Суворов и семейно-родовая культура
Доклад на Встрече Суворовского Комитета в честь 285-ой годовщины
со Дня Рождения. 21.11.2015.
Отмечая сегодняшний 285-летний юбилей великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, нельзя не отметить родительский подвиг его отца и матери.
Кстати, отмечать отца и мать поздравляемого с Днём Рождения в традиции нашей русской семейно-родовой культуры. Недаром мы всегда второй тост поднимаем за родителей! Давайте и сегодня не будем отступать от этого замечательного правила.
Родители Александра Васильевича были: отец – Василий Иванович Суворов; мать – Авдотья Феодосьевна Суворова (из рода Мануковых). Родился Александр Васильевич в семье Суворовых 13/24 ноября 1730 года.
Место рождения не определено точно, поскольку метрические документы не найдены. Вполне возможно, что они пропали, поскольку ребёнок был не очень здоровым, если не сказать болезненным, хилым. Отец, по-видимому, всячески старался оградить его от ранней воинской службы, продлить годы его взросления в семье и, скорее всего, документы глубоко спрятал, а затем и уничтожил. Поэтому датами его рождения могут быть разные даты. Некая разноголосица историков по этому вопросу – это лишь борьба различных группировок, стремящихся заявить о себе как можно громче, скандальнее.
Часть историков остановилась на дате 13 ноября 1730 года (по ст.ст), которая упоминается среди дат самим Суворовым, и мы её придерживаемся. Но это не главная суть рождения самого Суворова, о которой мы хотели бы говорить. Суть в том культурно-историческом пространстве, в котором родился будущий гений: ревнитель православия, глубокий русский мыслитель и величайший полководец.
Сегодня мы озабочены проблемами формирования патриотически настроенных граждан и пример рождения и формирования нашего гения может быть очень показательным и одухотворяющим все наши позывы по реализации этой задачи. Задумываться о воспитании патриотизма в наших детях мы должны научиться не со школьного возраста, не в кадетских классах, куда будут попадать наши ненаглядные лоботрясы, а уже после вступления в брак их родителей! Рождённые дети уже с младенчества должны быть патриотами.
Безусловно, что для этого мы должны сначала воспитывать и формировать родителей будущего ребёнка. А делать это нужно, начиная с их детства и образования основам семейно-родовой культуры. Ранее этот процесс преемственности семейно-родовой культуры был естественным, проводился в семье с участием всех близких из нескольких поколений. Но сейчас социальный и духовный разрыв между поколениями настолько увеличился, что передача социального и духовного опыта очень затруднена. Эта проблема, по нашему мнению, может быть решена только путём образования будущих родителей основам семейно-родовой культуры.
После прохождения необходимого образовательного курса молодые люди начнут понимать, что создание благоприятной атмосферы-среды для будущего ребёнка должно начинаться с момента формирования будущей семьи, с момента знакомства молодых, с момента их свадьбы, с момента их интимной связи, с периода вынашивания ребёнка в чреве матери, с рождения и воспитания до 3-х лет. Безусловно, что во всех этапах этого действа важно участие и отца, и матери, и близких родственников.
Во времена Александра Васильевича Суворова подготовкой молодых занимались сугубо их родители. Следовательно, отец Василия Ивановича – Иван Григорьевич Суворов, который был генеральным писарем в Преображенском полку у государя Петра I, должен был бы об этом думать! Однако, Иван Григорьевич ушёл в иной мир довольно рано, когда его сыну Василию было около 10 лет (родился Василий, как известно, в 1705 году). Пестовать отрока пришлось самому императору как его крестному отцу. В 17 лет он взял его к себе в денщики, что стало значительным фундаментом молодому человеку для его будущих неоспоримых успехов. В 1730 году отец Александра Васильевича Суворова был в звании подпоручика. А в начале 40-х годов он уже был прокурором берг-коллегии в чине полковника. Как пишет А.Ф. Петрушевский (1826-1904), «Василий Иванович Суворов был человек вообще хороший, с образованием, ретивый, исполнительный служака, не дурной администратор, особенно по части хозяйственной, но во всяком случае из ряда не выступал и никакими военными качествами не отличался. С сыном он имел очень мало общего; главною точкою соприкосновения их характеров была бережливость или скупость, но и то совершенно различного свойства. В Василии Ивановиче не было ничего похожего на ту поражающую энергию и необыкновенное развитие воли, которые оказались потом отличительными чертами его сына».
Далее Петрушевский пишет: «Принадлежа к дворянскому роду, хотя незнатному, но старому и почтенному, он появился на свет при материальной обстановке не блестящей, но безбедной. Предки его за добрую службу в разных походах получали от правительства поместья; дед владел несколькими имениями но, судя по некоторым данным, не был расточителен; отец и того больше. Мать его тоже нельзя назвать бесприданницей, как это видно по раздельной записи 1740 г. на движимое и недвижимое имение в Москве и орловском уезде между ею, поручицею Авдотьею Суворовой и её сестрой, полковницей Прасковьей Скарятиной. При всем том, состояние Василия Ивановича Суворова, впоследствии довольно значительное было в детские годы сына невелико».
Будучи ещё подпоручиком, Василий Иванович взял в жёны Авдотью Феодосьевну из рода Мануковых. Её отец Феодосий Семёнович был из старинного рода московского служилого дворянства. В 1725 году он занимал должность вице-президента вотчинной коллегии. А в прошлом был священнослужителем, дьяком. Было бы логичным предполагать, что его влияние на религиозное воспитание внука Александра было существенным, если не определяющим. Влияла на воспитание внука и его жена, а Александру – бабушка, имя которой сейчас неизвестно. А.Ф. Петрушевский отмечает: «Весьма важную роль в образовании Суворова занимала религиозная сторона; но мы знаем только, что он отличался набожностью и благочестием, любил сидеть над библиею и изучил в совершенстве весь церковный круг». Но причины этого он считает случайным и не пытается исследовать.
