ХР Единство первобытных традиций Порядок движения

ХР. 2.7.78.4. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Порядок движения. Походный марш.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 78.4. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Порядок движения. Походный марш.


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы:

Проект: «Анатомия армии»: Из военной истории, науки, практики, Ю. Веремеев, http://army.armor.kiev.ua/hist/ierarx.shtml.

Проект: "Военная литература": http://militera.lib.ru/. Издание: Тактика — М.: Воениздат, 1987. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/science/tactic/index.html.

Тактика / Под ред. В.Г. Резниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. .  — М.: Воениздат. 1987. — 496 с, 8 л. ил. — (Библиотека офицера). Тираж 100.000 экз. Авторы: В.Г. Резниченко, генерал-лейтенант, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (введение, глава первая); И. Н. Воробьев, генерал-майор, д-р воен. наук, проф. (глава четвертая); Н. Ф. Мирошниченко, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы шестая и восьмая); Ю. С. Надиров, полковник, канд. воен. наук, ст. науч. сотр. (главы вторая, третья, седьмая, заключение); А. А. Сидоренко, генерал-майор, д-р воен. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР (глава пятая). Рецензент: М. А. Гареев, генерал-полковник, д-р воен. наук.



Земля. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Единство первобытных традиций. Порядок движения. Походный марш. 47 000 до н.э.


Продолжение стадии древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.), Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.), стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

Уровень мирового океана на 60-61 м ниже современного уровня. Вся территория будущей Канады покрыта мощным слоем круглогодичного оледенения, а большая часть Северной Америки находится внутри полярного круга вблизи от «допотопного» Северного полюса, центр которого располагается на юго-западном побережье Гренландии.

«Допотопный» Южный полюс в данное время (50 000-40 000 до н.э.) находится в восточной части Антарктиды (Восточная или Большая Антарктида), обращённой к Австралии и Новой Зеландии.


Знаменитые и всем известные три кинофильма режиссёра Питера Джексона 2001-2003 гг. «Властелин колец» (The Lord of the Rings, Джона Рональда Руэла Толкина) – «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля», - дают зримое впечатление от различных видов перемещений людей по пересечённой местности:

одиночек (хоббит Бильбо Бэггинс, странствующий маг-волшебник Гэндальф);
нескольких человек (группа хоббитов – Фродо Бэггинс, Сэм, Мэрри и Пиппин);
группы («Братство Кольца» - маг-волшебник Гэндальф, хоббиты Фродо Бэггинс, Сэм, Мэрри, Пиппин, потомок королей Арагорн, старший сын правителя Боромир, гном Гимли и эльф Лаголас);
отряда бойцов-бегунов (орки войска Сарумана),
отрядов воинов-конников (пограничный отряд Гондора),
войска на марше (войско Рохана),
народа в миграции (народ Рохана),
массового нашествия (тёмные войска нечисти Саурона).


Перемещение людей по местности настолько естественное, привычное и понятное действие, что зрители, увлечённые сюжетом и приключениями героев, невольно и практически не замечают как персонажи: ходят, бегают, прыгают, скачут, перескакивают, прячутся, перебегают, вспрыгивают и спрыгивают, идут, бредут, крадутся, прячутся, падают, поднимаются, карабкаются, цепляются и удерживаются, машут руками и оружием…

Однако все эти действия насыщают ощущения и впечатления особой энергией инстинктивных структур-образов, от которых люди-зрители-слушатели чувствуют себя персонажами, героями, соучастниками захватывающей дух мифологической истории – в этом магический секрет и сила мифологического искусства…

(Запомним этот эффект эйдетического или фото- видео- зрительного ощущения и восприятия, потому что наскальные рисунки для первобытных людей всё равно, что видео, фото и кинофильмы для современных). 

Зрительский успех кинотрилогии Питера Джексона-Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец» не только в насыщенной приключениями сказочной истории, но и в исторической правде инстинктивного и сознательного поведения персонажей и героев, близости их к реальным отношениям и поступкам реальных людей.

