Зажечь в сердцах стремленье к идеалу

«Поскольку все мы умрём, я предпочитаю умереть, преследуя Великую Цель».
Миларепа (тибетский поэт XIV-го века)

«Плохо жить человеку без идеалов, без мечты! Смешиваются для него свет и тени, смещаются дорожные знаки. Не слышит он, как поёт птица, как лепечет дитя, не видит, как раскрывается бутон цветка, слепцом бредёт в сумраке своих смутных понятий».
Е.Микулина ("Советская Россия" от 4.11.1997 года)

Нет нужды описывать ужасы насаждаемого на обломках Советского государства капитализма, потому что трудящийся люд претерпевает их на собственной шкуре. Гораздо больше волнует другое: почему, голодая, холодая, вкалывая по 14-16 часов на дядю олигарха и вымирая со скоростью полмиллиона в год, он безмолвствует???
Если до известного периода так называемой перестройки (при наличии здорового руководящего ядра и народной инициативы), процесс, запущенный западными и доморощенными убийцами социализма, мог быть повёрнут в сторону его дальнейшего совершенствования. В результате чего и страна, и народ вышли бы на новый, качественно высший уровень социального строительства, и этот переход был бы осуществлён мирным бескровным путём, то сейчас, когда страна уже намертво опутана сетями капитализма, народ, как это ни парадоксально, уже не видит смысла в борьбе за достойное будущее. При помощи умело организованной в СМИ пропаганды индивидуализма и мещанского образа жизни люди в массе своей утратили стремление к безграничному совершенствованию себя и мира, заменив его стремлением к обладанию всё большим числом предметов потребления. Кто-то перегрызает друг другу глотку за место у политического корыта, а кто-то за право торговать на более выгодном месте. Но суть явления одна: потребительство и стяжательство. Как тем, так и другим уже не нужен более совершенный социальный строй по причине их собственной моральной деградации.
Социализм предполагает высокий уровень народной нравственности и возвышенные человеческие стремления: жажду подвига, способность к самопожертвованию, любовь к людям, желание не личного, а общего блага.
Но есть ещё большая группа людей, о которой необходимо сказать особо. Они не утратили стремление к идеалу, но обособляют его от реальной жизни и бороться за достижение этого идеала на Земле из-за неверия в собственные силы не желают или не могут. Для этих людей современное общество предлагает широкий ассортимент религиозных сект и конфессий. Там вроде и о "высоком" говорят и в то же время проповедью о покорности совесть убаюкивают. Так незаметно и проводят эти люди свою жизнь "...среди молитв - равно далёко от божества и от людей" (М.Ю.Лермонтов).
Капитализм силён не так баснословными богатствами буржуазии (хотя и ими тоже), как своими  умелыми, хитрыми и лживыми иллюзионистами-проповедниками, которых хозяева нынешней жизни в течение нескольких веков лелеяли и воспитывали. Чтобы вырвать народ из сетей манипуляторов, необходимо зажечь в нём стремление к светлому идеалу, который сегодня всячески осмеивается и оплёвывается. Если в людях будет гореть этот священный огонь, то и за свои классовые интересы они будут бороться намного активней и успешней. Если же мы будем делать ставку только на осознание трудящимися их классовых интересов, то, конечно же, рано или поздно они их осознают, но дальше экономической борьбы дело не пойдёт. Когда головы тружеников до краёв заполнены буржуазными ценностями и пошлыми образами масскультуры, можно говорить лишь об их готовности как можно больше потреблять. Западная Европа тому пример. Там люди прекрасно осознают свои экономические интересы и организованы великолепно в отличие от наших. Попробуй там цены на 2% поднять или зарплату вовремя не повысить! Тотчас блокируются дороги, останавливаются предприятия и многотысячная толпа высыпает на улицы протестовать. Но вот зарплаты повышены, цены не подняты, и - стоп, машина! Все возвращаются к своей обывательской жизни, и практически никто не задумывается, что в результате этой мнимой победы над хозяевами где-то на Филлипинских островах безропотные девочки станут работать уже не по 14, а по 16 часов в сутки, а в какой-то из стран Латинской Америки жизнь вздорожает не на 2, а на 20%. Зачем западноевропейским индивидуалистам думать об этом? Они ведь имеют сносный уровень потребления! А больше им ничего и не надо. Они при капитализме уже 200 лет прожили и ещё 300 проживут - лишь бы кормили сытно!
У нас абсолютно иная ситуация. Нам социализм необходим, как воздух, потому что по сценарию, разработанному в политических кулуарах Запада, нам уготована участь американских индейцев. Но, чтобы в сжатые исторические сроки всколыхнуть и поднять на справедливую борьбу народ, необходимо учитывать его ментальность. А ментальность у него разительно отличается от таковой у народов Западных стран. Индивидуализм и экономический прагматизм являются для наших людей инородными качествами. Нашим Идеал подавай, выше которого нет на всём белом свете. А без него высокого: либо разбивание лбов о церковные пороги, либо разложение в алкогольно-наркотическом угаре начинается. Западноевропейским прагматикам не нужно более справедливое общество, потому что их ничего, кроме мещанских ценностей не интересует. А наши за эти пошлые ценности и пальцем не шевельнут, не готовы они идти из-за них ни на подвиги, ни на жертвы. Уж их и грабят, и эксплуатируют, и всех бытовых удобств лишают, а они молчат, как в рот воды набрали. И получается, что наш "воз и ныне там".
Большевики в своё время поняли это и зажгли в душах людей стремление к прекрасному идеалу - к построению коммунизма, к безграничному совершенствованию себя и мира. Как они это сделали? Они наряду с работой по внесению в массы классового сознания и разъяснению марксистского учения вели огромную культурно- просветительную деятельность. 
Как только пал царизм, они открыли в Питере клуб для рабочих, в котором организовывали концерты, театральные представления, чтение научно-популярных лекций и т.д. И потом, уже после революции, на предприятиях и в частях Красной Армии постоянно проводились мероприятия, направленные на повышение общего культурного уровня рабочих и солдат.
Большевики открыли людям путь к познаванию мира и тем самым подарили веру в себя, и эта вера превратила их в свободных творцов. Они доказали людям на примере реальной жизни, что те всё могут и тем самым возродили в них человеческое достоинство, и вчерашние обыватели превратились в самоотверженных героев. Вспомним Маяковского:

