -Как осенний лист с коня падал князь,
  -Падал так, как лишь влюблялся порой...
                (А.Витаков)

Начались ристалища - турниры по тяжелому фехтованию. Его называют , якобы, "историческим", но за историчность техники вам никто не поручится. Все рубятся - кто во что горазд. Да это и не важно. Кто участвовал в этом, или хотя бы видел турнир, тот может оценить красоту и реальность этого "спорта". Сходы проходят под агрессивную рок-музыку. Это заводит и бойцов и зрителей.
А групповые бои! А ночные бугурты при свете факелов!!

К вечеру Майкл напился в лоскуты. Раздобыл, балдарес, где-то кольчугу, выпросил у меня наручи и меч, я не ожидал, что он полезет в бой.
Думал: хочет покрасоваться, пофотографироваться.
Но когда узрил его на ристалище - ужаснулся. Он еле держался на ногах, от парусности огромного круглого щита, его круто раскачивали порывы ветра. Я не мог его оттащить, еле уговорил, хотя бы, одеть мои кольчужные рукавицы. Он собирался ратиться с голыми руками. Я не выпускал его на ристалище, но он куда-то исчез, и вдруг оказался в шлеме с личиной в центре ристала.

Бои судил Хоббит. Третий удар прошел Майклу в шлем, четвертый в мякоть предплечья - под обрез рукава кольчуги - выше наручи.  После боя он сам рассказывал, что не застегнул подбородочный ремень и после первого попадания шлем развернуло влево-вниз и едва видел противника краем правого глаза...
Потом Майкл стал пропускать все удары. после четвертого, подряд, в голову он рухнул. Я подбежал, боялся, что ему полный хандец-так бревноподобно он валялся, стащил шлем... Майкл плакал навзрыд.
-Какая я скотина, что пошел пьяный на ристалище!Мне так стыдно!

Я собрал железо и увел растроенного Майкла в нашу палатку. Расстроганный моей заботой он поведал о том как "жестоко воевал в "горячих точках", и как сильно любит свою жену Таню, которая сегодня должна приехать. И только она и ребенок удерживают его от того, чтобы окончательно спиться. Она уже давно приехала, но пряталась от него.

Майкл попросил Славика найти и привести Татьяну. Танюша, что-то пьющая и поющая у костра отмахнулась: да ну его, прийду когда он проспится. Майкл сам нашел жену и упал на ее колени в полном изнеможении сил и чувств. Они познакомились на занятиях в "Серебянном Гриффоне", а подружились на Куликовом Поле.

16 сентября.
Утром.
Все клубы задоспешились. Позрузились в автобусы. Было тесно и неудобно от массы щитов, клинков, копий, плечистых доспехов  в узеньком "Пазике". Самый низкий уровень задоспешенности был, повидимому у наших "Проэтнов" - славянские рубахи, да клинки.

От Татиков до Красного Холма около 7 километров. Из-за неудобства 10 минут езды показались 100.

У поля был мощный кордон из милиции и военных. Ждали что прибудет президент Путин и патриарх Алексий II.

Водила крикнул ОМОНу:
-Ратников привез!-автобус пропустили за оцепление. Мы выгрузились. До начала "боевых действий" было, как минимум, 3 часа и ратники разбрелись по Холму. Несмотря на наши невеликолепные костюмы и отсутствие доспехов, к нам частенько приставали подгулявшие посетители праздника, на предмет сфотографироватся с воинами древности. Мы конечно соглашались. на центральной аллее мы встретили Майкла(на нем была вчерашняя кольчуга и неизвестно откуда взявшаяся сабля) - он похвастался, что уже заработал на фотографировании 80 рублей. По 10 за фотку с собой. Мне бы это в голову не пришло. Узнав, что мы "наивные чудаки", мы бросились рьяно изымать гроши за фотографирование. Хотя было стыдновато...

  Между этими "заработками" бегом осмотрели Колонну, Храм Дм. Донского, в музей не попали из-за огромной толпы. В полуха послушали концерт Жанны Бичевской.

Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить.

И зовут к покаянью
Перед вражьим мечом словоблуды,
И в князья норовят,
Кто в холопах седины стяжал.
Да разыдется тьма! Умолчите, иуды!
Бог не в силе, а в Правде,
Правда - в верных сердцах.

На земле родимой- Родина в опале.
Разгулялась погань- и просвета нет.
Где ты, старче Божий,
Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый - Пересвет.

