Столыпин. Путь к достойному служению России. Ч. 2

Часть 2.


     8. Деятельность П.А. Столыпина в Ковенском уезде

     Действительно, благодаря уже сложившимся связям отца в Виленском и Ковенском уездах, служба Петра Аркадьевича сразу заладилась. Уездная элита признала родовитого выпускника Петербургского университета и всячески       содействовала его инициативам. Тому способствовал, естественно, и талант самого Петра Аркадьевича, который проявился именно в хозяйственной деятельности.  Именно талант хозяйственного руководителя явился главным основанием его выдвижения к будущим вершинам власти.
      Уездный предводитель был «первым лицом и хозяином уезда, фактически восполняя отсутствовавшее уездное звено в местном бюрократическом аппарате». Круг его обязанностей был, по мнению исследователя, «настолько широк, что пунктуальное исполнение всех их заранее исключалось». Однако «молодой, энергичный и деятельный» П.А. Столыпин, по воспоминаниям дочери, рьяно принялся за работу с первого же дня своей службы, много работал, ко всякому делу относился с исключительным вниманием и уважением». Дочь сообщала такие детали: осенью уезжал на призыв новобранцев по своему уезду, на шесть недель оставляя семью и ночуя в местечках; на свадьбу свояченицы «приехал лишь за два дня …., не желая отлучаться на более долгий срок из-за службы»; возмущался, когда приехавший неожиданно дядя жены нарушил происходившее под его председательством заседание. Кроме исполнения текущих обязанностей и выполнения этой работы, у него было всё время стремление создавать что-нибудь новое. Так, он инициировал строительство в Ковно Народного Дома с ночлежным отделением, чайной, библиотекой и зрительным залом для чтений и спектаклей.
  Позднее, уже имея возможность сравнивать, он находил работу уездного предводителя «более интересной и разнообразной, нежели губернского».

Но вот и другое мнение.
     О деятельности П.А. Столыпина на посту уездного предводителя мало что известно, пишет автор. Вспоминая те годы, сам Столыпин писал, что «служил себе просто, исполнял свои обязанности и не мудрил», но в то же время старался не быть «статистом». Это подтверждает его работа в уездном попечительстве о народной трезвости. Такие попечительства существовали во всех уездах, предводители дворянства возглавляли их по должности и чаще всего сводили свою деятельность в них к ритуальным заседаниям и подписыванию ненужных бумаг. Казалось бы, такой стиль работы более всего соответствовал условиям Ковенской губернии, где население было сравнительно непьющим. Но Столыпин подошел к делу неформально попытался направить деятельность попечительства в русло распространения культуры среди населения. По его инициативе и под его наблюдением попечительство построило в Ковно «Народный дом». Первый этаж занимала «чайная трезвости», на втором располагался просторный зрительный зал, в котором предполагалось устраивать народные чтения, спектакли и концерты. Строительство было окончено в 1899 г. – в тот год, когда Столыпин оставил пост уездного предводителя.
    Столыпин, однако, не был вполне удовлетворен экономическими итогами своих дел. Малоплодородные и переувлажненные земли Ковенской губернии требовали рытья канав и внесения химических удобрений. Это вело к удорожанию продукции и ставило местных помещиков в невыгодное положение перед производителями хлеба из южных губерний. Выход из такого положения Столыпин видел в постепенной переориентации местного сельского хозяйства в направлении животноводства.
     Заметим, что в мнениях одного и другого автора подчёркивается неуёмная жажда деятельности П.А. Столыпина. А это самое главное. Он твёрдо стоял на ногах, чувствовал свою правоту и делал себя способным к любой деятельности на благо России.

