Сослуживец Петра Ивановича Багратиона
Доклад на Багратионовских чтениях в селе Симы Владимирской области. 22.09.2007г..
Историкам хорошо известно, что в середине 1780-ых годов на Северном Кавказе резко обострилась обстановка. Межконфессиональные и социальные противоречия между горцами и российскими институтами власти вылились, наконец, в мощное восстание в Чечне под предводительством Ушурмы (шейха Мансура). Получив сведения от русского командования на Кавказе (в частности, от генерал-поручиков П.С. Потёмкина и М.Н. Леонтьева) князь Григорий Александрович Потёмкин (13/24.09.1739 – 2/16.10.1791) дал предписание отправить «в самое сборище Ушурмы» лично известного ему своими качествами полковника Николая Пиери с достаточно мощным отрядом русских войск. Пиери должен был быстрым ночным передвижением проникнуть в стан восставших горцев – селение Алды, взять живым их руководителя Ушурму (Мансура) и доставить его в ставку командования. Отряд полковника Пиери состоял из Астраханского пехотного полка и сотни казаков Терского войска. Всего более 3-х тысяч солдат и офицеров, несколько орудий.
6 июля в пятом часу утра отряд Пиери достиг реки Сунжи. Не доходя до леса, который вплотную подступал к реке, в двух верстах в вагенбурге (укрепление из повозок) был оставлен обоз и (для его прикрытия) 400 человек мушкетёров Астраханского полка с двумя пушками под командованием капитана Шуринова…. [1]. На этом разрешите в описании случившегося сражения остановиться, поскольку они известны и не являются предметом нашего сообщения. Впрочем, современное описание этого сражения на сайте республики «Ичкерия» представлено в Приложении I.
Историкам-архивистам хорошо известно, что талантливый русский полководец грузинского происхождения, герой Бородинского сражения Пётр Иванович Багратион начинал службу в 1783 году рядовым мушкетёром в Астраханском пехотном полку[2]. К 1785 году он был сержантом и принимал участие в кровопролитном столкновении с восставшими горцами Ушурмы - Мансура. По данным представленным генералом-поручиком М.Н. Леонтьевым командиру Кавказского корпуса Павлу Сергеевичу Потёмкину из отряда Пиери погибло 1506 человек, взято в плен горцами 162 человека. Сам полковник Пиери был убит, погибли 6 офицеров из числа высших чинов. Судьба Петра Ивановича Багратиона хорошо известна: он попал в плен к горцам, но затем был отпущен, как и другие пленные. Были возвращены и две захваченные пушки [см. Приложение 1].
Несмотря на столь суровое начало военной карьеры, данные трагические обстоятельства не отвратили Петра Ивановича от службы. В последующем он служит во вновь образованном Кавказском мушкетёрском полку, участвует в сражениях и повышается в чинах. Такая устойчивость характера, чувство чести и чувство долга обязаны, безусловно, традиционному воспитанию в семье, благотворному окружению в период начала службы, воинским порядкам взаимоуважения и поддержки в русской армии.
Исследуя жизнь и деятельность таких героев Отечества, как П.И. Багратион, полезно обращать внимание на их окружение. На момент сражения при селении Алды Багратиону было всего 16 лет. Очевидно, формирование характера и воинское становление Багратиона происходило под непосредственным влиянием окружения в Астраханском полку: солдат и офицеров. Поиски в архивах могут дать нам список офицеров полка, которые служили в период пребывания в нём князя П.И. Багратиона и с которыми, надо полагать, Пётр Иванович был близок, делил тяготы службы и риск быть убитым в многочисленных сражениях.
О сражении под селением Алды, о своем пленении и возвращении позже горцами царским властям Петр Багратион рассказывал исследователю истории Кавказа, академику П.Г. Буткову. Как утверждает исследователь жизни и военной деятельности П.И. Багратиона – Игорь Сергеевич Тихонов, эти рассказы записаны академиком и могут быть найдены сегодня в архивах.
Однако вернёмся к капитану Шуринову, который остался с 400-ми мушкетёров у обоза в момент кровопролитной стычки. Он остался жив и в последующем давал показания при расследовании всех обстоятельств трагедии.
При обращении к архивам РГАДА удалось найти послужной список капитана Шуринова. Им оказался капитан Гавриил Шуринов[3].
Гавриил Шуринов родился в 1744 году.
Службу начал 3 января 1763 года.
