Время чтить и время читать

          
Ответ на статью А. Герасимова «Почему сейчас мало читают?»

В выше названной статье наряду с многими интересными нетривиальными мыслями присутствует и немало спорных. А именно: невозможно согласиться с мнением автора насчёт места и роли классической русской литературы в деле воспитания подрастающего поколения.
В этой статье я не буду особенно касаться ассортимента полок советских книжных магазинов, потому что дело, на мой взгляд, не в них, а в других, гораздо более важных вещах.
Первый вопрос, который у меня возник после прочтения статьи А. Герасимова, был такой: почему в конце XIX - начале ХХ веков произведения титанов русской классики способствовали воспитанию революционеров, а в советские застойные времена плодили смердяковщину? Был у Достоевского в «Братьях Карамазовых» явно отрицательный персонаж Смердяков, который говаривал: «Я всю Россию ненавижу... я не только не желаю быть военным гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с... В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, как бы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки». Так и вспоминаешь перестроечные сетования о «тойотах», на которых бы мы ездили, о баварском пиве, которое бы мы пили, если бы нас победил Гитлер. Вся перестройка и всё то, что последовало за ней - это торжество лакея Смердякова. Ибо капитализм для Смердяковых - самое то, что надо.
Таким он оказался живучим, этот лакей Смердяков! А ведь жил в России наряду с революционерами-разночинцами во второй половине XIX столетия. Да и в начале ХХ-го тоже жил. Но только те, кто прикасались к Достоевскому тогда, начинали его ненавидеть и в себе, и в обществе. На борьбу со смердяковщиной поднимались... А в результате оказывалось, что эта борьба ведёт к изменению всего общественного строя. Потому что Смердякова в рамках феодально-капиталистической реальности царской России победить было невозможно. Плодились смердяковы в ней, как плодятся черви в гниющих продуктах.
Вот и в разваливающемся СССР, как черви, расплодились смердяковы, но только бороться с ними оказалось некому. Стоит разобраться: почему?
Не претендуя дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, остановлюсь на кое-каких моментах, облегчающих его поиски.


1. От общего к частному

Общественное бытие, другими словами, объективная реальность, всегда диалектична. Будучи обусловлена способом производства, она состоит из множества явлений и процессов, которые находятся в постоянном движении, видоизменении, взаимосвязи, взаимопереходах и взаимопревращениях. Одно и тоже явление может одновременно нести и пользу, и вред. В основании счастья часто лежит несчастье, и - наоборот. Недаром же существует поговорка: «Не было бы счастья, так несчастье помогло». В этой связи стоит вспомнить слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте: «Посредством зла я сотворяю благо».
Но сознание человечества, обуславливаемое ограниченным узкоспециализированным бытием, в основном, метафизично, т.е. всех этих сложных движений, взаимоизменений и причинно-следственных цепочек оно не видит, воспринимая реальность как ряд ничем не связанных фактов, одни из которых хороши, а другие дурны. Причём то, что хорошо для одного человека, обычно бывает дурно для другого, и - наоборот.
Налицо противоречие между диалектичностью бытия и метафизичностью сознания, вынужденного жить и действовать в условиях этого бытия.
На протяжении тысячелетий вся борьба за изменение общественного строя, по сути - одна большая попытка разрешения этого противоречия. Надо сказать, пока безуспешная. Диалектическое бытие почему-то постоянно создаёт условия для воспроизводства метафизического типа сознания, а метафизическое сознание почему-то всё время восстает против этих условий, желая их поменять на более человечные, т.е., очевидно, такие, которые преобразуют его в диалектическое. Другими словами, человек хочет познать мир, в котором живёт, и научиться им управлять. Но чтобы управлять, надо предвидеть развитие событий и понимать, что к чему ведёт, и что из чего проистекает, т.е. быть чуть-чуть лучшим диалектиком, чем мир. Прямо какой-то Гордиев узел противоречий! Но разрубить его нельзя - зряшное отрицание получится. Надо только развязать. Маркс-то правильно заметил, что «все философы так или иначе объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы его изменить».
В перипетиях этого противоречия, как в силках, бьётся всё человечество, независимо - хочет оно этого или нет, осознаёт или не осознаёт.
Какую же роль во всех этих попытках и трепыханиях играет литература и искусство? В первую очередь, - роль зеркала общественных отношений. А на зеркало, как известно, «неча пенять, коли рожа крива». Чем масштабнее талант писателя или художника, тем более точным отражением реальности будут создаваемые ими зеркала, тем более правдивы и всеобъемлющи будут отражения в них. Говоря о Толстом и Достоевском, мы имеем дело с создателями зеркал высочайшего уровня и качества. Каждый художественный образ, действующий в их произведениях - это концентрированная и фокусированная общественная тенденция, данная в перспективе своего развития.
Однако личности самих писателей при рассмотрении этих зеркал не являются величинами значимыми, т.е. необходимыми для познания отображаемой ими объективной реальности. Читая их, надо изучать созданное ими зеркало, но не личность писателя как совокупность общественных отношений. Понятно, что они в этом смысле являются хотя и лучшими, но продуктами своего времени, не более того. Также нельзя от них требовать диалектического понимания воссоздаваемой ими реальности. Отображать - не значит понимать, тем более, знать рецепты изменения отображаемого.
Меня могут спросить, почему этого нельзя требовать? Требовать-то можно, но толку от этого не будет никакого, потому что, как сказано выше, все писатели и художники - дети своего времени. И поскольку время это воспроизводит сознание, ограниченное формальной логикой, то, как бы ни был гениален писатель или художник, он сможет лишь слегка, и то не всегда, преодолевать рамки этой логики. Быть «зеркальных дел мастером» - не значит быть диалектиком. Отсюда и тютчевское: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Так что ни Толстой, ни Достоевский не могли предугадывать, они творили великолепные зеркала, которые будут годны к изучению до тех пор, пока будет существовать общество, построенное на разделении труда, т.е. классовое общество. Интерьеры, костюмы и манера выражать свои мысли имеют значение разве что в историческом аспекте, но суть общественных отношений - не в них, а в самих людях.
Но помимо писателя, который создает зеркала общественной жизни, существует ещё и читатель, который пытается в этих зеркалах что-то разглядеть. Зеркало может иметь высочайшую отражательную способность, как в случае с Толстым и Достоевским, а восприятие читателя, то ли в связи с недостаточной образованностью, то ли по каким-то иным причинам, может быть не на высоте. И тогда читатель в этом зеркале узрит ровно столько и так, сколько и как позволяет ему его уровень восприятия, и всё, что его обуславливает.


