Честное пионерское

                Честное пионерское!

Если бы меня спросили: «Какой самый волнующий день был в твоей школьной жизни?», я бы, не задумываясь, ответила: «Вступление в пионеры».

Быть октябрёнком почётно и важно: соревнования по «Звёздочкам»,  походы в лес с  вожатыми, концерты и конкурсы. И вдруг однажды ты начинаешь понимать, что есть и другая, более интересная ступень взросления  - пионерия. Более того, ты ощущаешь себя маленьким ручейком, который уже  влился в этот бушующий поток.  И теперь самая заветная для тебя мечта – носить гордое звание  «пионер»!

Кто такой пионер? Это первый во всех делах, это первооткрыватель, это исследователь.  Это старший товарищ октябрят и верный помощник комсомольцев. Это человек, на груди у которого развевается красный галстук. Это звуки горна и барабанная дробь. Это песни у большого костра.

А какие у пионеров замечательные законы! Он должен быть честным, скромным, правдивым, бережливым, исполнительным, трудолюбивым, уважать общеполезный труд и никогда не падать духом.

Быть принятым в пионеры - великая честь, которую нужно заслужить не только хорошей учёбой, поведением, но и достойными поступками.

И мы готовились, готовились искренне и  трепетно   к вступлению в ряды пионерской организации.

Мы учили с вожатыми пионерскую клятву, запоминали значение пионерской символики и атрибутов, читали и обсуждали статьи из газеты «Пионерская правда», журнала «Костёр».   С большим энтузиазмом мы собирали макулатуру, металлолом и берёзовые почки. 

Мы искренне пытались, как тимуровцы из книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», совершать добрые дела. Но поле нашей деятельности было невелико: у всех внуков были бабушки,   никто не терялся, никто не уезжал. 

С затаённой тревогой мы ждали месяц май. А вдруг кого-то из нас не примут в ряды ленинцев?

И вот, наконец, вожатые сообщили радостную весть: по решению Совета дружины, нас, в полном составе, торжественно примут   в пионеры!

                ***
       
Этим весенним утром я проснулась от весёлого чириканья воробьёв и необъяснимого ощущения счастья. Мои губы, как молитву, тихо повторяли знакомые слова клятвы: «Я, пионер Советского союза, ….».  Девятнадцатое мая! Наконец-то этот долгожданный день,  день рождения пионерской организации, наступил!  Сердце  радостно забилось: «Сегодня, сегодня я стану настоящей пионеркой!».

 На цыпочках, чтобы не разбудить брата с сестрой, я  подошла к комоду, выдвинула ящик.  Вот они: пионерский галстук и значок с изображением Ильича.  Осторожно прикоснулась к красному сатиновому треугольнику -  частице революционного Красного знамени.

 Строки из стихотворения Степана Щипачёва непроизвольно вырвались из груди:
 «Как повяжешь галстук,
 Береги его:
 Он ведь с Красным знаменем
 Цвета одного… ». 

Взволнованная, с гордо поднятой головой, я бережно несу по улице свой галстук на согнутой руке. Солнечные зайчики весело скачут по красному лоскутку. Мне кажется, что все встречные, от мала до велика, радуются вместе со мной.

        Возле школы я присоединяюсь к своим одноклассникам. Торжественно-притихшие, мы идём на поляну за конторой, в центре которой высится костёр.  Запах клейких листочков, молодой травы и жёлтых первоцветов  кружит и без того счастливую голову.

Пионерская дружина строится шумно, но быстро. Ровной шеренгой стоим мы: Витя Дегтярёв, Леня и Вова Ореховские, Вова Демиденко, Лора Бардасова и я.

В наступившей тишине старшая пионервожатая даёт команду:
 -Дружина! Равняйсь! Смирно! Председателям совета отряда приготовиться и сдать рапорта! Вольно!

Я любуюсь, как пионеры поднимают салют, высоко поднимая над головой согнутую в локте правую руку, с  прижатыми друг к другу пальцами.
Но вот послышались звуки горна и барабанной дроби.
 -Под знамя пионерской дружины смирно!  Равнение на знамя! - чётко раздаётся команда.

            Знамённая группа  проходит вдоль строя дружины и останавливается на правом фланге.
-Вольно!

Старшая пионервожатая внимательно смотрит в нашу сторону: 
- К торжественному обещанию смирно!

Сердечко в груди бьётся,  как колокол.  Я так волнуюсь, что не могу вспомнить ни одного слова из Торжественного обещания. Перевожу взгляд на искры пионерского костра и вдруг громко и чётко начинаю говорить: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского союза»….   
 
Валя Сухарева и  Маша Веремьёва аккуратно повязывают нам на груди красные галстуки и вручают пионерские значки.

Старшая пионервожатая обращается к нам с призывом:
-Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского союза, будь готов!

-Всегда готов!-  гордо поднимает наша семёрка  салют, подтверждая тем самым, что отныне общественные  дела для нас выше личных.

Поздравления, пожелания, улыбки – всё для нас, юных ленинцев. И, наконец, вместе с искрами костра в воздухе, вольной птицей, летит песня  на слова Александра Жарова: «Взвейтесь кострами, синие ночи…».

