Случай с великим художником



Как –то и когда-то Илья Ефимович Репин написал портрет своего юного сына Юрия, с чубом. Пришёл к нему академик Тарханов, увидел и говорит:
    – Какой великолепный портрет!

Походил туда-сюда, осмотрел портрет под разными углами зрения и веско добавил:
    – Я как физиолог скажу Вам, что вы представили здесь клинически-верный тип дегенерата…Ручаюсь вам, что и его родители были дегенераты. Кто этот молодой человек?

    – Это мой сын! – сказал Репин.

Этот анекдотический случай описан в книге «Дневник Чуковского». Корней Иванович дружил с Репиным ещё до революции, а после переворота навещал художника в Куокалле (Финляндия), где тот жил с семьёй.

Мы не знаем, как отреагировал Репин – Чуковский не пишет, с каким эмоциями проявился Репин после заявления авторитетного физиолога. «Сказал» и всё. От сына не отрёкся.

Признаюсь, я прямо-таки заржал – так рассмешил меня этот анекдот. Нормальная реакция нормального человека. Первоначальная.

Надо признаться, что я, вообще-то говоря, философ-экзистенциалист. Экзинстенциализм (не путать с экстремизмом!) – это философия существования. Пока ещё это направление в России не запретили. Хотя, господствующая церковь иногда возникает.

Я мыслю, значит, я существую. Если мне смешно, то я смеюсь. Если мне некуда идти и нечего делать, то я никуда не иду и ничего не делаю. Если у меня есть что выпить и чем закусить, то я выпиваю и закусываю. И мне хорошо. Но есть же люди, кому бывает плохо, когда другим хорошо. Есть. И таких довольно много. Ладно, хрен с ними.

Отсмеялся я своё, а через минуту мне стало неловко. Я представил себя на месте Репина (я, правда, не художник, но сын у меня есть) и подумал: а каково было бы мне услышать такие слова о моём сыне и о самом себе? Пусть даже их скажет какой-то великий учёный, пусть даже он трижды нобелевский лауреат в области медицины, физиологии и фармакологии, вместе взятых.

В Сети нашёлся-таки «Развлекательно-познавательный блог «Коктейль»: ИЗ ЖИЗНИ ИЛЬИ РЕПИНА», где вышеописанный случай с портретом Юрия звучит не так драматически. Приведу эпизод полностью:

«Илья Ефимович любил учёных. Однажды к нему в гости зашёл профессор физиологии Тарханов. Заметив на стене живописный этюд, изображающий мальчика, он воскликнул:
    – С точки зрения физиологии – это замечательный тип наследственного вырождения! Не только он, видно, что и у его родителей были следы идиотизма…

    – Ах, как это интересно! – воскликнул Репин. – Расскажите, расскажите!

Вокруг профессора собрались слушатели: он с удовольствием прочёл целую лекцию о вырождении, а когда закончил, победно спросил Репина:
    – Кто этот мальчик? Вы его родителей не встречали?

Репин виноватым голосом, с наивным простодушием отвечал:
    – Это мой сын Юрий». (конец цитаты).

Теперь мы знаем, что Репин с юмором воспринял лекцию по поводу вырождения своего рода, а вот как чувствовал себя профессор Тарханов после признания Репина, мы так и не узнаем.

Можно было бы посмеяться над незадачливым профессором, да как-то не очень смешно, когда становится известной судьба Юрия Ильича Репина. Сказано ведь нам в Писании, что «во многом познании много печали». Лучше бы и не знать…

Он пошёл по стопам отца и стал художником. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1935 году (семья Репина тогда жила в Финляндии, а сам Репин И.Е. умер в 1930 году) он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского ВО к расстрелу на основании суровых статей УК РСФСР.

В жизни художника Репина было много интересных историй, в том числе забавных, смешных, трагических и всяких других…Как и у всех нас.

Здесь автор изложил только одну из них.

                16.12.15


Рецензии
:))
Профессор, осматривавший моего сына в младенчестве, воскликнул: "Какой красивый ребенок!" Потом посмотрел на меня, на мужа... и изрек: "И в кого он у вас такой..."

Надежда Розенбаум   17.12.2015 19:21     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Надежда!
Спасибо за иллюстрацию к очерку. Сам мог бы набрать с пяток примеров из жизни. Один приведу: отец - армянин, мать - украинка, двое детей, сын - красавчик, усвоивший женственные черты матери, а дочка - вся в отца, мужеподобная. Несправедливо, а где же её искать, справедливость?
Теория Ломброзо не катит - жизнь её опровергает. Много они понимают, эти профессора.

С уважением - АдеФ.

Алессандро Де Филиппо   17.12.2015 22:00   Заявить о нарушении