Крах учителя

1 сентября по каналу «Украина» крутили любопытный сюжет. Школа, где учился Ринат Ахметов, встречала своих учеников. Первая учительница металлургического магната, захлёбываясь от восторга, рассказывала перед камерой о том, как школа гордится этой несказанной честью, что за той партой, за которой сидел Ринатик, теперь никто не сидит, а в прошлом году на ней установили мемориальную доску, чтобы все дети знали какого великого человека подготовили к жизни эти стены. Подытожила она свою оду такими словами: «Мы учим детей во всем брать пример с их знаменитого соотечественника». Затем камера показала украинским телезрителям, какой роскошный ремонт отгрохан в школе, давшей путевку в жизнь одному из героев нашего времени, и прозвенел первый звонок.
Класс, где учился криминальный авторитет, начал заполняться детьми. Растроганные (наверное, его величием) родители умилённо махали ручками своим чадам. Учительница торжественно предлагала детям обратить внимание на знаменитую парту. Весь сюжет, если оценивать его по-человечески, был построен в стиле спектакля абсурда, но, если смотреть на него с точки зрения современного общественного жизнеустройства, казался вполне естественной и реалистичной телевизионной зарисовкой. Школа воспитала успешного дельца, обладающего мёртвой хваткой, и гордится этим. Учитель, призванный «сеять разумное, доброе, вечное», сообщает всей стране, что будет учить своих учеников брать с него пример, и, видимо, считает, что осчастливит этим всё человечество. Родители, чьих детей при помощи воспитания опустят в животный мир и научат пожирать своих конкурентов, умилённо закатывают глаза, не понимая своего идиотизма даже на уровне биологии. Ведь на одного волка приходится 10 тысяч куниц, на 10 тысяч куниц – 100 тысяч кур, а на 100 тысяч кур – 10 миллионов червей. И не факт, что, если из детей будут воспитывать волков, то из них получатся хотя бы куницы. В школе, где учился Ринатик, помимо него училось еще множество детей, но телевидение умалчивает, скольких из них при помощи рыночных механизмов сбросили на дно, чтобы, в конце концов, один, благодаря своей хватке, стал крупнейшим капиталистом Ахметовым. А ведь умилённым родителям не мешало бы заранее ознакомиться с этой информацией.
Но речь сейчас не столько о родителях, сколько об учителях. К услугам телевизионщиков всегда имеется чудо монтажа. Поэтому текст учительницы мог быть вполне соединен с естественной реакцией родителей на своих детей так, чтобы зрителю казалось, что она вызвана именно словами этого текста, а не ситуацией, обычной для 1-го сентября.
Через месяц после начала учебного года в первое воскресенье октября страна праздновала доставшийся в наследство от облаянных на все лады советских времен День Учителя. Что означал он тогда, и какой смысл вкладывают в него теперь?
В Советском Союзе учительство было одной из самых престижных профессий, хотя этот престиж заключался вовсе не в высокой зарплате. Всеобщее стремление к свету знаний приносило Учителю такой почёт и уважение, какой ему не оказывали ни в одной стране мира. Конкурс в педагогический институт в зависимости от факультета колебался от 3-х до 8-ми человек на место. Слово Учите-ля пользовалось авторитетом и доверием не только у детей, но и у родителей. Советская школа дарила равное образование всем, без различия социального положения и пола. И День Учителя, соответственно, был днем всенародной благодарности тем, кто нёс людям просвещение и приобщал к культуре.
Но вот времена изменились. На смену государственной форме собственности пришла частная и быстро вытеснила социализм из всех сфер общественных отношений, в том числе и образования. День Учителя по старинке празднуют, как и все другие профессиональные праздники, но его содержание стало прямо противоположно прежнему. Если раньше в этот праздник учителей благодарили за знания и теплоту сердца, подаренные подрастающему поколению, то теперь – это день индивидуального денежного расчёта и аванса за меру внимания, оказываемого преподавателем каждому отдельному ребенку. Не успевает начаться учебный год, как родители собираются и обсуждают, что и на какую сумму дарить учителям. У каждого из них предварительно выясняется, что бы он хотел получить в подарок. Производится сбор средств, причём многие родители вынужденны отдавать непосильные для своего семейного бюджета суммы. В результате покупается требуемая учителю вещь и торжественно преподносится ему родительским коллективом. Но на этом дело не заканчивается. Каждый родитель, который хочет, чтобы его ребенку в процессе учебы уделялось элементарное внимание, и располагает для осуществления этого желания хотя бы минимальными материальными возможностями, потом подходит к учителю в индивидуальном порядке после уроков с конвертом или какой-нибудь милой  дорогостоящей безделицей от себя лично. Подобный ритуал повторяется, как минимум, еще три раза в год: перед Новогодними праздниками, на 8-е Марта или 23 февраля и в день рождения самого учителя. Те, кто по бедности не участвуют в этих ритуалах, могут пенять сами на себя – их дети будут для учителя либо козлами отпущения, либо пустым местом.
