Всеобщие законы развития против религии

Этот вопрос в связи с нынешней, насильственно проводимой, клерикализацией общества волнует всех, прогрессивно мыслящих людей всё больше и больше.
Кто-то считает, что с религией надо бороться радикальными методами, как это, к примеру, делали французские буржуазные революционеры. Кто-то, напротив, приходит к неутешительному для носителей прогрессивных идей выводу, что с церковью надо всячески сотрудничать, потому что она помогает де повышать нравственный уровень общества. Но и те, и другие далеки от реальности и её объективного понимания.
Попробуем шаг за шагом разобраться в этой проблеме.


1. Неотъемлемый атрибут классового общества

В классическом первобытном обществе религии как института, регулирующего общественную жизнь в интересах какого-то класса, не было, потому, что в нём не было классов. Существо-вала система верований, точно отражающая уровень общественного знания, которая помогала племени, как ему казалось, управлять непонятными, а потому очень опасными, природными явлениями и общественными процессами. Например: долго нет дождя – надо исполнить определённый ритуал под руководством шамана – и дождь пойдет. А если не пойдет – значит - духи гневаются, и их надо умилостивить жертвой. И так по отношению ко всем явлениям природы и общественной жизни: на каждое - свой ритуал, в исполнении которого наравне участвовало всё племя, а шаман был в качестве его руководящей и направляющей силы.
Но проходили тысячелетия. Орудия труда медленно, но верно совершенствовались, произошло первое разделение труда на земледельцев и скотоводов, за ним второе… Родовая общи-на стала распадаться на классы. Те роды, которые с каждым поколением становились всё богаче, хотели защитить своё богатство от тех, кто беднел.
И вот, наивная, но вполне искренняя, попытка первобытных людей сообща управлять непонятными явлениями и процессами превращается в замкнутый институт жречества, стоящий над обществом и вещающий всем остальным людям волю богов. Понятно, что эта воля со времен Древнего Египта и Шумеры всегда чудесным образом совпадала с волей имущих классов и укладывалась в записанные уже гораздо позже формулы: «Любая власть от Бога», и - «Раб да покорится господину своему».
*   *   *
Здесь на какое-то время необходимо отвлечься от нашей основной темы, и уделить внимание сторонникам существования более древних цивилизаций, таких, как Атлантида, Лемурия и т.д. Очень много новейших (совершённых в ХХ веке) археологических открытий, исследований и находок свидетельствуют в пользу существования данных цивилизаций. На основании найденных артефактов ученые начинают массово заявлять, что необходимо переписать историю и законы её развития.
Отнюдь! На основании новых находок можно лишь дополнить законы развития новыми по-учительными иллюстрациями.
Что мы знаем о древних цивилизациях? Скупые, почти мифические, записи Платона, абсолютно мифические записи в Библии, Ведах и др. древних текстах. Гигантские (200 – 250 тонн) каменные блоки, обработанные высоко технологичными инструментами и уложенные друг на друга (сейчас в мире есть лишь несколько кранов, которым такое под силу, и то на пределе возможностей). Осколки древних изображений, на которых угадываются прообразы известных нам летальных аппаратов. И неоспоримый факт, что все эти цивилизации погибли в результате глобальной катастрофы, сбросившей человечество к примитивному способу производства.
Сейчас человечество Земли вновь находится на пороге новой, аналогичной по силе, катастрофы. И неважно: произойдет она вследствие новой империалистической войны или в результате дальнейшего нарушения экологического равновесия планеты. Но очень важно то, что, в любом случае, она явится закономерным следствием отказа от своевременного перехода к построению бесклассового общества в масштабах всей планеты. И, к слову заметить, в этом реакционном деле абсолютно все религии сыграли и продолжают играть далеко не последнюю роль.
Не отрицая возможности существования древнейших цивилизаций, но понимая всеобщность законов развития, открытых Марксом, логично предположить, что человечество уже не первый раз оказывается на рубеже перехода к бесклассовому обществу, но всякий раз не преодолевает его. И потому проходит весь цикл: от ограниченного, вынужденно бесклассового общества через его отрицание – классовое – к отрицанию отрицания – всеобщему, сознательному бесклассовому обществу – заново. Разумеется, без выхода в его последнее звено. Не зря русская мыслительница ХХ века Е. И. Рерих задала человечеству резонный вопрос: «Во сколько сотен миллионов жертв человечество оценивает перемену своего сознания?»
Продление истории вглубь веков не отменяет и не противоречит законам развития человеческого общества, которые едины для всей Вселенной.
Потому вернёмся к нашей теме.
*   *   *
