Духи гор-5

1.                                .....Снег,крупными хлопьями,сыпался из разверзгнутых небес,не прекращаясь,налипая на сосновые лапы,прижимая их к земле и покрывая склоны гор,белым,пушистым одеялом.Навалившись,толстым слоем,на маскировочные сетки и внушительно прогнув их вниз,он грозился рухнуть нам на головы.                Вместо утренней зарядки,мы взяв длинные палки,тыкали их,в нависшую над нами снежную кучу.Снег начал падать вниз,разбиваясь об землю мелкими брызгами,и попадая за шиворот,стекал холодными струйками по нашим спинам...                ...Жизнь в гарнизоне,находившемся на самом высоком плато,в этом районе,шла размеренно и однообразно,не считая редких артиллеристских  дуэлей на дальних расстояниях и не частые перестрелки из стрелкового оружия с бандформированиями,пытающихся обнаружить у нас слабые точки.                Снайперы гарнизона выходили,на так называемую "свободную охоту",дабы присечь передвижение боевиков,которые,в последнее время слишком часто стали приближаться к нашим позициям,ища место где закрепиться.                Пока в штабах решали,как лучше вывести остатки наших войск,мы просто жили....жили,как получалось...жили на зло врагам.                Со снабжением были проблемы.Вертолеты прилетали один раз в неделю,чтобы забрать раненных и убитых,и привезти боеприпасы и продукты.Боеприпасов,катастрофически не хватало,по этому командир гарнизона,майор Звягинцев,попросил чтоб продукты не привозили,оставив больше места для снарядов,и прислать интенданта с деньгами,желательно в валюте,хотя и наши,деревянные рубли на рынке,в ближайшем селе,пока еще принимали.                Мы два раза в неделю ездили в село за продуктами.Местные жители относились к нам доброжелательно,и очень часто к нашим покупкам,бесплатно добавляли мешки и сумки с провизией.Боевики сюда не совались,потому что подступы к селу охраняли ополченцы из жителей ближайших сел,местная  самооборона,вооруженная кто чем,кто стареньким,дедовым ружьем,а кто и более современным оружием,взятым в качестве трофеев.По окраинам села стояли пушки и минометы,конфискованные у наемников.Ночи стали холодными,бывало так,что в палатке замерзала вода,так как "буржуйки" еле чадили,дров не хватало.Топливо,в первую очередь шло на отопление палаток санчасти и для нужд полевой кухни.Остальные палатки были на самообслуживании,топили тем,что раздобыли.Пока не было снега,топили хворостом,которого много было по склонам ущелья.Теперь приходилось спускаться вниз и пилить ветки деревьев и рубить кустарник,и с этой ношей переть на гору,по колени ввязнув в снегу.                Те деревья,что во множестве находились на плато,не трогали,дабы не демаскироваться.Наш зампотыл,старший прапорщик Кулаков,светлая голова,договорился с местными ополченцами о бартере,и в обмен на стрелковое оружие из трофеев,загрузить наш "Камаз"-самосвал углем,из вагонов стоящих в тупике.Взяв солдат по крепче,и для подстраховки,нас разведчиков,поехали на сделку на трех машинах,на самосвале и двух "Уазах".Мой "уаз" шел первым,и остановившись,не доезжая до места пол километра,мы пешком,через лесок,короткими перебежками,двинулись к железке.                Там залегли и замаскировались.Через пол часа подъехали наши.                Полевой командир,поздоровавшись с Кулаковым,заглянул в кузов самосвала,его не бритое лицо расплылось в улыбке и он махнул рукой.                Тут же подъехал "Газ-66" и его бойцы,запрыгнув в кузов самосвала перегрузили двадцать автоматов "АК-74",два пулемета,четыре гранатомета и три винтовки "М-16". -Извини,Котэ,что без патронов,нам самим нужны,сколько будем здесь одному богу известно :-виновато улыбнулся зампотыл:-Ты боевой,молодой,да и бойцы твои орлы,надерете маджахедам задницы,да и разживетесь! -Харашо,брат! Ты хароший чалавэк-федоин!-и дружески похлопав Кулакова по плечу:-Грузыте столько,сколько потянет ваша старая каракатица!...               