Согласно Формулярному списку от 1784 года повышался в чинах:
подпрапорщик – 1 марта 1765 г.;
сержант - 28 июля 1765 г.;
прапорщик - 1 января 1770 г.;
подпоручик - 1 января 1771 г.;
поручик - 1 января 1773 г.;
капитан - 22 сентября 1779 г. [4] .
Его отец Авдей Андреевич Шуринов родился в 1721 году в семье помещика Андрея Давыдовича Шуринова.
Андрей Давыдович, проживая с семьёй в родовой деревне Локтевой Засосенского стана Елецкого уезда, был зафиксирован проживающим в деревне Локтевой по переписи, которую провёл Пётр I в 1723 году, выискивая военнообязанных дворян способных к службе[5]. Поскольку ему на момент ревизии было только 25 лет и он был годен к службе, в том же 1723 году он был призван в Орловский ландмилицкий полк.
В 1729 году, в короткий период правления Петра II, он был переведён в Преображенский полк с зачислением в Гренадерскую роту. В 1741 году непосредственно участвовал в возведении на Российский престол дочери Петра I - Елизаветы Петровны. Затем служил в Лейб-компании. Был капралом кавалергардов. В отставку ушёл в 1758 году с чином премьер-майора[6]. У Андрея Давыдовича было три сына: Авдей, Роман и Николай[7]. Роман и Николай родились соответственно в 1736 и 1737 году. Оба начинали службу капралами в лейб-гвардии Семёновском полку, но затем служба их не заладилась. Роман был переведён в Луцкий драгунский полк, а Николай отправлен в 24 года в отставку из-за болезни ног и наступившей инвалидности.
Старший сын Авдей был глух от рождения и в армии не служил. Он был мелкопоместным дворянином и жил в родовой деревне Локтевой Елецкого уезда. Однако, рано женился, имел троих сыновей: Михаила, Петра и Гавриила, и дочь Марию[8]. Умер, по сведениям из «сказки» отца, до 1758 года.
Пётр и Гавриил служили в армии. Пётр Авдеевич погиб в звании майора при исполнении службы. В РГИА имеются сведения о Петре Авдеевиче Шуринове за 1782 – 1785 годы, но, к сожалению, архив пока закрыт для работы[9].
Дело его вдовы Матрёны Акимовны и потомков имеется в Государственном архиве Воронежской области[10]. Есть основания полагать, что Пётр Авдеевич также служил на Северном Кавказе и погиб в одном из сражений.
Гавриил Авдеевич рано ушёл из жизни. По всей видимости, также как брат, т.е., погиб. При этом он не оставил потомков. Это подтверждается пока только Родословным древом рода Шуриновых, составленном в 1844 году[11, См. Приложение 2 ]. Необходимо продолжить далее исследование архивов.
Как видно по Родословному древу и другим материалам, Гавриил Авдеевич Шуринов приходится двоюродным братом герою Отечественной войны 1812 года, кавалеру российских орденов и Золотой шпаги «За храбрость», подполковнику Екатеринославского гренадерского полка Петру Николаевичу Шуринову. Его ветвь хорошо видна на Родословном древе и сегодня имеет потомков.
Напомним, что службу Гавриил Авдеевич Шуринов начал с 3 января 1763 года. Поскольку младший командный состав обычно не менял места службы, можно предположить, что он начинал службу в Астраханском пехотном полку. В это же время в этом полку служили будущие великие полководцы: полковник, командир полка будущий генералиссимус Александр Васильевич Суворов (13/24.11.1729 – 6/18.05.1800) и капитан, командир роты будущий фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (5/16.09.1747 – 16/28.04.1813). Таким образом, по материалам послужного списка Г.А. Шуринова, который, рано или поздно, должен быть найден в РГВИА, вполне может оказаться, что в период своего вхождения в военную службу в 18-19 лет Гавриил Авдеевич Шуринов был также и их сослуживцем.
Эти сведения подтверждают непосредственную связь поколений военнослужащих в российской армии и последовательную передачу замечательного духовного и военного опыта легендарных полководцев их многочисленными сослуживцами: в данном случае от Александра Васильевича Суворова к Петру Ивановичу Багратиону в его юные годы, влияние их на формирование его характера, воинского мышления и полководческого таланта.
Примечания и источники:
1. Ахмадов Ш.Б., Имам Мансур. Грозный: Изд. «Книга»,1991, с.121,123.
2. Багратион. Энциклопедия Отечественной войны 1812 года. Автор И.С. Тихонов, с.
