Запорожец раздора

Моя мама была энергичной и красивой  женщиной. Уму непостижимо, когда она успевала все: руководить производственным коллективом, стирать и готовить на трех мужиков, заниматься общественной  работой и при этом прекрасно выглядеть.  Спрашивается, зачем ей надо было на ТЭЦ еще распространять  лотерейные билеты? Могла бы передоверить это дело подчиненным, отказаться от поручения профсоюзного комитета, да сослаться, наконец, на  занятость. Но ей, оказывается, было интересно продавать эти симпатичные бумажки и смотреть на реакцию людей. Большинство надеялись на удачу, верили немного в чудо. Как дети! Мама вместе с ними испытывала схожие эмоции, но это так, мимоходом.  Очень ее удивляла Тамара Баева, покупавшая по 50 штук билетов, причем, из разных пачек, по какой-то замысловатой схеме.

  - Тамарочка, ты же в прошлый раз покупала столько же, но не ничего не выиграла, и снова…-  удивлялась «пани Лыкова», как звали за глаза маму.

 - Тогда просто не повезло, да и система выбора оказалась не той, сейчас будет по-другому, Кузьминична, - отвечала лаборантка  станции  химической очистки воды.

  Подобных диалогов накопилось в ее памяти много, некоторыми делилась с нами.

  - Люди открываются как-то с другой стороны, одни (и их не мало) оказывается, любят рисковать, даже скудным семейным бюджетом.

  Вместе с билетами исчезли и разговоры, но мама заговорщицки сообщила мне, что самый последний из них  куплен ею, и у нашей семьи тоже есть шанс прославиться. Дебаты возобновились вместе с выходом газеты с таблицей выигрышных номеров.  Веселый гомон все чаще сменял ропот разочарования, проверяющие констатировали: «Мимо».  Оказалось, что на большой трудовой коллектив выпал всего один выигрыш, но какой!  Автомобиль!  Все спрашивали друг у друга номера и серии, а конкретное лицо никак не находилось. Мама тем временем была занята устранением аварии на станции химической очистки воды, где срочные работы велись и ночью. Как только дело сделали, она тут же и заметила ажиотаж  вокруг выигрыша и отсутствие счастливчика:  «Действительно, кто?»  И вдруг ее осенило: « У тебя же один билет лежит в шкатулке для документов!» Не дождавшись обеда, помчалась с газетой домой и второпях  упала на лестнице, зацепившись каблуком за ступени. Потирая коленку, стала быстро водить пальцем в поисках счастливой серии и номера. Вот он, голубчик! Переведя взгляд на свой единственный билет, обомлела: «Он!» И тут, как любил говорить весельчак  А.Аверченко, за-кру-ти-лось…

  Мама ходила как именинница, все ее поздравляли, обнимали и жали руки. В квартире теперь постоянно кто-то находился из гостей,  на работе также на полную катушку звучал  радостный, пусть и немного завистливый, хор коллег. Соседи потирали руки и требовали немедленного «обмыва» события, причем водки просили целый ящик. Отец, «отвечая на запросы трудящихся», уже было собрался в магазин, но Валентина Кузьминична остановила его, мол, пока машины нет, чего обмывать-то. Но волны ответной реакции населения накатывались и накатывались на  лыковские головушки, не знавшие событий подобного масштаба. Мы с братом отбивались от одноклассников в школе, родители – от сослуживцев. Жил тогда народ неплохо, голодные послевоенные года остались позади, но богатых не было, машин тоже мало кто имел, поэтому факт выигрыша имел большой резонанс в небольшом городке. О нас говорили, писали в местной «Знаменке», за нас даже думали, кто будет водить новое  авто и кого запишут владельцем. В общем,  кино и домино, а не семейная жизнь.

   Однако эта жизнь, к счастью, состоит не из одних разговоров. Наступило время ехать за машиной, «Запорожцем». В конце 60-х он иронических улыбок не вызывал,  даже первая модель под кличкой «горбатый».  Наша была уже третьей модели.  Чуть поменьше, послабей, пошумливей «Москвича», но со своими преимуществами: высокой проходимостью, крепостью кузова, шумливой автономной печкой.  Папа, взяв все дела в свои руки, попросил опытного шофера дядю Гришу помочь с доставкой авто с завода. Через пару дней в наш уютный двор между двух домов въехала симпатичная машина красного цвета, из которой вышел веселый отец и дядя Гриша. Народ быстро облепил ставшую заочно любимицу и на все лады обсуждал ЗАЗ. Краска сияла на солнце, играли бликами никелированные части, салон пах новизной. Счастливчикам даже удалось сесть на мягкое сиденье и ощутить себя людьми первого  сорта. Праздник! Вечером на лавочках и столиках двора появилась проставленная  выпивка и закуска, и обмывание выигрыша затянулось за полночь. Сегодня представить такую реакцию окружающих людей невозможно, всех заел индивидуализм, а в 1969 году это было вроде  соседского карнавала.