    8. Семейная жизнь в Колноберже

    Вполне естественно, что в годы службы уездным предводителем П.А. Столыпин много сил и внимания уделял семье и собственному хозяйству в Колноберже. Собственно изначально, принимая решение ехать в провинцию, П.А.Столыпин предполагал свою близость к родному поместью и предполагал многое в нём сделать. Заметим заранее, что Столыпину удалось превратить свое имение в образцовое хозяйство и многопольным севооборотом и развитым животноводством.
     Сегодня уже признаётся, что русская усадьба достаточно сложное образование и роль её в жизни русского общества недостаточно изучена. Сегодня мы часто слышим доклады и сообщения об архитектурных особенностях усадеб, садах и парковых зонах. В немалой степени исследовано влияние усадебного образа жизни на творческую деятельность русских писателей и поэтов, учёных и театральных деятелей. Между тем, сам феномен русского усадебного образа жизни обстоятельно и целостно не исследован. В этих условиях изучение усадебного опыта жизни П.А.Столыпина как-никогда было бы своевременным.
     Надо сказать, что практически всё русское дворянство понимало самоценность усадебного образа жизни. Тут и отношения между супругами, и отношения между родителями и детьми, и отношения между внуками и предками. Всё формировалось и налаживалось именно в усадьбе. Если учесть, что жизнь в больших городах требовала от дворян не только службы в государственных учреждениях или полках, но также каждодневных обязательных визитов, балов и полуночных встреч, то предположить исполнение этих функций в городе достаточно проблематично. Другое дело в усадьбе, в деревне. Сама усадьба представляла достаточно объёмную возможность самовыражения хозяина и всех членов его семьи. В большинстве случаев изначально участок земли молодому военнослужащему - дворянину  выделялся Государем: «За службу и для службы». Обычно участок был заросшим большими и малыми деревьями и чтобы расчистить его приходилось устраивать пожарище. На пепелище от леса и строился первый дом. Вспомним гениальные строки А.С. Пушкина:

                «Два чувства дивно близки нам,
                В них обретает сердце пищу,
                Любовь к родному пепелищу,
                Любовь к отеческим гробам».
   