...Тут же наши бойцы запрыгнули в открытый вагон и стали кидать уголь,в подъехавший самосвал,кто лопатами,кто руками.Когда "Камаз" был загружен выше крыши,солдаты,с грязными,черными лицами,с улыбками,обнажающими белые зубы,запрыгнули в "Уазик".Старенький "Камаз" чихнул,выпустив из глушителя черный дым и кряхтя,поехал в гору.Мы тоже сорвались со своих укрытий,успев замерзнуть до костей,и быстро побежали,согреваясь на ходу,к нашей машине.                В расположение гарнизона доехали без приключений,если не считая,что груженный "Камаз",последние два километра,пришлось буксировать на гору самоходкой...                ...Жизнь начинала налаживаться,в палатки пришло тепло,бывало даже так,что от жары приходилось раздеваться,уголек работал на совесть.Правда,последнее время участились вылазки боевиков и минометные обстрелы наших позиций.                Решено было заминировать соседнюю высотку,с которой наиболее чаще были обстрелы по гарнизону.Отправились группой из девяти человек,трое разведчиков и шестеро минеров.Нагрузив на себя тяжелую ношу,начали спуск в ущелье,аккуратно ступая,проваливаясь в снегу,дабы не подскользнуться и не скатиться вниз со смертельной ношей.Спустившись вниз ущелья,присели отдохнуть перед длительным восхождением на высотку.Небольшой ветерок сдул часть снежного покрова со склона горы,и кое где были видны тропки с отпечатками козьих копыт на снегу.Я присел,прислонившись к дереву и закурил,глядя в серо-свинцовое небо.В глаза бросилась черная точка,которая стала быстро увеличиваться и внутри образовавшегося,бесформенного пятна,стала заметна серо-коричневая,крутящаяся воронка,с четырьмя светящимися,красными точками.                Из пятна вылез серый,клубящийся хобот в виде рукава торнадо и ударился в землю,в пяти метрах от меня,разбросав по сторонам рыхлый снег.                Клубы рукава рассеялись в морозном воздухе и предо мной предстал Дух гор,глядя на меня всеми четырьмя,не моргающими,красными глазами...               
-Вот те раз,Рустам пожаловал!-сказал я,туша сигарету об снег:-Как это ты решился явиться среди белого дня? -Привет,Санек,уже начал различать нас с Романом,делаешь успехи.А твои бойцы этого не видят,их не здесь!-дух трубно захохотал и присел рядом в небольшой сугроб.Я огляделся по сторонам,мои бойцы,вроде как и оставались на своих местах,но были полупрозрачные и с неживыми,восковыми лицами. -Что ты с ними сделал?-занервничал я:-Верни все назад,как было! -Не переживай,командир,с ними ничего плохого не случилось,просто я не на долго остановил время:-заговорил дух,хрустя костяшками пальцев:-И времени для разговора у нас мало,так что слушай внимательно.Знаю куда вы идете и хочу предупредить,что там уже вас ждут люди Абу-Керима.Там на высотке они со вчерашнего дня,выставили две палатки и замаскировали минометы,если вы туда,просто так сунетесь,то вы покойники,и ты Сашка,будешь долго тут летать вместе с нами,так и не попав домой.                Да что я тебе говорю,сам глянь.Я взял бинокль и глянул в него,но тут же спохватившись,убрал его в футляр:-Шутить изволишь,Рустам,как я снизу увижу что твориться на высотке? -Вот ты,Санек,неисправимый реалист,ты не в бинокль смотри,а моими глазами,помнишь,как это делается!? Дух приблизился ко мне,и свет,излучаемый от его четырех глаз,сфокусировался в два красных луча,которые врезались в мои глаза,обжигая зрачки,как будто туда сыпанули горсть песка.Я,превозмогая боль,глянул на гору.Лучи от моих глаз спроекцировались на черном пятне в небе и отразившись от него,упали на горное плато.                Я отчетливо увидел две белых палатки,присыпанных снегом и стоящие  неподалеку минометы,готовые к бою.Я достал из планшета карту и карандаш в моей руке сам обвел нужный квадрат.Сразу же лучи потухли и на мгновенье мои глаза погрузились во тьму.Взяв горсть снега я приложил его к газам и обтер лицо.Снег быстро растаял и холодными струйками потек по шее за воротник.                -Вот ты гад,Рустам,так и ослепнуть можно!-я слепив снежок,запустил его в духа.Снежок пролетел через него и ударился в ствол дуба,рассыпаясь на мелкие брызги.-Ха-ха-ха!-засмеялся дух:-Нравишься ты мне,Сашка,даже когда злишься,не обесуть на меня за эксперимент с видением невидимого,прикипел я к тебе,хочу чтоб живым и невредимым домой вернулся,да и пацанов твоих жалко.Давай действуй,а мне пора,силы уже покидают,думаешь легко,нам духам днем являться,за это меня по головке не погладят. Опять закружил серый вихрь и ракетой взлетел вверх и исчез в глубине черного пятна,которое стало уменьшаться и рассеиваться,пока вместо него не образовалось снежное облако из которого посыпались мелкие снежинки...               
