Откуда мы, русские? Часть 1. Вятичи и словене

Казалось бы, что за вопрос? Разумеется, мы часть восточных славян (вместе с украинцами и белорусами), которые пришли на территорию нынешней России с юга и юго-запада, постепенно расселяясь из прародины славян в Прикарпатье. Именно так говорит нам школьный учебник истории. Но не стоит спешить с выводами. Учебники ведь тоже не всегда поспевают за новыми открытиями в науке и отражают лишь давно устоявшиеся взгляды на историю, порой сильно расходящиеся с мнением современных учёных.

Для начала определимся, какие из известных летописи славянских племён следует считать предками собственно русского народа, то есть великорусов (а не украинцев или белорусов). Наверное те, чьи племенные территории полностью находились в границах современной России. Таких племён насчитываем всего два: вятичи и ильменские (новгородские) словене. Земли ещё двух племён – кривичей и радимичей – сегодня разделены примерно поровну между Россией и Белоруссией, а бывшая земля северян (сиверцев) – между Россией и Украиной.

Итак, бесспорно русские (в современном смысле этого слова) славянские племена – это ильменские словене и вятичи. Их территории примерно соответствуют в дальнейшем самым западным районам распространения северного (окающего) и южного (акающего) диалектов русского (великорусского) языка. Поскольку потомки и словен и вятичей расселялись в основном в восточном направлении, то нетрудно заключить, что именно они и являлись основными носителями этих двух главных диалектов русского языка: вятичи – южного, а словене – северного. Внедрение в их среду представителей других славянских племён и местного неславянского населения создало сложную мозаику народных говоров в рамках каждого из этих диалектов.

Акающий говор вятичей был близок языкам более западных восточнославянских племён (кривичей, радимичей, дреговичей) ставших предками современных белорусов. В то же время, по заключению историков и археологов, племенная культура вятичей существенно отличалась от культур живших южнее славян-антов. Севернее и восточнее, в те времена, жили племена балтов (родственных современным литовцам и латышам) и финнов. Таким образом, вятичи могли прийти сюда только с запада.

Вопрос же появления известных летописи ильменских словен значительно более сложен. К моменту образовании русского государства (9 век) они жили в основном в речном бассейне озера Ильмень и вытекающей из него реки Волхов. Главная проблема тут даже не в том, как они попали на эту территорию, а в том, зачем они сюда пришли? Как известно, все славяне были земледельцами. Данная же территория (особенно с северу от озера Ильмень) представляла собой в основном тайгу, то есть сосновые и еловые леса с редкими вкраплениями лиственных древесных пород. Почвы под такими лесами значительно беднее перегноем, чем под располагавшимися западнее и южнее смешанными и широколиственными лесами (главным занятием немногочисленного местного финского населения испокон веков были охота и рыболовство, скотоводство и крайне примитивное земледелие носили у них вспомогательный характер).

Даже жившие к югу от словен кривичи культивировали тогда только подсечное земледелие. Между тем, словене, по данным археологии, с самого своего появления здесь (конец 7 – начало 8 века) занимались переложно-пашенным земледелием, выбирая свободные от леса участки в речных долинах и каменистых пустошах (на дерново-карбонатных почвах), для чего требовались более совершенные орудия обработки земли типа рала или сохи с железными наконечниками, которых не было тогда у соседних племён. Зародиться самостоятельно в этих малоплодородных местах переложно-пашенное земледелие не могло, а значит оно было принесено сюда именно словенами. Но как, откуда и зачем они сюда пришли?

Долгое время считалось, что они переселились с юга, по днепровскому пути. Однако уже в 60-е годы прошлого века советскими историками-археологами было доказано, что это слишком маловероятно. Весь бассейн верхнего и части среднего Днепра, а также бассейн Западной Двины занимали в 7 – первой половине 8 века племена балтов, а археологическая культура ильменских словен там в это время не прослеживается. Да и зачем славянам, привыкшим к чернозёмам юга, забираться так далеко на север, в почти бесплодную тайгу? От набегов кочевников им проще было укрыться в широколиственных лесах соседей-балтов, попутно колонизируя их территорию, что и произошло около века спустя.

