Новая славянская педагогика

НОВАЯ  СЛАВЯНСКАЯ  ПЕДАГОГИКА

                «Так как дети являются драгоценнейшим
                даром Божиим и ни с чем не сравнимым
                сокровищем, то к ним нужно относиться
                с величайшей заботливостью».
                Ян Коменский

На фотографии: В студии "СПАС ТВ" в 2013 году. К сожалению, передача в эфир не пошла из-за противодействия власть придержащих. Официальная версия - брак при записи. Но на моё предложение перезаписать отмолчались!

      В феврале этого года исполнилось ровно 380 лет со дня выхода в свет замечательного труда Яна Амоса Коменского  «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Актуальность этого труда не только не упала за, без малого, 400 лет, но в значительной мере возросла. Это обусловлено изменением  отношения к детям, которое в немалой степени открывается сегодня. Сегодня общество не считает детей «драгоценнейшим даром Божиим» и не относится к ним «с величайшей заботливостью», как  рекомендовал Ян Коменский. Это подчёркивает тот общеизвестный факт, что оно всё больше передоверяет функции ухода, заботы и воспитания от родителей другим лицам: нянькам и кормилицам, воспитателям и гувернёрам, и даже суррогатным матерям. В нынешних обстоятельствах общественной жизни связь матери и ребёнка во многом меняется и ослабевает, что не может не влиять на ребёнка. Между тем, 400 лет назад знаний и рекомендаций Яна Коменского было достаточно, чтобы организовывать и реализовывать педагогический процесс на принципах материнского заботливого отношения к детям.
     Необходимо подчеркнуть, что и дети в то время были совершенно другими. Они приходили в школу уже воспитанными материнским и отцовским воздействием и обученными с помощью традиционных и церковных канонов матерями в семье под пристальным конфессиональным окормлением. Задачей школы было продолжить благотворный материнский процесс их воспитания, пропитанный гармоничным духовным воздействием и заботой.
      Сегодня наши дети далеко не всегда любимы, далеко не всегда окружены заботой. У них обычно нет братьев и сестёр. Они находятся в условиях духовной и социальной изоляции в те первые недели и месяцы, когда необходимо общение с окружающим миром, детьми и родителями. Причины банальны – матери сегодня вынуждены быть занятыми в общественном производстве, работать в офисах, врачами и учителями, а иногда заниматься и тяжёлым физическим трудом. У них другое здоровье: физическое, психическое и интеллектуальное. Сегодня можно говорить даже о своеобразной беспризорности детей при живых и работоспособных родителях. Кроме того, наши дети в основной массе лишены конфессионального внимания, поскольку современные родители, как правило, недооценивают этот фактор влияния и воспитания.
    В это же время наука в исследовании физиологии и психологии новорождённого ребёнка, процессов формирования и воспитания младенца ушла далеко вперёд. Однако, полученные учёными знания совершенно не учитываются современной педагогикой и социальными институтами.
     Например, наука давно уже доказала, что воздействие родителей (по крайней мере, матери) на плод ребёнка начинается с момента зачатия (и даже до него – с момента образования яйцеклетки!) и активно продолжается во внутриутробном его состоянии и развитии. Эти воздействия сравнимы с воспитанием и даже превышают его по  эффективности, поскольку ребёнок принимает их как базовые первые воздействия и взаимодействия.
     Сегодня всё формирование и воспитание ребёнка в дородовый и послеродовый периоды в значительной мере «свалено» на семью и под её ответственность. При этом сама семья не обеспечивается ни знаниями по уходу за ребёнком, ни знаниями по его воспитанию, ни заботой и наставничеством со стороны окружающей среды: родственников и государственных учреждений. Несколько лучше обстоит дело с влиянием и наставничеством традиционных конфессий.  Однако, их влияния явно недостаточно. Если 400 лет назад процессы воспитания определялись традициями, обычаями и чёткими конфессиональными канонами, которым следовали родители из поколения в поколение, то сегодня они практически исчезли из общественной жизни. Причём, ничем серьёзным и полезным они не были заменены. При этом сам институт семьи значительно изменился за последние 100 лет.
    В этих обстоятельствах возникает необходимость изучения тех процессов, которые происходили с ребёнком в результате воздействия матери многие века назад. Требуется новое моделирование их в современных жизненных условиях и определение необходимых структурных, педагогических и иных изменений общества на пути к возвращению крайне необходимого полноценного воспитательно-образовательного процесса. На наш взгляд, нужно определить те процессы общественного бытия в прошлом, в которых участвовала мать, и те процессы воздействия, которыми она влияла и определяла процесс воспитания ребёнка. Простите, но приходится начинать с исследования истоков образования культурной среды человека и её развития задолго до появления письменности. В этом отношении славянская культура типична и своеобразна одновременно. Всем понятно, что отсталость или превосходство одних народов перед другими можно оценивать по-разному. Главными являются несколько критериев: 1) способность к сохранению и воспроизводству населения; 2)способность к обороне или другим военным действиям; 3) способность к производству и/или торговле. Из первого следует выделить главную задачу: формирования способности к передаче приобретённого духовного и социального опыта данного народа в течение жизни одного поколения следующему поколению. Эту способность следует считать приоритетной, поскольку она даёт представление о накоплении у народа соответствующего человеческого опыта и знаний, развивающих все другие способности.  