2.                                .....Я встал,разминая затекшие ноги.Бойцы тоже встали,отряхиваясь от снега.                -Сержант Галиулин,разворачивай рацию,будем нашим радировать!-скомандовал я.                -Что за муха тебя укусила,лейтенант?-спросил прапорщик-минер.                -Держи координаты:-сказал я радисту,передавая карту,пусть из "градов" накроют:-Я же разведчик,и по моим предположениям,нас могут ждать:-ответил я прапорщику:-Береженого,бог бережет....Вскоре мы увидели в небе,красные шлейфы,пролетающих над нами ракет и чуть позже зловещий,пронзительный гул.Ракеты,ударившись о землю,подняли в воздух столбы огня и черного дыма.Мы,подтянув лямки вещмешков,пошли вверх по склону горы,по узкой,скользкой тропке....Поднявшись на высотку увидели четкие попадания нашей артиллерии,в частности "татар-града" или "шестиствольного татарина",так мы ласково называли самодельную установку на кузове "Камаза"-самосвала.                От палаточной засады противника не осталось и следа,везде валялись обломки минометов,стрелкового оружия и тела боевиков.Оружия целого не осталось,взяли только магазины с патронами к автоматам,случайно не поврежденных.                Дойдя до полосы смешанного леса,скинули с плеч вещмешки и наспех перекурив,принялись минировать участок.Потратив на это мероприятие не более часа и сломав несколько сосновых веток,замели следы от шагов и закладок.Обратно пошли широкими шагами,след в след,стараясь,как можно меньше наследить,да и сыпавший с небес снег,хоть и мелкий,был сейчас нашим союзником,медленно,но верно ложащийся в ямки от наших следов.....               
....В гарнизон мы пришли уже с наступлением темноты и первым делом заглянули в палатку полевой кухни,где нас ждала,горячая перловая каша,с запахом тушенки,именуемая "дробь шестнадцать" и горячий компот из сухофруктов.                Подул холодный,северный ветер.Он подхватывал лежащий снег,закруживал его в белые,колючие вихри и свистя,как беззубый разбойник,кружил их возле палаточного городка.Палатки снаружи покрылись,тонкой,стеклянной коркой льда,которая,трескаясь,создавала причудливые узоры.Одно спасение,что в палатке,ласково потрескивает "буржуйка" и тепло от нее,хоть и медленно,кружило между деревянных нар.Ветер вьюжил и кружил,изредка злобно завывая,но нам до него не было дела,мы мирно спали,закутавшись в шинели и бушлаты,и нам снились сны о доме и о ждущих нас домочадцах...                ... И наконец то получили долгожданную радиограмму о выводе нашего гарнизона,последнего из оставшихся здесь Советских войск.Выводить решено было вертушками,в два этапа.Сначала должны забрать с нашей высотки раненых,остатки батареи артиллеристов и документацию штаба.А взвод десантников и взвод разведки должны остаться,чтобы заминировать и взорвать всю технику,что осталась и остатки боеприпасов,а потом перейти на другую высотку,куда приземлятся вертолеты.Все бы ничего,но от взвода десантников осталось восемь человек,а от нашего-пять,короче чертова дюжина.Командир гарнизона собрал всех офицеров в штабной палатке. -Приказ генштаба об эвакуации не обсуждается!-начал разговор майор Звягинцев:-Но уничтожив наши орудия,мы своими руками отрезаем пути отхода группы прикрытия.В таком количестве и без артподдержки им не занять соседнюю высотку.По нашим данным,там в лесу уже засели боевики,а вылазки не делают,потому что выход заминирован,но у них есть возможность обстрелять нашу группу и вертушки со своих позиций.В нашем расположении есть одна неделя,чтоб подготовиться.Предлагаю оставшиеся орудия передать местному ополчению,они то и поддержат огнем нашу группу и за это время надо их научить им пользоваться.А главное,что вы должны знать,то что я ничего такого вам не предлагал,а технику ополченцы отбили у нас с боем.Это вам информация к размышлению,для написания рапортов по прибытию. План командира конечно был рисковым,это грозило ему не только лишением погон,но и военным трибуналом,не дай бог если завелся среди нас малодушный стукачек.Но быть похороненным в горах,не очень то хотелось.....               