Одновременно с разделением общества на антагонистические классы произошло разделение школ на элитные, где воспитывают хозяев жизни, и те, в которых для них штампуют наёмных рабов. Поборы происходят в обоих видах школ, только в первом суммы больше, подарки круче и официальная зарплата учителей выше. А полноценного образования и должного воспитания дети не получают ни там, ни там, только не дают им их по-разному: мажорчиков учат быть хищниками, а минорчиков – их бессловесным кормом. И там, и там – в процессе обучения идёт воспроизводство некоего биологического вида, который по форме и всем внешним проявлениям относится к человеческому, а по способу выживания и отношения к себе подобным – к животному, действующему в рамках закона Дарвина. Штамповка подобных кентавров осуществляется посредством превращения знания и куль-туры в объект купли-продажи, т.е. в товар, а учителя, который, в свою очередь, также является товаром на рынке труда, в более или менее успешного менеджера по продаже этого товара.
Человек только тогда сможет назвать себя полноценным Человеком, когда будет всесторонне развит. Сформировать его как всесторонне развитого человека будет возможно лишь в условиях полной замены товарного производства нетоварным и преодоления разделения труда: на умственный и физический, на управленческий и исполнительский. Переход к созданию данных условий можно будет начать лишь после ликвидации частной собственности на средства производства. Именно потому, что в Советском Союзе после Октябрьской революции такой переход осуществлялся, советская система образования считалась, и на самом деле являлась, лучшей в мире, а советский народ – самым образованным, читающим и человечным. Но именно в связи с тем, что с середины 50-х годов процесс общественного движения от товарного к нетоварному производству, а, следовательно, к преодолению разделения труда начал искусственно тормозиться, советское образование так и не стало системой по воспитанию всесторонне развитых людей. И как культивация рыночных механизмов в экономике, в конечном счете, привела к реставрации капитализма с его волчьими законами, так и застрявшее благодаря наличию товарного производства на полпути к всесторонне развитому человеку образование воспитало массу добрых, совестливых, трудолюбивых, но совершенно беспомощных перед клыками «нового» порядка людей, готовых по коммунистически вкалывать на хозяина, видеть в эксплуататорах и мошенниках друзей, товарищей и братьев и всегда недоумевать, недопонимать и недоосознавать того, какие процессы происходят в обществе, и к каким последствиям они ведут.
Может возникнуть закономерный вопрос: если в Советском Союзе существовало товарное производство, тогда почему та система образования столь разительно отличалась от современной по своей сути? Дело в том, что тогда образование, культура и медицина были практически полностью исключены из сферы товарного производства, что и позволило чуть дольше, чем в других, сохранять в них тень человечности.
Однако, по мере наступления и укрепления капитализма, товарно-денежные отношения захватили и вышеназванные сферы. И этому во многом способствовали сами учителя, не только согласившиеся быть товаром в ряду товаров, что в условиях частной собственности неизбежно, но и выдающие интеллектуальную и духовную ботвинью, которую теперь называют образованием, за качественный дорогостоящий товар. Одно дело продавать свою рабочую силу и в результате её продажи закручивать гайки, ремонтировать автомобили и продавать неодушевленные предметы. И совсем другое – стремиться за повышенную плату торговать сомнительными по своему качеству знаниями, заведомо искажающими объективную картину мира или дающими представление о ней в суженном до минимального объёме. Это уже не просто акт купли-продажи, а сознательный обман. Кем по человеческим понятиям надо быть, чтобы учить детей брать пример с Рината Ахметова, отдавая себе отчёт, что подавляющему большинству из них суждено пожизненно быть его наёмными рабами? Калечить юные души религиозным дурманом, понимая, что «никто не даст им избавления»? Преподавать вместо подлинной истории лживые мифы, сфабрикованные где-то за океаном, при этом, отлично зная, как всё было на самом деле? И ещё много чего другого, что позволяет теперь не только не уважать дискредитировавших самих себя учителей, но и не стремиться к знаниям, к культуре. И, правда, – зачем, если всё покупается и продается???

