Я не хочу назад в СССР!

     За огромными иллюминаторами ходового мостика бескрайние просторы. Только море и небо. В удобном кожаном кресле у центрального пульта управления сидит молодой матрос, наблюдая за работой электроники. Танкер идёт на авторулевом. Моё мягкое капитанское кресло, ещё более удобное, расположено так, что я могу не только видеть все приборы, но и без труда дотянуться до любой кнопки. Судно шведской постройки. Хоть уже и не молодое, но строилось для людей. Строилось так, чтобы человеку было легко и комфортно на нём работать.
     Больше сорока лет в море. От судового кочегара до капитана. Всю служебную лестницу на кровавом брюхе ещё со «славных» советских времён.
     Столько времени прошло, а помнится всё, словно было вчера. На советских судах никаких кресел на ходовом мостике никогда не было. Вахту надлежало нести только стоя. Даже штурман не мог себе позволить сесть. Что уже говорить про рулевого. Тому, кто служил в армии и кому  приходилось заступать караульным поста номер один (это к знамени части) не надо объяснять, что значит неподвижно простоять два часа. А тут на качающейся палубе четыре часа ходовой вахты. И авторулевые на наших судах тогда уже были. Пусть не такие совершенные, как теперь, но были. Только их отключали, чтобы матрос не бездельничал на вахте. Вот и приходилось рулевому пялиться в слабо освещённую компасную картушку всю вахту, коверкая себе зрение.
     Весь этот совковый маразм тогда назывался дисциплиной.  Что-то часто в последнее время я стал встречать на ПРОЗЕ  фразу: «Все мы родом из СССР!».  И пишется это с высоким пафосом. С глубокой ностальгией.
     А я, читая подобное, вспоминаю, как меня вызвали на партком, когда я развёлся с женой. До смерти не забуду омерзительные рожи уродов, копавшихся в моём грязном белье. Слава Богу, что теперешняя молодёжь уже и представить себе не может, что это такое. И дай им Бог, никогда не узнать подобного.
     Да, в материальном плане простым людям, особенно детям и старикам, в те времена жилось  полегче. Что поделаешь, не удалось нам построить капитализм с человеческим лицом. Но ещё неизвестно, что хуже, что есть сейчас или институт политработников практически во всех отраслях тогдашнего народного хозяйства. На флоте они назывались помполитами. И вколачивался с дебильным упрямством идеологический утопизм в голову каждого человека.
     Тема бесконечная. Не одну книгу написать можно. Но не буду я книгу писать. Просто скажу: «Как бы не было сейчас трудно, я не хочу назад в СССР!».

продолжение: http://www.proza.ru/2015/12/29/333


Рецензии
Уважаемый бывший коллега! Вы не хотите назад в СССР? Не надо лишних эмоций. Вас же никто туда насильно не тянет. И не стоит переживать от того, что в советском торговом флоте (кстати, не только в нём) было принято нести вахту в ходовой рубке стоя. Ведь недаром же есть выражение "отстоял вахту" ( а не "отсидел" или "отлежал"). И зачем эти страшилки о выключенном авторулевом? Если волнение велико и автомат не держит, то вынужденно переходили на ручное управление. Зачем даже это ставить в минус бедному СССР? А насчёт помполитов, "вколачивающих с дебильным упрямством идеологический утопизм" - при наличии на этой должности умного человека с капитана снималась значительная часть забот и я сожалел, когда пошло сокращение этой должности. И в заключение: когда-то однажды, давно-давно, я внимательно прослушал единственный раз передачу радио "Свобода" (глушилок уже не было) и сказал себе, что больше я не буду слушать эту мерзость, ибо возненавижу собственную страну. А я не хочу ненавидеть свою Страну.

Стас Литвинов   06.03.2021 15:31     Заявить о нарушении
Кстати, в том, советском, торговом флоте было закреплено в Уставе службы на судах торгового флота обязанность при расхождении в море советских судов приветствовать друг друга, приспуская каждый свой флаг на треть длины флаглиня. Кто приветствовал первым? Самый вежливый. Что и здесь искать происки "совка"?

Стас Литвинов   06.03.2021 15:39   Заявить о нарушении
А на меня помполит после каждого рейса писал в партком доносы. Уже после того, как эту должность ликвидировали, бывший секретарь парткома мне их показал. Целую пачку. Читал с огромным интересом. Помполит по табели о рангах стоял на одной ступени со старпомом. Мне, в своё время, чтобы стать старпомом пришлось 6 лет проучиться в ВУЗе и потом 10 лет ползти по служебной лестнице. А тогдашний мой помполит закончил среднюю школу милиции и ВПШ (8 месяцев) и занял должность старшего офицера на судне. Ни бельмеса не понимая, он ещё пытался давать указания моим штурманам. Очень часто приходилось его одёргивать. Да и вообще, на каких бы я судах не работал, отношения с этой братией у меня не складывались. Развал СССР был неминуем, потому что прогнила вся система. На руководящие посты выползали бездари, которые кроме того, чтобы молоть я зыком, больше ничего делать не умели.