     Таким образом, усадьба была вполне реальным вместилищем любви к родным местам, родному краю, ушедшим из жизни предкам. Очень часто могилы предков находились совсем недалеко от усадьбы, у ближайшей церкви. А если была возможность, то и в фамильной усыпальнице в церкви при усадьбе. Таким образом, приезд в усадьбу был и приездом к могилам предков, частью и данью поклонения им.
     Изучая влияние усадебного образа жизни, нельзя не понимать первородства влияния духовных качеств любви к родному краю и могилам предков на весь образ жизни русского человека. Без этих качеств человек не мог быть самостоятельным и самодостаточным. На этих качествах основывались чувство чести рода и чувство долга перед Отечеством.
    Заметим тут, что могил Столыпинских предков в Колноберже нет, но жизнь поколения отца Аркадия Дмитриевича, его труды и воспитание любви к этому краю не прошли даром.
     При переезде в Колноберже перевезли часть обстановки и огромную (примерно 10 000 томов) библиотеку из старых великорусских имений, в первую очередь из Середниково.
     Имение Колноберже было скромное: относительно небольшой и простой главный дом в два этажа, длинный одноэтажный каменный флигель, хозяйственные постройки. Главный дом был построен в первой половине XIX века в голландском стиле.
     В библиотеке Колноберже стояли шкафы их красного дерева - тоже из Середниково, кабинет из светлого дуба с мебелью, обтянутой вышивкой собственной работы матери П.А. Столыпина. Над диваном в кабинете висели большие портреты в дубовых рамах родителей Петра Аркадьевича. Были в Колноберже и старые голландские картины, которые были проданы в начале революции, чтобы приобрести хлеб и другие продукты питания.
     До 1889 г. Столыпины-старшие и их дети, в том числе П.А. Столыпин, проводили в Колноберже каждое лето. В этом имении были проведены, надо полагать, лучшие детские и юношеские годы самого Петра Аркадьевича.
    Очевидно, после смерти матери Натальи Михайловны, этот распорядок был нарушен. Затем почти 30 лет там жила только молодая и растущая семья Петра Аркадьевича. В Колноберже родилось пятеро детей. Молодая мать - Ольга Борисовна и их дети очень любили это поместье. Дети не хотели даже слышать о жизни в других усадьбах, кроме Колноберже.
    Надо сказать, что другие дети А.Д. Столыпина также тянулись в эти края, где прошло их благополучное детство. Сестра Мария, будучи замужем за В.А. Офросимовым, имела одно из имений, Игнацегроды, недалеко от Колноберже. Младший сын Александр также имел своё имение в Бече в 60 верстах от Колноберже и отдыхал там летом.
    Как пишут авторы-исследователи жизни П.А.Столыпина: «В Колноберже было настоящее дворянское гнездо Столыпиных, хотя и не родовое. Сюда упорно стремились остатки семьи Столыпиных после революции, хотя будущего для них в "свободной" буржуазной Литве не было». Из этого следует заключить, что если бы не внешние обстоятельства, семья Столыпиных никогда бы не рассталась с родным поместьем.
     Вообще по русской традиции продажа родовой усадьбы была тяжким грехом, горем для всего рода и считалась недопустимой. Позже, в XIX веке, усадьбы уже покупались и продавались. Но именно отношение к усадьбе как к родовому гнезду и надёжному месту являлось причиной стремления к усадебному образу жизни, насыщенному семейным объединением, событиями и праздниками. Недаром существовало мнение, что в усадьбе можно даже вылечиться от хворей, душевного нездоровья. Очевидно, этим можно объяснить, например, настойчивое стремление А.П.Чехова к приобретению усадьбы. И его большой творческий прорыв во время проживания в ней!
     Аркадий Дмитриевич и Пётр Аркадьевич Столыпины  ощущали пользу и значение имения в Колноберже для всей семьи.  Тут рождались дети, тут были видны плоды рук и мыслей твоих, тут хотелось строить, творить. Дети и родители каждодневно были рядом, общались, учились сочувствовать, сопереживать и сострадать друг другу, родителям, предкам. Решали совместно бытовые и хозяйственные задачи.