Чем глубже и непреодолимей разверзалась пропасть между господствующими и угнетённы-ми классами, тем более отточенным и подавляющим становился идеологический инструмент классового господства – религия, достигнув в Средние века своего совершенства, а, значит – абсолютного влияния. Феодализм держался исключительно на власти церкви, тотально поработившей сознание народов, не будь её, насаждающей невежество и последовательно уничтожающей на протяжении многих веков учёных и мыслителей, он по чисто экономическим причинам рухнул бы на два века раньше. Следовательно, чем сильнее влияние религии в обществе, тем медленнее темп общественного развития. Религия как общественный институт – это тяжкий камень на плечах бредущего в будущее человечества.
Ноша невежества и мракобесия настолько тяжела и неудобоносима, что человечество уже не единожды пыталось сбросить её со своих плеч самым решительным образом. В конце XVIII века во время Великой Французской буржуазной революции духовенство, как и аристократов, власть и бесчинства которых это духовенство благословляло, гильотинировали тысячами. И на какое-то время всем показалось, что с религией покончено навсегда, во всяком случае во Франции… Но не тут-то было! Бурные годы прошли, а имущие классы остались. Им понадобился инструмент приведения масс к покорности и послушанию, и статус религии во времена Наполеона очень быстро восстановился.
Единственно, что после французской порки её представители уже не смели пытать и жечь на кострах деятелей науки и искусства, а так же рабочий люд. Буржуазия, бывшая тогда восходящим классом, в отличие от феодалов нуждалась в быстрейшем развитии всех отраслей научного знания и производства, которому были нужны рабочие руки. Ведь те, кто быстрее и дешевле модернизировал и расширял производство, тот выигрывал в конкурентной борьбе место под солнцем (аристократам это место обеспечивалось по праву рождения, потому им не о чем было беспокоиться).
Так историческая практика показала и доказала, что с религией нельзя справиться кавалерийским наскоком и репрессиями. Чтоб ослабить клерикальное давление на мозги людей, необходимо устранить классовую заинтересованность в его существовании. А это значит - ликвидировать основу эксплуататорского общества – частную собственность. Именно это и доказала Великая Октябрьская социалистическая революция.
По мере становления и утверждения Советской власти влияние религии на массы падало. Освободившееся от оков религии и эксплуатации сознание миллионов людей устремилось к знанию, к творчеству, к звёздам.
В ходе Гражданской войны и первых лет Советской власти народ на собственном опыте убедился в реакционной сути религии – ни один контрреволюционный мятеж, ни один акт вредительства не обошёлся без вдохновенного участия в нём представителей духовенства, нагло именующих себя посредниками между Христом и человеком.
Но, опять-таки, попытки насильственно смести религию со своего пути ничего, кроме вреда, не принесли. И аукаются нам по сей день. Сталин, будучи марксистом, понимал вред насильственных действий по устранению религии, и не раз указывал, что такие действия льют воду на мельницу врага. (Но надо отметить и обратную связь: насильственная клерикализация общества, учиненная власть имущими на обломках СССР, неминуемо приведёт лишь к усилению в массах антирелигиозных настроений, и явится почвой для будущих, аналогичных прошлым, эксцессов.)
До тех пор, пока страна двигалась в сторону бесклассового общества, религия сама собой активно угасала. Однако, в период «перестройки», т.е. реставрации капитализма, вновь подняла голову и стала активно лоббировать реформы, проводимые сторонниками рынка и частной собственности. Как же, как же – это во все времена её социальные заказчики и благодетели!
Казалось бы, у современных власть имущих в арсенале уже полно других инструментов одурачивания народа – теле-, радио- и печатные СМИ, кино с его «25 кадром» и волновым зомбажом, - можно было бы и не клерикализировать общество сверху… Ан, нет! Старый, добрый, проверенный способ, который не даёт сбоев, особенно, если его обрушить на головы детей и измученных страданиями, нищетой и болезнями людей: «На колени! Бог гневается на вас за грехи ваших дедов и прадедов. Молитесь и кайтесь».
А капиталисты, чиновники и церковники тем временем набивают себе карманы.
Вот, к примеру, недавно, в декабре 2012 года, с трибуны Верховной Рады Украины прозвучала редкая в тех стенах гостья – умная мысль, что, мол, надо срочно вводить сухой закон. Потребление спирта в год на душу населения уже составляет около 20 литров. Население стремительно спивается и деградирует. Но попы воспротивились. Что им народ?! Церковь – один из крупнейших собственников в алкогольной и табачной промышленности, потому, чем больше народ пьёт, тем она богаче.
Вот вам налицо классовая сущность! А ведь примеров, вскрывающих эту алчную, хищную сущность – куда ни глянь – везде полно! Были бы глаза зрячими, да головы мыслящими!
Но в том-то и беда, что не все глаза зрят, и не каждая голова мыслит.
Мы подошли к следующему аспекту рассматриваемой проблемы.


