Михаил Феодорович Романов. Конец смуты. Ч. 1
чинов послати бити челом к его матери, к великой государыне
старице иноке Марфе Ивановне, чтоб всех православных хрестьян
пожаловала и благословила бы сына царя государя и великого
князя Михаила Фёдоровича всея Русии, на Московское государство
и на всё Российское царство, и у нево государя милости
прошать, чтобы не презрил горких слез православных крестьян."
/Летопись XVI века/
На Земском соборе единогласно был избран прирождённый царь Михаил Феодорович Романов, представитель, на которого все русские люди, вся, измученная смутой, Русь
возлагали надежду. Это произошло следующим образом.
13 марта в Кострому в Ипатьевский монастырь, прибыла делегация из Москвы с целью уговорить истинного царя принять трон. Но Михаил Фёдорович отказался от этого почётного предложения, и его мать, инокиня Марфа, поддержала его, сказав, что не благословляет его на согласие.
Но московские бояре в течение шести часов умоляли Михаила Фёдоровича принять судьбоносное решение, чтобы не возобновилась смута и не появились самозванцы, чтобы победить волну страха в сознании людей.
Наконец, Михаил Фёдорович согласился принять на себя тяжкий груз ответственности.
И 2 мая Москва, ликуя, встречала царя Михаила Фёдоровича, а 11 июля, ещё до венчания на царство, Михаил Фёдорович приступил к выполнению намеченного им и матушкой.
"Тако благослови Бог и прослави племя и сродство царское достославного и святого и блаженные памяти государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всея Руси племянника, благоверного и Богом избранного и Богом соблюдаемого от всех скорбей царя государя и великаго князя Михаила Фёдоровича всея Руси самодержца сына велика
боярского роду боярина Фёдорова сына Никитича Юрьева."
По всем городам и весям были разосланы грамоты с предложением сообщить, как народ относится к избранию на царство Михаила Фёдоровича. Отовсюду был получен положительный ответ.
И 21 февраля на последнем заседании Земского собора был избран, наконец, Михаил Фёдорович Романов.
"В тот же день бысть радость велия на Москве, и поидоша в соборную апостольскую церковь Пречистыя Богородицы и пеша молебны з звоном и со слезами... Он же благочестивый государь того и в мысле не имяше и не хотяше: бывшу бо ему в то время у себя в вотчине, тово и не ведяше, да Богу он годен бысть. И за очи помаза
его Бог елеем святым и нарече ево царём". Впервые за все времена был проведён "референдум", с Лобного места был ещё раз брошен клич:"Михаила Фёдоровича в цари Московского государства хотите ли?" И пронеслись повсюду восторженные отклики:
"Хотим! Хотим!"
Смута сотрясала все основы государства. Москва, как и другие российские города, была разорена и измучена борьбой между Годуновым и Шуйскими, появлениями Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, когда "два царя"(Шуйский и "Тушинский вор") пытались переманить к себе служилых людей, обещая различные выгоды.
Смутное время ослабило Россию, и необъятные аппетиты поляков также способствовали этому.
Необходимы были сильная рука и решительные меры, чтобы устранить следы печального разорения от борьбы с востоком и западом, от казачьей вольности, от пожаров, от пустой казны.
Постепенно наступил мир, благодаря ополчению, собравшемуся под знамёна Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и совершившему подвиг очищения государства.
Крепким оплотом в это время проявила себя церковь. Церковные люди с болью за родную землю поднялись в тяжёлые времена и бесстрашно проповедовали стоять за чистоту веры православной, за единение вокруг батюшки-царя. Особенно непоколебимой оставалась Троице-Сергиева лавра - сердце православной веры. Она открыла свои двери и соединила духовный огонь своих сердец, превратив свою обитель в больницу для немощных, строила всей братией дома для неимущих. Люди страдали и молились, жаждали истинного царя, который был бы избран всем народом и был прирождённым царём. И такой царь явился.
21 февраля 1613 года Земский собор огласил волю всего народа. Так шестнадцатилетний Михаил Фёдорович стал тем, кто, благодаря самопожертвованию, в своё правление смог укрепить государство, уничтожив страшную смуту.
В это трудное время Господь послал государя из династии Ивана Калиты и Феодора Иоанновича - Михаила Фёдоровича Романова - "природного наследного царя"*.
Род Романовых прославился ещё в царствование Ивана Калиты. Сын знатного боярина Андрея Ивановича Кобылы - Фёдор Кошка - стал родоначальником рода Кошкиных, который во все времена играл значительную роль в истории государства Российского.
У внука Кошкина - Захария - появились потомки Захарьины.
Один из них, Роман Юрьевич Захарьин стал родоначальником фамилии Романовых. А сын его - Никита Романов - был родственником первой любимой жены Ивана Грозного - Анастасии.
Борис Годунов опасался, что Романовы, будучи истинными претендентами на престол, могут свергнуть его с трона. Именно поэтому он заключил Фёдора Никитича и его жену в монастырь, где их насильно постригли: Фёдор Никитич получил имя Филарет, а его жена - имя Марфа. Остальные Романовы тоже подверглись гонениям.
*В. Ключевский.
Продолжение:http://www.proza.ru/2015/12/21/658
Свидетельство о публикации №215122100654
Спасибо, что просвещаешь нас, Солнышко! Очень легко и интересно читается.
Натали Бизанс 21.12.2015 13:27 Заявить о нарушении
Радости тебе, успехов и творческого вдохновения!
Попкова Людмила 21.12.2015 16:52 Заявить о нарушении