Как ни покажется странным, именно в передаче духовного и социального опыта, в развитии способностей к их аккумулированию и передаче  следующим поколениям весьма преуспела славянская цивилизация. И главным элементом в этом процессе являлась мать.
     Следует обратить внимание исследователей на механизмы преемственности поколений, которые действуют, например, в современном обществе. Проблема изучения этих механизмов потребовала в недавнем времени особого научного системного подхода. Суть его заключается в изучении процессов периодического самовозобновления развивающейся общественной структуры. Эти проявления жизни исследуются в новом научном направлении – синергетике [Рузавин 2000: 220-273]. Естественные и системно повторяющиеся процессы происходят во всех общественных структурах: от муравейников до человечества. Каждое поколение возобновляет и по мере сил развивает предыдущее. Но в человеческом обществе задачи возобновления заключаются не столько в  количественном возобновлении населения, сколько в непрерывном возобновлении духовности  и социализации каждого нового поколения населения. Только это спасает общество от деградации и гибели.
    Сегодня не требует доказательства факт, что духовный опыт в человеке принимается и развивается с Божьей помощью с момента зачатия и до рождения, с момента рождения и далее, когда ребёнок ощущает и воспринимает главным образом любовь и духовное воздействие матери и отца. Правда, церковь заявляет, что «тайна сия велика есть», но Господь дал нам разум, и мы можем узнать многое по допущению Господа.
    В далёкие исторические времена все духовные ценности-сентенции и необходимые социальные знания племени не фиксировались в какой-либо материальной форме, в том числе, скажем, в виде письменности. А если и фиксировались, то для узкой группы «посвящённых», которые были, в том числе, и у древних славян. В целом всё племя было носителем всего объёма  знаний, которые представляли безусловную ценность для общества, поскольку обеспечивали его самосохранение и саморазвитие. В тех условиях передача духовного и социального опыта обеспечивалась только при личностном контакте, в том числе, с помощью устной передачи информации. Личностные контакты могли обеспечиваться различными видами взаимодействия, например, так называемыми, телепатическими, имеющими особую, сегодня малоизученную, энергетическую природу. По мере развития внутрисемейных контактов и совершенствования общества наиболее простым и эффективным, несмотря на определённую ограниченность передаваемой информации, стал акустический механизм взаимодействия, который основывался на возможностях артикуляции звука и слухового восприятия.
    В результате, все  духовные и социальные ценности общины тысячелетиями «обкатывались» и  фиксировались в родном устном языке. Они присутствовали в молитвах и разнообразных ритуалах, были определяющим «идеологическим стержнем»  в конфессиональных канонах религий и хранителей этих ценностей – жрецов, священников и других «посвящённых». Таким образом, родной язык был не первым в ряду механизмов взаимодействия человеческих индивидов, но с некоторых пор он становится преобладающим, а затем единственным хранилищем и квинтэссенцией духовного и социального опыта. Тут следует подчеркнуть, что задачи сохранения знания родного языка и его духовного содержания тысячелетия несли  конфессиональные структуры народов. В русском народе русский язык и православное вероисповедание более тысячелетия несла Русская Православная Церковь. О духовных механизмах взаимодействия в человеческом обществе и  значении русского языка говорил 130 лет назад в труде «Россия и Европа»  учёный-энциклопедист Николай Яковлевич Данилевский [Данилевский 1995: 356]. Продолжил эту работу в наше время доктор филологический наук профессор Всеволод Юрьевич Троицкий [Троицкий 2003: 25-68].
Особое значение с древних времён имел живой родной язык, выражаемый в его устных формах, при воспитании и образовании матерью. Это обстоятельство предъявляло к матери большие требования в развитии способностей к чувственности, духовности, нравственности, развитию памяти, искусства владения языком, пения народных песен и  других способностей, которые отмечались учёными в крестьянском населении славянской цивилизации вплоть до начала XX века.
