Благодатный источник

                «Гордиться славою предков не только
                можно, но и должно, не уважать
                оной есть постыдное малодушие»
                А.С.Пушкин
                Благодатный источник

     Выпустив книгу о Шуриновых («Служилые Шуриновы (Родословие). К 400-летию служения Отечеству», издана небольшими тиражами в 2008-2010), я задался вопросом: «Как объединить Шуриновых – наших современников и привлечь их к изучению истории своих предков?». Очень уж эта история, на мой взгляд, лечебная и благодатная! Откровенно говоря, никого привлечь я так и не смог. Только вызвал зависть и обиду ближайших родственников. «А мы что не такие? Не Шуриновы?!»,- восклицали они. И рекомендовали умножать славу Шуриновых своими трудами. Но одно другому не мешает!
    Я около 40 лет проработал в авиационной промышленности, автор ряда разработок и изобретений. Но когда в 90-ых годах наши труды пустили под корень, а меня отправили «гулять» до пенсии, я решил заняться серьёзными исследованиями своего рода. Благо, у родственников сохранились некоторые документы. Деньги ещё были, и я поездил по архивам, заглянул на родину предков. То что открылось - было чудом! Героическое прошлое этого рода было как на ладони: Золотая шпага «За храбрость!» за сражение при Бородино в 1812 году и Орден Св. Анны 2-ой степени, украшенный алмазами, за взятие Парижа в 1814 году, Орден Св. Владимира IV степени с бантами, Кульмский Крест и другие иностранные ордена. Многочисленные ордена и Монаршие Благоволения за последующие подвиги  потомков, включая I Мировую войну!   
   Но почему это героическое прошлое до сих пор не востребовано, не слышно о нём в музеях и школах, с трибун и исторических кафедр?  За пять лет я уж обтрепал ни одну пару обуви, ходя по кабинетам, музеям и школам. А воз и ныне там! Причина, на мой взгляд,  в обыкновенной зависти, которой нашим землякам никак не удаётся переболеть! Вороватым поселянам и чинушам не по нутру подвиги своих земляков, кем бы и когда бы они не совершались. Действительно, больна Россия! В грехах и корысти, исстрадавшаяся!
    А ведь важны не только результаты, но и сама «технология» исследования.     Изучая прямую линию родословия служилых Шуриновых, которые прославили свой род участием в многочисленных походах и сражениях за прошедшее 400-летие российской истории, пришлось столкнуться с естественными сложностями в изучении боковых ветвей. Причём, если мне явно повезло с изучением первых поколений от родоначальника Григория Шуринова, то с последующими поколениями возникли большие сложности.
    К моему счастью, у троюродного брата Бориса Аполлоновича Шуринова сохранилось родословное древо от 1844 года. Правда, он не знал, куда его приложить, но не в этом дело. Он дал мне сделать копию и … пошло-поехало!   
    Прежде всего, было обращено внимание на литературные источники. Оказалось, что Григорий Шуринов был во главе восьми челобитчиков, которые были направлены в Москву с протестом против разорения ельчан бандами Ивана Никитича Романова ещё в 1628 году. Челобитчики за дерзость были биты батогами и посажены в тюрьму, земля и имущество конфискованы. Книгу, слава Богу, написали Елецкие краеведы! И за то им великий поклон!   
     Затем было выяснено, что через добрые сто лет его потомок Андрей Давыдович Шуринов был в составе гренадерской роты Преображенского полка и участвовал в возведении на Российский престол дочери Петра 1-го – Елизаветы Петровны (1741г.). Опубликованная в «Сборнике биографий кавалергардов» (составитель А. Панчулидзев) биография А.Д. Шуринова и его «сказки» позволили многое документально уточнить. 
