Риткино лето

               

   Ритмы жизни – наваждение человечества. Одних  они  угнетают, других развлекают, третьих вдохновляют. Биологические ритмы описаны учеными досконально, космические – также, в музыкальных  - знаток каждый. Люди яростно спорят о качестве  сна, подстраиваются под лунные циклы, изучают ритмы в дизайне, поэзии, спорте, природе  и даже в интимной жизни. Без этих веселых «р» жизнь превратилась бы в бесформенный комок, отдающий хаосом.  Интересно  и  пограничное  состояние  человека после резкой смены ритма жизни. Большинство испытывает огромные неудобства, а некоторые впадают в ступор и не могут приноровиться к новым реалиям.   …Подобные философские мысли посетили дедушку Мишу сразу же после того, как в его просторном доме зазвенел звонкий голос  внучки Риты. Прежний расклад, ритмика неспешной жизни вдруг улетели в тар-та-ра-ры.  Появилась  ось, вокруг  которой, как в воронке водоворота, закрутились прежние привычки, приоритеты, смыслы.  Личная свобода в секунду превратилась в ноль.   Она не стоила даже одного слова прелестной внучки. И ведь все – вполне добровольно, с большой радостью и любовью.

- Де-е-д-а-а, где ты, почему  ушел от меня, - смачно шлепала по полу  это внешне хрупкое создание.

   Рассталась «сладкая парочка», как говорила о малом и старом бабушка Дуня, поздно вечером, когда четырехлетняя  Марго прослушала цикл сказок народов мира, похрюкала после массажа спинки, пофантазировала на предмет летающих динозавров, обсудила поведение паука в старом сарае. Когда крошка смежила веки, дедушка перенес ее на кроватку, сооруженную собственными руками в связи с приездом желанной гостьи. Проснувшись и протянув руку, чтобы похлопать по гладкому черепу деда, она не обнаружила знакомой лысины…

   - Риток, да вот  я, давно жду  когда ты проснешься, - отзывается в другом конце дома дедушка Миша, -  смотри какое солнце в окне! Пойдем в сад?

  - Там холодно,- слегка  поджимает губки Маргаритка и быстро оказывается на искомых руках  и шее.

   - Ха-ха-ха,- смеется веселый с утра Михаил Андреевич  Потемкин,  узнавший много радостей за 60 лет разнообразной жизни и открывший еще одну, и очень большую. – Это Кубань, внучка, тут тепло и светло, не как у тебя в Лондоне дожди да туманы. Ты привезла, старушка, с собой сопельки и привычку кутаться в одежду. Первое у тебя испарилось  в лучах солнца, а от второго надо быстро избавиться.

   - Я не старушка, я  Ита, - сделала серьезно лицо девочка.

   - Конечно, конечно, дорогая, я просто пошутил, - извиняется Потемкин и идет на руках с внучкой в небольшой сад-огород.

  В нем много чего растет, что нравится желанной гостье: зеленый горошек, огурцы, кукуруза, малина, яблоки. Она быстро соскальзывает с рук и бежит к огурцовой делянке. Среди колючих разлапистых  листьев быстро находит пупыристый овощ и начинает смачно жевать.  Где бы ни жила Марго, Москва, Питер, Лондон или Монреаль, везде просит  прежде всего огурец. А тут, на кубанском черноземе, он вырастает просто сказочной вкусноты.  Потом черед наступает другим дарам юга, а это значит  - день задался. Бабушка наряжает маленькую королевку в красивое платьице, надевает изящные туфельки, и они едут на небольшой  базарчик  уютной казацкой станицы.  Зная неуемный характер и потрясающую активность своей любимицы, дедушка распланировал на неделю вперед все мероприятия познавательного и развлекательного характера. Сегодня  -  знакомство с цыплятками, утятками и прочей живностью.

   - Ах, ох, ай-я-я,  какие хорошенькие, давай  их  купим, - верещит на рынке вчерашняя «англичанка» и непременно  тянет руки потрогать эти пушистые комочки.
 
   Продавщицы с интересом наблюдают новых посетителей торговых  рядов и охотно разрешают все. Мелькают перья, лица, стоит несмолкаемый гомон.  Постепенно страсти накаляются, дедушка давно забыл про покупку  мяса и хлеба, где стоит его машина и как его зовут. Оба растворились в этом пернатом пространстве и вот-вот  готовы закукарекать. Одна мысль у более взрослого, впрочем, возникла: «Для «загрузки» детского интереса надо приобрести что-то». Выбор остановили на трех желтых нежных комочках. Рита была наверху блаженства: опекала их всю дорогу до дома,  помогала строить  вольер,  кормить и размещать  пернатых гостей. Теперь каждое утро посвящалось не поиску свежих огурцов, а крошечным утяткам. Особенно нравилось брать в руки эту горластую тройку, а уж потом насыпать корм, рвать для них траву. Правда, через три дня интерес к птице снизился, так как появилась Леля, маленькая красивая овечка.