Так подымем хоругви,
Помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь встанем все, как один.
Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди

Здесь же выступал В. Золотухин, спел "Ходють кони над рекою.."
Зюганов, Стародубцев - ничего не спели.
Много было всякой политшушеры, жаждущей предложить себя в Донские или в Радонежские на худой конец.

С Сергеем мы набрали рублей 60 и накупили на них еды себе и нашим ребятам. Развалились на тележке около Русского Стана, обозначенного большим красным шатром с Солнечным Ликом на пологе, и поедали консервы, бананы, выпечку и прочие полезные продукты.
За дорогою я набрал рдяного шиповника. Жевал его, отплевываясь от колючих волосинок.

 Недалеко, по кромке поля, вдоль дороги, раполагался милицейский наряд. Наших ушей достигла такая речь:-Седьмой, седьмой!-скрипели в рации:-у нас здесь парень с арбалетом, говорит, что участник военно-исторического фестиваля!?...
-Это наверняка попик-хоббит!- сказали мы дружно с Сергеем Ивановичем.
Вчера так, накушаться изволили, святой отец, что проспали автобус утром. И только мы хотели забыть о "божьем человеке", как он явился, шныряющим между телег и алчущим пищи физической. Выклянчив у нас часть продуктов, он заспешил объедать других.

-Вот поповская морда! Привыкли народ объдать!-ругался Сергей:
-все бананы, весь хлеб сожрал!

Мы напитали свои неисторические желудки и спали на и под телегой, когда режиссер скомандовал: веселить народ. Мы выдвинулись к асфальтовой дорожке: бились, кувыркались, кидали друг в друга копья...

Наконец-то нас построили по "полкам". Здесь на Поле я понял, что участников мало, всего человек 160, в лагере все это выглядело солидней. Поэтому и "татарские" и "русские" войска были немногочисленными.
 Режиссер опять полчаса водил нас туда-сюда. И еще полчаса мы противостояли друг другу "полками", стуча зубами от холода. Правая рука, травмированная "викингами" продолжала меня серьезно беспокоить.

Вновь мы построились и устало и гневно взирали на "врагов" своих. Неожиданно поступила команда "вперед". "Русичи" позабывшие обо всем, умаянные "противостоянием", кинулись впред забыв про режиссерские планы. "Черепаха" не была отстроена и залп "татарских" лучников накрыл полк "правой руки". Я слышал резкие щелчки стрел о доспехи и щиты.

Слава Богу! все обошлось. В лица попаданий не было. Не взирая ни на что "Русы" устремились к врагам, вот уже и злое "Ура!" понеслось по нашим рядам. Первые ряды столкнулись и мечами стали рубиться с жестоким остервенением. Кто-то крикнул:-Потише бейтесь - вы не на бугурте****!-
Я провалился в "прочес" изредка отмахиваясь от белорусских "кнехтов", в брешь за мной устремились Михаил, Слава и Саша, которые глупо ржали от этого бреда и рубили воздух. Где Сергей отмахивался я не видел. Мы развернулись, перестроились и вновь атаковали "татар". Как и положено, исторически, полк "левой руки" сильно редел. Но мы сопротивлялись. Кто-то кричал с земли: "Да ложитесь вы!" Красиво повалились все наши мальчишки. Упали "срубленные" толкиенисты: рыжая девущка в красном плаще и парень со странным мечом и ДВПешным щитом.

Я втянулся в серьезную рубку с  тремя "генуэзцами" и тут почувствовал как в правую лопатку мягко ткнулось  копье.
-Падай!- крикнули мне. Я повалился, тяжело дыша, некоторое время полежал на земле. Когда ельцовские "викинги" засадным полком погнали "татар" и девушки "санитарки" в русских сарафанах брели между поверженных бойцов, высматривая "живых", я протянул руку какой-то красавице, она "подняла" меня и повела куда-то. Я почему-то держался за живот и прыгал на одной ноге...

"Русские" заорали "Ура" и загремели оружием в знак Победы.
В их толпе я бросил хромать и звенел мечом о наручь.

Мы выправили общий строй. "Реж" объявил по микрофону клубы-участники реконструкции средневекового сражения.

Наша работа закончилась. До автобусов оставалось некоторое время.
Я разговорился с амазонкой в красном плаще и алюминиевым мечом. Наташа из Москвы. На Поле привело увлечение Толкиеном. Я немного рассказал о славяно-горицкой борьбе, о клубе.

Со сцены запел старинный советский ВИА "Синяя птица" - ратники сбились в хоровод. Я потащил Н. к хороводу и мы кружились в нем посолонь и противопосолонь минут десять. Потом была медленная песня. Танцуя, обнял "игрушечницу" "железными руками" (на мне были стальные наручи). Мешал меч - колотил по ногам, я положил его в телегу вместе с наручами. Там была уже свалена гора клинков резвящихся витязей...

