Власть и традиционная культура. Лермонтов

Власть  и  традиционная семейно-родовая культура
(в контексте рассмотрения поэтического произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

   Сегодня, когда духовный и демографический кризисы потрясают основы российского общества, когда борьба с коррупцией и безответственной экономикой не находит необходимого выражения и масштаба со стороны властных структур, отношение к выработанным тысячелетиями ценностям семейно-родовой культуры начинает меняться. Постепенно, но может быть с недостаточной скоростью, власть имущие начинают понимать, что  принятая экономическая идеологическая доктрина недостаточна при решении вопросов общегосударственных, поскольку экономическая мотивация разделяет общество. К числу объединяющих общество факторов относятся семейно-родовая культура, включающая духовно-нравственные ценности родовой семьи, и традиционное вероисповедание, так или иначе окормляющее процессы семейного сосуществования и развития индивидуумов различного пола, умственного развития, культуры, образования и имущественного состояния. Эти – объединяющие общество факторы, взывают к вниманию к ним, новому научному системному исследованию, рассмотрению процессов общественного развития различных цивилизационных типов обществ с учётом их глобального и определяющего влияния в прошлом и будущем.
    Сегодня мы пришли к этому выводу, поскольку демографический кризис разрастается  и темпы прироста рождаемости населения в России совершенно ничтожные. Более того, процесс преждевременного вымирания старших поколений не остановлен. Вместе с тем, поскольку проблемы недостаточной рождаемости и преждевременной смертности имеют международный масштаб, то встаёт вопрос гибели современной цивилизации в целом. Основной узловой момент в предотвращении гибели заключается в отношении общества, каждого человека и обязательно властных структур к проблеме создания и развития устойчивой, многопоколенной семьи. Без полноценной семьи, без семейно-родовой культуры решить данную проблему невозможно. Никакие инкубаторы, детские сады, интернаты и  прочие воспитательные учреждения не способны заменить здоровую семью и сформировать соответствующие духовно-нравственные ценности в каждом индивидууме и, соответственно, в целом обществе.
    Каковы же эти ценности? Первая и наиболее главная, ключевая ценность, отличающая ценности семьи, это бескорыстие. Мать и отец совершенно бескорыстно рожают и воспитывают детей, прививают им (совместно с другими детьми и старшими родителями) потребности сочувствия, сопереживания и сострадания сначала ближнему, а затем и дальнему. Сами отец и мать, безусловно, также не без этих качеств, поскольку брак предусматривает любовь, жертвенность супругов друг другу. Вступая в брак, молодые люди фактически (с участием церкви или без неё) приносят друг другу, обществу и Богу присягу в любви и верности, бескорыстной жертвенности и ответственности за семью, воспитание детей, отношение к старшим поколениям, уходящим из жизни предкам. Сегодня об этих требуемых качествах вступающим в брак молодым людям говорят только в храмах, но нуждается в этом всё заблудившееся общество, всё человечество. Таким образом, отношение общества к традиционным ценностям семьи должно быть возвращено. И в этом аспекте отношение власти к этим ценностям весьма показательно и должно служить достойным примером.
    Надо сказать, что наши и иноязычные великие писатели, философы, поэты-просветители в массе своих произведений задолго до 1917 года показывали проблемы в формировании этих ценностей, призывали к их разрешению, развитию и  возрождению культуры семьи. Но мы - читатели долгое время этого не замечали. Между тем, сегодня необходимо произведения наших классиков перечитывать и исследовать именно под этим углом зрения. 
     Все мы в школьные юношеские годы читали произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Обычный романтический случай, переросший по царской прихоти в гибель и правого и виноватого, считали мы. Мало кто при этом задумывался о ценностях семьи и традиционной семейно-родовой культуры, которые показаны гениальным автором с удивительной интеллектуальной мощью и тактом.
   Посмотрим, о каких ценностях идёт речь в произведении Лермонтова. Вот его сюжет. Царскому любимцу - опричнику Кирибеевичу - полюбилась Алёна Дмитриевна - жена купца Калашникова Степана Парамоновича. Встретил он её после вечерни по дороге из храма домой, признавался в чувствах и принуждал к поцелуям, то бишь к измене, на глазах у соседей. Вырвалась Алёна Дмитриевна из рук Кирибеевича, прибежала домой и рассказала о том мужу:

       «Как из рук его я рванулася
И домой стремглав бежать бросилась;
И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек,
И фата моя бухарская.
Опозорил он, осрамил меня,
Мня честную, непорочную –
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?