Кстати, этой жизненной (даже бытовой) реальностью поведения и отношений персонажей, богов и героев отличаются мифы Древней Греции, русские былины, многие мифы, легенды и сказки народов мира…


Только паническое бегство или фанатичный натиск могут быть признаны хаотичным, неорганизованным передвижением. Все остальные виды перемещений человека по местности являются в той или иной мере упорядоченными, подконтрольными, само- или кем-то организованными.

Организованное в соответствии с общепринятыми традициями или установленными конкретными правилами передвижение разных по численности групп людей в пешем порядке считается походом, переходом или пешим маршем (итал. marcia, фр. la marche – поход, переход; от marcher – идти).

Странствия, путешествия и миграции – это тоже формы и виды походов, переходов или маршей групп, коллективов или больших масс людей, но уже не только пешие, но и с применением подручных или специальных средств передвижения.

В данное время (50 000-40 000 до н.э.), вероятнее всего, организованные странствия, путешествия, миграции, марши, переходы и походы осуществляются первобытными людьми в пешем порядке с применением простейших плавучих средств:  связок травы-камыша и хвороста; стволов деревьев; лодок и плотов из связанных вместе плавучих средств; долблёных лодок-однодревок и лодок-однодревок с балансиром; каркасных лодок-корзин (байдара, каноэ).

О вероятной возможности применения таких средств передвижения по воде косвенно свидетельствует фактическое наличие однотипных следов и артефактов на стоянках первобытных людей по обе стороны от морских проливов и крупных рек Африки, Евразии и Австралии.

Вообще странствия, путешествия, миграции, походы, переходы или марши по пересечённой местности на большие расстояния немыслимы и невозможны без пересечения водных и возвышенных преград, то есть без плавания, переправ, скалолазания, без преодоления чащ, буреломов, топей, камнепадов, круч, сухих и пустынных мест.

Поэтому в любом случае первобытные люди, какими бы они не были «дикими» или «цивилизованными», должны были уметь преодолевать природные или искусственные экологические, рельефные и ландшафтные препятствия. Иначе они бы никуда не дошли…


Пешие странствия, путешествия, миграции, походы, переходы или марши осуществляются шагом или бегом. Естественно и неизбежно шаг и бег «в гору» замедляется, усложняется, а шаг и бег «под гору» - ускоряется и облегчается.

Скорость и характер движение шагом и бегом зависит от множества разных факторов и препятствий, а также от избранного темпа на марше.

Например, обычный шаг практически равен частоте биения сердца – от 60 до 120 шагов в минуту. При этом длина обычного шага на марше составляет 70-80 см. Естественно передвижение бегом осуществляется с большей частотой – 165-180 шагов и размером шага при беге – 85-90 см.

Организованные странствия, путешествия, миграции, походы, переходы или марши всегда осуществляются в избранном направлении, то есть по ориентирам к определённой цели – либо «по прямому пути», либо «по кривой дорожке».

Выбор пути следования зависит от климатических, природных, экологических, рельефных и ландшафтных условий, а также от возникающих на пути препятствий и помех.

В зависимости от целевых задач и жизненно важной необходимости странствия, путешествия, миграции, походы, переходы или марши осуществляются:
размеренно (медленно) на большие расстояния,
упорядоченно (манёвр) на средние расстояния,
целеустремлённо (атака) на малые расстояния,
быстро (натиск, набег, бросок) непосредственно к цели движения.

Движение пешком почти всегда осуществляется походным или свободным шагом, подчинённым общему ритму и темпу движения группы (групп). Естественно, что целеустремлённое, атакующее движение либо натиск, набег, бросок осуществляются быстрым шагом или бегом.