     Вот что пишут об имении Столыпиных в Колноберже те же авторы. Господский дом был двухэтажным, небольшим, где, кроме прочего, были кабинет П.А. Столыпина и библиотека. Недалеко от господского дома стоял флигель – «большое, длинное, одноэтажное  белое каменное здание», в котором размещались квартиры управляющего, приказчика и экономки, контора, экономическая кухня, птичник, конюшня, каретный сарай, помещение для кучера. Неподалёку находились ледник, баня, кузница. Хозяйство -  небольшое: яровой и озимый посевы, покосы, лесопосадки, фруктовый сад, молочный скот; конная молотилка, позднее – паровая. Был управляющий и слуги: кучер, лакей, пастух, птичница, повар; при детях – кормилица и две гувернантки.
     Столыпин лично следил за выращиванием и сбором урожая, занимался вопросами обработки фруктовых садов, лесопосадками, содержанием скота и другими сельскохозяйственными проблемами. Как отмечают современники, больше всего его интересовали лошади. Да и то сказать, в России содержалось  более 50% лошадей всего мира! Он с детства увлекался верховой ездой, владел несколькими верховыми лошадьми для прогулок и скачек.
    Хозяйство обслуживалось наёмными рабочими. Отношения с ними были, по рассказу дочери, патриархальные. «Накануне праздничных дней, вечером, приходили рабочие поздравлять с наступающим праздником: на именины папы – мужчины, на именины мамы – женщины, а на мои – девушки». Именинник выходил, выслушивал пожелания и давал «на чай».
    После уборки урожая устраивался «праздник рабочих»: для сорока семей выставлялось угощение (корзины с пряниками, орехами, яблоками и сластями; пироги, жбаны с водкой и бочка пива), раздавались подарки (увязанные по семьям платья девочкам, рубашки мальчикам, головные платки женщинам, фуражки, табак, папиросы – мужчинам), устраивались состязания на призы (лазанье на столб, бег наперегонки, прыжки в мешках) и танцы под оркестр.
    П.А. Столыпин любил сельское хозяйство, помещичье дело считал важным и, «когда бывал в Колноберже, весь уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работах в фруктовых садах».  Тут нельзя сказать, что Столыпин был единственный в своём роде. Нет. Таких руководителей и организаторов крестьянской и своей дворянской жизни было немало. Заметим, в усадьбе барин имел возможность заниматься различными видами труда: умственным и физическим, индивидуальным и коллективным по исполнению, частным и общественным по значению. Он видел крестьянский физический труд и свой труд – труд организатора общей деятельности. Видел результаты этого труда. Учился руководить людьми и понимать их. Вспоминается герой известного романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Им был помещик Левин, который не только не чурался физического труда, но напротив охотно принимал участие, например, в косьбе сена с крестьянами. Сам писатель тоже был в добрых отношениях с физическим трудом, любил пахать и сеять в промежутках своих творческих забот и общественных устремлений. Многие литературоведы видят в образе Левина самого Льва Николаевича.
     П.А.Столыпин тоже относился  благосклонно ко всем видам труда, уважал чужой труд. Но особенно понимал и ценил помещичий труд! Занятие собственным хозяйством было настолько захватывающе-увлекательным делом, что Столыпин не смог совершенно его оставить и тогда, когда течение его жизни пошло совсем в ином направлении. Однажды, будучи уже в должности губернатора, он улучил момент, чтобы заехать в Колноберже. Увидев его за хозяйственными делами, один из соседей заметил, что «не губернаторское это дело». «Не губернаторское, а помещичье, значит важное и нужное», - отвечал Столыпин.
      Почти каждый год Столыпины что-либо строили в Колноберже, в том числе и после смерти Петра Аркадьевича. Супруга Ольга Борисовна уже накануне революции заказала новый монументальный портал для паркового входа в дом, но он так и остался недостроенным.
 ???????

