О любимых запахах из детства...

Вдруг поймал себя на мысли о том, какое счастье приносят иногда в любимые запахи. Предновогодние дни всегда навевают какую-то светлую грусть и воспоминания. Многие из них имеют свой запах, особенно те, что связаны с временами года, и особенно из детства.

Классика, конечно, это запах мандаринов, хвои и зефира – Новый Год! Весна - это ландыши, и еще запах талого снега, запах который невозможно описать, но, думаю, что многие поймут, о чем я. У лета целый «букет». И в нем запах моря. Еще я обожаю запах от костров горящих листьев – это осень.

Но есть еще и вневременные запахи. Хотя это не точно, просто это, наверное, запахи «поколенческие». Один из самых моих любимых был почти «кондитерский»  - запах от советских переводных картинок, которые надо было сначала вымачивать в блюдце с теплой водой, а потом, наложив на поверхность, протирать пальцем дырочку в середине защитной бумаги, и аккуратно снимать её с тоненькой пленки с рисунком. Помните?

А еще запах новых книжек. Сегодня полиграфия так уже не пахнет… У карандашей «Сакко и Ванцетти» и пластилина тоже были свои очаровательные запахи. Удивительный тонкий запах был даже у чернил, которые надо было готовить из маленького прессованного брикетика, растворяя его в воде…
 
Вряд ли меня поймут девочки из детства, но еще я обожал запах свежего асфальта. Смешно? А запах керосина в старой лавке керосинщика, наливавшего его вручную особыми ковшиками… А неповторимый запах из выхлопной трубы какого-нибудь старенького ГАЗ-51… Пацаны, помните?
 
На всю жизнь остались для меня и запахи сёл моих бабушек и дедушек. Даже сегодня, приезжая в родовой Инжич-Чукун, первое что я чувствую еще на подъезде, это запах кукурузы и парного молока… А если это осень или зима, то запах дымка от кукурузных кочерыжек и силоса… Это непередаваемо!

Бесленей - аул моего детства - это запахи кизячного дыма от бабушкиной печки. А еще ни с чем не сравнимый запах кипящего подсолнечного масла и румянящихся в нем лякумов – пышек из дрожжевого теста - идущий от большого казана, стоящего на летней печке во дворе…

А двор в моем родном Черкесске на всю жизнь будет связан с запахом карбида, который мы втихоря воровали у строителей, а потом делали из него взрывающиеся "бомбы" из полотно закрытых, а точнее забитых в горлышке бутылок.
И еще сирень… Старый Черкесск сохранял долгое время культуру садов и огородов, и весь был засажен кустами сирени…   

Удивительно, сколько чувств и воспоминаний могут дарить даже едва уловимые запахи, если они из детства…   


Рецензии
Спасибо за чудесный рассказ! Я тоже вспоминаю запах новых книг, газет! Приятно вернуться в детство. С признательностью, Татьяна.

Татьяна Малая   12.03.2016 21:13     Заявить о нарушении