Главное при любом виде странствия, путешествия, миграции, похода, перехода или марша – это прибытие к месту цели вовремя, организованно, без потерь и в состоянии активно трудиться, работать, имея запас времени и сил для подготовки и обустройства места отдыха, стоянки, защитных, хозяйственных и бытовых сооружений. Только такой режим и порядок больше всего способствует (гарантирует) безопасность, результативность и эффективность движения.

Несомненно, порядок и режим пешего движения, странствия, путешествия, миграций, походов, переходов или маршей формировался и вырабатывался в общечеловеческой памяти-сознании практически непрерывно в течение многих миллионов лет, поэтому неизбежно стал естественным, привычным, традиционным, инстинктивным, ведическим (опытным), то есть врождённым умением.

Также естественно, неизбежно, инстинктивно и традиционно ведическим (опытным) путём формировалась и создавалась традиционная походная экипировка странника, путешественника, мигранта, скитальца. (О походной и боевой экипировке пешего первобытного путешественника, охотника, воина и/или собирателя в следующей главе).


Таким образом, любое, даже случайное, спонтанное, внезапное, хаотичное перемещение групп, стай, стад или иных объединений любых живых существ, в том числе рыб, птиц, животных и людей имеет какую-либо побудительную причину (мотив, мотивацию), которая неизбежно организует или упорядочивает общее движение этих существ.

Наблюдать и исследовать феномен организующей причины (мотивации) движения живых существ можно на примере полёта стаи птиц, движения растительноядных животных на пастбище, поведения хищников во время охоты, а также движения колонн демонстрантов или потока пешеходов.

Например, практически все современные люди могли видеть и ощущать на себе организующее воздействие феномена узких дверей при входе-выходе толпы людей в кинотеатре или магазине…

При этом всегда и везде побудительным началом какого-либо изменения в движении (поведении) групп, стай, стад или иных объединений любых живых существ, в том числе рыб, птиц, животных и людей является движение (поведение) каких-либо одной-двух особей, индивидов, личностей, которые подают всем побудительный знак, пример, образец. Причём общее движение (поведение) стаи, стада, табуна или толпы осуществляется по принципу «цепной реакции».

Вот почему, по мнению автора, первобытные люди неизбежно, фактически, реально и действительно ведическим образом, то есть опытным, экспериментальным путём и эйдетическим ведическим восприятием «вбирали в себя» жизненный опыт и пример различных животных, птиц, рыб и иных живых существ.

Они неизбежно использовали их повадки, нравы и примеры поведения для достижения своих жизненных целей, ставили их себе в пример, выбирали их в качестве своих тотемов – символов характерного поведения.

Вот почему группы первобытных охотников и собирателей неизбежно, естественно, реально и действительно должны были и передвигались по пересечённой местности как стая хищников, почти скрытно, тихо, незаметно.

Небольшие семьи с детьми передвигались очень осторожно, с опаской, небольшими переходами, а крупные стаи, коллективы, стада гоминид и массы человеческих объединений – размеренно, организованно, открыто, не поспешая, но и не медля, то есть (по закону подобия), как грозной волной наводнения или цунами, или как нашествие саранчи…


В живой природе существует общее объективное понятие-феномен – «нашествие». Нашествие (один из вариантов определения понятия) – это вторжение (перемещение) больших масс чужаков в среду обитания аборигенов.

Примеры толкования понятия «нашествия» (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка):

вторжение неприятеля в страну,
нашествие Наполеона в Россию,
нашествие вражеских орд,
нашествие саранчи,
нашествие гостей,
насильственное вторжение,
вторжение масс неприятеля в страну,
неожиданное появление, приход кого-либо,
появление в большом количестве (животных, рыб, насекомых и т.п.).

Вот так, по примеру промысловых животных и вместе с ними орды, стаи, стада, коллективы и объединения первобытных людей с группами шныряющих по сторонам и впереди охотников-воинов-разведчиков, странствовали, путешествовали, мигрировали и осуществляли нашествие по всей Ойкумене (обитаемому миру).