2. Религиозность как уровень развития сознания в процессе формирования личности

Разобрав вкратце, что религия – это идеологический инструмент господства власть имущих в классовом обществе, остановимся на материале, для которого этот инструмент предназначен. Не будь этого материала, инструмент так бы и остался без применения.
Этот материал – человеческое сознание.
Как плод в утробе матери, развиваясь, спешно проходит все предыдущие ступени биологической эволюции, так сознание в процессе своего становления проходит все этапы общественной.
Мы все помним, как в самом раннем детстве все окружающие предметы и игрушки казались нам живыми, мы боялись их обидеть, обращались к ним, как к своим собеседникам. Таким было восприятие мира у первобытных людей.
Затем наступал период активных «почему»: почему светит солнце, почему плывут тучи, почему идёт дождь и т.д. Все явления окружающего мира воспринимались и усваивались нами через сказку, миф, а так же посредством эмпирического опыта (обожгли палец – значит огонь болючий, жгучий, разбился стакан – значит, стеклянные предметы легко разбиваются и т.д.). Все ответы на все вопросы были наивно материалистичными. Так познавали мир древние эллины.
Но вот приходит момент, и сознание ребенка становится чувствительным к восприятию религиозных идей. Происходит это от столкновения с чужим, самодовлеющим и недружелюбным ми-ром. Чаще всего, уже в школе – ответственность, необходимость подчинения,  соблюдения дисциплины. Возникает вопрос – почему? И следует ответ – так положено. Кем положено? Как ни ответь, для сознания ребенка это будет что-то огромное, всевластное и непостижимое. И на его место всегда с лёгкостью подставляется понятие «Бог». Церковники недаром так усиленно ломятся в школу. Если в этот момент придавить сознание ребенка «богом», то, скорей всего, он может остаться на религиозной ступени уже до конца своих дней. Или, благодаря какой-то счастливой случайности, выкарабкаться с неё, потратив на это изрядную часть своей жизни. Но задача церковников так придавить сознание, чтоб человек уже никогда не вырвался из их лап.
А может ли манипулируемый человек быть нравственным? Подлинная нравственность предполагает борьбу с несправедливостью, активную жизненную позицию, а какой раб на это способен? Значит, религия не ведёт к повышению нравственного уровня народа!
Зачем же тогда, умиляясь елейными масками, говорить, что ведёт? Этот вопрос адресован тем, кто утверждает, что религия способствует укреплению и повышению нравственности.
Никогда не способствовала, не способствует, и не будет способствовать, в том числе и потому, что бог церковников всё всем всегда прощает, разумеется, за приличную мзду. А раз так – можно делать всё, что заблагорассудится, а потом попросту откупиться от такого бога. При данном, проверенном веками, подходе можно говорить лишь о насаждении религией тотальной вседозволенности и социальной безответственности, естественно, под контролем церкви. Что тоже очень полезно, как правящему режиму, так и самой церкви, какой бы то ни было конфессии, потому что такими людьми гораздо легче манипулировать в своих интересах, и они совершенно безопасны для существования системы в целом.
Не религией строится нравственность, а созданием таких социально-экономических условий, при которых отпадает необходимость совершать все аморальные проступки и преступления. Опыт Советского Союза показал, что, когда в обществе нет кричащей роскоши и вопиющей нищеты, когда каждый имеет доступ к качественному образованию и лечению, когда нет нужды выдирать кусок из чьих бы то ни было рук, преступность стремительно сокращается, а нравственность многократно возрастает. Так же его развал показал и обратный процесс. Ещё в конце 80-х показатели преступности в СССР были одни из самых низких в мире, но уже в начале 90-х страну захлестнула волна преступности и аморальности. Что же случилось? Просто всего за пару лет в стране взамен общественной стала господствовать частная собственность.
Однако вернемся к ступеням сознания, которые человек проходит в своём становлении. Если ему удаётся относительно легко, т.е., не затрачивая на это большую часть, а то и всю жизнь, миновать религиозную ступень, которая соответствует феодальной формации становления общества, сознание человека начинает соответствовать капитализму, т.е. погружается в вульгарный материализм. Тот самый, о котором Ленин в своих «Философских тетрадях» говорил, что толковые идеалисты, такие, как Гегель, для нас гораздо полезнее вульгарных материалистов, таких, как Молешотт.
Именно вульгарный материализм, с одной стороны, является выражением такого, присущего капитализму, явления, как товарный фетишизм, выражаясь современным языком - потреблятство, а с другой – служит опорой капиталистической форме религии – протестантизму. Недаром протестантские секты заполонили пространство бывшего Советского Союза после реставрации в нём капитализма! Именно потому они и находят себе здесь массу сторонников и среди учёных, и среди преподавателей, и среди мелких, средних и крупных дельцов-бизнесменов!
Протестантский бог – успешный капиталист, в отличие от феодального – монарха-самодура, которого проповедуют канонические ветви религии. Потому всем, как удачливым, так и бедствующим (т.е. – труженикам, одержимым страстью обогащения) капиталистам с ним проще и надёжнее иметь дело.
И надо сказать, что до тех пор, пока существует капитализм, преодолеть ступень вульгарного материализма удаётся редчайшим единицам. Пальцев на руках слишком много, чтобы их перечислить. Но имена их всех алыми буквами вписаны в скрижали истории, потому что за ними всегда шли победы в деле переустройства мира на более справедливых основаниях.
Все они – люди будущей формации, носители диалектического мышления, способные управлять развитием и течением общественных процессов, направляющие их в сторону становления бесклассового, а, значит, справедливого и человечного общества.
Именно по мере становления такого общества и воспитания молодых поколений в условиях стремительных социальных преобразований, характерных для перехода к новому жизнеустройству, таких людей с каждым поколением будет становиться всё больше и больше. Пока, наконец, диалектический способ мысли-действия не станет присущ большинству. Как, например, сейчас, при капитализме, большинству присуща вульгарно-материалистическая ступень сознания.
И вот тогда, самые передовые из новых людей начнут осваивать следующую, сейчас ещё едва обозначенную, ступень сознания – диалектически-космическую.
Советский народ положил начало космической эры в истории Земли. Но дело ведь не только в том, чтоб выпустить на орбиту корабли, полететь на Луну и Марс! Нужно развить объективное знание до осознания единства микрокосма и макрокосма, их взаимосвязи и взаимовлияния, места и роли во Вселенной земного человечества в целом и каждого человека в отдельности.
Человечество неминуемо в процессе своего развития начнёт осваивать дальний космос, но будет это после перехода к бесклассовому обществу, а значит не так, как это показано в американских фантастических боевиках, т.е. не с целью захвата и порабощения кого-то, а с целью сотрудничества и взаимопомощи. Такие цели может ставить лишь бесклассовое общество, потому что сознание классового всегда направлено лишь на захват с целью наживы.
Понятно, что на диалектической, а тем более, на космической ступени религия уже не будет актуальна, в связи с тем, что человек к тому времени уже освоит общественную форму движения материи и сможет управлять присущими этой форме процессами. Следовательно, непонятный безликий монстр неосознанной общественной необходимости уже не будет подавлять его сознание, как сейчас. А осознанная общественная необходимость – суть – свобода. У свободного же человека потребность в боге отпадает. Он способен сам изменять реальность, действуя по логике её развития.
Мне могут возразить, что, вот, мол, в Западной Европе церкви стремительно опустевают, свидетельствует ли это о том, что там люди выходят на диалектический уровень осознания реальности? Не свидетельствует, и никуда они там не выходят. Просто их товарный фетишизм раздулся уже до такой степени, что успешный добрый капиталист на небе вместе со своей вечной десятиной стал им обременителен. Ведь на эту десятину они и сами могут благополучно увеличить объём своего потребления.
Становление диалектического мышления начинается лишь тогда, когда человек перестаёт тем или иным способом объяснять мир, а включается в работу по его активному преобразованию в направлении создания более человечного и справедливого бесклассового жизнеустройства (см. 10 тезис Маркса о Фейербахе).
Подытоживая сказанное о ступенях становления человеческого сознания, надо отметить, что, если религия – это инструмент для манипуляции сознанием в интересах правящего класса, то действие этого инструмента распространяется лишь на носителей религиозного и, в некоторой степени, вульгарно-материалистического сознания.
Религиозность – это ступень в развитии, которую невозможно отменить или перескочить, можно лишь пройти стремительно или ползком – тут уж, как у кого получается. А корень любой искренней веры – это жажда лучшего будущего, человеческого и человечного бытия. Но эта, по сути, достойная и прогрессивная жажда (с капиталистическими протестантами всё гораздо прозаичнее, потому что их жажда побольше потреблять даже в раю) благодаря институту церкви приобретает уродливую, реакционную форму выражения – покорное прозябание на Земле в ожидании рая на небе. (Понятно, что здесь идёт речь о подлинно верующих, а не о высокопоставленных посетителях церквей, крестящихся перед камерами, или завсегдатаях в силу традиции.)
Потому, если мы хотим поднять сознание искренне верующих на более высокую ступень, нам надо их убеждать не в отсутствии Бога (они этого всё равно не воспримут), а в лживости, алчности и моральной нечистоплотности их пастырей, которые в угоду своим корыстным интересам на каждом шагу извращают Учения, явившиеся провозвестниками всех религий. С каждым надо говорить по его сознанию и вере.


