Семейно-родовая культура. Обращение к педагогам. 2
СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ КУЛЬТУРА
Семейно-родовая культура человеческого общества сегодня подвергается величайшему негативному воздействию. Разрушение института семьи у нас перед глазами. Безвольные и безответственные родители, беспризорные дети, потерянные мужья и оскорблённые жёны, детские дома для детей при живых родителях и интернаты для престарелых родителей при живых детях, нищета, пьянство и чванливое разгильдяйство – вот что мы видим вокруг. И этому беспределу общественного порока, духовно-нравственному и социальному развращению и падению необходимо поставить заслон.
Некоторым таким заслоном пытается быть 10-летняя деятель-ность Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леони-да Михайловича Савёлова, которая последние 4 года развивается при поддержке Московского отделения Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ). Определённой рекомендацией для этой академии служат имена её членов докторов наук, деятелей искусств и общественных деятелей. Таких как Леонид Александрович Майборода, Валерий Александрович Иванов-Таганский, Юрий Иванович Каюров, Николай Алексеевич Сличенко, Евгений Дмитриевич Дога, Василий Семёнович Лановой и другие замечательные всем известные представители нашей культуры.
К числу членов ПАНИ в период её организации (1992 год) относились даже сегодняшние руководители государства во главе с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.
Фото почётных общественных деятелей Академии
В этой среде выдающихся деятелей нашёл и своё почётное место Историко-просветительский центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова.
Объединившись более 10-ти лет назад при Обществе потомков участников Отечественной войны 1812 года, сотрудники Центра и Ваш покорный слуга выработали теоретические подходы к проблематике преемственности поколений, используя матери-алы по самоотверженному служению Отечеству в 1812 году, и начали разработку нового научного направления –
семейно-родовой культуры.
Зачинателем этого направления можно с полным правом считать великого русского генеалога и общественного деятеля, Действительного статского советника и камергера, потомка участника Отечественной войны 1812 года Леонида Михайловича Савёлова, который после яркого празднования 100-летнего юбилея победы обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. Целью данного акта было желание исследовать механизмы преемственности поколений в части самоотверженного служения Отечеству в семьях участников Отечественной войны 1812 года. И уже в январе 1913 года по личному Указу императора Николая II Общество потомков было создано. Однако в последующем в связи с Первой Мировой войной и революционными событиями деятельность его была прекращена. Сам Л.М. Савёлов вынужден был эмигрировать.
В 1964 году при открывшемся Музее-панораме «Бородинская битва» силами энтузиаста-коллекционера родословий участников Отечественной войны 1812 года бухгалтера 2-го Подшипникового завода г. Москвы Казачкова Владимира Алексеевича был создан кружок, а затем Совет потомков, который длительное время соби-рал сведения о предках и их потомках, участвовал в патриотиче-ских акциях музея-панорамы «Бородинская битва» и Военно-исторического Бородинского музея-заповедника.
В 1999 году на базе этих сведений и повышенной активности потомков работа дореволюционного Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года была фактически возобновлена, но в новом, современном формате. Председателем – потомком Нарышкиных Александром Кирилловичем Нарышкиным был разработан новый Устав Общества потомков, стали регулярно (раз в месяц) проводится историко-просветительские мероприятия, на которых с докладами и сообщениями выступали члены Общества.
В результате этих процессов и накопления исследовательского материала по преемственности поколений тема семейно-родовой культуры стала осмысливаться и изучаться более конкретно, на реальных примерах жизни родов героев нашего Отечества.
Сегодня вполне обоснованно можно заявить, что:
Семейно-родовая культура является главенствующей культурой в развитии общества.
Поскольку она несёт в себе:
1.Культуру возобновления народонаселения и его прироста;
2.Культуру передачи социального опыта поколений;
3.Культуру передачи духовного опыта из поколения в поколение.
Важность этой культуры трудно переоценить. Эта культура имеет свои глубинные исторические основы и полную широту народного представительства.
Она в значительной мере отличается от раннее осмысленных и признанных культур, как, например, музыкальная культура или, например, спортивная культура. В то же время она включает в себя многообразие уже известных культур. Например,
- культуру питания,
- культуру личной гигиены,
- культуру санитарии,
- культуру домовладения,
- культуру воспитания,
- культуру образования и т.д.
Многие из этих культур имеют тысячелетнюю историю. Однако в новой системной постановке исследовательских задач, как изучения отдельных частей общей семейно-родовой культуры, они приобретают новое целеполагающее значение как своеобразные отличающиеся культурные аспекты в решении ключевых задач института семьи и многообразных общественных институтов, вплоть до институтов обеспечения государственной безопасности.