"Нам заливали глотки
кипящим свинцом
и оловом...
Но из горящих глоток
слышалось:
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОММУНИЗМ!"

Или:

"Сливеют щёки с холода,
Но губы шепчут в лад:
Через четыре года
Здесь будет город-сад".

Поэт очень точно отразил и ту великую эпоху, и побудительные мотивы людей, творивших её. Не прагматичные интересы, а стремление завоевать и построить Новый Мир двигали тогда массами.
Идея не может стать материальной силой за один день. Это процесс, который длится довольно долго. Большевики овладели этим процессом, неустанно просвещая массы не только в политическом, но и в культурном смысле. Ведь при помощи культуры все светлые Идеи гораздо быстрее входят в сознание людей. Но следует отметить, что на большевиков тогда работали все лучшие произведения искусства и литературы, созданные гениями русской культуры в ХIХ-ом начале ХХ-го веков. В этом отношении нам, сегодняшним, гораздо тяжелее, потому что продолжатели чёрного дела Геббельса основные удары нанесли именно по народной культуре и нравственности. И чтобы приблизить день освобождения нашего народа от экономического, политического и духовного ига дикого Запада, нам необходимо наряду с разъяснением классовых интересов проводить постоянную и кропотливую работу по возрождению и очищению культурных и нравственных ценностей, оставленных нам в наследство нашими великими предшественниками. Прежде, чем наш народ снова поднимется на подвиг, он должен осознать его красоту, необходимость и неизбежность.

2003 г.


Рецензии