Только так, в результате неспешного и неотвратимого нашествия могли распространятся и перемещаться носители определённых традиций, культур и цивилизаций, перемещать в пространстве и во времени образцы каменных орудий, техники и технологии их производства и применения, нравы, обычаи, ритуалы и традиции, а также манеры и языки общения.

Только так, в результате миграционного нашествия могли покоряться, уничтожаться, перемешиваться или «растворятся» друг в друге первобытные популяции, племена, народы и нации, культуры, традиции, языки, генотипы и фенотипы первобытных людей.

Вероятно, только в результате миграционного нашествия, растянутого на многие годы, десятилетия и столетия, произошло вытеснение (возможно, уничтожение) первобытными классическими кроманьонцами классических неандертальцев из исконных ареалов, регионов, мест их обитания…


Несомненно, любое передвижение одиночек, пар, семей, групп, коллективов или масс чужаков по занятой аборигенами (коренным населением) местности вызывает их недовольство, раздражение и сопротивление (либо пассивное, либо активное). Поэтому успешность странствий, путешествий, передвижений, миграций и нашествия зависит от степени подготовленности путешественников, от их целенаправленной уверенности, умения, сплочённости и организованности.

В условиях первобытного общества такую уверенность, способность, сплочённость и организованность может обеспечить только общая традиционность жизнедеятельности, единство первобытных традиций, традиционная преемственность поколений.

Вот почему для всего периода формирования первобытнообщинного строя, первобытной цивилизации и классических первобытных археологических культур (50 000-5000 до н.э.) характерным является преемственность традиций, уважение и вера в авторитет духов-первопредков и героев-первопроходцев, демиургов – мастеров, знатоков, ведунов, специалистов, устроителей, ремесленников, мастеровых, создателей, художников, творцов, учителей, выдающихся работников, трудяг.


Сохранность, преемственность и распространение разнообразных техник, технологий, традиций, обычаев, ритуалов и культов могут обеспечить только соответствующие носители - специалисты и мастера, знатоки и ведуны. Поэтому миграционное перемещение и распространение первобытных людей могло и осуществлялось, вероятно, только относительно большими по численности и комплексными по составу обществами, коллективами, потоками, маршевыми колоннами.

Известно, что самые сильные хищники, например, африканские львы, не могут и не рискуют нападать на большие группы или стада растительноядных животных, только по краям, на отставших, зазевавшихся или ослабевших. Большие группы или стада самых мирных животных могут либо отогнать, либо попросту затоптать хищников.

Так, по закону подобия (всё подобно всему), естественно и закономерно формируются мигрирующие, путешествующие, странствующие и передвигающиеся в незнакомой местности группы, коллективы, общества, толпы и массы первобытных людей.

Так же традиционно, например, продолжается формирование, организация движения и перемещение современных войск на марше…

Как когда-то в первобытные времена (50 000-40 000 до н.э.), так и сегодня целью организованного передвижения различных формирований (групп, коллективов, подразделений, масс) в пешем порядке по пересечённой местности в пределах суточного перехода, является прибытие в определённое (расчётное, назначенное) место прибытия к установленному времени и в готовности к выполнению естественных или запланированных задач обустройства, защиты или нападения.

Скорость и порядок организованного передвижения зависит:

от умения людей ходить и бегать, прыгать и скакать,
от экипировки ходоков,
от подготовки (тренированности) пешеходов-участников движения,
от уровня организации движения,
от климатических и природных условий, рельефа и ландшафта местности,
от вида и количества носимых орудий, оружия и средств жизнеобеспечения, а также
от многих внешних факторов окружающей среды и мира – феноменов, препятствий, сопротивления.

При благоприятных условиях движение больших маршевых коллективов (колонн) первобытных людей, возможно, осуществлялось по бездорожью с расчётной скоростью от 4-5 до 8-9 км в час, то есть примерно за «восьмичасовой рабочий день» с утра до вечера (сутки) с перерывами на отдых (в сумме 2-3 часа) на расстояние от 20-25 км до 40-45 км (до 50 км).

