Нелегалка-2015. Глава 27. Memento mori

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/09/14/1089

14.09.15

          Ночью 14 сентября мне написала дочка моей подруги, Елены, с которой мы общались 38 лет: «Мама сегодня умерла. Она в последнее время всё время вспоминала Вас, рассматривала фотографии, говорила, как вы с ней гуляли…»
          Известие было ошеломляющим: Лена?! Даже до пенсии не дожила…
          Я обещала, что приеду к ней после Сицилии, и мы будем бродить по Новгородскому Кремлю, городищу Рюрика, смотаемся в Витославлицы, будем вспоминать весёлые денёчки и, конечно же, пить «Спотыкач». А сейчас я не могу присутствовать даже на её похоронах.
          «Полина, Боже, что случилось?» - «Онкология…» - «Но, она мне ничего не говорила!» - «Всё произошло слишком быстро».

          Бывает. У моей подруги Ани муж почувствовал себя плохо. Месяц они обследовались. Через две недели после того, как у него диагностировали рак, Аня стала вдовой. А у Светы муж сгорел от этой болезни за три месяца.
          Наверное, Лена надеялась на лучшее, и из суеверия молчала. А, может, считала, что мне о об этом знать ни к чему.
          Ночь длилась бесконечно, в голову лезли мрачные мысли. Я то плакала, то рыдала, задыхаясь под потоком воспоминаний: мы с Ленкой…, мы с Ленкой…, мы с Ленкой…
          А её мама? Несколько лет назад умер брат Лены. Теперь тётя Нина осталась и без дочери. Мать-сирота. Как страшно…

          С Леной мы познакомились на даче. Нам было по 16 лет. Невинные, наивные и весёлые дачницы, мы быстро спелись, найдя много общих тем.
          Позже я удивлялась, как мы были похожи, и как непохожи. Я вышла замуж рано и подряд родила троих детей. Лена замуж не стремилась, и дочку родила для себя, когда мои дети уже закончили в школу.
          Мы переписывались и перезванивались, ездили друг к другу в гости. Наши матери тоже были знакомы.
          Мы читали одни и те же книги, увлекались немецким языком, и даже переписывались на немецком. Письма были важной составляющей нашей дружбы. Лена училась в институте, я вышла замуж и рожала детей.
          Закончив институт, подруга одно время преподавала английский и немецкий в школе. А я работала в детском саду, а потом в Доме культуры.
          Нам всегда было что обсудить. Я писала ей свои стихи – больше никому не доверяла. Она знала обо всех моих страданиях и переживаниях, и отвечала мне такой же искренней откровенностью.
          Как-то я написала ей, что наши письма – как машина времени. Мы пишем из настоящего в будущее, а получаем вести из прошлого в настоящем.

          Когда я рассматривала фотки в альбомах Лены, то иногда мне казалось, что это – фотографии моей комнаты: те же цветы, такие же рукоделия.
          Лена отлично вязала, для себя, для дочери и на заказ.
          Она много работала. Когда я была на Сицилии в первый раз, ей очень заинтересовал альбом с мануфактурой в Сан Грегорио. Тогда она трудилась в фирме, производящей кафельную плитку. Фотографии керамики её вдохновили. Я звонила ей, мы болтали часами. Она прислала мне открытку на Новый год.
          Перед заездом на Сицилию я приезжала к ней в Великий Новгород. Ехала зимой, утренним поездом, поставив сумку на пол, возле батареи. Когда в гостях распаковала поклажу и достала коробку с шоколадными конфетами, Лена уставилась на то, что было внутри: «Наташа, что это?!» Конфеты у батареи растаяли и растеклись по коробке. А на морозе застыли. Насмеявшись, мы пили чай, отламывая шоколад от упаковки. Лена сказала: «Зачем ты везла конфеты? У нас в магазинах всё есть!»
          В Питер я, как обычно, везла несколько бутылок Новгородского «Спотыкача». Тот, что продаётся у нас – совсем не то.

          Лена была тем человеком, с которым можно молчать обо всём. Один раз мне было очень-очень плохо. Я позвонила ей: «Умираю. Устала. Надо уехать куда-то от всего. Можно к тебе?» Она сразу ответила: «Приезжай, гости, сколько хочешь». Я села на поезд и поехала к ней. Говорить о проблемах не хотелось, хотелось от них отдохнуть. Мы бегали по морозным улицам, отогревались в квартире при помощи того же «Спотыкача», болтали ни о чём и хохотали до истерики. Через три дня я уехала. В электричках было полно свободных мест, я ложилась и дрыхла, до самого Питера.

          А ещё у подруги была привычка каждый год в День рождения присылать мне поздравительную телеграмму, или хотя бы открытку. Один раз поздравления не было. Я смолчала. Но через год пришла телеграмма, и в тот же день я получила открытку. Поражённая двойным поздравлением, позвонила ей и спросила, в честь чего и то, и это? Лена изумилась. Я отключилась и обратила внимание на дату на открытке. Это было прошлогоднее поздравление! Где оно пребывало 365 дней? Наверное, почтальон заигрался с машиной времени.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/18/1644


Рецензии