3. РГАДА, ф.23, оп.1, д.21, ч.7, л.313, 313а/об., 314.
4. Там же.
5. Свидетельство из Книги Елецкой Правницы от 1723 года в Выписи из архива Разрядного Приказа от 07.08.1778г.. ГАВО, ф.29, оп.146, д.77, л.54.
6. Сборник биографий кавалергардов. Под редакцией С. Панчулидзева, С.-Пб.: Эксп. загот. госуд. бумаг, 1901, т.1, с.291.
7. Там же.
8. Родословное древо ветви Андрея Давыдовича Шуринова. Семейный архив Бориса Аполлоновича Шуринова. Москва.
9. См. также Русское служилое дворянство второй половины XYIII века (1764 –1795). Составитель В.П. Степанов., М.: Изд……
10. ГАВО, ф. 29, оп.146, д.78.
11. Родословное древо Шуриновых от 1605г.. Семейный архив Бориса Аполлоновича Шуринова. Москва.
Член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года,
Действительный член Историко-Родословного Общества г. Москвы
А.С. Шуринов
ПРИЛОЖЕНИЕ I
«Первое крупное сражение повстанцев с царскими войсками"
Царскими войсками были усилены наиболее важные укрепления и крепости, расположенные на Кавказской укрепленной линии. Среди прочих крепостей, укреплений и редутов, против которых восставшие горцы во главе с Мансуром торжественно объявили совершить поход, особую тревогу у царского командования вызывали Кизляр, Владикавказ, Григориполис и др. Одновременно генерал-поручиком П.С. Потемкиным была разослана прокламация в районы, на которые наиболее сильно влияли призывы имама Мансура, - в Чечню, Кумыкию (деревни Аксаевская и Андреевская). В прокламации содержалась просьба не верить новоявленному имаму и не следовать его учению.
Однако поступающие от русского командования с Линии сведения, рапорты и донесения, и в частности, от генерал-поручика М.Н. Леонтьева, указывали, что волнения со стороны восставших горцев не прекращаются, а напротив - усиливаются. Для их подавления князем Потемкиным предписано было специально отправить "в самое сборище Ушурмы лично известного" ему своими качествами полковника Пиери с вооруженным отрядом. Пиери должен был со своим отрядом под покровом ночи быстрым движением проникнуть в стан восставших горцев - с. Алды, взять живым их руководителя Мансура и доставить его в ставку царского командования. Отряд полковника Пиери состоял из Астраханского пехотного полка, батальона Кабардинского егерского полка и сотни казаков Терского войска.
6 июля в пятом часу утра отряд Пиери достиг р. Сунжи. Не доходя до леса, который вплотную подступал к р. Сунже, в двух верстах в вагенбурге (укрепление из повозок) был оставлен обоз и (для его прикрытия) 400 человек мушкетеров Астраханского полка с двумя пушками под командованием капитана Шуринова. Однако в то время, когда отряд Пиери подходил со стороны леса к р. Сунже, он был замечен жителями Амирхановой деревни, расположенной в трех верстах вниз по р. Сунже от с. Алды.
Вскоре отряд Пиери, который состоял из гренадеров Астраханского полка, перейдя Сунжу, имея 2 пушки, первым двинулся вперед и, выйдя из леса, остановился в полуверсте от селения Алды на ровной поляне. Отряд капитана Михалевского, который двигался вслед за отрядом Пиери, очень скоро вышел к деревне Алды с левой стороны от леса. Здесь отряды Михалевского и Пиери, соединившись вместе, стали на ровной поляне недалеко от селения Алды. Еще раньше, когда его отряд только начал выходить из леса, Пиери лично приказал стрелять из пушек.
В этот же день между 10 и 11 часами утра отряд Пиери в сопровождении проводника из алдынской деревни, отбивая атаки восставших чеченцев, обошел деревню и пришел к дому, в котором, как указывал проводник, жил Ушурма. В доме Мансура не нашли, но зато было найдено его знамя и убит знаменосец. Жители с. Алды все выбрались из села: алдынцы вместе с Мансуром ушли в близлежащий лес и, обогнув поляну, вышли как раз к той узкой дороге через лес, по которой пришел отряд Пиери в с. Алды. Таким образом, алдынцами был перекрыт обратный путь царским войскам.