3.                ...Всю последующую неделю обучали ополченцев навыком наводчиков "Сау" и "БМ-ок".Большей частью это были пожилые мужчины,которые уже служили в армии и навыки к стрельбе из орудий у них были.Даже молодые,не обстрелянные юнцы,внимательно слушали и выполняли команды.В назначенное время два десятка ополченцев спрятались в наших палатках,чтоб их не видели с вертолетов.                Две вертушки сделав круг,приземлились на плато в назначенное время.                Под шум лопастей погрузили раненных и документацию.В другую вертушку сели артиллеристы.Майор Звягинцев обнял меня и капитана-десантника Филимонова:                -Держитесь,сынки,удачи вам,скиньте мразоту с высотки,а главное останьтесь живыми,мы будем вас ждать,я не верю ни в бога ни в черта,но буду молиться за вас! С этими словами он развернулся и пошел к вертолету,не заметно смахивая слезу.Лопастя закрутились быстрее,и две винтокрылые машины,взмыли вверх и стали быстро удаляться. -Ну теперь наш выход,лейтенант:-Филимонов поправил,висевший на плече автомат. Ополченцы вышли из палаток и подошли к нам.-Давайте,братья,с богом!-сказал полевой командир:-Там на верху будете,радируйте,мы накроем их,не переживайте! -Ну давай,Котэ, на тебя одна надежда вытащить нас из задницы,век будем обязаны! Мы пожали друг другу руки,обнялись на прощание и пошли к своей цели.....Примерно через два с половиной часа мы уже были на высотке,где недавно минировали.Вот и воронки от разрывов града,разбитые минометы и тела мертвых боевиков. -Вот же изверги,уже больше недели лежат,а как же их обычаи,хоронить до заката солнца?-подумал я:-Видать хорошо мы подступы заминировали,боятся высунуться.Заняли позиции,кто где нашел,кто в воронке,кто за сугробом,местность то открытая,и стали осматриваться.Сержант Галиулин разворачивал рацию.Я осматривал ближайший лесок в бинокль,стараясь увидеть противника и определить точные координаты.Внезапно из леса по нам были произведены два выстрела из гранатометов и заработал пулемет.Одна из гранат разорвалась между мной и капитаном.Меня оглушило и слегка присыпало снегом,а капитан лежал не далеко от меня,держась за кровоточащую грудь.К нему тут же подбежал прапорщик-десантник с перевязочным пакетом.Я продиктовал координаты радисту,который тут же их передал ополченцам.Я вскинул винтовку,и прицелившись,выстрелил два раза в сторону леса.Пулемет замолчал.Вскоре мы услышали гул,пролетающих снарядов,которые кучно легли на окраину леса,в миг охватив деревья пламенем. Из "Саушек" сработали,молодец Котэ!-стиснув зубы сказал капитан,и достав фляжку из внутреннего кармана,сделал глоток и стал что то на ней царапать ножом.Вслед за 152-миллиметровыми снарядами прилетело три "градовских" ракеты.Деревья с хрустом валились на землю,объятые пламенем. -Лейтенант:-тихонько позвал меня капитан.Я,отряхиваясь от снега подошел к нему.Он протянул мне свою любимую фляжку:-Держи,Саня,дарю обещал же.Там коньяк хороший"Арарат",я у местных выменял на "макаров" левый. Я взял подарок и прочитал на фляге,не много корявые буквы: "Лейтенанту Костакису от капитана Филимонова на долгую память". -Ну,спасибо тебе,капитан,давай держись,скоро наши прилетят.Но капитан вздохнув,уронил голову на бок и широко открыл глаза.Я закрыл ему глаза,встал и пошел осматривать позиции.Двое десантников были мертвые,сраженные пулеметом.Сержант Галиулин бинтовал себе кисть руки,стягивая бинт зубами.Вдруг раздался пронзительный свист и несколько мин взорвались на наших позициях.Меня,как пушинку,оторвало от земли и понесло не известно куда,в глазах мелькали белые и серебряные шары,потом удар об землю и полная темнота.....               