Несомненно, в нужные моменты движение осуществлялось в форме «марш-броска» - ускоренным шагом и бегом в ускоренном темпе. Такие марш-броски, как правило, совершаются на расстояния от 5 до 10 км.

В современное время марш-броски воинов с полным боевым вооружением и экипировкой на 5-10 км осуществляются для «быстрого маневрирования на поле боя в предбоевых и боевых порядках маршевых колонн», а также для «морально-психологической и физической тренировки военнослужащих».

Несомненно, неизбежно, естественно и закономерно при передвижении коллективов и масс людей (независимо первобытных или современных), факторами и показателями организованности являются:

цель и задачи передвижения;
направление и примерный маршрут движения;
ориентирование в пространстве и времени;
ориентиры и промежуточные места пути следования;
разведка местности, препятствий и возможных мест сопротивления (засад и нападений);
разведка безопасных мест отдыха, водопоя и ночлега;
походный порядок следования, конкретные цели, функции и задачи участников движения;
скорость общего движения и назначение времени остановок, привалов и отдыха;
порядок действий при встрече с препятствиями, помехами, сопротивлением или противодействием;
места сбора и ожидания отставших, потерявшихся или бежавших от противников;
сигналы оповещения, управления и взаимодействия;
время начала и окончания общего движения;
состав и количество (арсенал) вооружения, материального, технического и медицинского обеспечения;
определение функций, обязанностей и специализации участников движения;
определение маршевых возможностей участников (уровня подготовки, физического и морально-нравственного состояния, настроения);
средняя (расчётная, желаемая) скорость общего движения;
величина суточного перехода.


Кстати, эти факторы и показатели, возможно, являются феноменами развития первобытных кочевых (мигрирующих) культур и цивилизаций…


Казалось бы, ну, как может повлиять умение совершать марши на развитие цивилизации? Оказывается, может…

Считается, что великий русский полководец и генералиссимус Александр Васильевич Суворов одерживал победы потому, что войска под его командованием были хорошо тренированы в умении перемещаться маршем в нужное место и в нужное время, не теряя боеспособности, могли сходу вступать в решительный и победный бой.

Основой суворовской «науки побеждать» были три принципа: глазомер, быстрота и натиск.

Далее цитата из введения произведения Суворова Александра Естиславовича «Наука побеждать» (http://fanread.ru/book/).

«Быстрота - самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Суворов, как никто, понимал и ценил фактор времени на войне. «Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего» (А.В. Суворов).

Быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск. Подвижность войск Суворова была изумительна. Она превосходила все общепринятые тогда нормы походных движений.

Быстрота маршей достигалась, с одной стороны, натренированностью войск, с другой стороны – соответствующей организацией марша.

Суворовская схема походного движения, данная в «Науке побеждать», обеспечивала скорость движения и сохраняла силы солдата («по сей быстроте и люди не устали»).

В том случае, когда было важно быстрее подойти к полю боя (например, в сражении на Треббии), Суворов требовал максимального напряжения сил и уже не считался ни с какими маршевыми потерями, лишь бы своевременно бросить в бой хотя бы часть сил – остальные подойдут.

Быстрота движения была нужна Суворову как средство упреждения противника, как средство тактической внезапности и захвата инициативы в бою. Тактическую внезапность, как имеющую огромный моральный эффект, Суворов считал залогом успеха, восполняющим численный недостаток сил, который почти всегда сопутствовал Суворову.

В «Науке побеждать» Суворов ярко и образно разъясняет значение внезапности: «Неприятель нас не чает, считает нас за сто вёрст, а коли издалека, то в двух и трёхстах и больше. Вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришёл, чем бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай!» (конец цитаты).