Автобуса долго не было. Мы впихнулись в клубный автобус "ельцов". В самый хвост, на штабель копий. Я потрогал - жала остро отточены и поинтересовался у немолодого ельцовского бойца:-а накой?-
Боец был крепко пьян и ответил неразборчиво что-то вроде:-Догадайся!...Это понимать надо!-      
               
Вечером по лагерю прошел слух, что ельцовские пропороли ногу одному из белоруссов. Я догадываюсь - не таким ли копьецом?

Договорился с Н., что зайду после ужина погулять. Кто-то из наших ребят ляпнул про "жену". Исподтишка я показал им кулак и пообещал сотню отжиманий на тренировках.

По приезде оргкомитет собирал руководителей клубов к своей палатке.
Я подошел и неожиданно получил 2 бутылки водки столько же 1,5 литровых пива! Не желая спаивать мальчишек, мы забрали С Сергеем водку (я спрятал свою в рюкзак - на лечебные настои пригодится), а ребятам отдали пиво.

Однако к ночи они оказались в сильнейшем подпитии. Я все гадал: неужели от пива? Одну полторашку они даже не допили. Утром выяснилось, что беларусский "магистр" потерял кинжал на Поле, ребятки наши ушлые нашли и вернули хозяину, за что тот рассыпался благодарностью в виде бутылки самогона, который распостранял здесь злой волшебник Мерилин.
Это было его основным занятием на Поле. Он имел обыкновение ходить по палаткам и собирать на "бухло". Где-то в Татинках затаривался и всегда сам присоседивался к пьющим. Я никогда не видел его с мечом или в доспехе, либо делающего что-либо военно-историческое, в этом он замечен никогда не был.

В северном углу нашей палатки, крепко папивались украинцы и не только тем, что выдал оргкомитет. Среди них заржал Мерилин, и потому-то я догадался - не только...
 Мальчишки спали. Сергей где-то бродил. Деловые питерские тети тихонько нажирались в восточном углу. Я замерз. Растопил буржуйку и грелся подле нее. Стало как-то уютней.

Я вспомнил про встречу с Н.,где-то около 23-00, взял бутылку водки в правую руку и со "своими дровами"  поперся в соседнюю палатку. Здесь был тот же разгул: беларусские квасили и московские квасили, и тульские квасили. Игрушечница-Наташа томилась у буржуйки с огромным "рылевиком" и тут лилась задушевная беседа из окованного мельхиором рога. Я подсел к ней со спины, положил руку на плечо и прошептал в курчавые рыжие волосы.
-Мы собирались погулять... я тебя жду.
Она удивленно осмотрела меня, потом с явной натугой, что-то вспомнила и промямлила:
-Я приду к тебе в палатку... чуть попозже.

Раздосадованный ситуацией я поднялся, собираясь уйти, но тут увидел магистра ордена "литвинов" и решил его напоить. Он отказался, сказал, что вообще не пьет. Я и его пригласил к нам на алкатический огонек. Теперь мне было все равно и хотелось просто провести время в компании веселых ратников.

Я вернулся в свою палатку. В нашей части все спали, в северной "гудеж" усиливался. С улицы принес и наколол, своим огромным ножом, стопку дровишек, которые тут хе закинул в топку. Вытащил из-под спящих мальчишек гитару и в ожидании чего-то устроился у печурки и бренчал тихонько и напевал себе легонько.

Шум создаваемый хохлами усиливался, будто-то некто подкручивал им тумблер громкости.

-Гад он!- орал рослый детина в малахае, кафтане и при огромном мече в ножнах.
-Мечом его махать научили, а уважать старших не научили!
Раз пять он повторил эту фразу с разной интонацией с разным словостроем. Потом что-то неубедительно бубнил, булькал, плакал, чавкал, гакал, звякал...
-Кто сейчас слово скажет!-чудак в малахае вскочил на ноги(он был огромного роста под два метра) и уперся "заломкой" в брезентовый потолок, выхватил клинок из сафьяновых ножен, вынося вверх-над собой, как для удара (чудом не проколол зыбкий брезент над головой):-Любого зарублю!-вдруг зло заорал детина. Образовался опасный шумовой вакуум...