   На авансцену событий постепенно выдвинулся отец, мама на время ушла в тень. Бывший военный моряк и фронтовик, а на «гражданке» главный бухгалтер ТЭЦ, Владимир Николаевич  развернул  бурную деятельность: поступил в автошколу, начал строить первый в поселке энергетиков гараж, запасался бензином и инструментом.  Он  постройнел, уменьшился  большой живот, и даже шляпа сидела на его голове симпатичнее.  Все шло хорошо, кроме  вождения, не та оказалась у ветерана координация.  Батька  путал педали сцепления и газа, плохо учитывал в движении габариты легковушки и много чего делал невпопад. В автошколе ему пришлось дважды пересдавать экзамены, после чего с большими трудностями  получил права любителя. Самый первый выезд за пределы гаража фронтовик превратил в заметное мероприятие. Впрочем, с этого дня все его передвижения на «Запорожце» имели немалый резонанс. С грехом пополам вырулив на футбольное поле, старший Лыков начал, как он сообщил зевакам, обкатку автомобиля. Послушать и посмотреть было на что. Тронувшись, машина начала реветь не запорожским голосом и извергать клубы густого дыма.

  -С чего бы это, машина новая, а напрягается как изношенный агрегат, - рассуждали зрители о необычной обкатке.

   Сам же водитель подобными вопросами не задавался, потел, но продолжал давить на газ и совершал по стадиону круг за кругом. Над полем вскоре повисло сизое облако выхлопных газов. И они не остановили новичка. К счастью, на стадион заглянул младший сын Славик, который соображал в технике.

   - Тормози, отец, - замахал руками Славик.

   Владимир Николаевич неохотно остановил  ЗАЗ. Сын заглянул в салон и увидел поднятый, то есть включенный, ручной тормоз. Это он заставлял напрягаться двигатель. В салоне сильно пахло тормозными колодками, которые уже начинали, наверное,  дымиться. Протянув руку через открытое окно, мальчик нажал кнопку стояночного тормоза. Ветеран как-то безучастно отнесся к этому и только спросил: «Можно ехать?»

  -Конечно! – засмеялся вихрастый Славик.

    Обкатка, но уже в  бестормозном  режиме, продолжалась, правда, с той минуты ручник практические перестал работать. Однако приключения только начинались. Первый выезд в город  закончился тем, что произошло небольшое столкновение с велосипедистом, но обошлось без травм и поломок – ссадины и царапины. Отец еще с детства плохо видел и носил «сильные» очки. Видимо, это стало причиной того, что при дальнейших передвижениях он часто не замечал урны для мусора и сбивал их. Если в машине сидел пассажир, а чаще всего это была супруга, он испытывал стресс при каждом ударе. Мама стала часто нервничать, а иногда случались и истерики. Понять женщину было можно: столько радости пришлось испытать при выигрыше, а тут началась череда волнений, тревог и дорожных конфликтов. Как-то летом они вдвоем возвращались с рынка и обсуждали тему удобства передвижения на личном авто. Прежде ведь приходилось пользоваться пыльным городским автобусом, томиться в ожидании транспорта на остановках. А тут вжик -  и на базаре, вжик – и дома. В это время «Запорожец» начал крутой подъем  в районе  остановки «Спиртзавод»,  и посередине его заглох мотор. Завести его не удалось, пришлось задом сползать вниз к мосту. Под вой и сигналы водителей. Бедная Валентина Кузьминична от переживаний вся извелась, у нее поднялось давление. Мотор же «одумался» на мосту и завелся, но поездка был бесповоротно  испорчена происшествием.

   Все родные, каждый на свой лад, пытались объяснить Владимиру Николаевичу нюансы шоферского  ремесла: как делать «перегазовки», переключение передач, держать дистанцию и т.д. Разумный человек, он, что странно, утратил способность воспринимать простые вещи. Более того, все замечания воспринимал как посягательство на его личный  авторитет. В общем, злился и возмущался.
 
  -Ну а как ему не говорить, если он подолгу едет на одной передаче и попросту напрягает автомобиль, - делился с нами Славик.

     Брат на все это смотрел со своей колокольни. Как только родители уходили на службу, парнишка шел в гараж, заводил авто и колесил по окрестным дорогам. Надо же всем вкусить лотерейной автомобильной радости!  Однажды отец по какой-то надобности рано возвращался домой и увидел знакомую машину под управлением сына. Разразился скандал, ведь формально брат по возрасту не мог иметь прав, но ездил-то он лучше старшего Лыкова. С того дня пацан уже потерял доступ в гараж и лишь имел счастье наблюдать картину  - как почетный шофер-дилетант мучит легковушку.