Его дочери приходили в восторг от сказок о «девочке с двумя носиками» и о приключениях в «круглом доме», сочиняемых экспромтом каждый вечер.


А в общем же первое ковенское десятилетие, до начала карьерного взлета, было вероятно, самым счастливым периодом в жизни Столыпина. «Любовь и труд, - говорил он, - вот залог счастья и жизни».

    Выводы.

      Изучая русскую усадьбу XYIII – XIX веков, удивляешься многообразию хозяйственных и служебных построек вокруг неё. Прачечная, кузница, псарня, конюшня, оранжерея, птичники, пруды – далеко неполный их перечень. Как мы видим, в имении Столыпиных некоторые из них отсутствовали. Но были другие. Особенно следует выделить квартиры или дома для прислуги.
     Надо тут подчеркнуть, что усадебная жизнь в значительной мере была не только жизнью господ, но и жизнью многочисленной прислуги, крестьян, была жизнью всей деревни. Можно вполне обосновано заключить, что усадьба объединяла различные слои общества.  Она была той государственной ячейкой, которая организовывала работу и жизнь на земле.
     Разрушив, в результате катаклизмов и социальных пертурбаций XX столетия, этот механизм мы не создали новый, который бы отвечал необходимой гармонии человека, семьи, общества и матушки-земли, на которой трудно заметить любовную руку пахаря, хозяина, мыслителя.
     Чтобы понять это, необходимо представить масштаб усадебного образа жизни в России в XIX веке. По последним данным, например, только в Тамбовской области сохранились останки более 2500 дворянских усадеб (кстати, более 1500 из них могут быть ещё восстановлены). А изначально их было в несколько раз больше! Таким образом, вполне очевиден вывод -  усадьбы были определёнными хозяйственными и культурными центрами по всей территории России.
      Надо отметить, что крестьяне и многочисленная прислуга активно участвовали во внутриусадебном действии. А мамки, няньки, кормилицы, гувернантки и гувернёры участвовали непосредственно в жизни дворянских семей. Мало того, но они не только вскармливали и выхаживали барское потомство, но они же нередко непосредственно воспитывали и образовывали его. Прекрасный пример влияния няни Арины Радионовны на Александра Пушкина у всех перед глазами. Образность её мышления, мифотворчество и богатый устный разговорный язык свидетельствуют о незаурядности народного ума, своеобразной устной грамотности и творческих способностях, развивавшихся подспудно у крестьянского населения страны. Передавая эти знания, возможности восприятия окружающей среды, способности мышления молодым людям из дворянской среды, крестьянское сословие обогащало и вливало свои животворные народные силы в дворянскую элиту.
     Следует отметить, что в усадьбе гораздо эффективнее происходила социализация и духовно-нравственное развитие дворянских детей. Они становились ответственнее, обретали и развивали способности к будущему руководству военными подразделениями, защите Отечества.
    Нередко в современной семье и вне её детям прививают нездоровый вкус к праздному образу жизни, отстранив от работы с помощью педагогически неграмотных и неадекватно сердобольных родных и близких, разлагающего телевидения, всякого рода развлекательных центров и т.д.. В результате, многие дети не могут сформировать в семье позитивное отношение к труду, приобрести навыки самостоятельной, систематической и совместной работы. Как результат, они не умеют войти в трудовой коллектив, приобщиться к совместному коллективному труду с его обязательным разделением, к общественной деятельности. У таких детей не формируются ключевые фундаментальные потребности: потребность участия в общественном труде–деятельности, потребность самореализации в труде. Их потребность в самооценке и потребность в поиске смысла жизни не опираются на общественную потребность в труде.  Отсюда берёт начало общественная недееспособность личности: инфантилизм, неспособность и страх к принятию решений, неспособность к защите и себя, и семьи, и своего Отечества. Завершается фактическое разложение личности молодого человека психическими расстройствами, разными видами наркомании, преступностью. В усадебной жизни дворянские дети обычно не были предоставлены сами себе, у них были вполне определённые занятия под контролем гувернёров и воспитателей, а нередко с участием и родителей. Они учились этикету, общению со старшими, друг с другом, общению с крестьянами во время долгого проживания в усадьбе родителей и непосредственного участия в многообразной усадебной жизни.   
       На самом деле работ и хлопот барину-хозяину в усадьбе было более чем достаточно. Санитария, гигиена, экология вокруг усадьбы должны были поддерживаться неукоснительно. Иначе жизнь в ней и в деревне стала бы кошмаром. Постоянный ремонт и строительство – дело хозяина. Обеспечение запасов продуктов, приготовление пищи, кулинария – отдельная важная статья его забот. Организация каждодневных завтраков, обедов и ужинов, прогулок, рыбной ловли, охоты, вечеров отдыха, творческого общения, приём гостей – далеко не полный перечень забот хозяев. А общение барина с «дражайшей половиной» и многочисленными детьми, воспитание их!!! Прибавьте к ним  молитвы и литургии, общение с местным батюшкой, постоянное проведение крестин, венчаний и соборований, разбор конфликтов среди прислуги и крестьян. Мы не говорим об агрономии и сельхозработах, об экономике хозяйства, в которых барин должен был так или иначе разбираться и активно участвовать. Немного найдётся сегодня руководителей хозяйств в аграрной глубинке, которые способны были бы к такой насыщенной и многообразной жизни и деятельности.   
     Современные исследователи отмечают большое значение помещиков-дворян и усадебного образа жизни  в экономике русской деревни. Первые паровые котлы и молотилки, завезённые из Европы, так или иначе, изменяли жизнь в деревне. 
     Из указанных функций института семьи особенно важной является функция духовно-нравственного возобновления, в котором важнейшую роль играет преемственность поколений, то есть, соответствующее накопление и развитие духовного опыта из поколения в поколение. Прежде всего, функция духовно-нравственного возобновления общества начинается с воспитания и образования в семье. То есть, она начинается с формирования у каждого следующего поколения способности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми в семье, роду, общине, с людьми разных поколений, пола, этноса, рабочего коллектива. Только после этого в личности формируется потребность любви к ближнему и дальнему, потребность любви к окружающим людям, обществу, отечеству в целом, появляется способность любви к Богу.
 