     Другой счастливой случайностью следует считать материалы Государственного архива Воронежской области, в которых сохранились дела дворян Шуриновых. Материалы эти изначально появились в 1846-1849 годах, когда Александр Петрович Шуринов изложил своё право на приобщение рода Шуриновых к древнему дворянству. Соответствующие документы и доказательства были направлены в Сенат, но по невыясненным причинам это дело не увенчалось успехом. Однако в Воронежском Депутатском Дворянском Собрании благодаря этому случаю десятки документов были скопированы писарями, заверены секретарями Дворянства и Губернскими Секретарями. Они, к радости нашей, сохранились до сего дня! Сегодня таких документов, пожалуй, и не собрать. Благодаря этим уникальным материалам, деятельность рода Шуриновых удалось привести в систему и выстроить родословное древо с указанием поколений, дат рождения, военной службы, дел и занятий предков. 
      Вполне логичными и генеалогически объективными построениями мы обязаны первым 6-ти поколениям Шуриновых, считая от родоначальника Григория Шуринова (род. около 1570г.). Но уже в седьмом поколении нас ожидали непреодолимые трудности. Мы не знаем потомков Антона Артёмовича и Василия Тихоновича ветви Василия Перфильевича, Ивана, Федота и Семёна Григорьевичей ветви Давыда Перфильевича (тогда принято было писать, например, Иван сын Григория, но мы в этой статье приводим все поколенные связи в современном написании родства).
      По ветви Поликарпа Игнатьевича мы не знаем детей Силы Алексеевича, Алексея Тарасовича, Максима и Ивана Арефьевичей. По ветви Трофима Андреевича мы не знаем детей Андриана Трофимовича уже в 6-м поколении. А окончательно род Трофима обрывается на 8-ом поколении: неизвестны потомки Герасима Сергеевича и Ивана Иудиновича. Род по ветви Ивана Антиповича также обрывается на 8-поколении: неизвестны дети Афанасия Андреевича.  А между тем, как отмечал Григорий Давыдович в Раздельной Записи поместной земли отца – Давыда (Давида) Перфильевича от 15 октября 1767 года,  они - Шуриновы  -  «в роде своём не последние».
    Надо помнить, что в стародавние времена условия дворянской службы требовали явки в полки во всеоружии, на коне, в защитном обмундировании. Не все дети боярские были достаточно богаты и готовы к этому. Отдельные из них писали прошения оставить их «в вольных хлебопашцах», т. е., в так называемых, однодворцах. А фактически отнести их к крестьянскому сословию. Случалось это и в 17 веке, и в 18 веке. Это, безусловно, мешает изучению «окрестьяненных» ветвей Шуриновых: тут нужны другие подходы- изучение метрических записей и исповедальных книг в церковных приходах.
   Имеются, конечно, случаи нашего неведения по объективным причинам. Например, неизвестны дети Гавриила Авдеевича (8-ое поколение) и Дмитрия Петровича (9-ое поколение), Андрея Фёдоровича (10-ое поколение) из ветви Авдея Андреевича. Это можно объяснить только недостаточной работой над документами в архивах. Из этой ветви известен только Константин Павлович Шуринов (9-ое поколение) и его обширные потомки. Сам Константин Павлович жил в середине 19 века и имел свой конный завод. Он был награждён Орденом Св. Станислава 3-ей степени за обеспечение русской армии лошадьми. Однако и в его ветви зияют прорехи: неизвестны дети Михаила Константиновича, Николая Константиновича и Павла Константиновича (11-ое поколение). И это только по мужской линии. О женской линии известно ещё менее.
    Нам многое известно о потомках Александра Петровича и Михаила Петровича из ветви их отца - героя Отечественной войны 1812 года и Зарубежного похода Русской армии в 1813-1814 годах Петра Николаевича Шуринова. Но совсем мало - о потомках их родного брата - героя Обороны Севастополя 1854-1856 годов Николая Петровича Шуринова, проживавшего в Задонске после отставки. А ведь, казалось бы, нетрудно было бы отыскать дом проживания героя. Материалы об его внуках и правнуках исчезают после 1917 года. Сегодня о них практически ничего не известно, хотя вполне возможно, что они живут среди нас с вами.