2006 г.


Рецензии
Гору книг прочитав, он вернулся к русской классике – источнику, которому доверял безоговорочно. Он заново перечитал «Детство. Отрочество. Юность» Толстого, «Былое и думы» Герцена, «Детские годы Багрова-внука» Аксакова. К этому прибавились и «Записки революционера» Кропоткина, и трилогия Максима Горького, уже за пределами Золотого века: как мучительно детская душа принимает полный несправедливости и жестокости мир, как пробуждается к сочувствию, к состраданию.

Он проводил своих мальчиков путем Николеньки Иртеньева, Пети Кропоткина, Саши Герцена, даже Алеши Пешкова – через сиротство, обиды, жестокость и одиночество к восприятию вещей, которые сам считал основополагающими, – к осознанию добра и зла, к пониманию любви как высшей ценности.

Они отзывались на его призыв, научились сами находить эти важнейшие эпизоды – гаринские страницы о Теме, спускающемся, как в преисподнюю, в темноту склизкого колодца за упавшей туда собакой, о побежденном страхе, о кошке, убитой дворником на глазах юного Алеши Пешкова, и – дальше, дальше! – о казни декабристов, переживаемой Сашенькой Герценом. Происходило какое-то изменение в их сознании. Или нет?

Сам Виктор Юльевич, вынужденный оставаться в рамках школьной программы, искал постоянно то, что называл «стратегией пробуждения».

Давал все, что имел сам. В сущности, простые вещи – честь, справедливость, презрение к подлости и алчности… И подводил в конце концов к тому, что считал абсолютной вершиной русской классической литературы, – открывал дверь в комнату, где пятнадцатилетний недоросль, соблазненный шириной и добротой бумаги, из которой сделана была географическая карта, прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды, мосье Бопре спал пьяным сном, и батюшка выволакивал вон нерадивого “outchitel”, к радости крепостного дядьки Савельича.

И Петруша Гринев, преодолевая жестокие испытания, сберегал честь и достоинство, которые становились дороже жизни.

Но все-таки была одна странность в этой прекрасной литературе: вся она была написана мужчинами о мальчиках. Для мальчиков. Все о чести, о мужестве, о долге. Как будто все русское детство – мужское… А где же детство девочек? Какая у них ничтожная роль! Наташа Ростова восхитительно пляшет и поет, Кити катается на коньках, Маша Миронова отбивается от посягательств негодяя. Все юные кузины и их подруги, в которых влюблены мальчики, славны своими локонами и оборками. Остальные – несчастные жертвы: от Анны Карениной и Катюши Масловой до Сонечки Мармеладовой. Интересно, интересно. Как обстоит дело с девочками? Они всего лишь объект мужского интереса? А где их детство? Претерпевают ли они тот внутренний переворот, который случается с мальчиками? Неужели только акт физиологии? Биологии?

Татьяна Петрова 6   28.08.2019 16:19     Заявить о нарушении
Извините.
К Елена Киянка:
пишу из списка рец к Вам. Одну заметил с подробностями Вашего объяснительного ответа - что хорошо мною воспринялось.
К этому:
нравится что вы опираетесь на статистику. М.б. мною рекомендуемые книги окажутся полезными:
Г.Г.ПРОШЕВ "Чёрное воинство"

Голицын "Сказание о белых камнях"
Книги Руслана Георгиевича Скрынникова о истории.
Что
этим ещё хочу высказать ?
Вашей объяснительности есть и минус. Некоторые вас спрашивающие, не смотрят на ваши объяснения, а смотрят на ваше непонимание. Что и является целью их вопроса. В частности:
задав вам вопрос о трёх волнах из киева, спрашивающий убедился, что натуральной логикой вы не пользуетесь, ссылаетесь лишь на прочитанное туманное.

Поясню:
боевая дружина, чаще читаемая нами как "князь" - это наёмники обычно. Готовые продать нанимающего при первой же возможности. Случаи, когда князь - высокоэтичное лицо как Мономах - редки. Чаще дружина находила новое место службы. Иногда далеко. Иногда у врага прежнего. Среди славных атаманов казаков и такие есть.(Сирко например)

Ближе к понятному: в 1990 годах действуют рэкетиры. Но они же - и охрана глав фирмы. Вот пример: рэкетирам некуда деться, если стало известно, что некая внешняя фирма не захотела вдруг отдавать нашему "подзащитному" то, что положено в торговой сделке.
Надо идти воевать.

А если позже выяснится, что об этом тайно договорились два главы торговых фирм, якобы "не поладивших", то неизбежное количество убитых "воинов", ослабившее дружину, следует отнести к грядущим изменениям в структуре охраны. Видимо, перемены назрели.
Диалектика.

И ещё одного автора порекомендую, но уже в связи с последним выше абзацем и на попозже:
С.Г.Кара Мурза.
В ЖЖ выложенное от него последним сейчас - охватывает очень большой период времени.
Поэтому - рекомендую на попозже.

С уважением и пожеланием доблести краткости.

Георгий Сотула   25.02.2020 19:40   Заявить о нарушении