2. Читатели конца XIX - начала ХХ веков и молодёжь советского застоя

А теперь более детально рассмотрим условия, в которых читали Толстого и Достоевского два совершенно разных поколения людей.
Вторая половина XIX - начало ХХ веков. Россия задыхается в тисках самодержавия, сдерживающего не только развитие капитализма, но и развитие общественной мыс-ли. Всё молодое и жизнеспособное дышит революцией. Общество напряжённо ищет вы-ход из сложившегося тупика.
Достоевский, приговоренный царизмом к смертной казни за свою, на то время революционную, деятельность, запрещён. Его произведения странствуют по молодым умам в рукописных списках. Толстой в начале ХХ века предан церковью анафеме. Сейчас мало кто понимает, что это за собой влекло. Но последствия церковной анафемы на социальном поприще были очень серьёзными. Человек, преданный анафеме, приравнивался к изгою. А людей, которые его читали или даже просто относились к нему с должным уважением, ждали серьёзные неприятности. Проиллюстрирую это случаем из жизни моей бабушки, который произошел с ней, когда она ещё была ученицей женской гимназии в г. Херсоне. На "законе божьем" священник назвал Толстого "Лёвкой Толстым". Гимназистка, ставшая впоследствии моей бабушкой, встала и поправила его: "Не Лёвка Толстой, а Лев Николаевич Толстой". Сейчас это может показаться мелочью, а тогда это был поступок высочайшего гражданского мужества, который вызвал настоящую бурю. На замечание бабушки священник потребовал, чтобы она прилюдно, перед всем классом отреклась от своих слов. Но отрекаться она отказалась. Тогда он потребовал её исключения из гимназии с волчьим билетом «за кощунство и святотатство». И перед директором заявил, что пока она не исключена, он порог гимназии не переступит. «Всё смешалось в доме Облонских». Гимназия гудела. Все спорили, ссорились, спешили выразить своё мнение по этому поводу. Одни сверстницы подходили к бабушке и жали ей руку, другие - злорадно хихикали в спину и тыкали пальцами, третьи - вслух порицали, а тайком подходили и выражали сочувствие. Мнения преподавателей разделились: кто-то поддержал требование священника, кто-то стал защищать бабушку. Гимназия подала документы на её отчисление. Но... церковник чуть-чуть не подрассчитал - отец бабушки был попечителем всех гимназий в Херсонской губернии и вообще одним из самых авторитетных граждан города. Спустя какое-то время в гимназии закон божий стал преподавать другой священник, который уже был более осторожен в выражениях. Чувствуете масштаб?! Поп неминуемо знал, кем был отец моей бабушки, но пошёл на этот конфликт - и при этом был уверен, что победит, иначе бы не пошёл. А представьте, если б отец бабушки был каким-то мелким чиновником - «раздавили бы гадину» (т.е. мою бабушку) и не заметили бы! А когда юношу или девушку заставали за чтением «толстовской ереси»?! - мало не покажется.
Над обоими писателями тогда светился ореол мучеников за идею. А этот ореол наиболее притягателен для молодых, становящихся людей, особенно, когда эти люди жаждут революционной бури. Итак, с одной стороны, были писатели, отвергаемые системой, а с другой - читатели, настроенные на революцию, то есть во всём, в первую очередь, видящие революционный протест и презирающие всех, кто этого протеста не понимал и не желал. Другими словами, - смердяковых и иже с ними.
А с третьей стороны, т.е. со стороны государства, на произведения этих писателей был наложен строжайший запрет. Их не то что не изучали в гимназиях и лицеях, за чтение подобной литературы можно было запросто из этих заведений вылететь с «волчьим билетом» в зубах. Понятно, что в этих условиях никаких хрестоматий, предписывающих так или иначе трактовать тот или иной образ, не было и в помине. Читатель читал и воспринимал писателя, как говорится, от сердца к сердцу, а не через посредство заранее навязанных установок и оценок литературной критики.
