О мытарствах и свободе воли

                Живя добродетельно - мы бываем
                Божиими,      а делаясь злыми -
                становимся отверженными от Него, а сие 
                не то   значит, чтобы Он гнев имел на
                нас, но то, что грехи наши
                не попускают Богу воссиять в нас,
                с демонами же мучителями соединяют
                Преп.Антоний Великий

       Согласно  православным Отеческим писаниям,  когда после смерти душа в сопровождении двух святых Ангелов поднимается в небо, ее движение прерывается испытаниями, которые называются мытарствами. Период  их прохождения начинается с девятого по сороковой день (в первые дни исхода из тела  душе  позволяется  находиться на земле, «где хочет»,  в течение шести дней душе показывают «различные приятные обители святых и красоту рая»).  На основании рассказа преподобной Феодоры принято считать, что мытарств насчитывается двадцать, и они следуют друг за другом  в определенном порядке.

       Душа в посмертном состоянии не обладает свободой,  она не может ничего изменить, принимая тот вариант развития событий, который ей уготован собственными стремлениями, действиями (бездействием) во время земного существования.  Свобода воли, которая в христианстве является правом выбора добра или зла,  по сути, является инструментом управления собственной судьбой в теле и внетелесно.

       В каждом человеке есть Божий свет, а грехи (страсти)  закрывают этот свет, подобно тучам, скрывающим солнце. Человек может наполнить свою душу светом,  делая  правильный морально-нравственный выбор и следуя ему, что является способом борьбы с владеющими частью души страстями.

       Это требует усилий воли,  и не всякий человек готов к их совершению, в итоге, греховная слабость оказывается сильной, а воля – слабой либо вовсе отсутствующей, как бывает, например, с некоторыми алкоголиками.

       В списке мытарств есть те испытываемые  страсти, которые люди не считают серьезными грехами, о которых не считают нужным беспокоиться.

       Одним из наиболее безобидных многие называют чревоугодие, при котором человек ищет наслаждение от процесса поглощения еды и напитков,  становится зависимым от получаемого удовольствия, несмотря на последствия: ожирение,  потерю здоровья,  занятость мыслей на одной теме, неоправданный материальный расход.

       Однако, так ли это безобидно, если еда  становится богом,  а вопросы развития духа в человеке отодвигаются на задний план, становятся второстепенными и неважными.  Думается, не для того человек явился в этот мир, чтобы взрастить тело и развить болезни от переедания, не говоря уже о растраченном впустую для сознания времени, которое ограничено определенными рамками земного бытия.  Профессор Московской Духовной Академии Осипов Алексей Ильич  в одной из своих лекций привел такой образ:  человеку дается ведро воды, а он, вместо того, чтобы пить,  поддерживая жизнь, начинает ее расплескивать.

       Непобежденная доброй волей  греховная страсть, владеющая душой человека,  соединяется во время мытарств с бесами этой страсти. Как это происходит,  предположил святитель Феофан Затворник:  «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

       Темные духи каждого мытарства  внешне соответствуют греху,  испытываемому  на мытарстве,  а, значит,  безобразны, как все нездоровое и чрезмерное,  заставляют душу равнодушного к этой страсти человека  испытывать страх и тревогу.

       Душа, порабощенная  грехом,  на мытарстве не устоит перед соблазном и будет увлечена в предложенный бесами мир желаемого наслаждения. Терзания, которые ей там уготованы, основаны на невозможности насыщения и утоления страсти. Душа будет сгорать от тщеславия, блудного вожделения,  тяги к пище, прочих греховных потребностей тела и ума,  но не сможет их удовлетворить,  поскольку лишена необходимых для этого условий земного бытия.

       Чтобы понять силу мучений, нужно учитывать то, что все красивое или страшное в земном воплощении – лишь слабое подобие того, что человек там увидит и ощутит.

       Таким образом, душа человека по смерти сама сделает выбор в ту сторону, куда она стремилась в ходе жизненного пути, сама определит тот мир, который ей родственен и к которому она принадлежит: либо отзовется на добродетели рая, либо бросится в пучину  своих страстей на мытарствах.
Казалось бы: при демонстрации рая и добродетелей, которые явились туда пропуском,  каждая душа устремится именно туда. Однако люди, считающие, что рай не является местом достойного пребывания души, не смогут изменить это отношение и по смерти.
 
       В качестве примера подобных мыслей можно привести следующие цитаты:  «Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как  рай населен одними нищими, монахами и апостолами» (Н.Маккиавели);  «Куда по смерти душу примут, я с Богом торга не веду; в раю намного мягче климат, но лучше  общество в аду» (И.Губерман);  «Оставь меня. Мне ложе стелет Скука.  Зачем мне рай, которым грезят все?» (И.Анненков); «В раю мне будет скучно, а ад я видел на земле» (Саша Черный);  «Надолго в раю скучно. Я уже хочу из рая на волю (М.Брэдбери).
 
       Святые отцы православной церкви говорят, что упасть – дело человеческое, а лежать – дело дьявольское. Если человек борется со своими греховными страстями,  у него всегда есть шанс на спасение. « Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, толкущему в них. Никто да не отчаивается! Доколе не закрыто поприще, действителен подвиг» (Св. И.Брянчанинов).

Использованные источники: 

Осипов А.И. официальный сайт, раздел «Вопросы и ответы», тема  «Богословские и философские вопросы»,  видеолекция  «О свободе воли»;

Осипов А.И. официальный сайт, раздел «Вопросы и ответы», тема   «Жизнь после смерти», видеолекция  «Что известно о мытарствах», «О посмертной жизни души»;

Осипов А.И. официальный сайт,   лекция «Посмертное состояние души» от 20.06.2006 1 курс МДА;

Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти», Православная библиотека (www.pravoslavnaya-biblioteka.ru);

«У Бога все живы» (Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Акафист),  издание Саратовской общественной православной благотворительной организации «Благовестник», Саратов, 2003.

         


Рецензии
Вот, и я о том же, что будет с человеком, если силу духа в себе не воспитывать!
Мытарства ждут пострашнее земных.

"Душа будет сгорать от тщеславия, блудного вожделения, тяги к пище, прочих греховных потребностей тела и ума, но не сможет их удовлетворить, поскольку лишена необходимых для этого условий земного бытия.

Чтобы понять силу мучений, нужно учитывать то, что все красивое или страшное в земном воплощении – лишь слабое подобие того, что человек там увидит и ощутит."

Спасибо, Елена, очень был рад встрече. Иван.

Иван Сирота   04.08.2016 13:18     Заявить о нарушении
Спасибо и я рада встрече.

Елена Микульчик   04.08.2016 13:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.