Как видно из приведённого отрывка суворовской «Науки побеждать» смысл в пешем путешествии, странствии или марше не в том, чтобы просто пройти назначенное расстояния за определённое время, но, прежде всего, в умении прибыть вовремя в место совершения победных ратных дел. Несомненно, такой же смысл переходов, походов и маршей был и господствовал во времена миграций первобытных людей данного и последующего времени (50 000-5000 до н.э.).


Здесь очень важным и определяющим фактором организации и порядка движения является численность походных групп, отрядов, коллективов и масс, так  как от численности зависит их расположение на пути следования – компактно, группой-стаей, широким фронтом (например, шеренгой) или узкой колонной.

Вероятнее всего, древнейшие первобытные люди по незнакомой местности передвигались за вожаком цепочкой – след в след.

Там, где на местности было много съедобных растений (например, злаковых, грибов и ягод), то передвижение одиночек, групп, семей и общин осуществлялось широким фронтом или параллельными путями. Так, например, передвигаются по лесу грибники и собиратели орехов и ягод.

Если целью странствия, путешествия, передвижения являлось достижение определённой цели (места, местности), то группы, отряды, коллективы и массы первобытных людей, несомненно, шли целенаправленно по удобной для ходьбы местности неширокой колонной, естественно, натаптывая после себя либо широкую тропу, либо утоптанную дорогу.

Передвижение больших групп, коллективов и масс людей по единому пути-дороге является самым эффективным пешим передвижением, так как основная масса путешественников-странников идёт уже по проторённому первопроходцами пути-дороге.

Несомненно, первопроходцы выбирают для себя и для других более удобный и безопасный путь, возможно, даже убирают с пути какие-то помехи, например, ломают мешающие ветки и растения, убирают камни, упавшие стволы деревьев, укладывают в топких местах гати из хвороста и т.д. При этом они, несомненно, оставляют соответствующие знаки-предупреждения, знаки-ориентиры, знаки-схроны…

Идущим позади гораздо легче, потому что они знают, что дорога свободна, по ней уже прошли опытные первопроходцы, значит, менее опытные тоже смогут безопасно пройти.

Десятки и сотни ног путников, несомненно, неизбежно и естественно утаптывают путь следования, создают приметную дорогу, отличающуюся по ландшафту от остальной местности.

Вот почему практически вся Ойкумена (обитаемый мир) в данное время (50 000-40 000 до н.э.), вероятно, имеет утоптанные тропинки, тропы и дороги, а также миграционные пути, по которым первобытные охотники и собиратели ходят на свои кормовые территории, к водопоям, к месторождениям каменного и иного сырья, к своим охотничьим угодьям, к своим схронам и священным местам. Несомненно, такие тропы и дороги существуют между местами стоянок, стойбищами и поселениями…

Кстати, практически все животные тоже торят свои звериные тропы, дороги и пути традиционных миграций, на которых их также традиционно поджидают хищники и охотники… 


Таким образом, вероятнее всего миграции людей во все времена и повсеместно традиционно осуществляются по наиболее безопасным и проторённым (протоптанным) путям следования, по тропинкам, тропам, дорогам.

Однако хождение по привычным и традиционным путям следования небезопасно – о них могут знать (узнать) хищники, недоброжелатели, враги и разбойники («грабители с большой дороги»).

Вот почему передвижение по открытым и опасным путям следования традиционно и повсеместно осуществляется разнообразными по форме организации и порядку движения походными группами, командами, отрядами, толпами, а также рядами, шеренгами, цепочками, колоннами, караванами.

Вероятнее всего, в таком порядке передвигались первобытные мигранты данного времени (50 000-40 000 до н.э.), потому что именно так реально, фактически, действительно и естественно традиционно передвигаются современные мигранты из Северной Африки и Ближнего Востока по путям следования в Западной и Восточной Европе…


В следующей главе будет поведано о структуре движения, о видах, формах и численности организованных групп, команд, отрядов, маршевых колонн, стай и стад первобытных людей, которые странствовали, путешествовали и мигрировали по всей Ойкумене (обитаемому миру).


Рецензии