О мытарствах и свободе воли
Божиими, а делаясь злыми -
становимся отверженными от Него, а сие
не то значит, чтобы Он гнев имел на
нас, но то, что грехи наши
не попускают Богу воссиять в нас,
с демонами же мучителями соединяют
Преп.Антоний Великий
Согласно православным Отеческим писаниям, когда после смерти душа в сопровождении двух святых Ангелов поднимается в небо, ее движение прерывается испытаниями, которые называются мытарствами. Период их прохождения начинается с девятого по сороковой день (в первые дни исхода из тела душе позволяется находиться на земле, «где хочет», в течение шести дней душе показывают «различные приятные обители святых и красоту рая»). На основании рассказа преподобной Феодоры принято считать, что мытарств насчитывается двадцать, и они следуют друг за другом в определенном порядке.
Душа в посмертном состоянии не обладает свободой, она не может ничего изменить, принимая тот вариант развития событий, который ей уготован собственными стремлениями, действиями (бездействием) во время земного существования. Свобода воли, которая в христианстве является правом выбора добра или зла, по сути, является инструментом управления собственной судьбой в теле и внетелесно.
В каждом человеке есть Божий свет, а грехи (страсти) закрывают этот свет, подобно тучам, скрывающим солнце. Человек может наполнить свою душу светом, делая правильный морально-нравственный выбор и следуя ему, что является способом борьбы с владеющими частью души страстями.
Это требует усилий воли, и не всякий человек готов к их совершению, в итоге, греховная слабость оказывается сильной, а воля – слабой либо вовсе отсутствующей, как бывает, например, с некоторыми алкоголиками.
В списке мытарств есть те испытываемые страсти, которые люди не считают серьезными грехами, о которых не считают нужным беспокоиться.
Одним из наиболее безобидных многие называют чревоугодие, при котором человек ищет наслаждение от процесса поглощения еды и напитков, становится зависимым от получаемого удовольствия, несмотря на последствия: ожирение, потерю здоровья, занятость мыслей на одной теме, неоправданный материальный расход.
Однако, так ли это безобидно, если еда становится богом, а вопросы развития духа в человеке отодвигаются на задний план, становятся второстепенными и неважными. Думается, не для того человек явился в этот мир, чтобы взрастить тело и развить болезни от переедания, не говоря уже о растраченном впустую для сознания времени, которое ограничено определенными рамками земного бытия. Профессор Московской Духовной Академии Осипов Алексей Ильич в одной из своих лекций привел такой образ: человеку дается ведро воды, а он, вместо того, чтобы пить, поддерживая жизнь, начинает ее расплескивать.
Непобежденная доброй волей греховная страсть, владеющая душой человека, соединяется во время мытарств с бесами этой страсти. Как это происходит, предположил святитель Феофан Затворник: «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».
Темные духи каждого мытарства внешне соответствуют греху, испытываемому на мытарстве, а, значит, безобразны, как все нездоровое и чрезмерное, заставляют душу равнодушного к этой страсти человека испытывать страх и тревогу.
Душа, порабощенная грехом, на мытарстве не устоит перед соблазном и будет увлечена в предложенный бесами мир желаемого наслаждения. Терзания, которые ей там уготованы, основаны на невозможности насыщения и утоления страсти. Душа будет сгорать от тщеславия, блудного вожделения, тяги к пище, прочих греховных потребностей тела и ума, но не сможет их удовлетворить, поскольку лишена необходимых для этого условий земного бытия.
Чтобы понять силу мучений, нужно учитывать то, что все красивое или страшное в земном воплощении – лишь слабое подобие того, что человек там увидит и ощутит.
Таким образом, душа человека по смерти сама сделает выбор в ту сторону, куда она стремилась в ходе жизненного пути, сама определит тот мир, который ей родственен и к которому она принадлежит: либо отзовется на добродетели рая, либо бросится в пучину своих страстей на мытарствах.
Казалось бы: при демонстрации рая и добродетелей, которые явились туда пропуском, каждая душа устремится именно туда. Однако люди, считающие, что рай не является местом достойного пребывания души, не смогут изменить это отношение и по смерти.
В качестве примера подобных мыслей можно привести следующие цитаты: «Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами» (Н.Маккиавели); «Куда по смерти душу примут, я с Богом торга не веду; в раю намного мягче климат, но лучше общество в аду» (И.Губерман); «Оставь меня. Мне ложе стелет Скука. Зачем мне рай, которым грезят все?» (И.Анненков); «В раю мне будет скучно, а ад я видел на земле» (Саша Черный); «Надолго в раю скучно. Я уже хочу из рая на волю (М.Брэдбери).
Святые отцы православной церкви говорят, что упасть – дело человеческое, а лежать – дело дьявольское. Если человек борется со своими греховными страстями, у него всегда есть шанс на спасение. « Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, толкущему в них. Никто да не отчаивается! Доколе не закрыто поприще, действителен подвиг» (Св. И.Брянчанинов).
Использованные источники:
Осипов А.И. официальный сайт, раздел «Вопросы и ответы», тема «Богословские и философские вопросы», видеолекция «О свободе воли»;
Осипов А.И. официальный сайт, раздел «Вопросы и ответы», тема «Жизнь после смерти», видеолекция «Что известно о мытарствах», «О посмертной жизни души»;
Осипов А.И. официальный сайт, лекция «Посмертное состояние души» от 20.06.2006 1 курс МДА;
Святитель Игнатий Брянчанинов «Слово о смерти», Православная библиотека (www.pravoslavnaya-biblioteka.ru);
«У Бога все живы» (Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Акафист), издание Саратовской общественной православной благотворительной организации «Благовестник», Саратов, 2003.
Свидетельство о публикации №215121101104
Мытарства ждут пострашнее земных.
"Душа будет сгорать от тщеславия, блудного вожделения, тяги к пище, прочих греховных потребностей тела и ума, но не сможет их удовлетворить, поскольку лишена необходимых для этого условий земного бытия.
Чтобы понять силу мучений, нужно учитывать то, что все красивое или страшное в земном воплощении – лишь слабое подобие того, что человек там увидит и ощутит."
Спасибо, Елена, очень был рад встрече. Иван.
Иван Сирота 04.08.2016 13:18 Заявить о нарушении