   Их знакомство прошло на хуторе Державном, уютно примостившемся у Ставропольского плато Неразлучная парочка вечером поехала за парным молоком к бабе Рае. Эти поездки за реку Кубань  Рита очень любила. Нравилось ей фермерское подворье с коровами, птицами, кошками и розами, да и сама веселая женщина как магнитом притягивала девочку.
 
   - Хочу быть как баба Вая, ухаживать за кововами, пасти их, - как-то выдала она, чем сильно озадачила домочадцев.
 
   А ведь кубанское подворье на газоны Лондона было мало похоже, наша крошка тут не раз сшибала коленки, пугала коров резкостью движений, гоняла петухов. Как-то из-за ажиотажа, созданного четырехгодовалой кнопкой, баба Рая опрокинула при дойке ведро с молоком.  Но когда вокруг прекрасные люди, всякое недоразумение превращается в смех. Хозяйка не обратила внимания на лужу молока, дала перепуганной гостье конфетку.
 
   …И вот на этом степном ранчо, открытом всем ветрам, появилась Леля. У знакомого Раисы, овцевода, в отаре  маленькая овечка сломала ногу. Пустить на мясо ее мужчина не смог  из этических соображений и подарил фермерше. Та, тоже гуманистка, наложила  самодельную шину, крепко забинтовала ногу и стала ежедневно поить из соски молочком. Тут и появилась Рита, уже не сводившая глаз с красивенькой, беленькой с кофейными пятнами Лели. Поначалу та боялась маленькой незнакомки, но скоро уже разрешала себя поить из маленькой соски, встречала ее веселым блеяньем.  Теперь у дедушки появилась еще одна проблема - внучка ежедневно спрашивала: «Когда поедем к Леле?»  Овечка и правда была красивая как ангелочек, словно из детского мультфильма, но девочке нравилось, что она живая. А взрослые сразу заметили, лучшая игрушка для их любимицы – домашнее животное. Она млела от кошек, собак, интересовалась жуками и прочими насекомыми, бегала за голубями, воевала с колорадскими жуками.

   Каждый летний день приносил обитателям просторного дома на Ореховой улице кучу впечатлений, узнаваний, радостей и огорчений.  В эпицентре  событий, конечно же, находилась Маргаритка. Ее уже узнавали соседи, стучали в дверь девочки с ближайших домов,   даже стекались на шум местные коты.
 
   - Купите мне кошку или собаку, - очень серьезно попросила однажды она.

   Пока взрослые размышляли над сказанным, маленький дымчатый котенок пришел откуда-то без приглашения.  Наш «перпетум мобиле» сразу забегала, запела какую-то английскую песню, до вечера играла с  пушистым гостем.
 
   -Он услышал мою  пвосьбу и пришел, - радовалась  она новому другу.

   Но терпение котенка оказалось не безграничным. Пережив бесконечное  тисканье, животное в конце дня слегка царапнуло новую хозяйку. Во дворе, где цвели розы и ирисы, раздался оглушительный вопль. Деды со всех ног бросились на ор. Котик  как ни в чем ни бывало, прохаживался по дорожке, а малышка держала навесу руку и кричала. Однако царапина оказалась пустяковой: сработал элемент неожиданности. Боль, по разумению ребенка, не должна была прийти  от того, кого обожаешь.  … Успокоение наступило быстро, чему способствовала перевязка крошечной ранки. А тут и сосед зашел с вопросом: не видели ли случаем серого котенка, который потерялся со вчерашнего дня. Получив беглеца восвояси, он обрадовался и побежал домой успокоить родных. Согласилась с таким решением и пострадавшая. Маргаритка сразу же пошла в свой уголок, где ее поджидали игрушки. « Вот они-то не причинят боли,- » наверное, нечто подобное мелькнуло в милой головке с косичками.
   Поездка с ближайший город  Армавир за детской обувью опять напомнили Михаилу Андреевичу: его кумирша любит все, что передвигается. Но одно дело созерцать на экране динозавров и крокодилов, и другое – играть с собачкой или котенком.  Когда покупки уже лежали в багажнике автомобиля, они пошли на площадь, где резвилась малышня. Маленький аккумуляторный автомобильчик привел Марго в полный восторг. Пропустив всякие напутствия  о безопасности мимо ушей, маленькая бестия врубила «газ» на полную катушку. Спасибо на площади полностью  отсутствовало движение,  только отдыхающие   с воплем шарахались от маленького Шумахера.

   - Риточка, аккуратнее, пожалуйста, не жми сильно на педаль, - бегал с пеной у рта  вспотевший дед.
 