    «Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охульникам в поругание!
    На кого, кроме тебя, мне надеяться?
    У кого просить стану помощи?
   На белом свете я сиротинушка:
   Родной батюшка уж в сырой земле,
   Рядом с ним лежит моя матушка;
   А мой старший брат, сам ты ведаешь,
   На чужой сторонушке пропал без вести,
   А меньшой мой брат – дитя малое,
   Дитя малое, неразумное …»

   Выслушав жену, послал Степан Парамонович за младшими братьями:

   « Я скажу вам, братцы любезные,
    Что лиха беда со мною приключилася:
    Опозорил семью нашу честную
    Злой опричник царский Кирибеевич;
    А такой обиды не стерпеть душе
    Да не вынести сердцу молодецкому;
    Уж как завтра будет кулачный бой
    На Москве-реке при самом царе,
    И я выйду тогда на опричника,
    Буду на смерть биться, до последних сил;
    А побъёт он меня – выходите вы
    За святую правду-матушку…»

    Перед поединком на вопрос  Кирибеевича он так сказал о себе:
   
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
  А родился я от честнова отца,
  И жил я по закону Господнему:
  Не позорил я чужой жены,
  Не разбойничал ночью тёмною,
  Не таился от свету небесного …
  ……………………………………
  Не шутку шутить, не людей смешить
  К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,
  Вышел я на страшный бой, на последний бой!».

  После поединка, в котором победил Степан Парамонович, он так сказал царю:
 
«Я скажу тебе, православный царь:
 Я убил его вольной волею,
 А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому ….».

  Царь, огорчившись гибелью любимого опричника, приказал казнить удалого купца:

«И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася …».

   Эта невесёлая история, «напетая» Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, при всей её простоте и кажущейся очевидности, показывает отношение власти к традиционным ценностям семейно-родовой культуры. Как мы видим, царь Иван Васильевич не смог правильно оценить действий своего воина-опричника, отсутствия у него соответствующей культуры, фактически посягнувшего на честь и достоинство семьи Калашниковых в угоду своему чувству. Не дал царь своевременно оценку его поведению и речам на пиру. Более того, он в угоду своему чувству досады за гибель молодого воина в честном бою, приказал казнить невинного Калашникова. Во всех смыслах, царь оказывается основным антигероем сюжета: амбициозным, глупым и недальновидным. Он вполне мог бы увидеть истинные причины гибели своего любимого опричника: амбиции, уверенность в безнаказанности, непонимание семейных традиций коренного населения страны. Калашников недаром называет Кирибеевича «бусурманским сыном». В строках ранее Кирибеевич говорит о своём православном вероисповедании, но очевидно родители его были иной веры, иной культуры и он принял православие только чтобы поступить на службу к русскому царю. Таким образом, отсутствие у молодого человека своей культуры и уважения к культуре иной народной среды вполне объяснимо. И оно не прощается в обществе, имеющим традиционное и устойчивое культурное основание, освящённое, в данном случае, православием.   
     Надо подчеркнуть, само православие в своей основе распространяется и преумножается в семейно-родовой культуре. Основываясь на любви к ближнему и дальнему, православие является вершиной христианской семейно-родовой культуры, её духовным содержанием и олицетворением. Недаром на заре христианства апостол Павел (см. Еф. 5 23-25 и Рим. 16, 3-4) называл христианскую семью  «домашней церковью». В наши дни Русская Православная Церковь, вслед за Иоанном Златоустом, называет христианскую СЕМЬЮ  МАЛОЙ  ЦЕРКОВЬЮ, подчёркивая таким образом глубокое духовно-нравственное значение семьи для православия. Семья является тем же Телом Христовым, что и Церковь. В семье начинаются и развиваются процессы духовного становления личности, которые затем продолжаются в большой Церкви, в Церковном приходе, в Православном Отечестве. Без семьи, точнее без семейно-родовой культуры и полноценной семьи, православие не только не продуктивно, но даже и не жизнеспособно. Более того, в своём развитии оно обязательно предполагает определённый уровень семейно-родовой культуры, в котором может быть культивировано и сохранено новыми поколениями.
     Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Как известно, у каждого своя «дорога к храму». В том числе, через монашеское служение, старчество или каждодневное молитвенное обращение к  Сыну Божьему в храме или даже вне его. Но следует признать, в основе своей духовная жизнь начинается и благотворно развивается у человека в семье, в окружении бескорыстных и самоотверженных близких, родных, единоверных  (в широком смысле слова).
     Сегодня рассчитывать, что общество сможет возродить православие на прежнем уровне, было бы весьма наивным, поскольку для этого общество не обладает необходимым базовым состоянием – семейно-родовой культурой.
     Таким образом, проблематика семейно-родовой культуры вполне обоснованно и логично выходит в разряд первоочередных в сфере воспитания и образования не только соответствующих государственных институтов, министерств и ведомств Российской Федерации, но и Русской Православной Церкви.
    Надо признать, что гениальный поэт видит намного более царя и показывает в «Песне…» несколько характерных черт традиционной семейно-родовой культуры. Первая: святость церковного Божественного венчания и супружеской верности. Вторая: высоко понимаемая честь семьи и рода, которая требует ежечасной и безусловной защиты. Третья: высокая степень уважения и добровольного подчинения воле родителей. Четвёртая: высокая степень уважения и добровольного подчинения воле старшего в роду или семье (старшему брату). Напомню, на призыв Степана поддержать его в отстаивании чести рода младшие братья ответили:

«…Ты наш старший брат, нам второй отец:
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя родного не выдадим».

     При прощании с братьями перед казнью Степан Калашников говорит:

« Уж вы, братцы мои, други кровные,
Поцалуемтесь да обнимемтесь
На последнее расставание.
Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать,
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою, душу грешную!»

   В этих строках поэт устами главного героя перечисляет духовно-нравственные ценности, которыми он - гражданин руководствуется. Это есть прежде всего супружеская любовь; покой ближних: жены и малолетних детей; поклонение отчему дому и родителям, товарищеской дружбе; и, наконец, Богу и вере православной. Характерно, что ни сам автор ни его герой не опускаются даже до намёка о возможной косвенной вине в сложившейся трагедии и фактическом разрушении семьи Алёны Дмитриевны, которая невольно, только своей красотой, спровоцировала самоуверенного Кирибеевича на безнравственный поступок.  В этой объективной последовательности духовных ценностей выражено и отношение к духовно-нравственным ценностям семейно-родовой культуры самого М.Ю. Лермонтова. Данное его мнение очень хорошо коллерирует с мнением другого русского гения – Александра Сергеевича Пушкина. О традиционной любви русского человека к «родному пепелищу» и «отеческим гробам» он сказал замечательными  строками:

« На них основано от века
   По воле Бога самого
   Самостоянье человека,
   Залог величия его.

   Животворящая святыня!
   Земля была б без них мертва,
   Без них наш тесный мир – пустыня.
   Душа – алтарь без Божества!»