Итак. Человеческая семья – это сложнейший механизм возоб-новления общества, который был сформирован в течение ты-сячелетий. Во все времена развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерыв-ному и последовательному возобновлению жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института человеческой семьи следует в первую очередь отнести:
- функцию биолого-репродуктивного возобновления общества;
- функцию социального возобновления общества;
- функцию духовно-нравственного возобновления общества.
Родовой семьёй может считаться та семья, в которой соци-альный и духовный опыт передаётся и накапливается из поко-ления в поколение, не прерываясь.
И в этом принципе нет сословных ограничений: крестьянская, ремесленническая, купеческая и дворянская семья могут быть родовыми, если сохраняют и преумножают родовой социальный и духовный опыт. И в то же время они могут оказаться не родовыми, если такой опыт в своё время не возобновили или вовсе утеряли. Естественно, такие семьи в социальном и духовном статусе значительно теряют. Практически, они вырождаются. И мы имеем этому явлению многочисленные примеры.
Здесь нужно заметить, что наукой сравнительно высоко исследо-ваны дворянские семьи и дворянский уклад, но недостаточно ис-следованы культурные особенности и достижения крестьянского, ремесленнического и купеческого сословий. Благодаря постановке проблематики семейно-родовой культуры это становится ярко за-метным и, очевидно, будет преодолено. Методические основы та-ких исследований уже заложены.
Здесь следует отметить, что какой либо ущербности в других сословиях преемственности и накопления социального и ду-ховного опыта нет. Нами даже определены некоторые преиму-щества крестьянского сословия в части духовного развития в тяжёлых монотонных, но ритмичных трудовых процессах и повышенного формирования творческого потенциала.
Безусловно, Отечественная история и вся общественная жизнь напитаны примерами влияния семейно-родовой культуры, которую необходимо изучать и, по мере возможностей в новых условиях, возрождать. Знания о семейно-родовой культуре необходимо распространять среди детей и взрослых, верующих и атеистов, бедных и богатых, бесправных и власть имущих, представителей различных национальностей, народов и этнических групп.
И в этом мы видим одну из своих задач и задач современного об-разования.
Сегодня, соединившись с соратниками и действительными пат-риотами в Петровской Академии наук и искусств, Центр поднимает вопросы возрождения семейно-родовой культуры на новый, общественный и государственный, уровень.
Именно благодаря актуальности данной тематики и многообразной исследовательской работе данное направление в работе Петровской Академии получило такое внимание, а руководитель Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры был удостоен почётного звания Действительного члена (академика).
Заметим, что скромными силами нашего Центра 6 лет проводи-лись заседания секции по проблематике семейно-родовой культуры и задачам системы образования в рамках Международных Рождественских образовательных Чтений. Общая тема заседаний такой ежегодной секции: «Семейно-родовая культура в современном мире. Демографическая ситуация и задачи образования». Заседания проводились, как правило, в Храме Боголюбской иконы Божьей Матери в Высоко-Петровском монастыре, либо в образовательных учреждениях.
На заседание секции прибывали представители общероссийских общественных организаций, центров и фондов, посланцы учебных заведений из регионов, представители казачества и других обще-ственно-патриотических организаций. Из партнёров по органи-зации столь важной секции необходимо выделить Московское отделение Петровской Академии наук и искусств (председатель доктор исторических наук В.А. Иванов-Таганский), Союз Возрождения Родословных Традиций (председатель В.Н. Бибиков) и Женское Православно-Патриотическое Общество (сегодня «Союз Православных Женщин», сопредседатель Галина Васильевна Ананьина).
Предполагается работа Центра семейно-родовой культуры и в планируемой работе секций Международных Рождественских образовательных Чтений в 2014 году. В этот раз наша работа будет освещаться на секции «Семья России», где будут представлены новые разработки в направлении преемственности духовного и социального опыта поколений. Последние 3-4 поколения российских граждан ощущают определённый разрыв непрерывной связи поколений, который происходил и наблюдался ранее. Накопление духовного и социального опыта проходило односторонне либо вовсе не происходило. В этих обстоятельствах возникает потребность возвращения в прошлое, к обстоятельствам жизни своих предков, к новому исследованию их простых и героических жизней. В данной ситуации возникают насущные потребности общества в обращении к архивам, к воспоминаниям, к мемуарам.
На наш взгляд, сегодня только через обращение к прошлому мы обретём светлое будущее и будем его достойны. Кстати, это соответствует древнему китайскому поучению: «Нужно идти вперёд, глядя назад». А нам смотреть назад нужно особенно пристально: ведь там таятся великие основы и ценности нашей духовной культуры.