3. Учения Основоположников и догмы религиозников – антиподы

Со всех амвонов во все века из уст всех служителей всех культов мутными потоками лилась и продолжает литься проповедь о покорности, терпении и уповании на милость по отношению к власть имущим – с одной стороны, и о нетерпимости, беспощадности и беспринципности по отношению к людям иной веры – с другой.
Понятно, что главная причина любой войны – это совершенно конкретный материальный и территориальный интерес власть имущих, однако, если в массовом сознании необходимость такой войны оправдывается религиозными побуждениями, то её жестокость не знает предела – «смерть неверным» - и всё.
Но все Основоположники всех религий в своих Учениях говорили против войн и, тем более, против жестокости.
Нет возможности привести здесь все их высказывания, но откройте «Авесту», «Дхаммападу», «Евангелия», «Коран», даже в их современном, искажённом и искалеченном религиозниками виде, и сами всё поймете.
Служители религий не могли не читать всех этих текстов, следовательно, они сознательно врут, сея религиозную рознь, в кровавых водах которой богатые ловят рыбу своих барышей и становится ещё богаче.
Все Учения, которые потом в угоду власть имущим были превращены в религии, говорят против стяжательства, алчности, сребролюбия и богатства. А все религиозники – напротив – его благословляют, стяжают и алчут на протяжении всех веков.
Все Учителя, именем которых потом стали называться религии, создавали при жизни общины равных, где не было рабов и господ, и все считались братьями и сёстрами. Все они выступали на стороне угнетённых и отверженных. Всех их при жизни нещадно преследовали представители имущих классов, власти и духовенства. А все религиозники – напротив – благословляют рабство, призывают к покорности и сидят с представителями власть имущих за одним столом.
Возникает закономерный вопрос - кому верят христианские верующие: Христу, который шёл по жизни босым, или мордоворотам, которые его именем ездят на «Мерседесах» и купаются в рос-коши? Да, если б он сейчас вдруг пришёл в их храм, чтобы сказать: «Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете дома вдов и сирот, и лицемерно долго молитесь!» - его бы, как бомжа, изгнали из храма, носящего его имя. А если б он обладал известностью – предали бы анафеме.
Все Основоположники, которых потом превратили в безобидные иконы, просвещали народ, боролись с его невежеством. Религиозники же – напротив – во все века насаждали именно невежество и мракобесие. Насколько надо задурманить людям мозги постами и всяческими предписаниями, чтобы они не читали первоисточников даже своей собственной веры, о чужой - уже и говорить не приходится!
Учения Основоположников, данные каждое в своё время, звали людей в будущее и служили их совершенствованию. Так, например, Будда выступал против каст, за что и был вместе со своей общиной изгнан браминами из Индии. Христос противостоял рабовладельческому Риму и догмам иудейского духовенства. И т.д. Понятно, что на том этапе развития производительных сил бесклассового общества не могло получиться в принципе. Тем не менее, Учение Христа было Учением следующего исторического этапа в развитии общества. Феодализм по сравнению с рабовладельчеством поначалу был очень даже прогрессивен. Это уже потом, в Средние века, он стал тормозить историческое развитие.
К слову, так же точно - и капитализм: прогрессивное деятельное начало – бурная середина – и машина по деградации и уничтожению всего человечества в нынешнем его состоянии. Но в дан-ном случае речь не о капитализме, а о разнонаправленности первоначальных Учений и религий, созданных впоследствии на их основании. В отличие от этих Учений религии всегда направлены в прошлое, причём не к своим истокам, а именно во времена своего безраздельного могущества, т.е. – во мрак средневековья. Какую бы существующую ныне каноническую религию мы не рассматривали – все её взгляды, уложения и постановления пронизаны одним-единственным стремлением: «Назад – в феодализм!». Следовательно, любая религия сейчас – это реакция в квадрате.
Значит – и последователи каждой религии в связи с этим обстоятельством делятся на две большие, противостоящие друг другу категории: одна малочисленная и внешне малозаметная – это верующие в Христа, а вторая – довольно-таки многочисленная – это верующие во всяких «святейшеств» и «преподобий».
Представители первой категории верующих зачастую настроены даже более антиклерикально, чем некоторые атеисты, потому что церковники ежедневно своей роскошной жизнью, ложью и фарисейством оскорбляют всё, самое для этих людей святое. В сути своей – это самые наши верные помощники в борьбе с клерикализмом. И идеи о построении бесклассового общества все они воспринимают с радостью, более того, готовы нам помогать в борьбе за их осуществление всем, чем могут. И то, что они воспринимают и выражают эти идеи языком ранне-христианских притч – не суть важно. Важно другое – они движутся в верном историческом направлении.
Но вот вторая категория верующих – это зачастую демоническая сила, ведь ей движет невежество. Полностью подконтрольная и манипулируемая не только ограниченными, но и злобными, напрочь реакционными пастырями, эта масса будет по их наущению грабить, жечь, убивать, преследовать, считая при этом все свои поступки богоугодными. Представителям этой категории бесполезно что-то показывать и доказывать – это религиозные зомби.
Нам нет беды от первой категории верующих – напротив – только польза, но вторая – это наглядное доказательство того, во что может превратить человека религия, если ей не помешать это сделать.
Безусловно, между этими двумя крайностями существует множество градаций, среди которых самая распространенная  - верующие по традиции. Они могут быть в душе даже атеистами, но, тем не менее, всё равно будут крестить детей, венчаться, ставить свечки, заказывать панихиды и т.д., не вкладывая в это какого-то сакрального смысла и не придавая этому особого значения. Просто – традиция такая. Чаще всего, это обычные обыватели, которые дальше своего дома не видят и видеть не хотят.
Об этой категории надо упомянуть лишь в связи с тем, что она есть. Это пассив, в котором встречаются, как прогрессивно, так и реакционно, но всегда умеренно, мыслящие люди.
Не преступление находиться на той или иной ступени сознания, но тормозить движение народов по лестнице исторического восхождения – очень тяжкое несмываемое преступление. Традиции, как позитивные, так и негативные, умирают медленно. Но не зачем искусственно продлевать жизнь реакционным и человеконенавистническим.


