Безнравственность среда обитания капитализма

Наше настоящее в Украине вызывает горечь и чувство непреодолимого отвращения. И происходит это даже не потому, что в обществе царят: экономическая разруха, социальный беспредел и «бархатный» геноцид народа.
В нашем сегодняшнем государстве безраздельно господствует безнравственность. Безнравственны институты власти и политика, безнравственны производственные и непроизводственные отношения, безнравственны СМИ, наука, образование, медицина и искусство, безнравственны верхи и низы. Безнравственны – все. И это не случайно. Потому что ни в какой иной среде тот социально-экономический строй, который сегодня насильственно насаждается в нашей стране, существовать не может.
Это социализм и безнравственность несовместимы. Его разрушители это очень хорошо знали, чем и воспользовались: все их усилия со времен Хрущева были направлены на подрыв народной нравственности. Сначала это делалось микроскопическими дозами через разные «голоса» и всяких диссидентов. Постепенно дозы увеличивались и, когда народом в достаточной мере овладело мещанство, стяжательство, безразличие, потребительство и жажда удовольствий, - социализм был разрушен. А уж после этого безнравственность стала литься потоками, потому что она – суть – главный и самый надежный охранитель ныне существующего режима.
И можно с уверенностью сказать: как только поднимется уровень нравственности масс, этот режим рухнет. Ведь человек с пробужденным человеческим достоинством, т.е. нравственный человек, не станет идти к своему личному благополучию по трупам, не захочет быть господином другому, не заставишь его быть рабом, лжецом, фарисеем, приспособленцем, не будет он валяться где-то в алкогольном или наркотическом угаре и т.д. и т.п. А если перемножить всё выше пере-численное на энное количество, именуемое НАРОД, то произведение будет равняться той силе, которая ликвидирует данный режим.
Другими словами, если попытаться определить капитализм и социализм этическими категориями, то капитализм, причём любой капитализм, как «дикий», так и «цивилизованный» - это диктатура безнравственности и невежества (потому что частная собственность, и её производная – эксплуатация – аморальны в сути своей). А социализм – это диктатура чести, совести, справедливости, долга и милосердия, т.е., другими словами, - диктатура нравственности. Конечно, прежде чем будет установлен социализм, необходимо решить вопросы собственности в пользу обобществления, и власти – в пользу трудового народа. Без этого никак. Но то-то и оно, что в безнравственном обществе их решать некому или почти некому. Не могут безнравственные люди стать на путь борьбы за общее благо, не могут осуществить революцию ни мирным, ни вооруженным путем. Не надо им это. Потому что, если капитализм всегда создает себе безнравственную среду обитания, то, в свою очередь, безнравственные люди всегда стремятся жить при капитализме. Верхи – по понятным причинам господства и благоденствия, а низы… А что низам социализм, если они безнравственны и дебилизированы? Проституцией не займись! Наркотой не торгуй! Ничего не укради! Ни на чём не спекульни! Никого не убей! По притонам не шляйся! Под забором не валяйся! Место жительства имей! Работай честно, в меру своих сил! В общественной жизни участие принимай! Родину люби и защищай! И множество других всяких разных несвобод – никакой тебе «личной жизни»!
Зачем безнравственному человеку социализм? Скажи такому о подвиге, о творчестве, о полноценном бытии, о честном труде, о товариществе – плюнет и перекрестится.
Потому-то так и усердствуют в этом моральном убийстве и мародерстве СМИ: что угодно покажут и расскажут, любую гнусность обсосут со вкусом – не побрезгуют, любую ложь на уши выплеснут – не поморщатся. Но о нравственных позициях жизни – ни-ни – это табу. Для них всё терпимо и возможно, всё, кроме нравственного человека.
Сейчас принято списывать инертность масс на материальные невзгоды. Мол, все заняты проблемой выживания… Но в 1917 году материальные трудности были неизмеримо большими, а активность масс была потрясающа! Значит, причина в чём-то ином. А именно – в безнравственности самих этих масс. Кто-то может возразить, мол, в 1917 году не было телевидения и компьютера, и не была разработана технология манипуляции общественным сознанием. Да, не было, и не была! Но ведь сегодня люди добровольно отдают себя в руки манипуляторов! Их раз обманули, два, три… Вот их уже четверть века за дураков держат, а они от телевизора да от радио, да от «жёлтых» буржуазных газетенок глаз отвести не могут, как зачарованные. В чём причина? Опять-таки – в безнравственности!