.....Темнота начала отступать и сквозь мутную пелену перед глазами я увидел,склонившегося надо мной бородатого горца с кинжалом в руке.Он улыбался золотозубой улыбкой,и занес надо мной кинжал.Из последних усилий я вытащил из ножен самодельный нож,сделанный из куска черкесской сабли и махнул им на отмашь и снова провалился в  мутную,липкую пелену....Очнулся я от того,что кто то смотрит на меня.Я уперся руками в снег и присел. В моих ногах лежало тело мертвого маджахеда,с перерезанным горлом,а прямо передо мной сидел огромный Дух гор и смотрел на меня шестью,не моргающими,красными глазами.Слева от меня сидел Рустам,а справа Ромка. -Вот те раз,я что умер?-недоумевая спросил я:-И что это за страхоебище передо мной? -Пока еще не умер!-сказал Рустам:-И не оскорбляй нашего шефа,он один из самых старых духов,кстати он хотел тебя забрать с собой,но передумал,говорит,что трех твоих друзей достаточно...вспомнил...ваш косяк десятилетней давности? Да и мы не позволили ему,все таки когда то были друзьями.Вот пришли попрощаться.Вроде бы все само по себе расставилось по своим местам.Жизнь и смерть давно разделила нас на живых и мертвых,но у нас осталась память и мы будем хранить ее вечно.А помнишь,Санек,пацан с нами служил,Илюха Подчасов,сибиряк,твоего призыва кстати. -Конечно помню,он тогда с вами в Афган пошел.А на учениях,помню сидели у костерка,макали чернягу в горячую тушенку,а он играл на гитаре и мы пели разные песни:-в моей голове пронеслись чередой давние воспоминания. -Да,он классно играл и пел!-потянувшись и хрустнув костями сказал Роман:-Ему,Санек,на третий день службы оторвало обе ноги,на мине подорвался,в Союз в госпиталь отправили....слышал я,что он там,в своем Красноярске сидит на вокзале и бренчит на гитаре за копейки,а потом пьет по несколько дней беспробудно,обещай нам что навестишь его.-Жив останусь,заеду к нему,пообщаюсь. -А давайте на последок песню споем вместе из тех что Ильюха играл:-предложил Рустам,ты,лейтеха,живой пока,начинай,а мы подпоем.-А что петь то будем?-спросил я. -А давай про пилотов американского самолета,сбитого во Вьетнаме.-сказал Ромка:-Начинай! Я по удобней расположившись в сугробе начал петь:                ....Большое небо и самолет горит                И вместе с нами на землю он летит                А жить осталось всего лишь пять минут                И на троих всего лишь один парашют                ....Духи стали трубно подпевать....:                Все равно жить не стоит                Все ведь в воздух взлетит                Смерть нас всех успокоит                Смерть нас всех примерит                *****                              А два пилота,зубами стропы рвут                Давно испорчен,последний парашют                И только штурман его уже не рвет                А желтыми зубами песенку поет                *****                Все равно жить не стоит                Все ведь к черту взлетит                Смерть нас всех успокоит                Смерть нас всех примирит                *****                             Пройдут столетья пройдут века года                И поколенья от ищут черепа                И чей то череп крапивой обрастет                И желтыми зубами песенку споет                .......Допели последний припев,дружно заржали.Старый дух,вообще покатом катался по снегу, обнажив костяшки стоп. -Ну давай,прощай,Санек,весело с тобой,но не дури,ложись быстрее в свое тело,вон уже твои идут.-похлопал меня по плечу Рустам:-Давай,живи!....Духи,превратившись в клубы дыма и закрутившись в одну большую воронку,взмыли вверх и растворились в свинцовом небе. Я лег на свое тело,и почувствовав острую боль в позвоночнике,провалился в темноту.....Сознание уже вернулось от звука лопастей вертушки. -Ну на конец то очнулся,лейтенант! Рядом со мной сидел и улыбался сержант Галиулин:-Домой летим,все тут,и живые и мертвые....все дома будем! Боковым зрением я увидел дымящуюся высотку,и в черной пелене,большую воронку,из которой светились тысячи красных точек и раздавался шипящий шепот:-Прощайте!....Я приподнял руку и помахал ей:-Прощайте горы....прощайте духи гор....прощайте друзья.....мы летим домой!.......


Рецензии
Да, в таких переделках побывать и остаться живым-великое чудо, видимо, и впрямь без горного Духа не обошлось, а, может быть, Ангел- хранитель таким сильным оказался. Дед Добрый, пишите и дальше, это у вас получается хорошо и живите долго!

Елена Мороз 4   21.04.2017 13:42     Заявить о нарушении