4. Отчужденные и нераскрытые сущностные силы человека – зацепки для когтей религии

Все, читавшие «Диалектику природы» Ф. Энгельса, помнят его слова о «свободной игре сущностных сил человека».
Но в классовом обществе такая игра невозможна по определению, потому что все сущностные силы человека отчуждены от него в процессе производства или вообще находятся в спящем, потенциальном состоянии.
Способность к труду отчуждена в капитал в ходе её нещадной эксплуатации, и потому сам труд превращён из потребности созидания в инструмент биологического выживания, который превращает все остальные, подлинно человеческие потребности и силы: либо в нереализованные возможности (о коих сам человек зачастую даже не догадывается), либо в античеловечных, т.е. опосредованных деньгами, уродцев, которые помогают человеку извлекать из жизни большие барыши.
Таким образом, любой антагонистический классовый строй, а капитализм как апогей классового разделения и отчуждения – в особенности – либо сводит человека в человеке на ноль, превращая его в биологическую оболочку, в человеческую пыль, либо выворачивает его сущность наизнанку, выхолащивая в бездушный автомат или механическую куклу, владеющую одной или несколькими функциями с тем, чтобы выжимать из окружающих прибыль.
Понятно, что ни в состоянии пыли, ни в состоянии автомата невозможно ни развитие мышления, ни раскрытие творческого потенциала, ни нравственное, т.е. подлинно человеческое бытие. Биологическая пыль мятётся, исчезая с лица земли, живые автоматы штампуют свои задания, механические куклы, кривляясь и твердя заученные слова, дёргаются вместе с пальцами кукловодов. Ничего человеческого!
Следовательно, в рамках классового общества раскрытие человеческого потенциала, т.е. совести, творчества и мышления, возможно лишь в процессе борьбы за устранение такого бесчеловечного положения вещей в обществе. Именно на стезе преобразования мира сейчас только и возможно восходить к вершинам сознания и гордому званию Человек.
В отношении религии можно заметить, что, внешне процветая и роскошествуя, внутренне она становится всё более и более бессильной. Большинство кукло-роботов воспринимают её просто как скучный, но всё ещё необходимый ритуал. Однако это не то бессилие, которое бы свидетельствовало об её отмирании, осуществимом, как уже говорилось выше, только в бесклассовом обществе.
Это бессилие в попытках породить в людях подлинную веру в своих идолов, но отнюдь не бессилие в деле управления расчеловеченными толпами.
С одной стороны, это происходит потому, что подлинная вера может вспыхнуть лишь в условиях тотального незнания о природе и законах мироздания, а с другой – потому, что кукло-роботы теряют способность к искренности, у них все чувства уже опосредованы выгодами и деньгами. Но, опять-таки, атрофация способности к искренности не только не означает, но даже предполагает отсутствие самостоятельного мышления, а отсюда – повышенную степень манипулируемости и управляемости. Что и даёт возможность религии чувствовать себя очень даже неплохо в чуждом ей, по сути, капиталистическом мире.
Из всего сказанного следует, что лишь по мере обратного присвоения человеком своих собственных сущностных сил: через превращение труда из инструмента выживания в потребность созидания, через наиболее полное раскрытие собственного творческого потенциала, через воз-вращение себе способностей любить и приносить пользу обществу, изуродованных и отоваренных условиями капиталистического инобытия, через возрождение совести, а значит - и нравственности, через новое обретение стремления самостоятельно мыслить и развивать мышление – возможно освобождение человечества от пут религии и всякого иного кукловодства.
Но это, подчеркну ещё раз, возможно лишь на пути преодоления классового общества и превращения его в бесклассовое, т.е. после преодоления капитализма.
Опыт Советского Союза показал всему миру, какая огромная всепобеждающая энергия начинает выделяться на пользу мира, когда включается процесс обратного присвоения человеком его собственных сущностных сил. Она сдвигает горы и совершает невозможное. Но включить этот процесс может только преобразование основ общества.
Разве обратное присвоение человеком своих сущностных сил, раскрытие им своего собственного творческого потенциала, возможность безграничного совершенствования себя и мира не достойная цель, разве во имя её достижения не следует осуществить это преобразование???
Однако, стоит всегда помнить, что то, что сегодня кажется недостижимым и невозможным, завтра может стать реальностью, а послезавтра – чем-то уже обыденным и неинтересным. Потому всегда надо смотреть за горизонт. А что за горизонтом? Освоение новых граней познания и высот человеческого совершенства, которые пока лишь едва очерчены прерывистыми контурами потенциальных возможностей человека.
Учёные подсчитали, что самые продвинутые из современных людей используют возможности своего мозга только на 4%. Значит – среднестатистические представители рода человеческого – всего лишь – на 2! Вдумайтесь, мы все считаем себя какими-то супер-пупер значимыми, а 96 – 98% нашего потенциала нами не только не раскрыты и не развиты, но даже нам неизвестны!
Вся эта нераскрытость и неизвестность всегда была и будет полем для взращивания религиозного чертополоха, до тех пор, пока не начнёт сознательно преодолеваться, причём не на уровне отдельного человека, а на уровне всего общества.
Люди, сумевшие в классовом обществе прорваться на уровень диалектического способа мысли-действия, - это редчайшие единицы. Но, подобно им, в этом классовом обществе в единичных случаях проявляются и носители всех остальных потенциальных возможностей человечества. Видимо, таким образом природа показывает нам, на что мы способны.
Телепатия, ясновидение, яснослышание, телепортация, телекинез и т.д. и т.п. – всё, что до сих пор числится в каких-то немыслимых феноменах, на самом деле – лишь потенциальные возможности каждого человека в отдельности и всего человечества в целом. О чём, кстати, говорил ещё Будда две с половиной тысячи лет назад: «Каждый человек может стать Буддой» («Дхаммапада»).
