Мещанство основная преграда

Мещанство – основная преграда на пути формирования Нового Человека


Частная собственность, жажда наживы, и всегда сопутствующая ей роскошь и нищета, гипертрофированные извращенные потребности и пороки – неизменные спутники любого капиталистического общества. Их тиски ослабевают только после перехода к социализму. Но гораздо легче ликвидировать это уродство на государственном уровне, чем искоренить плоды капиталистического растления в душах людей. Под воздействием экстремальных условий или всенародного духовного подъёма алчность, стяжательство, индивидуализм и другие «прелести» капиталистического «рая» могут временно отступить, скрыться вглубь, и их будет как бы не видно. Но как только обстоятельства изменяются в сторону благополучия, они неизбежно вылазят на поверхность и расцветают махровым цветом, как и случилось в нашей стране в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия.
Естественно, в социалистическом государстве подобные мерзости не могли развернуться в полную силу. И трансформировались на время в гаденькое пошлое мещанство. Оно распространялось в народе, как чума. А правящая верхушка, многие представители которой уже тогда были тайными агентами влияния США (сейчас это стало доподлинно известно), умело поддерживала и распаляла в людях страсть к накопительству, приобретательству и приспособленчеству. Кто-то забывал обо всем, гоняясь за престижной мебелью, кто-то жил в поисках особо престижной лейблы, кто-то каждый год делал новомодный ремонт в квартире, кто-то собирал библиотеку под цвет обоев, кто-то подхалимничал и морализаторствовал, пытаясь заполучить выгодное место или очередное звание – перечислять можно долго. Потребительские аппетиты росли быстрее валового продукта. Каждый (за исключением немногих) думал, как побольше взять, ничего не отдав. В народе стал популярен тост: «Чтоб у нас всё было, и нам за это ничего не было». Страну засасывало болото мещанства, и, в конце концов, всосало в капитализм.
А это уже не просто мещанство под крылом социалистического государства – это господство частной собственности, это узаконенный разбой и грабёж, это разгул мрачных страстей, это – «тушите свет, и каждый за себя»! Это – худшее, что может быть в мире. Но, помните, всё начина-лось с мещанства!
Люди, особенно подверженные этой болезни, могут возразить: «А что, мол, плохого в том, что человек хочет жить в уюте, комфорте и при этом престижно одеваться?» Конечно, ничего! Если человек сначала думает и заботится об общем благе, о деле, о товарищах, о близких, а уж по-том о том, какой фирмы футболка будет висеть на его драгоценных плечах, и какой гарнитур будет украшать его уютную берлогу. Но если футболки, шкафы, ковры, вазы, трусы и прочая дребедень становится самоцелью, основным мотивом жизни – тогда беда. Мещанство – опасная заразная болезнь, выхолащивает душу и убивает творческую мысль: «А социализм, - как сказал ещё Ленин, - это живое творчество масс». Но поскольку мещанство убивает творчество, социализм всегда будет гибнуть там, где народ превратился в ограниченного мещанина, хата которого всегда с края.
Социалистический уклад жизни неминуемо победит в процессе истории, потому что закон эволюции объективен и непреложен. Но чтобы не напороться второй раз на те же грабли, необходимо понять, что одной ликвидации частной собственности для социализма недостаточно. Мало устранить неравенство, надо людей воспитать так, чтоб они стремились не к богатству и материальному благополучию, а к творчеству и справедливости. Мало обеспечить человека всем необходимым, надо, чтоб он понимал, что этого ему вполне достаточно для свободного творчества. Что толку в социальных завоеваниях, если время и силы, освобожденные ими для культурного и творческого развития, уходят на застолья или охоту за разными формами престижа? Что толку в том, что человек по своим внешним жизненным обстоятельствам не капиталист, если внутренне он денно и нощно мечтает им стать? Ильф и Петров о таких людях очень метко сказали: «У Эллочки появилась соперница – блистательная миллиардерша из-за Океана». К слову заметить, что у наших эллочек из 80-х появилась та же соперница из-за того же Океана. И результат налицо. Поэтому человек и общество должны освободиться от призраков капитализма не только на зримом бытийном уровне, но и на внутреннем – духовном, став свободными творцами на Общее Благо. И только тогда можно будет заключить, что социализм победил полностью и окончательно.

2002 г.


Рецензии