В результате воздействия матери, формируемый в мозгу младенца образ окружающего мира являлся объёмным, гармоничным, духовно, нравственно и информационно насыщенным. Такое создание образов и взаимодействие с окружающими лицами через создание таких образов у ребёнка уже с первых месяцев и до 2-3 лет после рождения приводит к развитию особой формы мышления, которую мы назвали духовно-образной. В науке уже имеется понятие образного мышления. Это такое мышление человека, когда артикулированные звуки-слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. От начального развития духовно-образного мышления у ребёнка недалеко до широкого развития способностей подсознания, приводящих к развитию способностей телепатии и ясновидения. Этот факт достаточно полно представлен во множестве свидетельств, в частности,  в жизни святителя Сергея Радонежского [Чарская 1909: 17-28]. Но, увы, мы недооцениваем этот период развития человека и игнорируем его изначальную потенцию, о которой сейчас только начинает говорить историческая наука, но тысячелетия говорили Святые Отцы и Церковь. У современного ребёнка общественным влиянием (обычно, через родителей!) актуализируются только потребности в приоритетном развитии устно-языковых форм взаимодействия. При этом другие способности без употребления и развития, как правило, быстро угасают. С ними в значительной мере угасает интуиция и творческие способности.
Особенности славянского мировосприятия неоднократно отмечались исследователями до революции [Михневич  1895: 5-18] и в наше время [Мальковская 2005], но воспринималось как большой недостаток в развитии мышления. И действительно, при несвоевременном «подключении» понятийно-логического мышления имеются большие препятствия к его учебному освоению. Характерно, что исследователи связывают духовность слова  изначально с формированием духовно-образного мышления человека именно в семье [Троицкий 2003: 25-68].
   В результате, вместе с родным языком формируемый человек понимал и принимал изначально христианские ценности, нравственные отличия добра от зла, принимал ценностные абсолюты семьи и общества, впитывал духовный и социальный опыт предков, осваивал новые знания вместе с другими мирянами под руководством  пастырей-священнослужителей [Найдёнова 2003].
По мере развития европейской цивилизации в ней выделились и стали подавляющими механизмы понятийно-логического мышления. России следует найти силы, чтобы предотвратить скатывание к европейскому варианту развития и воспитания человека. Необходимо найти гармоничное сочетание духовно-образного и понятийно-логического способов мышления. Но прежде, необходимо поднять уважение к ценностям семьи в обществе, увеличить престиж просвещенного материнства и гармонично развитого раннего детства ребёнка.
Очевидно, формирование просвещенного материнства и отцовства необходимо начинать в школах и гимназиях, а не тогда когда молодые люди уже собрались образовывать семью. Сегодня есть настоятельная необходимость в полновесных школьных программах родительского образования учащихся. Современная семья нуждается в методической поддержке в период вынашивания ребёнка, его рождения и воспитания в младенческий период, когда формируется характер и творческие способности личности. Богатейший опыт традиционного воспитания и конфессионально окормления исследуется слабо и не применяется в родительской педагогике. Историко-просветительский центр семейно-родовой культуры при Петровской Академии наук и искусств сделал некоторые шаги по пути научного осмысления процесса формирования человека в семье. При дальнейшем развитии этого направления, которое, следует полагать, будет поддержано РАН и РПЦ, речь может идти о новой славянской педагогике. 
Список литературы:
1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: 2000.
2. Чарская Л.А. «Один за всех: Повесть о жизни великого подвижника земли русской». М., 1909.
3.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С.-Пб.: Глаголъ, 1995.
4. Троицкий В.Ю. Формирование основ культуры и мировоззрения учащихся и преподавание словесности. См. сборник «Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Выпуск I. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
5. Михневич В. О. Русская женщина XYIII столетия. Исторические этюды. Киев: Южно-Русское Книгоиздательство, 1895.
6. Мальковская Т.Н. Семья и власть в России XYII – XYIII столетий. М.: ЧеРо, 2005.
7. Найдёнова Л.П. Мир русского человека ХVI-XVII вв. (по Домострою и памятникам права). М.: Сретенский монастырь, 2003.


Рецензии
Важность статьи невозможно переоценить. Воспитание детей в любви, заботе, и разуме есть первейшая забота всех взрослых. Простая истина чужих детей не бывает должна стать для всех столь же важной, как заповеди.

Анна Гриневская   01.12.2015 19:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемая Анна! К сожалению, силы тьмы (сверху до низу!) не дают работать и внедрять в души детей в школах светлое, доброе, вечное, которые нам достались от досточтимых предков! Надежда на частные школы, гимназии, кадетские копуса!

Александр Шуринов   01.12.2015 20:30   Заявить о нарушении