Царскими властями было приказано первым зажечь дом Ушурмы, а затем и всю деревню, состоящую из 400 дворов. После сожжения деревни отряд Пиери вышел на противоположную сторону села и остановился. Расположившись здесь в две линии, отряд стал пополнять свои боеприпасы. Были обнаружены первые убитые и раненые солдаты. Исследователь М.Я. Корольков писал, что родной аул Мансура, подожженный с четырех сторон, был взят и разграблен царскими войсками. Не ожидавшие нападения жители аула бежали в горы. Мансур лишился всего: его сакля была сравнена с землей, сам он и его семья едва успели спастись. Все дружественное отношение к русским пропало, и шейх поклялся именем пророка, что отомстит. Отныне Мансур, встав во главе горцев, объявил священную войну - газават.
Как только отряд Пиери дошел до леса и углубился в него, началось настоящее сражение между алдынцами, жителями близлежащих сел и войсками Пиери. Горцев было много. Отряд Пиери попал в окружение и под перекрестным огнем наседавших на него со всех сторон горцев, ценою больших потерь продолжал пробиваться к переправе через р. Сунжу. Среди отступавших началась паника. Не успел отряд Пиери пройти через лес и полверсты, как пришло сообщение, что большая часть солдат, идущая позади колонны с пушкой и замыкающая ее, перебита. После безуспешной попытки отбить у горцев захваченную ими пушку капитан Казин вышел вперед колонны и стал защищать переднюю пушку от безудержного натиска алдынцев. Однако и здесь капитана Казина ждала неудача: лошади, которые везли ящики со снарядами и тащили вторую пушку, были перебиты. Солдатам приходилось одновременно и защищаться от восставших, и нести на себе ящики со снарядами, и тянуть пушку. В это время полковник Пиери получил смертельное ранение.
Теперь алдынцы уже не чувствовали серьезного сопротивления со стороны царских войск. Отряд Пиери нес большие потери: он состоял уже из небольшого числа солдат и офицеров. Не имея патронов, оставшиеся в живых егери и гренадеры в паническом страхе перед численно превосходящими силами восставших стали спешно отступать к переправе.
Таким образом, оставшаяся небольшая часть отряда Пиери, потеряв при отходе от деревни Алды своего командира и многих офицеров, оставив на пути огромное число убитых и раненых, с большим трудом и огромными потерями пришла к переправе. Достигнув р. Сунжи, солдаты в панике бросились в ее воды и спешно стали переправляться на другой берег. Преследовавшие их горцы стреляли уже по переходящим реку вброд царским воинам. Много солдат из отряда Пиери погибло при переходе р. Сунжи. В народе ходила молва, будто бы Сунжа после битвы восставших с отрядом Пиери была сплошь покрыта фуражками убитых царских солдат.
Царские войска, впервые проникшие в предгорья Чечни, потерпели поражение. Отряд Пиери, насчитывавший более трех тысяч солдат и офицеров, лишился тринадцати офицеров и семисот сорока человек нижних чинов. Были убиты пять человек высших офицеров, в том числе сам руководитель экспедиции - полковник Николай Пиери. Из общего числа войск 162 человека были взяты восставшими в плен, а затем в разное время выкуплены царскими властями. Всего же в этой экспедиции царское командование потеряло 1506 человек убитыми.
Позже восставшие возвратили царским войскам обе пушки.
В числе спасшихся оказался унтер-офицер, князь Петр Иванович Багратион. В данном походе 20-летний Петр Багратион был адъютантом Пиери. Он и до того дважды участвовал вместе с ним в военных экспедициях на территорию Чечни в 1783 году. О сражении под с. Алды, о своем пленении и возвращении позже горцами царским властям Петр Багратион рассказал исследователю истории Кавказа, академику П.Г. Буткову. Впоследствии князь Багратион стал генералом-от-инфантерии, прославился в Отечественной войне 1812 г. как талантливый полководец и умер от ран, полученных в Бородинском сражении.
Что касается потерь со стороны восставших горцев в бою под Алды, то, согласно рапорту генерал-поручика Леонтьева на имя генерал-поручика П.С. Потемкина от 12 июля 1785 г., более трехсот человек было убито, в числе которых - родной брат Мансура и около сорока человек знатных чеченцев.
Тем не менее победа восставших в бою с царскими войсками должна была сыграть огромную роль в деле подъема начавшейся антифеодальной и антиколониальной борьбы горцев Северного Кавказа и поднять авторитет руководителя этой борьбы - имама Мансура».
Источник: Интернет. Сайт: http://Kavkaz.strana.ru/catalogue/history.
Статья «Чечня в конце XYIII века».
Свидетельство о публикации №215111900722