От темного алчущего месива отделилась фигура и светлодлиннноволосая хохлушечка подсела рядом к печке.
-Надоели!- сказала она.
-Есть немного,- посочувствовал я.
-А как вас зовут.
-Свен,-выдал я, первое пришедшее на ум, имя. Так как уже до меня дошло, что личными именами здесь не пользуются:
-А вас?
-Марго,... вообще-то - королева Шотландии и Уэльса Маргарита...
Или Святая Марта.
Это мое звание, а так Алена.
-Вы толкинистка?
-Нет, у нас свой сценарий... то есть мой.

Я подумал: вот это да! Вторая игрушечница за день. Перебор!
Я сказал, нисколько не лукавя, что она похожа на русалку, что в ее роду наверняка были знахари или колдуньи, и с ней наверняка происходили удивительные вещи связанные с чарами и волшбой. Такие случаи конечно, тут же были вспомянуты и заповествованы мне. Я пытался давать советы как бороться со сглазом, делать обереги. Тему поймал удачную. Каждая женщина считает себя колдуньей.

Тут ввалилась Наташа. Я уже забыл о ней. За ней князь беларусского воинства. Мои гости собирались. Наташа, зачем-то, притащила "рылевика"
Я предложил водки, однако все опять отказались. Я выменял водку на два пива. От такого угощения гостюшки-то не отрекошеся...
Я побренчал в гитару разные средневековости.
Гости ушли тут же как закончилось пиво.
Наташа опять туманно пообещала прийти позже.
Кажется у нее заело пластинку. С "рылевиком" они полезли в гору к ельцам.
Я посмотрел на часы 1-30 ночи.

-Хочешь горячего чая?- спросил я Алену-Марго. Она зябко жала пальчики к железу буржуйки.
-Ххорошо бы!
Я сгонял к солдатам, налил кружку ужинского чая, подогрел на нашей печурке и напоил "ее величество".
-Сейчас мне хорошо,- сказала она.
-А пойдем погуляем на Дон!- предложил я сакральное...
-Пойдем...только я сперва в одно место...подожди меня здесь.

Королева появилась, набросила мантию с лисьим мехом (сильно похоже на длинное детское пальто).
Я взял ее за руку и мы пошли. К Дону подошли у высокого обрыва. Кто-то в темноте ловил рыбу. Краем реки шли вниз по течению. У крайнего костра нас окликнули.
-Не заблудитесь!
-Да как-нибудь!

Лагерь погрузился в туман. Песни лились глухо, едва слышно. Огни костров светили тускло округлыми радужными шарами. Я обратил королевское внимание на это обстоятельство. Ей тоже глянулась наша стоянка.

Мы медленно перемещались вдоль берега коленками и полами полушубка и мантии собирая ледяную очень ночную росу с высокой бурой травы.
Говорилось очень много слов, а мне хотелось послушать Дона.
Я остановил ее движение на крутом берегу.

Сами вдруг зазвучали слова:
-Любо, братие и дружина, шеломом Дону испити !

Слова эти напряженно зазвенели в вязком тумане и почудилось мне будто струны тронул гусляр. И глянул на меня из-под густых косм тяжелым проникновенным взором через тысячилетие...

-И слышен плач дев-лебедей
-Над всей Землею Русской!
-И рвутся струны гусляров,
-Жалейки плачут грустно!.

Мы посидели на поваленной иве. Я осторожно обнял королеву Марго больной десницей. Что-то мне эта ситуация напомнила...Вот так же, не так давно... Я погнал эту мысль.

-Мог ли я когда-либо подумать!- наконец-то я сформулировал хитрую подхалимскую фразу (максимально погружаясь в "тайм оф гейм ситьюэйшн"), что сейчас, я - простой "русский воин", буду обнимать и целовать "шотландскую королеву"!- и тут же приступил к реализации высказанного. Королева не сдавала свои позиции. Войска ее, пока не отступали.

Я прозрачно намекнул:-Пора раздеваться!-
 Она двусмысленно ответила:
-А надо ли?-
-Желательно,-ненавязчиво намекал я...

Через некоторое время мы возвратились в лагерь к радужным шарам в туманной низине при "бреге Донця изпрочь селища Татинки-сиречь Разбойнички".
На траве лежал стальной иней.

Продолжительно( был уверен, что это крайний раз) поцеловал Алену, и мы вошли в палатку. В центре палатки коптила керосиновая лампа. Воняло гарью и керосином. Посередине в сидячем положении спал Богуслав, по пьяным делам подрастерявший свою "коханочку". Это тот самый Богуслав, который вчера демонстрировал нам технику польско-чешской сабельной рубки. Белорус-язычник, проживал на "в Україні. У Харкові", и вел там клуб історичного фехтування. Брав участь в зйомках батальних сцен в кінофільмі "Вогнем і мечем".