Нравственный человек покоя себе не найдет, пока не отыщет ответов на вопросы. Ему показали какие-то трагикомические лица на митинге по телевизору, - а он на следующий митинг сам пойдет, чтоб своими глазами увидеть. Ему рассказали по радио какие-то небылицы о прошлом, - а он книги тех времен искать начинает, чтоб проверить. И проверит, и убедится, что не так оно всё было, как по радио вещают. Ему напишут в «жёлтой» газетёнке какую-то очередную байку о поборниках справедливости, - а он начнет искать с ними встречи, чтоб от них самих всё услышать и сопоставить, проанализировать и удостовериться.
Но зачем все эти головные боли поиска и бессонные размышления человеку безнравственному? Легче плюхнуться на диван, открыть рот и проглотить все плевки и экскременты, которые на подносе подают ему сегодня СМИ. А они нынче ничего иного не подают – в меню нет-с! И потом: работа мысли мешает удовольствиям. У кого-то они на тысячи, а у кого-то на копейки (бутылка сивухи, например). Главное, принцип один – наслаждение любой ценой и вопреки всему. Это один из основных принципов безнравственности.
В связи с вышеизложенными мыслями можно предположить, что всплеску активности масс должно предшествовать возрождение и повышение их морально-этического уровня. Сначала они должны осознать, что так жить нельзя. Потом – проникнуться великим духом объединения. И лишь затем – их можно будет увлечь вперёд, к победе социализма. Массы должны захотеть творить. А пока они хотят только потреблять, т.е. всецело подчинены животным инстинктам. Наш народ, наверное, так до конца и не осознал, что, свершив революцию, он не только взял в свои руки власть, обобществил средства производства и построил социализм – он преодолел господство животных инстинктов, и закон человечности впервые за всю историю человечества стал вытеснять из общественных отношений закон Чарльза Дарвина. Разве общества, живущие по законам животного мира, могли ему это простить? – Нет.
Поэтому сейчас, думаю, основное поле борьбы лежит в сфере нравственности – за повышение её массового уровня. То же самое делали российские деятели культуры и образования в XIX – начале ХХ веков. Именно в борьбе за повышение нравственности народа сложилась и русская литература, и русское искусство, и русская мысль, аналогов которым в мире нет. Надо спасать тех, кого ещё можно спасти от язв всенивелирующего и всерастлевающего невежества. Разумеется, все другие методы борьбы так же актуальны: и политическая, и экономическая, и парламентская. Но о них достаточно сказано. Эти методы применяются, они в действии, они в развитии. А вот борьба за сферу духа почему-то недооценена, о ней упоминают всегда как-то вскользь и не придают ей должного значения. Потому и приходится говорить о ней, ставя во главу угла. Ведь нравственно здоровый человек может быть либо борцом за общее благо, либо творцом его. А безнравственный может быть кем угодно, но борьба за счастье всех и творчество на радость всем ему недоступны. Сначала в людях надо людей разбудить, а потом уже за собой звать. Потому что деградантам социализм не нужен.
Социализм как уклад жизни и безнравственность несовместимы. Не потому ли пришлось первому в мире Социалистическому Государству чуть ли не силком толкать некоторых своих граждан к нравственному образу жизни: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не паразитируй, не мошенничай, не эксплуатируй, не…, не…, не…, - сплошные НЕ?! Кому такое понравится? Нравственным и одухотворенным – да. А моральным уродам – ведь это мука мученическая, «тюрьма тоталитарная»!
Для таких рай - за бугром: и укради, и прелюбодействуй, и паразитируй, и мошенничай, и эксплуатируй, и что хочешь, то и делай. Словом – свобода безнравственности и демократия пороков… Конечно, если есть деньги в достаточном количестве – Фемиде на пропитание. А деньги в таком количестве есть только после: эксплуатировал, мошенничал, украл, убил, предал и т.д. Вот и был брошен клич: «Подонки всех стран, соединяйтесь!» И соединились, и растлили, и разрушили. И геноцид нравственности устроили. Такой геноцид, что выстоять и победить могут только Титаны Духа, которых ничем не сломишь, ничем не купишь, ничем не соблазнишь.
И они победят, как правда побеждает ложь, а процесс развития – деградацию. Так что, сколько верёвочка ни вейся, а конец будет. Только сначала надо бросить ответный клич: «Честные люди всех стран, соединяйтесь!» Формулировка по сравнению с началом прошлого века расширилась, потому что сейчас все, кто остался верен своему человеческому достоинству – пролетарии. Всем, кто блюдет нравственные законы Бытия, нечего терять в царстве предательства, лжи и беззакония.

2001 г.


Рецензии