Ряд советских историков, наиболее известным из которых являлся В.Седов, предположили западный вариант первоначальной родины словен. Ими было замечено, что археологические находки с территории ильменских словен значительно больше похожи на подобные изделия северной группы западных славян того времени, чем южной части восточных. То же касается и найденных здесь черепов первых славян. Большее родство говоров этих мест с языками западных славян подтвердили и исследователи истории языка – лингвисты. Отсюда логически следовало, что словене пришли откуда-то с территории современной Польши или германской Померании (занятой тогда славянами).

Оставался однако вопрос: как они добрались до Ильменя? Ведь долгий путь туда пролегал через территории нескольких достаточно многочисленных и воинственных балтских племён. Такой сумасшедший прорыв неизбежно отразился бы в исторической памяти и тех, и других. Однако древние предания о нём умалчивают. Отсутствуют и археологические свидетельства столь грандиозного передвижения. Эти факты заставили Седова предположить постепенную инфильтрацию предков словен через территорию балтов в течение 5-6 веков. Однако в этом случае опять возникает вопрос: зачем они потащились туда, в области менее плодородные и более климатически суровые, чем ближайшие к ним Подвинье и Поднепровье? И как мелким группам предков словен удалось сохранить свою особую культурную идентичность за 200 лет постепенного продвижения на огромное расстояние через земли родственных балтов и близкородственных кривичей?

Учитывая все перечисленные нестыковки, приходится признать, что идея переселения предков словен через занятую балтами территорию выглядит слишком неубедительно. В последнее время её начинает вытеснять новая, более правдоподобная гипотеза о местном формировании ильменских словен путём смешения аборигенов-финнов со славянскими пришельцами с юго-западных берегов Балтийского моря (наличие финских черт в облике и культуре словен – давно доказанный учёными факт), прибывшими сюда водным путём. Эта мысль, словно последний недостающий пазл делает понятной всю картину заселения славянами приладожского региона, гармонично соединяя в одно целое ранее плохо стыкующиеся между собой исторические факты.

Неизбежно возникающий при этом вопрос, а зачем балтийские славяне пришли туда, снимается выгодным географическим положением Приладожья на самом конце существовавшего тогда водного торгового пути (по Рейну, Северному и Балтийскому морям), связывавшего более богатый уже в те времена запад и юг Европы с местами добычи ценной пушнины на северо-востоке этого континента. Создание там торговой фактории замыкало с востока весь балтийский маршрут, обеспечивая тем самым дальнейшую торговую экспансию в восточном и южном направлении, к несметным богатствам Византии, Хазарии и Арабского халифата.

Конечно, в конце 7-го века у балтийских славян ещё не было собственных торговых городов с мощной прослойкой живущих дальней морской торговлей купцов. Однако именно в этот момент в их племенных центрах (Велеград (Мекленбург) – столица ободритов, Старгард (Ольденбург) – столица вагров) и на нейтральной территории между ними и данами (Хайтабу) появляются торговые фактории купцов германского племени фризов, живших в устье Рейна (их страна называлась Фрисландией) и сделавших посредническую торговлю мехами одним из главных источников своего благосостояния.

Можно вполне обоснованно предположить, что среди основателей этих факторий были не только сами фризы, но и жившие во Фрисландии с 6-го века представители славянского племени велетов (вильцев), имевшие там даже свои города (этот факт впервые обнаружил в германских архивах и обнародовал ещё в середине 19 века знаменитый русский историк-славист А.Ф.Гильфердинг). Только торговцам-велетам могла прийти в голову мысль не просто создать торговую факторию в устье реки Волхов, но и заселить её выходцами из балтославянского поморья, чтобы обеспечить свой контроль над этим важнейшим узлом торговых путей, не допустив тем самым захвата его ближайшими конкурентами-скандинавами.

Сегодня уже можно считать научно доказанным фактом, что найденное археологами в устье реки Волхов укреплённое городище было основано именно в конце 7-го – начале 8-го веков, и именно балтийскими славянами (об этом говорит характерная для них особая деревянная конструкция валов). По названию протекающей под ним речки Любша, учёные назвали его Любшанским городищем. Настоящее название его не известно. Вполне возможно, что это и есть известный из Иоакимовой летописи легендарный первый град словен – Словенск. С самого своего возникновения он был ремесленно-торговым поселением, о чём свидетельствуют найденные археологами многочисленные заготовки и предметы из железа, разнообразного назначения.

