Не к месту

Не к месту о лицемериях. Утро последнего дня старого года. Как по заказу, выпал первый долгожданный снег! Двадцати пяти сантиметровое покрывало скрыло все грехи старого года. ОБНОВЛЕНИЕ!  Утром проделал проходы к хозяйским объектам, пошел гулять, кормить собаку – друга, живущего на цепи. Недавно ставшая бездомной собака, о которой я рассказывал ранее, так и сидит на краю моего огорода, воспитывает меня: Вижу, ты добрый человек, ухаживающий за своей собакой, возьми и меня к себе, не хочу я свободы волков. Я ближе к человеку, чем к волкам.  Говорю ей: Иди домой… Зная, что сегодня у неё дома нет. Лицемерю. Так и родился этот текст.  ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Так в старом словаре русского языка написано. В современном БЭС такого слова нет. Но лицемерие то никуда не ушло! Оно в каждом человеке есть. Разное ли оно? Конечно, сразу вспомнилось лицемерие Иудушки Головлёва.  Читая «Господа Головлёвы», нашел ответ и делюсь им. Да, до этого, худшим лицемерием я считал лицемерие собранной под знаменем с девизом: «НАША СИЛА В ЛИЦЕМЕРИИ» группы людей. Но, видимо, ошибался. Из книги: «Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа (Талейрана) или любого современного французского, буржуа, соловьём рассыпающегося по части общественных основ. Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежественен без границ, сутяга, лгун, пустослов и в довершение всего боялся чёрта. Во Франции лицемерие вырабатывается воспитанием, составляет, так сказать, принадлежность «хороших манер» и почти всегда имеет яркую политическую или социальную окраску. Есть лицемеры религии, лицемеры общественных основ, собственности, семейства, государственности, лицемеры «порядка». Ежели этого рода лицемерие и нельзя назвать убеждением, то во всяком случае – это знамя, кругом которого собираются люди, которые находят расчёт полицемерить именно тем, а не иным способом. Они лицемерят сознательно…»  О! вот откуда идёт понятие, поведение «двойной морали» или «двойных стандартов».  Далее, «В понятиях француза – буржуа вселенная есть не что иное, как обширная сцена, где даётся бесконечное театральное представление, в котором один лицемер подаёт реплику другому. Лицемерие – это приглашение к приличию, к красивой внешней обстановке. И, что всего важнее, - это узда. Не для тех, конечно, кто лицемерит, плавая в высотах общественных, а для тех, которые нелицемерно кишат на дне общественного котла. Лицемерие удерживает общество от разнузданности страстей и делает последнюю привилегией лишь самого ограниченного меньшинства. Пока разнузданность страстей не выходит из пределов небольшой и плотно организованной корпорации – она не только безопасна, но даже поддерживает и питает традиции изящества…, но разнузданность становится положительно опасной, как только она делается общедоступной и соединяется с представлением каждому свободы предъявлять свои требования и доказывать их законность и естественность. Вот от этой опасности и оберегает дирижирующие классы французского общества то систематическое лицемерие, которое, не довольствуясь почвою обычая, становится законом, имеющим характер принудительный… Это до такой степени въелось в нравы, что никто даже не замечает, что тут кроется самое дурацкое противоречие, что правда жизни идёт рядом с правдой лицемерия. Мы, русские, не имеем сильно окрашенных систем воспитания. (У нас нет единой ИДЕИ и сегодня). Нас не муштруют, из нас не вырабатывают будущих поборников и пропагандистов тех или других основ, а просто оставляют расти, как крапива растёт у забора. Поэтому между нами очень мало лицемеров и очень много лгунов и пустословов. Мы не имеем надобности лицемерить ради каких – ни будь общественных основ, ибо никаких таких основ не знаем, и ни одна из них не прикрывает нас. Мы существуем совсем свободно, то есть прозябаем, лжем и пустословим сами по себе, без всяких основ…» Больше не буду цитировать. Ясно, что лицемерия, как и правды, бывают разными. Надо выбирать лучшие. Так и будем поступать в новом году.  Вот бы двинуться к СРДС!  Да где уж нам…  В. Лоб.
 

 
 
 


Рецензии