Объективная самооценка залог развития личности

«Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что – он возносится, чуть что – падает».
        Индийское изречение

Сейчас часто можно встретить рекламные щиты, которые гласят: «Ты – лучший, ты – неповторимый» и т.д. Притом, что и пропаганда, и масскультура направлены на уничтожение мысли, опошление вкуса и пробуждение в человеке животных инстинктов. Действуя в совокупности, эти факторы служат обострению в людях такого негативного качества как самомнение. Человечество всегда было подвержено этой болезни. Ещё испанский моралист Бальтасар Гарсиан говорил: «Все люди о себе высокого мнения, и чем больше мнят, тем меньше стоят». Великая русская мыслительница Е.И. Рерих также пришла по этому поводу к неутешительному выводу: «Самомнение людей есть самая трагическая страница в истории нашего человечества». Все эти слова были произнесены тогда, когда ещё не было телевидения, компьютерной сети и других современных технологий, т.е. деструктивные силы империализма ещё не могли культивировать пороки и безмыслие на массовом уровне. Что же говорить о дне сегодняшнем, когда и без того склонным к самомнению людям промывают мозги в этом направлении? В результате все мнят себя лучшими, а жить становится всё хуже и хуже, в искусстве сплошь и рядом – «звёзды» и «гении», а культура умирает. От науки одни академики остались, и те – фиктивные. Короче говоря, таланты, знания и благородные стремления вытеснены чинами, званиями и деньгами. А вся неповторимость заключается лишь в покрое платья, и то только, если есть чем заплатить за его пошив.
Почему самомнение настолько губительно для человека? Для ответа на этот вопрос снова прибегну к выводам, сделанным Е.И. Рерих: «Самомнение есть порождение невежества. Самомнение закрывает пути к познаниям. Самомнение лишает человека чудесного устремления. Самомнение есть истинный разлагатель сознания, потому остерегайтесь этой заразы».
И действительно не трудно заметить, что самомнение останавливает развитие личности. Но поскольку ничто в мире не может быть неподвижным, то всё, что не развивается, - деградирует. Самомнительному человеку не нужны ни познания, ни творчество, ни духовное развитие, потому что он сам кажется себе воплощением высшего совершенства и абсолютной непогрешимости. Он может стремиться лишь к внешним атрибутам, утверждающим его значимость, то бишь: к власти, славе, роскоши. За примерами далеко ходить не приходится – ими наполнена жизнь. Как часто, слушая выступления многих современных деятелей политики, науки и искусства, на ум приходит мысль, что это просто психически нездоровые люди, страдающие манией величия или параноидальной шизофренией. Как говорится, «всё это было бы смешно, когда бы не было, так грустно», потому, что именно эти, с позволения сказать, личности стоят сейчас у руля практически во всех сферах и отраслях общественной жизни. И во имя личного самовозвышения заталкивают общество всё глубже и глубже в пасть системного кризиса. Однако, как это ни парадоксально звучит, основой «звёздной» патологии является загнанный в подсознание комплекс неполноценности. Каждый человек в глубине души знает истинную цену и своим творческим особенностям, и своим интеллектуальным возможностям, и своему духовному потенциалу. Те, у кого эти параметры в силу каких-то объективных или субъективных причин занижены буквально с детских лет, начинают остро ощущать свою ущербность. Но человеческая психика так устроена, что постоянно переживаемое ощущение внутренней несостоятельности заставляет человека выбирать такой стиль поведения, который бы скрыл от посторонних глаз это переживание. Характерными особенностями этого стиля являются выставляемые напоказ наглость, развязность, безразличие к порицаниям окружающих, а так же постоянное самовосхваление. Способы самовосхваления были определены ещё Гельвецием: «…один – говорить хорошо о себе, второй – поносить других». Естественно, поначалу подобное поведение является обыкновенной защитной маской, но, как говорил советский психолог В. Леви: «Сначала человек играет роль, а потом роль – человека». И не трудно понять, что ощущение собственной неполноценности так же губительно для личности, как раздутое самомнение. И то, и другое не только останавливает её творческое развитие, но и разрушает заложенный в ней потенциал. Как неуверенные в себе, так и самомнительные люди становятся не только бесплодными в смысле творчества, но и несносными по характеру. Поэтому по словам того же В. Леви: «Комплекс неполноценности, как и комплекс сверхполноценности – это, прежде всего, бесчеловечное отношение к самому себе».
Вся нынешняя система держится на комплексе неполноценности большинства, единицам из которого позволяют раздуть его до комплекса сверхполноценности и, таким образом, стать примерами для подражания (надо заметить, весьма недостойными и негодными), теми, к достижению которых большинство должно стремиться. Ведь только ущербные люди могут считать признаками превосходства деньги, звания и роскошь, и по их наличию или отсутствию судить о человеке в целом. Следовательно, в задачи нормальных людей должна входить и борьба за объективную самооценку, как каждой отдельной личности, так и общественного организма в целом. Ведь полностью и достойным образом (т.е. на благо всего общества) раскрыть свой потенциал могут только самодостаточные, обладающие трезвой самооценкой люди.

2003 г.


Рецензии