    Но куда там!  Девочка решила  поозоровать, громко хохотала и просто чудом ни на кого не наехала. В уговорах и беготне приняли участие и парни, ведающие прокатом машинок. Впервые ощутив  власть над скоростью, шалунья  лихо обвиливала  людей и снова закладывала очередной вираж. Наконец  она устала и вняла мольбам старших, подъехав к пункту проката. Сил и желания попрекать ее не было. Немного остудив себя мороженым, они уже собирались отправиться восвояси, но тут около фонтанов появилась девушка с пони. Издав звук одобрения,  Рита ринулась навстречу маленькой лошадке. Пришлось арендовать и пони, на радость новой наездницы. У нее так блестели  глаза, что дедушка сразу забыл шальные  автогонки. Оказалось: российская «англичанка» просто умирает от любви к лошадям. И все дальнейшие станичные праздники, которые редко обходились без скачек и катания детей, всегда начинались у любительницы животных с вопроса: «А на коняшке  сегодня покатаемся?» 
   
               
  -Наверное, гены предков сказываются, как-никак фамилия у другого деда «Конюхов», -  пришел  к выводу его коллега со стороны матери.

   От недели к неделе Рита входила во вкус гостевого образа жизни. Дедушка и бабушка под  зорким взглядом девочки составляли ей компанию в гонках на велосипедах и самокатах, превращались в слоних и слонов, участвовали в «догонялках»,  прятках, ролевых играх, обливании водой из шланга. Дотошная и жадная до любого дела, она охотно помогала вешать постиранное белье,  мести дорожки в саду, строгать и пилить,  и даже  пыталась ввинчивать шурупы. Жаль только: очередное открытие порой приводило к перевозбуждению.

   - Я сама, я сама, - торопливо заявляла неуемная  энтузиастка любого движения после первого показа какой-то домашней работы.

   Конечно, деды опекали и смотрели во все глаза за этой егозой, а в конце дня валились с ног от усталости и напряжения.  Но все равно – было интересно вместе с маленьким человечком постигать  и осваивать мир, видеть ее глазами капельки росы на розе, вдыхать аромат  свежескошенной  травы, считать звезды на высоком  южном небе. Плюс тепло любви, исходившее от всех троих. Его, как известно, не заменишь  никакими игрушками.  Но темп жизни, однако, явно зашкаливал. Первой несоразмерность его и возможностей почувствовала бабушка, у нее обострился старый  полиартрит, она начала путать холодильник с хлебницей, вместо специй засунула в кастрюлю целлофановый пакетик. Поняв, что перемены неизбежны, они предприняли новый ход, отправились вместе со знакомыми туристами на три дня в горы Архыза.

   Как все новое будущая альпинистка восприняла рейд в высокогорье  восторженно. Пока  ставили палатки, натягивали тенты, разводили костер, ходила от одних к другим и осваивалась.  Обстановка всеобщего движения ей понравилась. Вскоре звонкий детский голос  зазвучал то на одном конце поляны, то на другом: Рита почувствовала себя здесь своей. С одной группой пошла на поиски сушняка, а с другой отправилась за водой к бурной горной реке. Туристы – народ веселый, каждый разговаривал с девочкой и приобщал к  бивачной жизни.
 
   - Деди, мне очень понравилась века, она так быстро бежит и переливает через камни, будто убегает от волка, - шепнула она на ушко Михаилу Андреевичу, когда вся компания собралась у костра. – Пойдем завтва  вниз к мосту?

   - Обязательно! Соорудим с тобой из бересты кораблики и будем пускать,- услышала в ответ.

   Да, река Дукка  запала в детское сердце глубоко. Не обращая внимание на окружающие снежные вершины, она дергала деда за рукав: «Пошли за водой». Как магнитом тянуло ее наблюдать водные перекаты, скачки пенных бурунов, водовороты, слушать шум воды. Что-то свое, родное разглядела девочка в этом быстром беге реки с ледников вниз, к долине. Но были вылазки и на альпийские луга, горные озера. Малышка так усердно скакала по тропе, что бывалые туристы только пот со лба смахивать успевали. Словом, в бродячую жизнь юный новичок внес свой колоритный нюанс, причем, подружилась со всеми и стала общей любимицей.   С ней занимались поочередно все туристы, а деды получили желаемый передых. А сколько друзей появилось у Риты!

    Замечательная  пауза в догляде за малышкой, однако, кардинально дело не изменили. Круговерть продолжалась. Настал черед знакомства с искусством. Она рисовала чем попало и где попало, в ход шли не только краски и карандаши, но и мел с углем. Рисунки появлялись на стенах, воротах, дверях , досках. Покупка альбомов дела не меняла, ее галерея множилась, сюжеты все усложнялись. Но наставники тоже не дремали: предложили  художнице переключиться на малярное дело. Охотно согласилась красить с дедом забор. Да, это было зрелище! Вся заляпанная краской, но очень довольная, Маргарита пыхтела с кисточкой у большущего забора. Это мероприятие закончилось грандиозным отмыванием от красок и полной сменой одежды. Зато забор теперь тешил сияющей новизной не только взрослых, но и подрастающих мастеров колера.