Несколькими десятилетиями позже центр управления и торгово-ремесленной деятельности словен переместился в построенный выше по течению Волхова город Ладогу, а ещё примерно век спустя – в первоначальный Новгород, существовавший на месте известного археологам Рюрикова городища (на острове в истоке Волхова) (на сегодняшнее место Новгород был перенесён, предположительно, только в 10-м веке).
С началом в первые десятилетия 8-го века эпохи викингов, скандинавские мореходы-пираты надолго отрезали только что образованную славянскую колонию на берегу озера Ладоги от её метрополии, заставив колонистов искать собственные источники продовольствия и обеспечив, тем самым, формирование самостоятельной и самобытной культуры нового славянского племени - ильменских словен.

Первые поселенцы были здесь в основном мужчинами (торговцы, матросы, гребцы, воины). Женщин им приходилось брать у местных финских племён, поэтому население вновь образованных торговых городков довольно быстро приобрело смешанный славяно-финский облик, с сильным преобладанием, конечно, славянских культурных черт и, в первую очередь, языка. Именно отсюда, с южного берега Ладоги, началось расселение формирующихся на такой основе новых словенских родов, в поисках более плодородных земель, сначала вверх по течению Волхова к Ильмень-озеру, а затем и по долинам впадающих в него рек и ручьёв.

(Часть 1 книги написана на основе научной статьи автора "Происхождение новгородских словен",опубликованной в альманахе "Историческое обозрение. Вып. 16. М.: НП "Историко-просветительское общество "Радетель". - Москва: Изд-во НИБ, 2015. С. 26 - 33" и на сайте CYBERLENINKA : )


Рецензии
Приветствую Вас, Юрий. Прочитал все, даже рецензии. Хочу поделиться некоторыми мыслями. Действительно, вятичи пришли с запада, вероятнее всего, с реки Ватры в Словакии. Ильменские славяне, вероятно, перебрались на северо-восток с рек, носящих название Ильм. Их несколько, находятся в Восточной Германии. Жители Ильма и есть те самые ильмеры или меря, которые считаются неким угро-финским народом, ассимилированным славянами в течение одного поколения. Данный посыл псевдоисториков меня удивляет. Лужичане потеряли свою культуру и язык только лишь в середине 19 в, на протяжении тысячелетия сохраняли свою самобытность. Примерно то же самое можно сказать о Померании. Северных немцев можно определить по их говору. Они до сих пор глотают гласные звуки, то есть, приспособились говорить на чужом языке, сохранив в речи древнеславянский языковый анахронизм - неполногласие. Более того, в славянском языке напрочь отсутствовали некоторые звуки. Не было звука «а», превалировали другие – «я» и «о». Значит это одно: северный и поволжский русский говор можно считать родным, нежели язык москвичей. Отсюда следует вывод: на речь вятичей влиял язык другого племени. Вы никогда не задумывались над таким вопросом: почему латынь омертвела в 1-2 в.в., и на смену ей пришел итальянский язык? Его еще называют языком осков. Странно, не правда-ли? Римляне говорили по-гречески и на латыни, италики на греческом языке, и вдруг все дружно перешли на другой язык. И еще одна странность. Если издалека слушать русские песни на итальянском языке, когда смысл слов еще неуловим, кажется, что поется она нашим исполнителем, настолько языки похожи. Польский, болгарский, сербский и белорусский напевы резко отличаются, хотя поют наши братья-славяне. Так ли все просто у других народов? У финнов, например? Почему себя они называют суоми? Почему знатные японцы называются самураями? Куда пропало сабельское племя самнитов? Откуда пришли на Балтику веси? Куда переселились вестины? Бог с ними, нам бы со своими пращурами разобраться.
Успехов в творчестве! ФБН

