Про Блинчки. Или Масленичная неделя рассказ второй

Масленичная неделя
В течение всей масленичной недели в нашем детском саду «Космонавт» в нашей старшей группе на полдник давали блины. Блины были толстые. Или как их называла моя мама  «государственные». Блины нам подавали  с медом, с повидлом или топленым сливочным маслом. Кто с чем заказывал. Я, к примеру, брал блины с повидлом.
Во время полдника за одним столом со мной сидели Дима Триегубов и Андрей Рогозин. У Димы блины были с топленым сливочным маслом. Закончив с блинами, Дима остатками масла, перепачканными пальцами стал мазать себе лицо. Затем теми же пальцами он намазал лицо Андрею. Дальше с блестящими перепачканными лицами они стали паясничать друг перед другом, а я сидел рядом и ухохатывался, пока это безобразие не увидела наша воспитательница Алла Ивановна. Подойдя к нашему столу, схватив обоих за руки, она потащила их к умывальнику. Пока те, умывались с полотенцем в руках Алла Ивановна стояла, рядом с ними как держиморда.
Когда после полдника мы ждали наших родителей сидя на ковре в большой комнате, Дима сказал нам полушепотам:
 - И все-таки Алла Ивановна была не права. У нас дома бабушка говорит, что в Масленицу надо блины трескать так чтобы рожа лоснилась. Вот я и подумал, зачем столько блинов переводить. Взял и намазал лицо сначала себе, затем ему.
У Аллы Ивановны был прекрасный слух. Поэтому реакция с ее стороны последовала сразу.
- Я тебе дам, чтобы рожа лоснилась. В следующий раз совсем блинов лишу.
В самом конце недели в субботу у нас дома мама пекла блины. Блины были тонкие. На мое замечание, что блины должны быть толстые как в детском саду Она мне говорила, что наоборот всегда ценятся блины тонкие, пропеченные. А в детском саду поварам просто лень ими заниматься. Блины нам она подавала со сметаной, со сгущенным молоком. На этом масленичная неделя заканчивалась. А дальше на пасху у нас дома пекли куличи и красили яйца. Из всей еды на пасху мне нравились крашеные яйца. Ими можно было стукаться друг с другом. И тот, у кого крашеное яйцо осталось целым, загадывал желание.

Теперь как всегда немного познавательной информации. Так вот слово блин раньше было как млин. По мнению М. Р. Фасмера, известного специалиста в области этимологии, слово блин связано с глаголом МЕЛЮ, МОЛОТЬ. И более древней его формой является - МЛИНЪ. Интересно то, что именно так – *mъlinъ - в общеславянскую эпоху, то есть когда славяне ещё жили на одной территории и говорили на диалектах одного языка, называлась и мельница, и мельничный жёрнов. То есть блины  всегда были связаны с мукой высшего помола.
Другой исследователь истории русских слов, профессор П. Я. Черных, считал, что слово МЛИН первоначально служило для обозначения мельничного жёрнова, который имеет круглую форму. Позднее это слово *mъlinъ перешло и на хлебное изделие, которое тоже имеет круглую форму. Такой перенос названия – явление довольно частое в языке и называется оно метафорой.
По мнению же фольклористов эти лепёшки круглой формы выпекались как обрядовые и посвящались славянскому божеству весеннего плодородия – Яриле, потому они имеют круглую форму. Ярило не только Бог плодородия, Весны и возрождающейся жизни, но и один из ликов Солнца. Ярило — это весеннее солнце.
Но нам следует объяснить, как, же слово МЛИН превратилось в блин? Оказывается, это превращение вполне закономерное в русском языке и называется оно по-научному диссимиляцией. Смысл этого языкового закона заключается в том, что в слове не могут находиться два близких или одинаковых звука, один из них обязательно меняется в своём звучании. В данном случае вместо звука М стал произноситься согласный Б. Так, и появилось слово блин.
Если уж говорить про меня, то я люблю блины, фаршированные с мясом и рисом, да еще поджаренные на сковородке. Да так чтобы корочка у них была  хрустящая. Единственное что я никогда не пробовал, это были блины фаршированные черной икрой. Вкуснецкая я думаю вещь. Как говорится, пальчики оближешь. Кстати, совсем забыл сказать про такое блюдо как блинник. Это пирог начиненный блинами, пересыпанными лук с  яйцом или  другой начинкой. Так что если есть время и желания, то советую попробовать его приготовить. Я думаю, Вы  не пожалеете.
22.10.2015
22.45


Рецензии
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.