Запрет подхлёстывал интерес молодых читателей, заставлял видеть и выделять в изучаемых зеркалах именно революционную тенденцию. Хотя в них, несомненно, была не только она. Зеркало, оно на то и зеркало, чтоб отражать все, имеющиеся в общественном бытии, тенденции. А читатель уж сам решает: как оценивать ту или иную тенденцию, какой из них следовать и т.д. Но к этому моменту мы ещё вернёмся чуть ниже.
А теперь необходимо бегло рассмотреть комплекс условий, сопутствующих чтению Толстого и Достоевского в 60 - 80-х годах прошлого столетия.
Ситуация в корне изменилась. Начиная с начала 60-х годов прошлого столетия, Советское общество медленно, но уверенно под лозунгом: «Вперёд - к победе коммунизма!» ползло к реставрации капитализма. Тогда  ещё никто не понимал, что метафизичность общественного сознания никоим образом не мешает обществу функционировать по законам диалектики. Партийная бюрократия поначалу превратилась в замкнутую привилегированную прослойку, а затем потихоньку стала готовить почву для своего перехода в класс новой буржуазии. В народе нарастали мещанские потребительские настроения. Политическая мысль и активность работала только по разнарядке секретарей по идеологии в строго указанном ими направлении. Молодые люди устремлялись уже не к революции, а на танцплощадки или в погоню за длинным рублём. На что они со своими устремлениями могли обратить внимание в первую очередь, изучая отображенную в зеркалах, созданных Толстым и Достоевским, реальность? У Толстого - на балы и приёмы в высшем свете, на личные перипетии героев, у Достоевского - на умствования неудовлетворённого жизнью интеллигента.
Изменился и общественный статус писателей. Из двух запретных маяков они превратились в общепризнанные мировые величины. Их изучали вдоль и поперёк, их трактовали все, кому не лень (понятно, что так, как хотели и считали удобным), их передёргивали, их использовали, как истину в последней инстанции. Бунтарский дух молодёжи чаще всего отвергает всё общепризнанное и официально разрешенное, поэтому говорить о том, что Толстой и Достоевский воспитывали молодёжь 60-80-х, не совсем правильно. Вернее, совсем неправильно. Сладок всегда только запретный плод. И молодёжь тех лет воспитывали именно запрещённые тогда писатели - Солженицын со своим «Архипелагом ГУЛАГом», Пастернак с «Доктором Живаго», Варлам Шаламов с «Колымскими рассказа-ми», поэт Бродский и т.д. Безусловно, они обильно цитировали Достоевского и Толстого, но ведь и Ленина с Марксом тогда было принято цитировать направо и налево, однако, это почему-то никого не воспитывало. Цитаты попросту вырывались из контекста, передёргивались и выстраивались в таком порядке, который был удобен начётчику для проведения своей субъективной линии. Вот к этим «отцам новой русской демократии» и следует предъявлять претензии за взращённую смердяковщину. А Толстой и Достоевский к тому времени уже давно были в статусе «безобидных икон» - их изучали в школе, потому что так надо, чаще всего, не читая самих произведений, по хрестоматийной критике, которую утверждал идеологический отдел ЦК КПСС.
А идеологический отдел ЦК тогда уже больше всего беспокоился о своем статус-кво и о том, чтобы «не было войны». Ну, и классиков, как марксизма, так и художественной литературы трактовал в рамках этих своих интересов. Кстати, на обеспечение именно этих интересов работали и полки книжных магазинов. То, чем заполнены полки магазинов, читать явно не интересно. А если оно ещё и стоит по 3 копейки, так вообще - на что только бумагу переводят! Другое дело, когда надо бегать, макулатуру сдавать, днём с огнём искать, - тогда получаешь сплошное удовольствие. Так что помимо антисоветчиков молодёжь тогда воспитывала ещё и литература для отдыха, а она, как известно, разная по содержанию бывает. Что воспитала, мы можем наблюдать уже в течение 20 лет.