     Таким образом Пушкин отдаёт дань приоритета в общественной жизни традиционному мироощущению, передающемуся из рода в род, из поколения в поколение. Сегодня нелишне напомнить, что РОДОВАЯ  СЕМЬЯ  это семья, в которой духовный и социальный опыт накапливается и ПЕРЕДАЁТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ  непрерываясь.
    К сожалению, весьма немногие семьи могут сегодня отметить в себе это прежде, казалось бы, неистребимое качество преемственности поколений. Чаще всего это семьи священнослужителей, у которых связь с прошлой культурой как бы и не прерывалась, хотя и подвергалась жестоким испытаниям. Сложнее найти свои родовые истоки, почувствовать и возродить духовный опыт предков потомкам крестьян и рабочих, купцов и дворян. Однако, преодолеть 3-х - 4-х поколенное забвение предков необходимо. Это можно сделать, изучая через архивы своё частное родословие и собирая семейные предания, изучая историю родного края и родины в целом. Необходимо вновь научиться сопереживать и сострадать судьбам своих пращуров. Таким образом, мы обречены (к нашей радости и пользе) на большую духовную работу, которая будет для нас и благодатным процессом и "животворящим" духовным результатом.
Вкус к такого рода знаниям и соответствующим исследованиям своего рода может быть сформирован у новых поколений граждан не только в семье. В силу сегодняшней слабости семейного воспитания данное направление семейно-родового уклада может быть возрождено и развито с помощью государственных институтов. Например, в рамках широкой сети образовательных учреждений. Действительно, воспитание и подготовка к общественной жизни молодых людей требуют знаний генеалогии, родовой культуры предков. Без них, по большому счёту, нельзя принять ни отечественной литературы, ни искусства. Надо полагать, что введение такого предмета в образовательные программы не вызвало бы дискуссий, поскольку это касается культурных основ каждой семьи вне зависимости от их этнической или конфессиональной принадлежности.
      М.Ю. Лермонтов любит своего героя – Степана Парамоновича Калашникова  и  в последних строках отмечает его нравственный подвиг в защиту указанных выше ценностей, определяющих честь семьи и рода. Вспомним, кстати, известную сентенцию русского офицерства времён Отечественной войны 1812 года, когда значение и влияние в обществе семейно-родовой культуры ещё не подвергались сомнению: «Сердце – даме; жизнь – царю; душу – Богу; а честь – никому». И в этом случае речь идёт, прежде всего, не о личной чести, а о чести семьи и рода, хотя обычно эти понятия представлялись (и фактически были) неразрывными.
   Характерно, что Лермонтов отдаёт посмертные почести Степану Парамоновичу Калашникову как былинному герою, постоявшему своим подвигом в битве с врагом за землю Русскую. Вот как он описывает место его погребения:

 «Схоронили его за Москвой – рекой
На чистом поле промеж трёх дорог:
Промеж тульской, рязанской, владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют, шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится,
А пройдут гусляры – споют песенку….» 
      
     Характерно, что о месте погребения Кирибеевича, как, впрочем, и других участников трагедии, автор даже не упоминает.
      Таким образом, рассмотрев это произведение М.Ю. Лермонтова с позиции актуальности и значения духовно-нравственных ценностей семьи и общества, традиционной семейно-родовой культуры, мы находим очередное подтверждение необходимости формирования сегодня нового направления в воспитательной и образовательной сферах, разработки и внедрения в учебную программу нового предмета «Основы семейно-родовой культуры». Уверенность в необходимости и своевременности такого важного шага в современном образовании подтверждается исследованиями и других произведений наших литературных классиков: И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и многих других.
     Сегодня, если мы хотим спасти Россию, приоритеты должны быть отданы семье и только семье, потому что в ней закладываются социальные и духовные основы каждой личности, а значит и общества в целом. Потому что она всему голова! Полезна последняя известная инициатива региональных властей (Нижний Новгород) в деле обеспечения жильём молодых семей, когда ипотечная оплата жилья сокращается по мере рождения детей. При рождении трёх детей она снимается вовсе. Однако, не следует забывать, что рождение и выхаживание ребёнка не являются конечной целью ни семьи ни общества. Важно обеспечить  гармоничное полноценное социальное и духовное воспитание ребёнка в семье и вхождение его в общественную жизнь. Таким образом, встаёт задача необходимого образования будущих родителей, а при возможности, и необходимого воспитания оных с юных лет.
     Исследования показывают, что традиционная российская семья изначально обладала всеми качествами, обеспечивавшими в прошлом достойный результат в воспитании. Сегодня, очевидно, следует осмыслить прошлый опыт жизнеустройства и вернуться на новом витке истории к ценностям прошлого семейно-родового уклада. Для этого не нужно искать в библиотеках сильвестровский Домострой. Рекомендации столь далёкого прошлого не могут быть полезными всем семьям сегодня. Однако и пренебрегать опытом семейного строительства протопопа Сельвестра и его времени не стоит. Его необходимо серьёзно и системно изучать в соответствующих научных учреждениях.
     Вообще-то, сегодня был бы очень полезен сборник рекомендательных материалов по семье, где на новой концептуальной основе приоритета семейно-родового уклада и духовно-нравственных ценностей семьи формулировались бы  общие задачи новообразуемой семьи, которые бы переплетались с потребностями реальной жизни, необходимостью непрерывного возобновления и развития общества.
     В заключительной части «Песни…» гениальный автор провозглашает здравицу, последними словами которой – «…И всему народу христианскому слава!» - хочется закончить данное краткое исследование.    


Рецензии