   В разгар не совсем удачной обкатки «Запорожца» я решил подать документы в  Липецкий политехнический институт, и эти коллизии постепенно отошли на второй план. После армии многое позабылось и пришлось сильно попотеть на подготовительных курсах. Первого августа предстояло сдача экзаменов по математике.

  - Сын, чего ты будешь трястись в междугородном автобусе, давай я тебя довезу до места, так сказать всей семьей будем болеть за тебя, - предложил отец.

  Но меня, вчерашнего солдата, вопросы удобства волновали не очень. Просто я боялся за жизнь нас всех при таком рулении.  С другой стороны, не хотелось обижать родителя. Второе перевесило. За день до экзамена мы тронулись в путь. Он выдался тернистым. На трассах же у шоферов совсем иная методика вождения. Отец это не знал и мало кого слушал. Кое-как добрались до Ельца и пересекли мост через реку Сосну. Сзади нас постоянно сигналили рассерженные  черепашьей скоростью дальнебойщики, а папа все не хотел часто переключать скорости. Наконец  мы свернули с дороги на Воронеж и взяли курс на Липецк. Тут движение было небольшое, что нашему капитану очень понравилось. Он даже улыбнулся нам, испуганным пассажирам, а до этого сам не отрывал глаз от дороги и в руль вцепился поистине морской хваткой. Мы уж не знали, что нам делать: радоваться или грустить от такой перемены настроения.  Обретая  уверенность, отец, не доезжая Дона, решился на сложный маневр, обгон. Впереди еще медленнее нас ехал автобус. Выкатившись на «встречку», он надеялся в два счета объехать ЛАЗ. Увы, мощи «Запорожца» не хватило.  Вся  семья потеряла дар речи – на встречу несся  огромный грузовик.  Кто же нас спас, пропуская легковушку?  Сбросил ли скорость водитель автобуса или это был шофер  грузовика, мы затрудняемся сказать и сейчас. Очухавшись,  мама потребовала немедленной остановки и скомандовала мне сесть за руль. Все члены экипажа вытерли холодный пот со лба, посидели на травке и попили водички, и потом  без приключений добрались до областного центра.

  Встреча с родней успокоила нашего «Шумахера». За выпивкой  ядовитый пар неудачного обгона улетучился, а сон укрепил нервы. Наутро батька вызвался довести меня до института. Родня дружно его отговаривала, но он был неумолим. «Ведь ради этого ехали!» Уступили и на этот раз, и опять прогадали. Подавая назад при выезде со стоянки с открытой дверью, наш незадачливый водитель не заметил выступающий над землей канализационный люк. Об него при движении зацепилась дверь, которую частично вывернуло. Опять начались ругань и разборки, а отец как-то  лихо пристроил в проем дверь и сказал, что надо ехать, а то опоздаем на экзамен. Поехали. Но, видимо, нам было не суждено добраться до политеха на личном авто. На площади Победы в «Запорожце» что-то хлопнуло, он дернулся и надолго затих. Не дожидаясь окончания эпопеи, я прыгнул в трамвай и помчался сдавать математику. А в голове, пока ехал, все стучало в висках: «Не к добру все это!»
 
  Но мистика оказалась придуманной: экзамен я сдал на «хорошо» и успешно поступил в вуз. Потянулись веселые студенческие денечки.  Приехав на каникулы в родной дом,  долго и упорно уговаривал маму продать упавший с лотерейного неба автомобиль. Недалеко и до беды с такими зигзагами на дороге. Она держалась молодцом и не хотела расставаться со сказкой. Но отец не стал другим.  Как-то припечатал бампером к стенке гаража соседа, который руководил заездом. Обошлось! Дважды легко сбил велосипедистов. Ему в общем-то везло, серьезных травм людям  не наносил, а сама машина получала лишь царапины да вмятины. Но это же до поры до времени. И мама сдалась. Глава нашего семейства протестовал против продажи микролитражки, но владелицей ее была мама.  Желающих приобрести «легендарную» машину нашлось немало, да и состариться она не успела, как ни старался шофер. Через неделю гараж наш опустел. На вырученные деньги были куплены хорошая мебель и большой телевизор. Средств  хватило и на организацию двух свадеб – моей и брата.

   Одного человека все это не радовало , и вы поняли кого. Батя долго горевал по ЗАЗу. Видимо, сия неказистая машинка сделала его жизнь более яркой и опасной, как это было сначала в военном училище г.Кронштадта, а потом в сражениях с фашистами на Балтике. Вдруг он начал яро интересоваться  автомобильными новостями, любил рассказывать про свою смелую езду. Позже появилась возможность повторить авто эпопею. Как хорошего  специалиста  его направили на работу в Ливию. За два года бывший фронтовик, участник обороны Ленинграда, заработал в Африке много денег, и подарил каждому сыну по «Жигулям».  Сам же за руль машины так и не сел. К нашей всеобщей радости!


Рецензии