В Средние века – в эпоху всевластия религии – за такие штучки можно было угодить на кос-тёр, потому что ими полагалось владеть лишь Христу. В эпоху капитализма люди с этими способностями уже использовались религией в своекорыстных целях для манипуляций при создании нужных церкви «святых» и всяческих «чудес», поражающих воображение верующих. Само же существование подобных феноменов породило целый институт шарлатанства, который, к слову, так же используется власть имущими для одурачивания затурканных масс.
С одной стороны, носители ещё необычных для большинства людей способностей спешат продать их капиталистам с максимальной выгодой для себя, и те потом пользуются ими по собственному усмотрению, а, следовательно, во имя увеличения своей прибыли и упрочения своего господства. А, с другой – люди, не владеющие такими способностями в должной степени, приписывают себе чуть ли не всемогущество, с тем, чтобы обирать доверчивых обывателей.
Таким образом, способности, максимально расширяющие возможности человека, делающие его равным, придуманному им самим Богу (который, в сути, и есть потенциал человека, отчуждённый от него безобразными условиями бытия и порожденным ими невежеством), используются не на благо общества, не для ускорения его развития, а напротив – во вред ему, для укоренения различных средневековых предрассудков.
В этом контексте особо надо сказать о буддийском Востоке, для которого владение скрытыми человеческими силами уже несколько тысячелетий не является какой-то чрезвычайной редкостью. И надо особо подчеркнуть, что все, кто хотел развивать в себе эти силы в условиях современного им классового общества вынуждены были уходить далеко за его пределы.
Этот многотысячелетний эксперимент только лишний раз подтвердил полнейшую невозмож-ность освоения расширенных человеческих возможностей в антагонистических условиях, порож-даемых господством одних и рабством других. Более того, во всех йогических и буддийских тек-стах, посвящённых этим, пока недоступным человечеству, возможностям, указывалось, что ис-пользование их в своекорыстных или злых целях разрушает не только их обладателей, но и те места, где они действуют. Вот и получается, что огромные потенциальные силы, заложенные в человеке, смогут быть развиты лишь в бесклассовом, т.е. коммунистическом, обществе, а сейчас обречены оставаться втуне и гибнуть невостребованными.
До тех пор, пока все эти и другие, неясные на сегодняшний день, явления и потенциальности не будут переведены из области чудес в сферу объективного познания, изучения и ориентиров грядущего человеческого развития, они неизбежно будут использоваться, как дельцами от религии, так и всеми прочими бизнесменами в своих корыстных целях. Всё непознанное, неясное, замалчиваемое, отрицаемое, если оно объективно существует, неминуемо становится зацепкой и почвой для деятельности различных манипуляторов и просто морально нечистоплотных людей.
Потому не лишне оглянуться в прошлое и вспомнить, как обстояли дела с отношением ко всем этим явлениям в Советском Союзе.
Нельзя сказать, что в этом смысле что-то особо запрещалось или отрицалось, но то, что всячески замалчивалось и относилось в какую-то, слишком уж густую, тень – это, да. Феномен Вольфа Мессинга породил в массовом сознании много вопросов, но на них не прозвучало никаких широко оповещённых вразумительных ответов. В 70-х годах на уровне слухов весь народ знал, что Брежнева лечит Джуна Давиташвили. Но вслух её способности не обсуждались. Не вышли из узких востоковедческих кругов и рассказы Ю. Н. Рериха, вернувшегося в СССР, о неоднократном столкновении с вышеозначенными феноменами в период Транс-Гималайской экспедиции его родителей, в которой он принимал участие. Так же и тот обширный материал, что привезла из своей экспедиции по стопам Рерихов – индолог Л. Шапошникова, остался без широкого оповещения. Примеры можно множить, но и этих, думаю, достаточно.
В результате в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века в умах людей сложилась странная ситуация. На вопрос: «Есть ли Бог?», - они начали отвечать так: «В бога я, конечно, не верю, но что-то есть». В этом «что-то» заключалось множество явлений, которые каждый, самый заурядный, человек наблюдает в своей повседневной жизни (какие-то вещие сны, какие-то странные судьбоносные совпадения, предчувствия, предвидения, явления и т.д.). Но всем этим, как частным, так и общим явлениям объективное знание объяснений не давало, более того, оно даже не выдвигало необходимых в этих случаях ориентиров для обозначения верного направления развития мысли. Затем, уже перед самой перестройкой, в 1983 – 84 годах, вдруг все центральные газеты сорвались на огульное отрицание и осмеяние всех необычных и непознанных явлений, способностей и происшествий. А потом, с 1985 года в жизнь светских людей, якобы неожиданно, ворвалась религия вместе со всеми остальными «прелестями» контрреволюции.
Теперь, задним числом, уже можно с уверенностью сказать, что имевшее место в 1983 – 84 годах в советских СМИ огульное отрицание всего, что входило в понятие «что-то», являлось лишь артподготовкой перед наступлением мракобесия, которое было призвано заменить это «что-то» на вполне себе средневекового боженьку или же на Кашпировского с Чумаком и Кривоноговым (тоже, кстати, продавшими свои способности тем, кто хотел развала страны). Они отлично справились со своим заданием, создав в сознании миллионов советских людей дымовую завесу, за которой быстрыми темпами шла реставрация капитализма.
Выработка верного отношения ко всем, ещё непознанным и неразвитым (ведь процесс познания и совершенствования безграничен и бесконечен!) явлениям и способностям – одна из существенных необходимостей в деле преобразования мира и преодоления религии. В противном случае опять на «что-то» напоремся. Просто, когда мы, наконец, прислушаемся к Спинозе, и перестанем плакать и смеяться, а начнем понимать, надо будет всё же не забыть, что процесс развития протекает в строгой последовательности: сначала переход к строительству нового общества, потом процесс его становления, в ходе которого будет снято отчуждение труда и всех сущностных сил человека, затем – открытие и завоевание новых горизонтов и космических возможностей человечества.
При ускоряющемся темпоритме и верном направлении движения: от товарно-денежного – к обобществленному человечеству - религия сама отомрёт, а храмы её опустеют и превратятся в достояние музеев предыстории, а их заменят Дворцы Культуры, Науки, Искусства и Космического Содружества.