Я глянул на часы  4-30. Пока я искал где бы нам прилечь, Святая Марта убежала в свой угол. Я попытался найти свой трапик. На нем улеглись Таня и Майкл. Я потихоньку, чтобы не будить, придвинулся к теплой Танюшкиной спине, чуть сместил ее и стал медленно втягиваться в качающееся марево сна...

Кто-то копошился перед моим лицом. Я разлепил "тяжцы вежды". Между мною и Сергеем, на карячках, протискивалась руководительница Питерской "Вольницы". Та, что так пренебрежительно отвергла наше предложение о совместном отдыхе. Она взбивала солому и цапала землю руками, подрываясь под брезентовую стенку палатки.
-Женщина!-сказал я раздраженно:-Что с вами, куда вы?
-Здесь должен быть выход!
-Выход в другой стороне...Ползите назад, по проходу направо...Вобщем туда!-я даже показал рукой генеральное направление. Не поднимая головы тетка включила задний ход, тут проснулся Сергей.
-Ты далеко?- с интересом, разглядывал он ее исторический зад.
-Я...иия туалет ищу...
-Вообще-то это не здесь... Да ладно забудь, ложись рядом со мной...

Утром все похмелялись, собирались...
Дирекция музея вручила всем участникам медные кресты - точная копия крестов- энколпионов русских воинов найденных на Поле, и благодарственные письма.

 Вчерашний дебошир с длинным клинком, оказался спящим в обнимку со Св. Мартой. Ее Величество было нынче в фаворе и в тираж выходить не собиралось! 
Неваляшку-Богуслава уложить так и не смогли и просто накрыли сверху одеялом. Египетской пирамидой он торчал на проходе. В воздухе плавали керосиновые лохмотья.

Мы быстро собрались, преодолев длинную крутую горушку, достигли автобуса.
Я изловчился и усадил рядом с собой Алену-Марго. Изумленный, опохмеленный, Богуслав несколько раз пытался вытащить ее, но странной нелогикой я успокоил его (а может для него "логикой"):-У тебя впереди целый паравоз до Кыеву!"
Он угомонился.
-Ваше Велыкство!-бормотал он засыпая.

Мы болтали с М.(А.) о русском шовинизме и украинском национализме, вообще обо всем. Противоречий 2014-2015  років i  в помині не було!
Пели. Иногда целовались, закрываясь поставленным на колени щитом.

Автобус остановился у музея "Тульские Древности". Было очень грустно, как в конце очереди пионерского лагеря. Все обнимались и строчили в записные книжки, с видами Куликова Поля на обложке, адреса и телефоны, зная наперед, что не воспользуюся ими.
Никто ни к кому не зайдет и не позвонит.
"Литвины", "белые волки", украинцы...Пока!

Я помахал рукой Марго. Крайний раз я поцеловал ее перед тем как открылись двери автобуса. Мне вспомнилась, отчего-то, Марго-Маргарита Одинцова с улицы Фестивальной. Девочка дружившая со мной в армии в одном приморском городке...

Марго была уже в цепких руках Богуслава.
На троллейбусной остановке Наташа. Записала свой мобильник.
-Будешь в Москве-заходи.
-Буду в командировке - загляну.

Действительно был в Москве через две недели. Три дня спустя, как сгорела Останкинская Башня.
Я видел издали ее почерневший шпиль над деревьями парка.
Я не стал звонить Н. Не было ни времени, ни желания...

Дома, в ванной, я смывал Куликовскую грязь и "утирал пот трудов ратных". Вспоминал о Св. Марте.

   Уже через неделю, на фоне изобилия иных раздражителей, Марго ушла в забвение. Желание звонить ей в Киев улетучилось.

Ноябрь 2003 г. Копытов Г.Л.

*ВИК - военно-исторический клуб.
**Толкиенист - ролевик, хоббит, игрушечник. Любители исторических постановок, изначально по книгам Толкиена. Не вижу ничего плохого в данном увлечении, и не понимаю презрительного отношения фехтовальщиков к "хоббитам", если бы не избыток алкоголя на меропритятиях. В этом они, впрочем, не далеко оторвались от ратников ВИКов.
***Консервные-ВИКи реконструирующие вооружение и доспехи Западной Европы.
****Бугурт-тренировочный бой в тяжелых доспехах в полный контакт на тупом оружии.


Рецензии
Классный рассказ, как и все что я у Вас прочитала!!!!

Татьяна Трофимова 2   17.04.2017 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.