    Сегодня, когда  открыты архивы и есть возможность исследовать прошлое своих родов, мы наблюдаем у граждан потребность найти свои корни, найти особенности своей генеалогии, своего характера, своего призвания и т.д. Как говорил Н.М. Карамзин : «История предков любопытна для того, кто достоин иметь отечество». Для тех кто верит западному слову, приведу  слова Авраама Линкольна «Человек или народ забывающий своё прошлое – не имеет будущего». Кроме таких высоких целей, есть и цели утилитарные. Например, знания о болезнях, чертах характера и судьбах наших предков могут дать нам подсказку в излечении наших заболеваний, определении профессиональных наклонностей, развитии семейных отношений и т.д.. Тема здоровья особенно актуальна и востребована нашими гражданами. Её уже пытаются подмять под себя отдельные родоведы-махинаторы, которые увидели возможности умножения своих финансов и манипулирования прошлым в своих целях. Так не лучше ли знать о прошлом своих предков и делать правильные выводы самим? Цены на архивные разработки повышаются из года в год, но число интересующихся частной историей  предков только увеличивается.
    Встречаясь с жителями Ельца и Задонска, я также всё более наблюдаю рост интереса к истории предков, в том числе, к истории рода Шуриновых. Да и то сказать, в Задонской телефонной книге более 20 фамилий Шуриновых, а в Елецкой – более 7. А родственников - пожалуй, треть из всех живущих! Как-то в одной из редких бесед один из руководителей Ельца признался, что его мать из рода Шуриновых, а он сам очень интересуется своим родословием.
   Надо сказать откровенно, случай глубокого исследования рода Шуриновых довольно редкий. Но это не значит, что о нём нужно забыть. Напротив. Это «первая ласточка» в деле нового изучения и освоения прошлого, возрождения исторической памяти. И в скором будущем такие исследования в части других задонских и елецких родов будут наверняка умножены.
   А сегодня жителям региона уже можно узнать о своих земляках - Шуриновых, которые в старые добрые времена не только служили Отечеству на полях сражений, но и строили, растили хлеб, воспитывали и образовывали молодёжь. Характерно, что в начале 20-го века внуками героя Отечественной войны 1812 года Петра Шуринова был выстроен в Ельце Народный дом (современный театр «Бенефис»), работала частная женская гимназия  Елизаветы Михайловны Шуриновой-Лысенко, а внучатый племянник Константин Константинович Шуринов занимался образованием крестьян в сельской глубинке Воронежской губернии. Внук Павел Михайлович доблестно служил Отечеству в годы I Мировой войны, а правнук Сергей Павлович - участник Сталинградской битвы, закончил Великую Отечественную войну инвалидом, а затем долгие годы работал в Зверопроме России. 
    На мой взгляд, было бы полезным, если бы родное краеведение не замыкалось только на местных конкретных событиях, но и опиралось на судьбы тех, кто родился и воспитывался в родном краю, а затем применил духовные силы и таланты в решении общих отечественных задач или, например, в защите Отечества на полях сражений. Это оградит нас от местечкового самовосхваления и объединит со всеми гражданами страны. Изучение истории наших предков является дорогой к возобновлению традиций нравственного воспитания и образования, приобщению к православной вере. Всё-таки, неся поминальные записки в храмы, нам желательно указывать имена своих конкретных близких: дедов, прадедов и далёких пращуров.
    Раньше русский человек обязан был знать своих предков до 8-го поколения. Это было нужно не столько для преследования бунтующих и недовольных (такое было распространено во времена Ивана IV Грозного!), сколько для исключения кровных браков, воспитания памяти и уважения к предкам. Не знающий этих поколений, считался человеком неблагонадёжным и даже опасным. Сегодня планка незнания предков предельно снижена. И всё-таки она есть. Человек,  не помнящий родства, своих национальных обычаев, традиций, ценностей, нравственных ориентиров,  называется манкуртом, и так же представляется опасным для общества (см. Современный толковый словарь русского языка). 
   Знание своей родословной  - это важнейшая часть традиционной семейно-родовой культуры, которой  прежде отличался русский человек вне зависимости от сословия: крестьянского, купеческого или дворянского. Он умел передать социальный и духовный опыт, способность к самоотверженному служению Отечеству и любовь к Православной Вере новым поколениям молодых людей.   
   Успехов Вам, дорогие земляки, в изучении своей родословной!
               


Рецензии