Борис Федоров 2   09.12.2018 16:07     Заявить о нарушении
"Действительно, вятичи пришли с запада, вероятнее всего, с реки Ватры в Словакии."
Почему "действительно"? В ПВЛ сказано, что вышли они "из лях", однако археологические раскопки селищ на племенной территории вятичей показывают тождество с археологической культурой древних славян, живших в верховьях Днестра. Это никак не словацкая Ватра.
"Ильменские славяне, вероятно, перебрались на северо-восток с рек, носящих название Ильм. Их несколько, находятся в Восточной Германии."
Невероятно. Вполне доказано, что предки ильменских словен - это балтийские славяне, родственные предкам поляков (культура длинных курганов). Назвались они по озеру Ильмень - гидроним имеет прозрачную финскую этимологию, поскольку пришельцы захватили территорию се6верных угро-финнов.
"Они до сих пор глотают гласные звуки, то есть, приспособились говорить на чужом языке, сохранив в речи древнеславянский языковый анахронизм - неполногласие. Более того, в славянском языке напрочь отсутствовали некоторые звуки. Не было звука «а», превалировали другие – «я» и «о».
Полногласие - никакой не анахронизм. Неопределенные звуки в праславянских словах "смрт", "крк" (шея), прст у восточно-славянских племен постепенно приобрели определенное звучание.
"Вы никогда не задумывались над таким вопросом: почему латынь омертвела в 1-2 в.в., и на смену ей пришел итальянский язык?" Странно, не правда-ли? Римляне говорили по-гречески и на латыни, италики на греческом языке, и вдруг все дружно перешли на другой язык."
Неправда. Римляне в массе своей говорили только на латыни. При этом народная латынь сильно отличалась от литературного языка. Из нее и вышли диалекты итальянского языка. Тосканский диалект лег в основу современного итальянского языка. Языки вообще меняются. Древнегреческий, например, тоже стал мертвым языком - это естественная жизнь большинства мировых языков.
"Почему себя они называют суоми?" Так сложилось. Этимология неясна. Или от родственных саамов. Или от эстонского "саамаа" - земля болот. Или от финского слова "суому" - чешуя (якобы, люди здесь в древность шили одежду из рыбьей чешуи). Кстати, не племя суоми преобладало численно при формировании предков современных финнов. Но победило именно это самоназвание - как англы в Британии, хотя численно преобладали там саксы.
"Куда пропало сабельское племя самнитов?"
Были частично физически уничтожены римлянами. Частично романизированы, как и их родственники марсы и пелигны.

Алексей Аксельрод   09.12.2018 20:23   Заявить о нарушении
1 «археологические раскопки селищ на племенной территории вятичей показывают тождество с археологической культурой древних славян, живших в верховьях Днестра. Это никак не словацкая Ватра». Как раз это Ватра. Словацкие племена и Белые Хорваты были соседями, когда входили в состав Великоморавского княжества. Хорваты постепенно оседлали Верхний Днестр.
Ранние лучевые височные кольца, послужившие прототипами семилучевых и семилопастных украшений радимичей и вятичей, имеют Дунайское происхождение. В 1003 г. словацкие земли были завоеваны польским королем Болеславом Храбрым. То есть, летописец нам указал год переселения последней группы вятичей из «лях». А исход начался при князе Святославе.
2 Невероятно. Озеро Илмерь оказывается носит прозрачную финскую этимологию. Другие озера и реки не носят прозрачную финскую этимологию, а это озеро носит. Неужели ильмеры с реки Ильм (Ильменау, впадает в Одер возле Гамбурга) были угро-финнами? Как говорится, где эти финны, и где мы?
3 Полногласие – не анохронизм. Неполногласие – анахронизм.
4 Забыли упомянуть армейскую латынь. Древнегреческий язык был вторым официальным языком Римской империи. Древнегреческий не стал мертвым языком (ионический диалект), он преобразовался в классический греческий язык.
5 «Как англы в Британии». Вы ютов, бриттов, свеев, данов, белгов, саксов, умбров считали?
6 «Тосканский диалект лег в основу современного итальянского языка». Туркмены будут рады узнать о том, что итальянцы говорят на их языке.

Борис Федоров 2   12.12.2018 19:42   Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к моей статье. Что же касается названий "ильм" и "меря", то в них совпадает только один звук "м". Делать из этого вывод о какой-то исторической связи между этими понятиями оснований нет. Количество звуков во всех языках ограничено и они часто повторяются в самых разных, даже не связанных между собой названиях (например: "суоми" и "самураи"). То же касается и целых фонем. Например, в словах "Ильмень" и "меря". Фонема "ме" присутствует во многих языках.
Название же "весь" дали этому племени славяне. Самоназвание могло быть другим. Сегодня его потомков называют "вепсами".
Что же касается русских песен, то нужно учитывать, что за последние 100 лет они сильно изменились. Народные русские песни сейчас почти забыты и пелись они по другому. То же, наверное, касается и остальных народов.
Кстати, славянский язык даже в 8 веке не мог быть одинаков для всех племён, тем более, что большинство из них уже успели тогда частично перемешаться с представителями других языковых групп.

Юрий Тарасов-Камчатский   14.12.2018 03:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.