3. Как правящий класс может заставить смотреть в зеркало и видеть то, что угодно ему?

Для правящего класса - это вопрос вопросов. Ответ на него ищут идеологи этого класса уже много столетий. Ищут ощупью, совершая ошибки и просчёты. Правда, выводы из этих своих ошибок и просчётов делают почти всегда верные. Ещё бы - ведь в этом случае срабатывает инстинкт самосохранения! Подвергать преследованиям писателей пробовали - плохо получается - они тут же становятся кумирами. Запрещать их произведения? Так они, наоборот, становятся чертовски популярны! Подкупать? - Да, частично можно. «Частично» потому, что не все продаются. Вечно находится пара-тройка «фанатиков» - и потом - хоть «караул» кричи.
Во второй половине ХХ века нашли, наконец. Устроили некое подобие королевства кривых зеркал, где тех, кого не следует читать во имя безопасности «элиты», превращают в бесполезную общепринятость, а тех, кого следует, запрещают, но так, чтобы при желании всегда можно было достать их книги. А неподкупных фанатов нейтрализуют не гонениями, а отсутствием средств, завесой молчания и пёстрым разнообразием дешевенькой по содержанию, но очень дорогой по стоимости литературы. Попробуй, разберись - где оно настоящее зеркало, отражающее объективное общественное бытие, а где подложное, отражающее лишь убогий внутренний мирок своего хозяина? Не так-то просто! При этом детей с детства учат не мыслить, а трактовать по заранее заготовленному и, понятно, безопасному для власть имущих шаблону. С расчётом на то, что шаблонные стандартизированные люди разобраться вообще ни в чём и никогда не смогут.
А ведь начали по шаблону учить именно тогда - в 60 - 80-е годы!
Проиллюстрирую, как это было, случаями из своей жизни.
Все школьные программы тогда были тщательно разработаны (не то, что сейчас) и утверждены министерством образования. Программы по гуманитарным наукам, таким, как история, обществоведение, литература, помимо этого были утверждены ещё и идеологическим отделом ЦК. Так что линия в них проводилась единая. Но на то время она уже была призвана проводить в умы молодёжи не мнение писателей по тому или иному во-просу, а их трактовку, выгодную правящей верхушке. Непосредственно в школе всё зависело от учителей: с огоньком или без, они вкладывали в подрастающее поколение утверждённое сверху видение предмета. У меня учительница по литературе была, как говорится, далеко не худший вариант. Так что все выше перечисленные факторы свидетельствуют в пользу того, что мои частные воспоминания являются отражением всеобщей тенденции в преподавании литературы.
Итак. Плодом изучения каждого писателя являлось сочинение (а иногда и два) по той или иной теме, затронутой в его произведении. Формально всегда призывали читать не критику, а само произведение. Но реально учебный процесс был настолько насыщен, что прочесть в период изучения «Преступление и наказание», а, тем более, «Войну и мир» было попросту невозможно по времени. И большинство советских школьников ограничивалось чтением хрестоматии. И потом их сочинения представляли собой слегка видоизменённые тексты из этой хрестоматии, в которой всё было разложено по полочкам: кто хороший, кто плохой, на кого равняться, кого ругать и т.д. Были среди советских школьников и такие, которые не читали ни произведений, ни критики на них, они ходили в двоечниках. Но речь сейчас не о них.
