К вопросу о первоначальном христианстве

В №1 «Рабочего класса» за 2004 год была опубликована статья Ф. Энгельса «Бруно Бауэр и первоначальное христианство». Она была написана во второй половине ХIХ столетия, а с того времени историческая наука несколько продвинулась: были сделаны новые открытия, установлены новые факты. Поэтому статья Энгельса нуждается в комментариях и пояснениях.
Особо важное значение для понимания действительных истоков христианства имели успехи египтологии, обнаружение и расшифровка древнеегипетских мифов. Так, обнаружилось, что легенда о беспорочном зачатии обрела жизнь не со времен императора Августа, который распространял о себе подобные слухи, а имела хождение в древнеегипетских мифах. Именно таким образом рождается бог Гор, который, в конце концов, побеждает бога зла и насилия Сета. Египетские корни имеет и легенда о воскрешении из мертвых. Ежегодно воскресал египетский бог Осирис, и праздник его воскресения был главным праздником в большинстве египетских культов. Христианство многое заимствовало из египетской культуры, не только прямо, но и через посредство греческой философии. Известно, что многие философы Греции, Рима и Малой Азии совершили путешествие в Египет. Некоторые исследователи считают, что в египетских храмах они проходили по несколько ступеней посвящения.
Теперь ещё об одном открытии, которое имело важное значение для понимания истории раннего христианства. В 1947 году были открыты так называемые «рукописи Мёртвого моря». Иногда их называют «кумранскими находками». После расшифровки и сопоставления этих рукописей с другими древними текстами учёные пришли к выводу, что идеи, нашедшие свое отражение в Новом Завете, имеют гораздо более древнее происхождение, чем считалось до этого. Что идеи, которые позже легли в основу христианства, пришли из Вавилона задолго до «рождества Христова» и долгое время культивировались иудейской сектой ессеев, представители которой, будучи недовольными политикой иудейской теократии, ушли из общества и вели отшельнический образ жизни, образовав первобытно-коммунистические общины и посвятив свою жизнь религии. «Кумранские находки» подтвердили, что тексты Ветхого Завета – это не просто выдумка, а исторический доку-мент, описывающий реальные события и действия исторических личностей, хотя и приукрашенный религиозными фантазиями людей, которые вели летопись иудейского народа на протяжении многих столетий подряд. Кроме того, стало понятно, что тексты Ветхого Завета многократно редактировались, искажались и подправлялись в угоду власть имущим.
В ХХ столетии были найдены и опубликованы многие документы времен Римской Империи и первых веков распространения христианства, когда оно не только не было господствующей религией, но и вообще не являлось религией. Среди них имеются документы, свидетельствующие о Понтии Пилате, когда он был прокуратором Иудеи.
Утверждение Ф. Энгельса, что римляне в провинциях разрушали местные верования и обычаи и судили по законам римского права, верно не для всех провинций Рима, а только для тех, в которых культура была изначально ниже римской (Галлия, Испания, Германия). Это можно проследить не только по документам, но и по распространению латыни, ведь известно, что испанский, французский, румынский – это вульгарная латынь, наложившаяся на местные наречия. Да и английский с немецким испытывают сильное влияние латыни. Но греческий - остался греческим, а семитские языки – семитскими, собственно, как и египтяне, так и не заговорили на латыни.
Об этом свидетельствуют и письма Тиберия к Пилату, которые хранятся, по-моему, в Ватикане. В этих письмах император указывает Пилату на то, что соблюсти римские интересы в Иудее возможно только, не вмешиваясь во внутренние дела иудеев, и ни в чём не нарушая их обычаев и религиозных обрядов, и предоставляя им право, судить их преступников по иудейским законам. Подобная линия поведения Пилата зафиксирована и в Евангелиях. Но во времена Ф. Энгельса письма кесаря к своему наместнику ещё не были найдены, а Евангелие считалось сказкой.
Теперь о раннем христианстве. Первоначальное христианство представляло собой не религию, а этическое учение угнетённых. Церковники всех времен исказили это учение до неузнаваемости, и по сей день пытаются скрыть истину от широких масс в расчёте на то, что большинство не будет до неё докапываться. Ф. Энгельс правильно заметил, что первоначально в христианстве отсутствовала обрядность, процессии и ритуалы. Этот факт свидетельствует о том, что христианство не было тогда религией. Но в христианстве было другое – община равных, в которой, насколько это было возможно при тогдашнем уровне развития производительных сил, были реализованы основные коммунистические принципы: входящие в общину приносили с собой всё своё достояние, и отныне оно становилось общей собственностью, они сообща обрабатывали землю, сообща на общинном совете распределяли свой внутренний бюджет. На этом же совете открыто избирался духовный наставник и эконом общины, которые в любую минуту могли быть смещены и заменены другими. Широко была распространена взаимопомощь и помощь не состоящим в общине беднякам. Принципы коммунистического общежития соблюдались неукоснительно.
В.И. Ленин в своей работе «Государство и революция» в связи с извращением и выхолащиванием учения Маркса и Энгельса оппортунистами сравнивает последних с христианами, которые, получив положение государственной религии, забыли о «наивностях» первоначального христианства с его «демократически-революционным духом».
Как современное коммунистическое движение возникло в недрах буржуазного общества, являясь выражением протеста против наёмного рабства, так и христианское учение возникло в рамках рабовладельческого общества. Ранее христианство – это коммунистическое учение, но такое, какое могло возникнуть в условиях рабовладельческой общественно-экономической формации.
Жесточайшие гонения на христиан со стороны властей Римской Империи продолжались с короткими передышками почти вплоть до признания императором Константином христианства в качестве официальной религии в первой четверти IV столетия нашей эры (313 г. н.э.). Обычно причиной этих гонений считалось то, что христиане отрицали культ римских императоров, который в то время считался официальной религией. Но это, скорее, повод, чем причина преследований. Кому, как не нам, знать, что любое государство, в особенности, эксплуататорское, работает на собственное самосохранение.
Почти три столетия римская власть заливала кровью христиан арены цирков, но христианство с каждым годом пользовалось всё большей популярностью среди угнетённых масс. Почему римский император Константин решил узаконить христианство «сверху»? Не потому ли, что боялся, что народ узаконит его «снизу»??? После официального признания христианство очень быстро было превращено из учения угнетённых в религию угнетателей, потому что христианином быть стало выгодно и удобно.
Есть опасения, что с учением Маркса-Энгельса может произойти точно то же, что произошло с первоначальным христианством, наивно-демократическая, революционная сущность которого была забыта и извращена самими же его последователями. Все предпосылки для этого налицо. С одной стороны – это догматизация учения последователями, притом в вопросах второстепенных, ответы на которые менялись, и будут меняться в зависимости от новых исторических обстоятельств и новых научных открытий. А с другой стороны – это выхолащивание, забвение его стержневой основы – учения о законах развития капитализма и вытекающей из них неизбежности смены общественно-экономической формации. Эти законы никакими новыми открытиями опровергнуть невозможно.
Создаются эти печальные предпосылки не какими-то внешними факторами, а нежеланием или неумением людей мыслить. И пока люди не научатся мыслить самостоятельно, всем прогрессивным учениям угрожает участь превратиться в реакционные религии.

2004 г.


Рецензии