     Вместе с тем большое влияние оказывалось дворянскими усадьбами и на культурное развитие населения. Помещик обычно строил в селе храм, школу, больницу. Силами дворянских семей и подвижничества учителей в деревню приходила культура: живопись, музыка, театр. Нередко силами дворян в сёлах формировались даже народные театры. Показательным может служить организация народного театра в селе Никольском Верхне-Хавского уезда Воронежской  губернии в конце XIX века. Сестра известного режиссёра Константина Сергеевича Станиславского – Зинаида Сергеевна вышла замуж за Константина Константиновича Соколова. Сразу после свадьбы в столице супруги по обоюдной договорённости выехали в родовое село Никольское для организации образования крестьян и создания крестьянского театра. Долгие годы они работали педагогами в селе, создали народный театр и заслужили общественное признание. О них помнят в вымирающем сегодня селе до сих пор.    
      Своими активными действиями барин-хозяин инициировал действия членов своей семьи, обычно многочисленных потомков, воспитывал в них чувство чести за свой род, свою семью. Свои первые «университеты» его дети проходили в семье, в усадьбе, где учились экономике, военному делу, владению оружием, скачкам на лошадях, танцам и офицерскому этикету. С детства он формировал чувство ответственности не только за себя, но и за вверенных ему людей, чувство долга перед конкретными гражданами, чувство долга самоотверженного служения родному Отечеству.
    Закончим замечательные стихи А.С. Пушкина его словами о животворности культурных традиций русского народа:

                «….  Животворящая святыня!
                Земля была б без них мертва
                Без них наш тесный мир – пустыня,
                Душа – алтарь без Божества».

      Исследование семейно-родовой культуры в русской усадьбе могло бы приоткрыть  механизмы преемственности социального и духовно-нравственного  опыта наших предков из поколения в поколение, которые в условиях усадебной жизни дворян представляются более наглядными и очевидными. Именно наличие этих механизмов  прежде позволяло называть добропорядочную и полноценную, многопоколенную и многодетную семью, в которой такой опыт передавался из поколение в поколение не прерываясь, родовой семьёй.

10. Выполнение функций института семьи в семье Столыпиных



Источники:
1.Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М.:Вече,2004.
2.Столыпин. Жизнь и смерть[1862-1911]: Сборник/Сост. Г. Сидоровнин, Саратов: Соотечественник,1997.
1. Интернет-сайты и др..


     Современное стремление к дачному образу жизни также, очевидно, связано с потребностями объединения семьи, создания семейного уюта и обретения семейной надёжности, периодической отстранённости от политических и государственных  событий, необходимого твор




   Координаты Центра для связи: тел.(495)485-21-82, 8.916.424-47-46(моб.); эл. ад.: A.C.Shurinov@mail.ru, сайт в интернете: http://iro2003.narod.ru


         
           Примечание: В Колноберже перенесли часть обстановки и огромную (примерно 10 000 томов) библиотеку из старых великорусских имений, в первую очередь из Середниково.
          Имение Колноберже было скромное: относительно небольшой и простой главный дом в два этажа, длинный одноэтажный каменный флигель, хозяйственные постройки. Главный дом был построен в первой половине XIX века в голландском стиле.
          В библиотеке Колноберже стояли шкафы их красного дерева из Середниково, кабинет из светлого дуба с мебелью, обтянутой вышивкой собственной работы матери П.А.Столыпина. Над диваном в кабинете висели большие портреты в дубовых рамах родителей Петра Аркадьевича. Были в Колноберже и старые голландские картины, которые были проданы в начале революции, чтобы приобрести хлеб и другие продукты питания.


Рецензии