     Каждая неделя  ознаменовывалась  открытием  очередных  законов динамики. Наступило время сбора трав, ягод, фруктов. В станице согнулись под тяжестью плодов черешневые,  яблочные, грушевые, сливовые и абрикосовые деревья.  Для маленького исследователя это же клондайк! Она бесстрашно карабкалась на черешню, устанавливала  лесенку под яблоней, тянулась за пожелтевшей грушей. При строжайшей страховке взрослых! А вот сами они  от «ЧП» не убереглись, закон тяготения пока никто не отменял. Михаил Андреевич , прежде уважавший законы физики, упал с абрикосового дерева и сломал шесть ребер. Ребенок с трудом воспринял эту метаморфозу: вчера человек бегал, крутился, а тут замер – на  него нельзя прыгнуть, посидеть на шее. Переживал и дед, ведь на нем многое замыкалось в хозяйственной жизни семьи.  Но недолго. Скрепя  поломанными ребрами через день завел автомобиль и поехал по магазинам. Рулил, превозмогая  боль, но постепенно освоился ездить плавно, без тряски. Правда, в играх он компанию внучки составить не мог, даже качать  на качелях  без боли не получалось, что Риту очень огорчало.  Рухнула вся эта веселая пирамидка из череды  мероприятий, жизнь в одночасье поскучнела, но не остановилась: смотрела добрые советские мультики, листала книжки, охотилась за жуками и медведками, поливала огород из шланга.  Так вот маленький человечек узнал, что-такое  пауза, которая возникает стихийно или по чьей-то воле.
 
   - На море поедем? - обратился к своей любимице уже пришедший в себя Потемкин.
 
   В ответ услышал радостные аплодисменты. Марго сообразила -  прежний ритм жизни понемногу возвращается. На волне новых ожиданий  они покатили на машине  за надувными игрушками, а бабушка принялась укладывать чемоданы. Добираться на машине до Черного моря предстояло всего 8 часов, с одного конца Кубани на другой. Это дело она любила, а заодно давала рекомендации по вождению, комментировала ход  движения  транспорта на трассе, просила включить музыку и сама постоянно что-нибудь напевала.  С такой пассажиркой не соскучишься!  Так они, довольные друг другом, и добрались  до райского местечка  с экзотическим  названием Бетта, окруженного скалами и лесами.

    Но море  не очень интересовало юную путешественницу. Как и всех малышей ее занимали аттракционы. Батут, качели, карусели, стрельба по шарикам оказались притягательнее морской волны. Как ни зазывали ее добрые опекуны на пляж, Марго предпочитала надувные горки.  Звонкий голос  девочки  то и дело оглашал здешнее ущелье и бухточку. И не было сил, чтобы оторвать  ее от игр на берегу. Только потом мы поняли, что ленивая ритмика пляжа не по душе крошечной мисс и сменили тактику: повели рассказы про морские сокровища, древние клады, причудливые раковинки.  Пришлось для усиления интереса  пойти на небольшую инсценировку. Бабушка купила большую красивую раковинку, а дедушка закопал ее в условленном месте на берегу. И надо же такому случиться, что в том самом месте начались раскопки. Изумленная Рита  трепетно достала «находку», прижала к уху и стала слушать таинственный шум. Может, это плескались волны, или издавал  звук  дельфин, или скрипели мачты корабля…
 
   -Что за судьба уготована девочке, как ребенок согласует  впоследствии  свои разнообразные  интересы  с учебными и рабочими ритмами, поймут ли окружающие ее порывы души? - гадала бабушка Дуня наблюдая как внучка строит из камней большой замок.
 Прибой то и дело ломал стены, но малышка не сдавалась на милость стихии, упорно воздвигала новые…
               

    
    
   


Рецензии
Замечательный рассказ, хороший слог, читается на одном дыхании!
"Ребенок с трудом воспринял эту метаморфозу: вчера человек бегал, крутился, а тут замер – на него нельзя прыгнуть, посидеть на шее." - прекрасно описана детская психология!
БРАВО!

Шаркова Наталия   13.01.2016 13:27     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Наталья!
Дети - моя любовь и слабость, очень понимаю этих "крошек", люблю общаться. Мне кажется, они лучше нас на порядок. Видимо, мои искренние чувства в отношении девочки Риты вы уловили точно. Сами знаете, когда обожаешь своего героя, пишется легче. Спасибо за теплые слова! Вам всяческих удач!

Юрий Прыгов   13.01.2016 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.