Каждому - своё или Ирония судьбы посторонним вход

Нежная грустная сказка –  как и всё к чему приложил руку Эмиль Брагинский. Её  отличают от творений самого Эльдара Рязанова – полутона: чувств, характеров, жанров….Полутень – полусвет, грустное-нелепое-смешное…печально-весёлое.   Вроде мы с вами смотрим комедию под названием «Ирония судьбы»,  но…..от грустного до смешного и наоборот…. Двое, стоп, не двое, а – аж, четверо;   людей, устав от одиночества пытаются изменить…. своему  одиночеству, и двоим из них, это удаётся…..Строго говоря – вот и весь смысл…..
Однако, критиканы, в каких только смертных грехах не упрекали и упрекают вот уже …..много-много лет и….: сам фильм, и персонажей, и строй, точнее – общественно-экономическую формацию – режиссёров, актёров, да,  что греха таить – и нас – зрителей!
А мне очень и очень хотелось бы понять, в чём заключается «преступление»  картины… Как и значение термина «инфантилизм», который столь щедро раздаётся  направо и налево рецензентами, будто бы прикалывающими  им словно  бабочек, персонажей, лишая их жизни – характера и индивидуальности, что для героя, значительно хуже смерти.
Люди среднего возраста обвиняются  в нём, в одном из смертных грехов,  именно  на том основании,  что  они не смогли,  по тем или иным причинам, устроить свою  личную жизнь, хотя замечу в скобках:   с  точки зрения критиков –  любого рода    неудачники – всегда  инфантильны….   И,  тем не менее, человек, не выстроивший свою жизнь по    неким усреднённым  лекалам и схемам, то есть, свободный от стереотипов и шаблонного мышления, называется вдруг: не свободным, и духовно раскрепощённым – ау, либералы всех рас и мастей – где вы?! – а неразвитым и инфантильным!  Опять вспоминается о двойной морали и пресловутом:  «Quod licet Jovi, non licet Bovi » 
Мне самой фильм всегда нравился, как нравится последний тёплый день уходящего лета в уже наступающей осени: в нём чувствуется горечь: да, ещё тепло, в последний раз тепло, но близится безвременье холода,  пустоты и тьмы…. Так и в Иронии: Двое, в прощальном приступе молодости – зрелости, перед лицом неумолимой  надвигающейся    старости. На излёте, успев    на миг схватить удачу за хвост, они  на  краткость вспышки молнии выхватывают и свою толику счастья и неодиночества…..Но эта история отличается о  других историй и чем-то напоминает совсем несказочные  сказки Ганса Христиана Андерсена.   Двое счастливых людей, и их отражение или противоположность – двое несчастных. Ставших ещё более одинокими из-за того, что были слишком близки к вожделенной  цели, и уже почти познавших  каково на вкус счастье, почти… Но! но…..не сложилось, и, возможно и не сложится…«Почему?» - спросите вы…Да, потому что так устроена жизнь, и  «  не  всегда хорошие люди бывают счастливы…..»…И дело не в инфантильности или в чём-то ещё…
Просто – каждому своё, но не всегда человек отдаёт себе отчёт, ЧТО является для него СВОИМ, а что …нет….Просто….очень просто…..


Рецензии
Поскольку автор пишет очень тёплую ст. о творчестве Рязанова, то мнений своих не выскажу. Умолчу лучше, а то ведь выйдет, что я в результате проф.деформации, одни гадости собираю.

Фильмы Рязанова это ведь целая эпоха - наша эпоха. Да, там есть что критиковать. Идеала вообще не существует.
А представьте себе совр. версию событий изложенную в "Служебном романе"
Нет, не повтор, а именно современную.
Карьерист лезущий наверх через постель начальницы. Жуть и пошлятина.
А в фильме Рязанова этого не чувствуется и не потому, что нельзя, а потому, что аморально.
Тогда было аморально, а сейчас - нет уже.
Спасибо за статью.

С уважением.
Особист.

