Осколки памяти. Моменты прошлого...

                ПАПА ВСПОМИНАЕТ…
                КАВАДРЕС.

    Вспомнила старую историю эпохи НЭПа,  рассказанную отцом.

    Старый еврей прогорал – туго шли дела в его харчевне; время-то какое – двадцатые, НЭП, красноштанные! Вот и выкручивался Изя, как мог.
    Однажды заглянул к нему случайный человек, и, чтобы не упустить клиента и деньги какие-никакие, Изя собрал все обрезки-остатки, что-то подсолил, поджарил, заправил подсолнечным маслицем щедро, дабы отбить неудобоваримый запах и вкус варева. На вопрос: «Що це таке?» ответил гордо, вскинув тощую грязную шею: «Кавадрес!»
    Поел человек того блюда, щедро расплатился и поехал из Одессы дальше на Бессарабскую сторону.
    Скрутило раз живот – сбегал в кусты, второй… третий… Чтобы не тормозить и без того упрямых и медлительных волов, скинул штаны, да так с брички и «метил» дорогу бедолага.
    Встретил путника, тот и спрашивает: «Як пройти до Одесы?» Отвечает грустно: «Ось з цього кавадресу і потрапиш в Одесу».*

    Желаю всем не попасться на «кавадрес»!

        *Ось з цього кавадресу і потрапиш в Одесу! (укр.) – Вот по этому «кавадресу» и попадёшь в Одессу.

          Сентябрь, 2015 г.
                МАМА ВСПОМИНАЕТ…
                ТРАКТОР.

    Быль.
    Двадцатые, юго-запад Сибири, нови, коммуна «Червонный Гай». На полях появились первые невиданные рычащие чудища – тракторы. Гордые механизаторы-пацаны, вытирая грязными замурзанными тряпицами измазанные руки, искоса поглядывают на оробевших девчат-скотниц. Древние старики, опираясь на клюки, молча смолят «козьи ножки».
    – Вот, селяне, помощь вам пришла механизированная, – механик Гаврилов раздувался от гордости, что достал-выбил технику себе в хозяйство.
    – Шынок, – шепелявя, дёрнув за рукав рубашки тракториста, обратился старик Зосимов, – а он щерить?
    – Как это?
    – Ну, щерить? С-под хвоста валить? – пытался объяснить городскому пришлому житель.
    – Ах, это… – расхохотался парень громко и открыто, разевая рот, скаля зубы. – Нет, деда, не щерить. Он на солярке работает.
    – Не щерить… – опечалился дед. – Ну, тогда и хлебця не будеть…

    Это историю я услышала в детстве от мамы. Смеялась, конечно. А теперь, полвека спустя, вдруг поняла: а ведь дед тот был прав! Перестали унавоживать поля, хлеб и упал в урожайности. Теперь лишь новые технологии заставляют зерно расти, как… Нет, не на дрожжах, на генах. Грустно.

              Ноябрь, 2015 г.
                ПАПА ВСПОМИНАЕТ-2.
                ХИТРЫЙ ЕВРЕЙ.
                (Байка 20-х годов прошлого века).

    Малороссия. Метель. Зима. Стужа несусветная! Степь и безлюдье.
    На тракте заблудился путник. Замерзая, увидел далёкий свет сквозь пургу. Едва дошёл, привалился обессиленно к двери, замолотил ногами и руками.
    – Відчини!*
    Старый еврей мясник, боясь ограбления, прикинулся дураком:
    – Немає ветчины, ковбаса печеться.**
    Путник опять стучит и кричит исступлённо:
    – Відчини! Зараз же!***
    Торгаш стоит на своём:
    – Сам зараза! Сказав же: немає ветчины! У печі сидить ковбаса!****
    Так и пререкались, пока непрошеный гость не стих. Должно быть, ушёл восвояси.
    Еврей лёг спать.
    Утром толкнул дверь – никак. Едва открыл с помощью детей и жены: на ступенях мёртвый мужик. Еврей возмущённо молвил:
    – То ж надо так хотеть ветчины! Даже помер!

          * Відчини! (укр.) – открой, впусти. (На слух русского – ветчины).
         ** Немає ветчины, ковбаса печеться. (укр.) – Нет ветчины, колбаса печётся. (Слукавил старик, потому что по-украински «ветчина» – «шинка»).
       *** Відчини! Зараз же! (укр.) – Открой! Сейчас же!
      **** Сказав же: немає ветчины! У печі сидить ковбаса! (укр.) – Сказал же: нет ветчины. В печи сидит колбаса! (Еврей продолжает играть созвучием слов себе на пользу).

          P.S. Услышав эту историю в детстве, мы поняли, что дело в игре слов украинского и русского языка, вернее – суржика. На нём большинство евреев тогда говорили.
       Смысл дошёл позже, а тогда по наивности смеялись, несерьёзно осуждая ушлого еврея, который пытался оградить семью от лихого люда.
       С годами, вспоминая анекдот, уже не было так весело, потому что история плавно вернулась и стала похожей на то лихое время.
       Да и сейчас, почти сто лет спустя, мало что изменилось, в сущности: так же люди пытаются выжить, обманывая и обрекая на невольную смерть или страдания себе подобных, которым просто не повезло.

          Апрель, 2016 г.

             Фото из Интернета.

                http://www.proza.ru/2015/05/26/1493


Рецензии
Ирина, Вы очень тонко подметили - с возрастом то, что казалось смешным и забавным - встаёт в другом, глубинном и многоярусном смысле, и грани обогащаются всё новыми и новыми нюансами...Это, наверное, тоже - понимание смыслов?..
Очень рада, что попала к Вам на страницу - столько жизненной правды, душевного тепла и сердечности давно не встречала на этом сайте...
С большим удовольствием и признательностью буду возвращаться к Вашим рассказам.
С уважением и самыми тёплыми пожеланиями - здоровья, успехов и творческой радости - Лариса.

Оситян Лариса   17.01.2017 03:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса! С прошедшими праздниками Вас!
Спасибо, что не смогли пройти мимо, скользнув по тексту взором! Это сейчас в моде - открыть, взглянуть и уйти, веяние времени, что ли?
Мысли и выводы приходят с возрастом и опытом. Моя жизнь не уместилась бы и в паре многосерийных сериалов! Не оттого ли накопилось в душе столько наблюдений? А талант доходчиво излагать увиденное или пережитое дан с детства. Он и помогает рассказывать так, что оторваться невозможно! )))
Заходите, читайте, знакомьтесь - писала именно для пытливого и способного читателя.
С искренним уважением и признательностью,

Ирина Дыгас   17.01.2017 19:09   Заявить о нарушении
Если хотите экзотики и неизвестных ощущений, зайдите на страницу к Розе Исеевой. Она пишет истории о казахах - были и придания. Это песня, а не рассказы!

Ирина Дыгас   17.01.2017 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.