После торжественной линейки ко мне подходит Лора.  Она бережно поправляет развевающийся на ветру галстук:
-Ты сегодня  ко мне придёшь в три часа?
-Приду.
-Честное пионерское?- чётко выговаривает она каждое слово.
-Честное пионерское,-  вторю ей я. 
-А не опоздаешь?
-Не опоздаю.
-Честное пионерское? - делает ударение на слове «пионерское» подружка.
-Честное пионерское!- салютую я.

Счастливые, готовые осветить весь мир ярким огнём пионерских галстуков, мы бежим участвовать в играх и конкурсах возле догорающего костра.
               
                ***
Спешу домой с гордо поднятой головой, краем глаза наблюдая, все ли видят на груди пионерский галстук. Взрослые кивают головой с улыбкой, а октябрята с завистью смотрят мне вслед.

Дома никого нет, все на работе. Я подхожу к зеркалу и замираю: сияющие от счастья серые глаза и переливы алого лоскутка в свете полуденного солнца. Неужели это я?  Настоящая пионерка!

Мне не терпится доказать всему миру, что я следую всем законам пионерии. А пионер во всём должен быть примером: помогать старшим, не обижать младших. Весело напевая песню о пионерах,  я приступаю к уборке в комнате. И как это раньше я не замечала беспорядка на полке, засохших листьев на герани?

Смотрю на часы: маленькая стрелка неумолимо приближается к трём часам. Опаздывать на встречу с Лорой нельзя, ведь пионер должен держать данное слово. Пытаюсь повязать галстук на другое платье, но не тут-то было: то узел некрасивый, то концы несоизмеримой длины.  Сердце тревожно бьётся:  «Опоздаю!».

В сенцах послышался шум, и в избу входит  старшая сестра:
-Ух ты, какая чистота! Молодец, пионерка!
 -Пионерка…, а галстук повязать не могу…,-готовая разрыдаться сообщаю я.
- Ах, ты,  неудашенька!- пожурила она, подражая маме. - Учись у опытных пионеров!

Я с облегчением вздыхаю. У Аллы всегда всё получается лучше, чем у меня.  Вот и сейчас, лёгкое движение её рук и …  галстук повязан.

 -Я к Лоре! - забыв поблагодарить сестру, на ходу кричу я. 
 На пригорке растерянно останавливаюсь: «Как быть? Времени в обрез. Через деревню уже не успеть…. Моё пионерское обещание! Стыдно….  А что, если через лес?».

Быстро поворачиваю направо и вскоре  оказываюсь на старой просёлочной дороге. В низинах грязь ещё не просохла, и ноги скользят по мокрой молодой траве.  При спуске с горок, равновесие удержать почти невозможно и я, чтобы не упасть, хватаюсь за колючие ветки кустарников.

Наконец, сквозь листву деревьев  вижу огород Снарских,  дальше будет огород Веремьёвых. Но что это? За большим пнём мелькает что-то бурое. Медведь? Холодок страха подступает к горлу. Бегу дальше что есть мочи и вдогонку слышу мирное: «Му-у». Корова! С облегчением вздыхаю и перевожу дыхание.

Вот и огород Бардасовых. Кажется, успеваю вовремя! Перелезть через семь жердин особого труда не составляет. Но сегодня, в спешке, я не обратила внимания на торчащий сучок.  Острая боль в колене,  треск рвущегося чулка…  и я лечу вниз. Но переживать из-за какой-то  ссадины, порванного чулка - не время. Сейчас это не так важно! Главное, сдержать честное пионерское слово. Прихрамывая, я бегу по меже.

Войти через калитку из огорода во двор не могу, там лает собака. Зимой, когда мы бесились в снегу, она оставила следы своих зубов  на моей ноге.   Сколько я приложила усилий, чтобы мама не заметила укус! Но разве от её внимательных глаз можно что-то утаить?
 
Осторожно стучу в окно. Появляется радостное лицо Лоры,  она будто знала, что я появлюсь со стороны леса.
Уже через минуту она стоит передо мной.
 -Ты смотри как точно. Ровно три часа!

Подружка переводит взгляд на мои грязные сандалии, на исцарапанные руки, на кровоточащее колено: 
 -Ты настоящая пионерка!

Мои губы расплываются в улыбке:
-Честное пионерское?
- Честное пионерское! -клянётся Лора.

До самого вечера мы обсуждаем  важные дела, то и дело, поглядывая на свои пионерские галстуки.

В тот майский день мы были счастливы и искренне верили, что нас ждут великие дела в строительстве прекрасного будущего для всех людей на земле.

2014г


Рецензии
Чистые, светлые воспоминания и изложенные добротным, литературным слогом... Что может быть приятнее?.. Конечно, понравилось Ваше произведение, Галина!
С уважением,

Сергей Пивоваренко   03.12.2015 20:26     Заявить о нарушении
Приятно получить добрый отзыв в новогодние дни - роскошный подарок! Спасибо, Сергей!
С наилучшими пожеланиями,

Галина Здобнина   09.01.2017 18:52   Заявить о нарушении