Каждому - своё или Ирония судьбы посторонним вход
Однако, критиканы, в каких только смертных грехах не упрекали и упрекают вот уже …..много-много лет и….: сам фильм, и персонажей, и строй, точнее – общественно-экономическую формацию – режиссёров, актёров, да, что греха таить – и нас – зрителей!
А мне очень и очень хотелось бы понять, в чём заключается «преступление» картины… Как и значение термина «инфантилизм», который столь щедро раздаётся направо и налево рецензентами, будто бы прикалывающими им словно бабочек, персонажей, лишая их жизни – характера и индивидуальности, что для героя, значительно хуже смерти.
Люди среднего возраста обвиняются в нём, в одном из смертных грехов, именно на том основании, что они не смогли, по тем или иным причинам, устроить свою личную жизнь, хотя замечу в скобках: с точки зрения критиков – любого рода неудачники – всегда инфантильны…. И, тем не менее, человек, не выстроивший свою жизнь по неким усреднённым лекалам и схемам, то есть, свободный от стереотипов и шаблонного мышления, называется вдруг: не свободным, и духовно раскрепощённым – ау, либералы всех рас и мастей – где вы?! – а неразвитым и инфантильным! Опять вспоминается о двойной морали и пресловутом: «Quod licet Jovi, non licet Bovi »
Мне самой фильм всегда нравился, как нравится последний тёплый день уходящего лета в уже наступающей осени: в нём чувствуется горечь: да, ещё тепло, в последний раз тепло, но близится безвременье холода, пустоты и тьмы…. Так и в Иронии: Двое, в прощальном приступе молодости – зрелости, перед лицом неумолимой надвигающейся старости. На излёте, успев на миг схватить удачу за хвост, они на краткость вспышки молнии выхватывают и свою толику счастья и неодиночества…..Но эта история отличается о других историй и чем-то напоминает совсем несказочные сказки Ганса Христиана Андерсена. Двое счастливых людей, и их отражение или противоположность – двое несчастных. Ставших ещё более одинокими из-за того, что были слишком близки к вожделенной цели, и уже почти познавших каково на вкус счастье, почти… Но! но…..не сложилось, и, возможно и не сложится…«Почему?» - спросите вы…Да, потому что так устроена жизнь, и « не всегда хорошие люди бывают счастливы…..»…И дело не в инфантильности или в чём-то ещё…
Просто – каждому своё, но не всегда человек отдаёт себе отчёт, ЧТО является для него СВОИМ, а что …нет….Просто….очень просто…..
Свидетельство о публикации №216010400760
Фильмы Рязанова это ведь целая эпоха - наша эпоха. Да, там есть что критиковать. Идеала вообще не существует.
А представьте себе совр. версию событий изложенную в "Служебном романе"
Нет, не повтор, а именно современную.
Карьерист лезущий наверх через постель начальницы. Жуть и пошлятина.
А в фильме Рязанова этого не чувствуется и не потому, что нельзя, а потому, что аморально.
Тогда было аморально, а сейчас - нет уже.
Спасибо за статью.
С уважением.
Особист.
Добрый Особист 15.10.2018 17:02 Заявить о нарушении
На мой взгляд, можно высказывать любое мнение, ну, хотя бы потому что мы для этого и пишем здесь и на других форумах и ресурсах - чтобы узнать другую точку зрения, отличную от собственной.
К Рязанову у меня сложное отношение в основном из-за последних публичных высказываний, где он позволял себе даже обсценную лексику (и это-то представитель культуры и искусства!!!), когда говорил о том, как ему не давали творить, как зажимали.
Кроме того, я провела своё "расследование" творческого наследия режиссёра, и кое-что заметила. К примеру, что наиболее романтичные и добрые истории были сняты в соавторстве с Эмилем Брагинским, и очень отличаются от сольного режиссёрского почерка.
Честно говоря, сам фильм "Ирония судьбы" с самого детства всегда вызывал у меня двойственное чувство: история сказочно хороша, но почему она "ногами" упирается в ложь, и по сути в измену? С возрастом я поняла, что в жизни, очень сильно отличающейся от сказки не всё так просто и однозначно, и, именно это и делает грустную сказочную комедию или по-Моцартовски - светлую грусть, почти что реальной историей. В которой вместе со счастливой встречей есть ещё и горечь и пустота поражения.
И что-то очень похожее происходит и в другой картине Рязанова-Брагинского, в их "Служебном романе".
Низкий поступок приводит к настоящему неподдельному чувству, и герой, которого мы видим в конце фильма - это уже ни тот Новосельцев - затюканный вечным безденежьем и бытом - папа-одиночка - это глубокая личность, одухотворённая любовью.
Хотела бы Вам заметить, что современные деятели сняли "СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН. НАШЕ ВРЕМЯ", прямо как Вы и написали "Карьерист лезущий наверх через постель начальницы. Жуть и пошлятина." Вот именно так без полутонов и нюансов! Смотреть это невозможно.
А я в очередной раз задумалась: может, для того чтобы снимать, писать, рисовать - действительно нужна цензура, ну, не всегда ведь художник обладает собственным внутренним цензором, под названиями: такт, чувство меры, совесть. Вот именно тогда и появляются внешние "рамки", огораживающие нас, зрителей от этой самой жути и пошлятины, и дающие художнику возможность поговорить о чём-то, не прямо, не "в лоб".
Может поэтому с конца восьмидесятых годов г. Рязанов и не снял ничего по уровню приближающемуся к той же "Иронии...." или "Служебному роману" - ведь всё было позволено и разрешено, не осталось ничего запретного и завуалированного, а ведь иногда должен быть флёр тайны, какой-то недосказанности, чего-то что....Ну, этого уже совсем другая история.
Огромное спасибо за возможность обменяться мнениями в поисках истины!
Юлия Баяндина 15.10.2018 18:27 Заявить о нарушении
А цензура... Да пожалуй. Эти творцы не создали ничего значимого - увы - без этих самых рамок.
Безобразное кривляние и плохая режиссура в последних фильмах того же самого Рязанова - лишнее тому доказательство.
Или Гайдай с его "Дерибасовской"
А это что сейчас... "Наш ответ Голливуду" - да Голливуд с нами не разговаривает, чтобы мы ему отвечали.
Советское кино убили - нового не родили.
С уважением.
Добрый Особист 15.10.2018 18:48 Заявить о нарушении
А в Голливуде дела не лучше, разве что фантик поярче, да начинка послаще! А суть та же: жвачка.
Знаете, после того, как в очередной раз попыталась посмотреть современный российский фильм у меня возник вопрос: ну что ни так? Незатейливая какая-нибудь историйка - и всё! Полное ничто. Через пять минут выветривается из головы совершенно.
Потому что нет правды, потому что нечего сказать, и как итог эрзац, а не хорошее кино.
Юлия Баяндина 15.10.2018 19:31 Заявить о нарушении