К сожалению, мы мало знаем о влиянии на Александра матери - Авдотьи Феодосьевны. Есть, правда, предположение, что живость характера он унаследовал от матери. Но этот исследовательский недостаток можно компенсировать внимательной работой в архиве, поскольку у Василия и Авдотьи после первенца Александра ещё родились две девочки: Анна и Мария. А они не могли не оставить воспоминаний о своих родителях. К несчастью, Авдотья Феодосьевна ушла из жизни в 1743 году.
Точная дата её смерти не известна, но известно, что Александру было в то время около 13 лет. Печально это осознавать, но недостатки работы историков-архивистов за последние 250 лет налицо. Как же воспитывался матерью маленький Александр? Мы знаем, что в те времена периоды вынашивания, рождения и младенческого воспитания, скорее всего, были проведены по канонам традиционной семейно-родовой культуры. Каковы эти каноны, здесь не место уточнять. Отметим только, что матери, вынашивающей дитя, например, запрещалось посещать скотобойни. Это сберегало психику будущего ребёнка, который воспринимал всё внешнее, через мать. Было многих других запретов, которые бы следовало сегодня изучать и разумно внедрять в программы сохранения рожениц.
Важным условием удачных и благоприятных родов, был выезд готовящейся к родам будущей мамы в деревню, в спокойную обстановку, подальше от вредного глаза. Может быть поэтому, место рождения Александра Суворова не объявляется точно историками. С одной стороны, он родился в Москве, но по другим версиям мог родиться в одной их подмосковных или владимирских деревень. Со временем, думается, историками эта часть его биографии тоже будет уточнена.
Что касается отца, то его влияние на сына трудно переоценить. Он занимался с сыном часами, Составлял для него учебные пособия. В доме была прекрасная библиотека. Характерно, что он не записал сына в полк с рождения, как это было принято другими дворянами. Очевидно, принципиально, хотя Петрушевский этому не верит: «Василий Иванович сам служил и числился, во время рождения сына, да и после, в Преображенском полку; ему не стоило почти никакого труда записать новорожденного капралом или сержантом для счета служебного старшинства. Почему он этого не сделал — Бог знает; только едва ли вследствие сознания несправедливости и беззаконности подобных кривых путей: обычай очень уже вкоренился, и добровольно от него отказаться было слишком невыгодною щепетильностью». В 1741 году, как отмечается в современной литературе, «не желая служить «нерусским» правителям он уходит в отставку». Появившееся свободное время он посвящает воспитанию сына!
После прихода к власти дочери Петра I Елизаветы Петровны он оказывается востребованным: отцовского крестника не забыла сама императрица. Он был назначен прокурором Берг-коллегии – государственного учреждения, управляющего горнорудной промышленностью в России. Однако, после того как ушла в иной мир мать его детей, вновь его влияние на Александра было определяющим.
Вот что пишет Петрушевский об увлечениях Александра: «Занятия принимали усиленный ход и специальный характер; мальчик, от природы чрезвычайно подвижный, веселый и живой, стал засиживаться за книгами, убегал компании сверстников, пренебрегал детскими играми, старался не выходить к гостям или тайком уходил от них в свою светелку. К этому присоединились некоторые странности или неровности характера; бросив книги, маленький Суворов скакал верхом, возвращался усталый, промоченный дождем, пронизанный ветром. Как ни мало Василий Иванович обращал внимания на ход занятий своего сына, а может быть и на всю общность его воспитания, однако пристрастие мальчика к военному делу и в особенности странное его поведение не могли пройти незамеченными. Ненормальность ребенка кидалась в глаза посторонним, не только своим. Василий Иванович делал сыну замечания, выговоры, — мальчик стал все больше замыкаться в своем любимом мире, питаться мечтами и грезами своего распаленного воображения. Внутренняя работа продолжалась, препятствия только вырабатывали в ребенке волю, и без того замечательно упругую, и дело двигалось своим путем».
С 11-12 лет, когда высокие личностные качества Александра были сформированы, многое в обучении было отдано на откуп его воле, характеру, нравственному чувству, уму по Воле Господа. Помогли в этом и друзья по службе, гости дома Суворовых. Известна встреча отрока Александра с гостем Абрамом Петровичем Ганнибалом в доме отца и приятие совета Абрама Петровича отцом. И Василий Иванович в сыне не ошибся!
Характерно, что Александр Васильевич Суворов относился к отцу с трепетом, с доверием и с исключительной благодарностью. Недаром он возвёл прекрасный каменный храм Святителя Василия Великого в честь родного отца Василия Ивановича в деревне Кистыш Суздальского уезда.
Данным докладом я пытался показать, насколько важным было влияние традиционной семейно-родовой культуры на решающие моменты рождения и воспитания Александра Суворова.
Изучая её основы в детстве и юности, современные молодые люди будут готовить себя к ответственной полной подвигов и мудрости доли благодатных родителей, дети которых будут всегда востребованы Отечеством и будут с радостью и честью ему служить.
Историко-просветительским Центром семейно-родовой культуры при Петровской Академии наук и искусств разработано, одобрено Минобразнауки РФ, и распространяется с 2009 года методическое пособие по данной тематике «Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепция развития» ( М.: ООО «Лаватера», 2008). Оно включает пять обучающих программ для учащихся разного возраста из 12-15 занятий. Может быть использовано в системе Дополнительного образования в школах, кадетских корпусах и других учебных заведениях, а также в Воскресных школах.
Мой тел. 8.916.424-47-46. Эл. адрес: a.c.shurinov@mail.ru
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №215112401623