Рецензии
Хотя равноправие и свобода – не одно и то же, и можно посочувствовать ирландским женщинам, которые несли воинскую повинность до самого конца VII века. Но зато и в любовные битвы они могли вступать по собственному усмотрению. Ирландские саги (события которых относятся примерно к рубежу эр), рассказывают, что Дехтире, мать героя Кухулина, была просватана уже после того, как забеременела.

Что не помешало знатному ирландцу Суалтаму посвататься к ней и взять ее в жены. Правда, сама Дехтире «стыдилась взойти к нему на ложе, будучи беременной»
Кухулиан был зачат от крепостного-более поздняя вставка в эпос о божественном зачатии появилась уже в период христианизации Ирландии когда добрачная половая жизнь начала осуждаться

Татьяна Петрова 6   15.09.2019 19:46     Заявить о нарушении
Дехтире была офицером но в эпосе неоднократно говорится что владела также искусством врачевания.скорее всего выражаясь современном языком она была военным врачом.она была близкой родственницей короля но любой крестьянин мог обратиться к ней за помощью и получить ее "Вот только жена моя нынче должна родить и было бы неплохо, если твоя сестра помогла бы при родах". "Это все о чем ты просишь?" - уточнил король. Хозяин утвердительно кивнул и король отправил свою сестру за перегородку где жена хозяина уже начала мучиться родами. Роды эти продолжались всю ночь и Дехтире ни на шаг не отходила от роженицы

Татьяна Петрова 6   15.09.2019 19:57   Заявить о нарушении
Мужчина прожить один мог, а женщина ну никак не могла, поэтому ей только и оставалось обменивать сексуальные услуги и обеспечение уюта на еду. Об этом любят писать Протопоповы, Новоселовы, Никоновы и прочие гороховые шуты, а мало- (и не только) летние читатели и почитатели этих шутов страстно мечтают вернуться во времена, когда женщина не могла прожить без покровительства мужчины, даже если им для этого пришлось бы расстаться с инетиком, айфончиком, Уютненьким и теплым сортиром. Давайте попробуем разобраться, мог ли среднестатистический прапрапрадед современного почитателя Никонова (крестьянин середины XIX – начала XX века, который, как известно обывателю, «в поле») в одиночку прокормить семью и чем занималась его прапрапрабабка (которая вроде бы должна была обеспечивать уютЪ).

Перво-наперво давайте попробуем разобраться, каков был размер крестьянской семьи и мог ли мужчина-крестьянин 19 века прокормить себя и семью, позволив женщине создавать уют.

Первым делом нужно сказать, что крестьянская семья не была нуклеарной. Крестьянский двор состоял, как правило, из одной семьи, связанной узами родства или свойства. Преобладающей формой являлась семья, ограниченная двумя-тремя поколениями и троюродным родством. Чаще всего это была неразделенная семья, которая создавалась на основе малой (С. И. Шаповалова, Крестьянская женщина Центрального Черноземья в 60-90-е годы XIX века: Исторический портрет). Т. е. она состояла не из мужчины, женщины и их детей, а из большего количества членов, соединенных между собой узами родства. В крестьянской семье непредставим был привычный для современного человека уклад: мужчина ходит на работу, где получает зарплату, а женщина остается дома, занимаясь развитием ребенка, уборкой, покупкой продуктов и приготовлением пищи, при этом труд одного мужчины может приносить столько средств, что его хватает на всех членов семьи. Для поддержания крестьянского хозяйства в нормальном состоянии требовалось несколько работников – труда одного мужчины не хватало. Сколько же человек было необходимо для нормального функционирования хозяйства? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым исследованиям:

В 1858 году в Нечерноземном центре средний размер семьи – 6,8 человек, в Поморье – 7,4, В Поволжье – 8,2, в Черноземном центре – 10,2 (См.: История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII в. — 1861 г.). М., 1993. С. 366; Струве Петр. Крепостное хозяйство. Исследования по экономической истории России в XVIII и XIX вв. СПб., 1913. С. 224 — 227.).

А вот более подробное свидетельство о количестве работников:

115 лет назад было проведено исследование крестьянского хозяйства Котельничского уезда. Вятская губерния была исследована в период с 1884 по 1893 год. Начали с Малмыжского уезда. В 1900 году был составлен «Очерк крестьянского хозяйства Вятской губернии». В среднем на двор приходилось в уезде 6,4 души, по губернии — 6 душ. В уезде был также невыгодный в хозяйственном отношении возрастной состав населения среди мужчин и женщин: 45,4 года — мужчины, 49,7 года — женщины. На 1 двор приходилось рабочих мужчин 1,4; женщин — 1,6. Величина семьи — 6,4 человека. В среднем по губернии на 100 десятин удобной земли приходилось около 17 работников (8 мужчин, 9 женщин), такая же цифра и в уезде. (С. Панькова; Крестьянское хозяйство в конце XIX века).

Как мы видим, ни один из дворов не поддерживался усилиями одного только работника – мужчины. Кроме того, в статистических данных к «работникам» относят не только мужчин, но и женщин. К.К. Федяевский обратил внимание на то обстоятельство, что в крестьянских дворах поддерживалось, иногда даже искусственно, равновесие между мужчинами и женщинами как в наличном, так и в рабочем составе (Федяевский К.К. Крестьянские семьи Воронежского уезда по переписи 1897 г.).

На материалах Воронежской губернии было выявлено, что 57% крестьянских хозяйств имели в своем составе количественное равенство полноценных мужских и женских рук. Для обозначения равенства мы ввели новое понятие – «трудовое равновесие». Оно характеризует наличие в семьях соответствия каждому работнику работницы.

Дворы, где наблюдалось отклонение от трудового равновесия в сторону преобладания мужского или женского труда, составляли 37,3%. Оно редко превышало одни рабочие руки. Зачастую такая диспропорция была временным явлением, и в будущем многие находили «свою половину», при этом восстанавливалось равновесие в трудовом составе хозяйства. Лишь в 5,7% дворов было зафиксировано значительное превышение количества работников одного пола.

Нормальное функционирование крестьянского хозяйства было невозможно не только без работника, но и без работницы. Исследование показателей благосостояния дворов с отсутствием полноценных женских рабочих рук помогло выявить наличие в них долгов и недоимок. В некоторых хозяйствах наблюдались признаки разорения и упадка (дефицит бюджета, отсутствие достаточного материально-технического оснащения, высокие показатели по долгам и др.) (Лаухина Г. В. ЖЕНСКИЙ ТРУД В КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ (60-е г. XIX – НАЧАЛО XX вв.).

Итак, оказывается, что благосостояние дворов, оставшихся без женских рабочих рук, рушилось. Т. е. процент работы, выполняемой женщинами, был довольно велик, а женщина в крестьянском хозяйстве представляла собой довольно важную рабочую единицу.

Какой же работой занимались женщины?

Обязанности жены по дому в «которые муж не вступается», состояли в обшивке и обмывке детей, топке, уборке избы, в обработке льна, в изготовлении одежды для всей семьи. Помимо этого, на плечах женщины лежала забота о саде и огороде, которые были в каждом хозяйстве, а также уходе за домашним скотом.

Чтобы представить объем работ крестьянок во дворе, надо понять, каков был размер этого двора.

