Михаил Феодорович Романов. Конец смуты. Ч. 1

  "Власти же и бояре и все людие начаша избирати изо всяких 
                чинов послати бити челом к его матери, к великой государыне
                старице иноке Марфе Ивановне, чтоб всех православных хрестьян
                пожаловала и благословила бы сына царя государя и великого
                князя Михаила Фёдоровича всея Русии, на Московское государство
                и на всё Российское царство, и у нево государя милости
                прошать, чтобы не презрил горких слез православных крестьян."
                /Летопись XVI века/

     На Земском соборе единогласно был избран прирождённый царь Михаил Феодорович Романов, представитель, на которого все русские люди, вся, измученная смутой, Русь
возлагали надежду. Это произошло следующим образом.
13 марта в Кострому в Ипатьевский монастырь, прибыла делегация из Москвы с целью уговорить истинного царя принять трон. Но Михаил Фёдорович отказался от этого почётного предложения, и его мать, инокиня Марфа, поддержала его, сказав, что не благословляет его на согласие.
 Но московские бояре в течение шести часов умоляли Михаила Фёдоровича принять судьбоносное решение, чтобы не возобновилась смута и не появились самозванцы, чтобы победить волну страха в сознании людей.
 Наконец, Михаил Фёдорович согласился принять на себя тяжкий груз ответственности.
 И 2 мая Москва, ликуя, встречала царя Михаила Фёдоровича, а 11 июля, ещё до венчания на царство, Михаил Фёдорович приступил к выполнению  намеченного им и матушкой.
 "Тако благослови Бог и прослави племя и сродство царское достославного и святого и блаженные памяти государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всея Руси племянника, благоверного и Богом избранного и Богом соблюдаемого от всех скорбей царя государя и великаго князя Михаила Фёдоровича всея Руси самодержца сына велика
боярского роду боярина Фёдорова сына Никитича Юрьева."
 По всем городам и весям были разосланы грамоты с предложением сообщить, как народ относится к избранию на царство Михаила Фёдоровича. Отовсюду  был получен положительный ответ.
 И 21 февраля на последнем заседании Земского собора  был избран, наконец, Михаил Фёдорович Романов.
 "В тот же день бысть радость велия на Москве, и поидоша в соборную апостольскую церковь Пречистыя Богородицы и пеша молебны з звоном и со слезами... Он же благочестивый государь того и в мысле не имяше и не хотяше: бывшу бо ему в то время у себя в вотчине, тово и не ведяше, да Богу он годен бысть. И за очи помаза
его Бог елеем святым и нарече ево царём". Впервые за все времена был проведён "референдум", с Лобного места был ещё раз брошен клич:"Михаила Фёдоровича в цари Московского государства хотите ли?" И пронеслись повсюду восторженные отклики:
"Хотим! Хотим!"
 Смута сотрясала все основы государства. Москва, как и другие российские города, была разорена и измучена борьбой между Годуновым и Шуйскими, появлениями Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, когда "два царя"(Шуйский и "Тушинский вор") пытались переманить к себе служилых людей, обещая различные выгоды.
 Смутное время ослабило Россию, и необъятные аппетиты поляков также способствовали этому.
 Необходимы были сильная рука и решительные меры, чтобы устранить следы печального разорения от борьбы с востоком и западом, от казачьей вольности, от пожаров, от пустой казны.
 Постепенно наступил мир, благодаря ополчению, собравшемуся под знамёна Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и совершившему подвиг очищения государства.
 Крепким оплотом в это время проявила себя церковь. Церковные люди с болью за родную землю поднялись в тяжёлые времена и бесстрашно проповедовали стоять за чистоту веры православной, за единение вокруг батюшки-царя. Особенно непоколебимой оставалась Троице-Сергиева лавра - сердце православной веры. Она открыла свои двери и соединила духовный огонь своих сердец, превратив свою обитель в больницу  для немощных, строила всей братией дома для неимущих. Люди страдали и молились, жаждали истинного царя, который был бы избран всем  народом и был прирождённым царём. И такой царь явился.
 21 февраля 1613 года Земский собор огласил волю всего народа. Так шестнадцатилетний Михаил Фёдорович стал тем, кто, благодаря самопожертвованию, в своё правление смог укрепить государство, уничтожив страшную смуту.
 В это трудное время Господь послал государя из династии Ивана Калиты и Феодора Иоанновича - Михаила Фёдоровича Романова - "природного наследного царя"*.
  Род Романовых  прославился ещё в царствование Ивана Калиты. Сын знатного боярина  Андрея Ивановича Кобылы - Фёдор Кошка - стал  родоначальником рода Кошкиных, который во все времена играл значительную роль  в истории государства Российского.
 У внука Кошкина - Захария - появились потомки Захарьины.
 Один из них, Роман Юрьевич Захарьин стал родоначальником фамилии Романовых. А сын его - Никита Романов - был родственником первой любимой жены Ивана Грозного - Анастасии.
 Борис Годунов опасался, что Романовы, будучи истинными претендентами на престол, могут свергнуть его с трона. Именно поэтому он заключил Фёдора Никитича и его жену в монастырь, где  их насильно постригли: Фёдор Никитич получил имя Филарет, а его жена - имя Марфа. Остальные Романовы  тоже подверглись гонениям.

         *В. Ключевский.
  Продолжение:http://www.proza.ru/2015/12/21/658


Рецензии
"Так шестнадцатилетний Михаил Фёдорович стал тем, кто, благодаря самопожертвованию, в своё правление смог укрепить государство, уничтожив страшную смуту..." Великий род, жаль что так ужасен был конец Царствования Романовых.
Спасибо, что просвещаешь нас, Солнышко! Очень легко и интересно читается.

Натали Бизанс   21.12.2015 13:27     Заявить о нарушении
Тебе спасибо, родная. Ты меня привела на прозу и ободрила.
Радости тебе, успехов и творческого вдохновения!

Попкова Людмила   21.12.2015 16:52   Заявить о нарушении