Добрый Особист   15.10.2018 17:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Добрый Особист!

На мой взгляд, можно высказывать любое мнение, ну, хотя бы потому что мы для этого и пишем здесь и на других форумах и ресурсах - чтобы узнать другую точку зрения, отличную от собственной.

К Рязанову у меня сложное отношение в основном из-за последних публичных высказываний, где он позволял себе даже обсценную лексику (и это-то представитель культуры и искусства!!!), когда говорил о том, как ему не давали творить, как зажимали.

Кроме того, я провела своё "расследование" творческого наследия режиссёра, и кое-что заметила. К примеру, что наиболее романтичные и добрые истории были сняты в соавторстве с Эмилем Брагинским, и очень отличаются от сольного режиссёрского почерка.

Честно говоря, сам фильм "Ирония судьбы" с самого детства всегда вызывал у меня двойственное чувство: история сказочно хороша, но почему она "ногами" упирается в ложь, и по сути в измену? С возрастом я поняла, что в жизни, очень сильно отличающейся от сказки не всё так просто и однозначно, и, именно это и делает грустную сказочную комедию или по-Моцартовски - светлую грусть, почти что реальной историей. В которой вместе со счастливой встречей есть ещё и горечь и пустота поражения.

И что-то очень похожее происходит и в другой картине Рязанова-Брагинского, в их "Служебном романе".
Низкий поступок приводит к настоящему неподдельному чувству, и герой, которого мы видим в конце фильма - это уже ни тот Новосельцев - затюканный вечным безденежьем и бытом - папа-одиночка - это глубокая личность, одухотворённая любовью.

Хотела бы Вам заметить, что современные деятели сняли "СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН. НАШЕ ВРЕМЯ", прямо как Вы и написали "Карьерист лезущий наверх через постель начальницы. Жуть и пошлятина." Вот именно так без полутонов и нюансов! Смотреть это невозможно.

А я в очередной раз задумалась: может, для того чтобы снимать, писать, рисовать - действительно нужна цензура, ну, не всегда ведь художник обладает собственным внутренним цензором, под названиями: такт, чувство меры, совесть. Вот именно тогда и появляются внешние "рамки", огораживающие нас, зрителей от этой самой жути и пошлятины, и дающие художнику возможность поговорить о чём-то, не прямо, не "в лоб".

Может поэтому с конца восьмидесятых годов г. Рязанов и не снял ничего по уровню приближающемуся к той же "Иронии...." или "Служебному роману" - ведь всё было позволено и разрешено, не осталось ничего запретного и завуалированного, а ведь иногда должен быть флёр тайны, какой-то недосказанности, чего-то что....Ну, этого уже совсем другая история.

Огромное спасибо за возможность обменяться мнениями в поисках истины!

Юлия Баяндина   15.10.2018 18:27   Заявить о нарушении
Вы сами сказали то, что мог бы сказать я, но белее мягко. Видимо в фильмах Рязанова была большая доля Брагинского.
А цензура... Да пожалуй. Эти творцы не создали ничего значимого - увы - без этих самых рамок.
Безобразное кривляние и плохая режиссура в последних фильмах того же самого Рязанова - лишнее тому доказательство.
Или Гайдай с его "Дерибасовской"
А это что сейчас... "Наш ответ Голливуду" - да Голливуд с нами не разговаривает, чтобы мы ему отвечали.
Советское кино убили - нового не родили.

С уважением.

Добрый Особист   15.10.2018 18:48   Заявить о нарушении
Полностью согласна.

А в Голливуде дела не лучше, разве что фантик поярче, да начинка послаще! А суть та же: жвачка.

Знаете, после того, как в очередной раз попыталась посмотреть современный российский фильм у меня возник вопрос: ну что ни так? Незатейливая какая-нибудь историйка - и всё! Полное ничто. Через пять минут выветривается из головы совершенно.
Потому что нет правды, потому что нечего сказать, и как итог эрзац, а не хорошее кино.

Юлия Баяндина   15.10.2018 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.