Крестьянский двор с его жителями являлся главной производственной единицей в деревне. Им обычно называют участок земли, где располагались жилые и хозяйственные постройки, огород, сад, которые были во владении крестьянской семьи и обеспечивали ее жилищные и хозяйственные потребности.

Вот описание одного из таких дворов.

Описание Петрова двора (См.: История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII в. — 1861 г.). М., 1993. С. 366; Струве Петр. Крепостное хозяйство. Исследования по экономической истории России в XVIII и XIX вв. СПб., 1913):

Сей крестьянин живет хорошо и нужды дальней ни в чем не претерпевает, дом имеет изрядной и всякое нужное строение которое у него и в порядке, хлеба становятся всегда своего в год много еще и продает и ссужает других. Подушное за ним не стоит, и господское все исправляет как надобно.
Скота имеет:
Лошадей…… 12
Коров………….4
Телят…………..3
Овец…………..22
Свиней…………6
Коз………………3
Кроме того водит еще гусей и русских кур: также имеет небольшой заводец пчел.

Если за лошадьми должны были ходить мужчины, то уход за всеми остальными животными: 4 коровами, 3 телятами, 6 свиньями, 3 козами, 22 овцами, гусями и русскими курами — осуществляли женщины. На этот двор приходилось 3 работницы и четыре работника.

Татьяна Петрова 6   16.09.2019 15:14   Заявить о нарушении
Право на свободное передвижение женщин было ограничено. Согласно Своду законов, отлучаясь за пределы волости, крестьянка должна была получить разрешение супруга или старшего члена семьи. С либерализацией политического курса во второй половине XIX в., с расширением рынка труда и другими общественными трансформациями данное постановление представлялось устаревшим для части дореволюционных правоведов.

Юрист конца XIX в. Г. Ф. Шершеневич отмечал, что постановление о невозможности получения паспорта без разрешения мужа являлось «чрезвычайно стеснительным особенно в низшем классе, лишая женщину возможности самостоятельного заработка». И. А. Покровский считал отказ мужа в выдаче жене паспорта одним из способов давления на нее. В пореформенное время увеличилось количество женщин, занятых отходничеством. Крестьянки Олонецкой губернии отправлялись в основном в Санкт-Петербург и Петрозаводск, где находили работу нянек, сиделок, кухарок, прачек, портних, рабочих, а также «капорок», занимаясь огородничеством в пригородах столицы [9, с. 37]. (Литвин Юлия Валерьевна ПРАВА КРЕСТЬЯНКИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.(НА МАТЕРИАЛАХ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ).

Удельный вес отходников-женщин к 1861 году крестьян Тверской и Ярославской губернии был 14,2 и 11,4. Удельный вес отходников-мужчин (помещичьих крестьян) для сравнения – 23,5 и 21,1 (См.: История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII в. — 1861 г.). М., 1993. С. 328 — 329.)

Беременность и материнство не освобождали крестьянок от их домашних и сельскохозяйственных дел. Потребность в женских рабочих руках в крестьянских хозяйствах была настолько велика, что через короткое время после родов крестьянка была вынуждена возвращаться к напряженному сельскохозяйственному труду. И еще одна цитата:

Труд деревенской женщины в местностях, живущих сельским хозяйством, громаден; не меньше он и в губерниях с развитым отхожим промыслом, где за уходом мужчин женщины выполняют все сельские работы и все службы. Не говоря о страдной поре, даже осенью, зимой хозяйка вся в работе: поздно ночью и рано утром она прядет и ткет, носит на себе воду, часто издалека, по тяжелой дороге; стряпает раза по два в день, убирает скотину; месит квашню с двумя пудами ржаного теста, изнывает на холоде за мытьем толстого посконного белья. В центре России она таскает на себе трехпудовые мешки огурцов; в черноземных губерниях она стоит по пояс в ледяной воде, моя овец, которых стрижет на холоде; и все это выполняет беременная, со всеми невзгодами женского организма. (Е. Д Щепкина Труд и здоровье крестьянки Труды Первого Всероссийского женского съезда (10-16 декабря 1908 года, г. Санкт-Петербург).

Разумеется, отсутствие возможности следить за детьми, а также тяжелая работа во время беременности являлись причинами невероятно высокой детской смертности. Е. Д. Щепкина пишет о двух женщинах-крестьянках:

55 лет
35 лет замужем
24 беременности
2 живых детей
14 умерло
8 выкидышей

51 год
29 лет замужем
22 беременности
2 живых детей
15 умерло
3 мертворожденных
2 выкидыша

Энгельгардт в знаменитых «Письмах из деревни» пишет

«Дети питаются хуже, чем телята у хозяина, имеющего хороший скот. Смертность детей куда больше, чем смертность телят, и если бы у хозяина, имеющего хороший скот, смертность телят была так же велика, как смертность детей у мужика, то хозяйничать было бы невозможно. А мы хотим конкурировать с американцами, когда нашим детям нет белого хлеба даже в соску? Если бы матери питались лучше, если бы наша пшеница, которую ест немец, оставалась дома, то и дети росли бы лучше, и не было бы такой смертности, не свирепствовали бы все эти тифы, скарлатины, дифтериты. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаѐм кровь нашу, то есть мужицких детей» (Письма из деревни. 12 писем. 1872–1887. СПб., 1999. С.351–352, 353, 355).

Татьяна Петрова 6   16.09.2019 15:15   Заявить о нарушении
дочь генерала Карбышева замученного фашистами была не только выдающимся военным инженером но и прекрасной женой и матерью и очень красивой женщиной
а вот что пишут мракобесы
Сестра, опомнись.
Господь заповедовал тебе быть скромной в одежде и не соблазнять ближнего своего. А ты имеешь безумство приходить в Дом Божий в брюках и непокрытой головой. Как стоишь ты в молитвенном прошении перед Той, Чья святая голова никогда не постыдилась ни словом, ни делом, имея на голове своей знак смирения перед Господом нашим?
Помни: закрытая одежда и платок - не твое право, а ОБЯЗАННОСТЬ.
Одевайся в благочестии и благоговей перед Господом в Жилище Его, не собирай своим непотребным видом горящие угли себе на голову на час Суда.
Ничто в этом мире не стоит того, чтобы гореть в аду.

Татьяна Петрова 6   16.09.2019 17:38   Заявить о нарушении