Особенно эффективной такая работа может быть на основе исследования семьи, становления характеров и службы Отечеству наших известных героев: генералиссимуса А.В.Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова, фельдмаршала М.И.Голенищева-Кутузова и других. В курсе наших программ предполагается изучение семей героев, процессы их воспитания и формирования характеров, влияния на них окружающей среды, православного вероисповедания, традиций
древней русской культуры, широкое влияние народного творчества и народных традиций на процессы формирования характеров.
В образовательных программах для учащихся 1 курса занятий предполагается изучение ими на основе исторических судеб героев и своей семьи (каждого отдельного учащегося):
1. Материнства и отцовства;
2. Функций семьи;
3. Ценностей семьи;
4. Истории имён и фамилий (введение в ономастику);
5. Значения и влияния на семью родителей-предков;
6. Ценностей родного края и отчего дома;
7. Закона рода по накапливанию и передаче социального и ду-ховного опыта от одного поколения другому;
8. Связей истории родов с историей России;
9. Ответственности каждого перед семьёй, родом, отчим домом, родным краем, Отечеством.
10.Родословное древо моей семьи (введение в генеалогию).
Рекомендуемый режим занятий – 2-4 раза в месяц.
Кроме биографий героев, и архивов, на занятиях широко используются литературная классика, пословицы и поговорки, выдержки из древних рукописей, религиозные писания и т.д..
С детьми проводятся соответствующие викторины и конкурсы.
Для решения многочисленных проблем духовно-нравственного и демографического содержания на заседаниях секций в течение ряда лет предлагалось обратиться к Министерству образования и науки РФ ввести в средних учебных заведениях обязательный курс образовательных программ на тему «Основы семейно-родовой культуры». Тем более, что примеры введения этого предмета и положительные результаты уже имеются. Методические пособия по этой теме разработаны и изданы в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры «Родовая семья». Более 1,5 тысяч экз. распределены среди участников прошедших Рождественских Чтений. Они имеют положительные отзывы. В том числе от Минобразнауки РФ. Вместе с тем, решение данных вопросов отдано Министерством на «откуп» директорам школ и педагогическим коллективам.
Между тем, есть стойкое убеждение, что данная тема будет в конце концов поддержана и развита государством. Давайте к этому готовиться и вместе с тем уже сегодня добиваться, чтобы дети вашей школы становились самыми интеллектуальными, духовно и нравственно воспитанными, психологически устой-чивыми, чтобы они уходили во взрослую жизнь подготовлен-ными к семейной жизни.
30-31 марта 2013 года в Москве (Сокольники) было проведено торжественное заседание Московского Общественного Собора, посвящённое 400-летию избрания на Российский Престол династии Романовых, который поддержал стремление общественности и Центра семейно-родовой культуры к возрождению семейно-родовой культуры путём включения её основ в образовательные программы учебных заведений.
Семейно-родовая культура очень обширна как исследовательское направление и образовательное направление. После разработки общей системной концепции (2008-2010) мы стали заниматься частными вопросами. Темы можно перечислять и перечислять.
Сегодня наша тема - возрождение светлой памяти героев 1812 года: императора Александра I и фельдмаршала М.И. Кутузова, а также их предшественников и учителей: генералиссимуса А.В.Суворова, адмирала Ф.Ф.Ушакова и др..
Мы изучаем их предков, родителей, воспитание и образование, православную культуру на основе выдвинутой нами концепции. Получается очень хорошо. Всё это делается в копилку будущей хрестоматии по теме "Семейно-родовая культура". Если удаётся собрать средства-пожертвования, то ставим памятники героям.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что педагогиче-ский коллектив Вашей школы, в которой сильны направления пат-риотического воспитания, возьмётся за данное направление и будет активно участвовать в разработке этих материалов и привлечёт к этой многогранной работе учащихся.
Действительный член (академик) Петровской Академии наук и искусств, член Союза писателей России и Союза Славянских жур-налистов, директор Историко-просветительского и учебно-методологического Центра семейно-родовой культуры
А.С. Шуринов
Свидетельство о публикации №215111700567
курс учебный предмет для общеобразовательных школ.Подобное мог высказать человек абсолютно далекий от школьной практики.Спуститесь с Олимпа иначе все что вы делаете останется благими намерениями.Простите за резкость высказывания.
Александр Евгеньевич Закатов 17.11.2015 11:02 Заявить о нарушении
Александр Шуринов 17.11.2015 16:20 Заявить о нарушении
учебных программ и т.д. Все это невозможно без государственного финансирования .Вот тогда чиновник и кладет под сукно самую распрекрасную программу. Все это вы и без меня прекрасно знаете.С уважением .
Александр Евгеньевич Закатов 17.11.2015 17:36 Заявить о нарушении