Сергей Маслобоев   06.03.2021 15:48   Заявить о нарушении
Стас, при всём моём уважении к значку капитана дальнего плавания на вашем форменном кителе, просто не могу не ответить на Ваш комментарий, касательно дисциплины на флоте. Так уж сложилась моя карьера, что длительное время мне пришлось проработать по контракту в немецкой компании. Я считал и считаю, что русские моряки самые грамотные в мире. Но у немцев я тоже многому научился. Научился главному, что задача судна приносить компании доход. И чем больше, тем лучше. Там всё настроено только на это. Там нет огромного офисного аппарата, требующего от экипажа колоссального количеств отчётов и всяких других бумаг. Важен только результат работы судна. Когда меня пригласили в "ЛУКОЙЛ" (кстати, немцы очень не хотели отпускать), я поставил руководителю подразделения категорическое условие, что на судах, которыми буду командовать совкового маразма, называемого "дисциплиной" не будет. Меня поняли. В результате, я уже больше 10 лет работаю в "Лукойле" и самое главное на судах, которыми руковожу текучести кадров НЕТ. Нет абсолютно. За эти годы приходилось попадать в жуткие ситуации. И убедился, что только авторитет капитана, основанный на его знаниях и опыте,а не субординация может выручить из беды. Доводилось мне видеть очень амбициозных капитанов, которые даже швартоваться не умеют. Хочу обратиться ко всем БЫВШИМ морякам: Господа, времена меняются стремительно, а на флоте тем более. Не надо судить нас, плавающих, мерками уже почившего СОВКА.

Сергей Маслобоев   07.03.2021 15:50   Заявить о нарушении
Не хотел комментировать ваши, Сергей, ответы, но вот коротко.
Вы пишите: "поставил (перед работодателем) категорическое условие, что на судах, которыми буду командовать совкового маразма, называемого "дисциплиной" не будет." И это произносит потенциальный капитан!
Так что же такое страшное скрывается под понятием "дисциплина"? Берём словарь русского языка С.И.Ожегова: "Дисциплина" - обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская, трудовая, школьная).
"Дисциплинированность" - привычка к дисциплине, сознание собственного и общественного долга.
Кстати, в вашем предложении: "Да и вообще, на каких бы судах я НЕ работал отношение с этой братией у меня не складывались." нужно поменять частицу (выделено) "НЕ" на "ни", а то предложение-то получается бессмысленным. И ещё: называть своих бывших соплавателей, пусть даже тебе не симпатичных, "этой братией" просто некрасиво.

Стас Литвинов   08.03.2021 13:57   Заявить о нарушении
Стас, Вы живёте в прошлом веке. Если Вы читали мой рассказ "Рейс без головы", так он имел продолжение. Капитана после того рейса списали за пьянку. Помполит, который с ним же и пил, посодействовал. Хотя моряк был классный. Прислали к нам другого, поборника железной дисциплины. Никого по имени отчеству не называл. Только по должности. Ну и мы ему платили тем же. По судну только в мундире ходил. Даже на обед в кают-компанию приходил с биноклем на шее. Раз на мостике стоим втроём. Он, я - второй помощник и рулевой. Он и говорит:
-Штурман, скажите рулевому, чтобы не делал больших перекладок. Судно рыскает.
Я ему и ответил:
-Капитан, а почему бы вам самому не сказать это рулевому.
Я умышленно не сказал ТОВАРИЩ капитан. Скандал был жуткий. Истерика у него случилась. Орал, слюной брызгая. Вот с такими дебилами мне приходилось службу начинать.

Сергей Маслобоев   08.03.2021 14:13   Заявить о нарушении
Я капитаном стал в 1992 году. На мостике стою до сих пор. За эти года у меня сложилось чёткое представление о дисциплине. Суть его в том, что если у тебя на погонах на одну соплю больше, это не даёт тебе право отдавать идиотские приказы. Авторитет командира зарабатывается высочайшим профессионализмом. Докажи, что ты можешь то, что твои подчинённые не могут. Когда в Югославии началась война и американцы начали свои бомбёжки, они сразу отключили GPS. Вдруг оказалось, что ни один из моих помощников не умеет пользоваться секстаном, хотя все в совершенстве владели методами спутниковой навигации. Мне пришлось всё делать самому. Ладно. заканчиваю. видимо, мы говорим на разных языках.

Сергей Маслобоев   08.03.2021 14:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.