Я и в детстве была трудно управляемым ребёнком, а в подростковом возрасте стала совсем безбашенной - заставить меня сделать что-то против моего желания не могли ни родители, ни школа, ни сверстники - это было попросту невозможно. Так вот, хрестоматию я упорно читать не хотела, конечно, не из высоких идейных соображений, а просто душа почему-то к ней не лежала. А произведения классиков в моём сердце находили живой отклик, и я их глотала запоем. Мои итоговые сочинения всегда были лучшими в классе, но при этом совершенно непредсказуемыми с точки зрения кем-то утвержденных или общепринятых стереотипов. С олимпиадами всегда всё складывалось таким образом, что мои сочинения туда не попадали - не то чтобы их не отправляли, а так: то забывали, то не успевали, то что-то ещё. Если учесть, что учительница часто говаривала мне, что, когда я сдаю ей своё сочинение, она ощущает себя на пороховой бочке, то все эти забывания и неуспевания легко понять.
Так, например, в своем сочинении по «Преступлению и наказанию» я доказала, что Раскольников был прав не в своем непосредственном, в тех условиях абсолютно бессмысленном, действии, но в своих духовных исканиях, направленных на изменение гнусного общественного порядка. К слову заметить, что и основной типаж, которому мил этот гнусный порядок, он определил правильно. Ведь старуха процентщица и лакей Смердяков - персонажи, можно сказать, родственные. Правда, не с них надо начинать изменение общественного строя... Но это мы сейчас такие умные, а Раскольников-то этого не знал, он, как и передовая революционная мысль того времени, ещё метался в поисках выхода!
Учительница на уроке о моём сочинении не сказала ни слова, только попросила меня подойти к ней после уроков. Я подошла. На меня, естественно, обрушился поток уговоров и сетований, вот, какого порядка: «Ты играешься с огнём, потому что не понимаешь, что с таким сочинением тебя и на порог института не пустят. Ты талантливая девочка, а будущее себе испортишь - и всё. Если бы в районо увидели это твоё сочинение, меня бы с работы уволили. Ты думай себе, как хочешь, но пиши, пожалуйста, так, как надо». «Кому надо?» - тут же спросила я в ответ, но учительница ничего не ответив, лишь устало махнула рукой: «Ну, как тебя вразумить, горюшко ты луковое?!»
Похожий эпизод случился и после сочинения по Толстому, тема которого звучала примерно так: «Сравнительная характеристика Платона Каратаева и Тихона Щербатого». Критикой предписывалось христолюбивого, всему покорного непротивленца Платона Каратаева считать собирательным образом всего русского народа и стенать над его широко раскрытыми голубыми глазами, устремлёнными в небо, когда он умер во французском плену. А Тихона Щербатого, который опускал на головы французов дубину народной войны, надо было по-отечески журить за злой огонь в глазах и за чрезмерную непримиримость. Я написала по-другому. Тихон у меня был борцом за независимость своей Родины, и его непримиримость к врагу спасала жизни тысячам соотечественников, а Платон был никчемной амёбой, скрывающей свою никчемность за идеей всепрощения и миролюбия. Когда вокруг война, миролюбие не уместно. Не был бы таким миролюбцем, так не погиб бы при дороге бесплодно, как осенний лист, а грохнул бы нескольких французиков, да и сбежал бы в партизанский отряд к Денису Давыдову, где Тихон сражался. А там, если б и погиб, так с пользой для дела.
Понятно, что после этого сочинения обращённая ко мне речь учительницы была примерно такой же, как после моего опуса по Раскольникову.
Так кто же виноват, что из застойного поколения выросло племя смердяковых, старух процентщиц и, в лучшем случае, - каратаевых? Толстой ли с Достоевским? Или же какие-то иные нехорошие люди? Или, может, даже не люди, а какие-то, скрытые от глаз процессы, происходящие в недрах общества?


4. И снова - к общему

Объективная реальность, развивающаяся по законам диалектики, постоянно творит с метафизическим сознанием всякие интересные фокусы. Когда, например, в обществе начинают набирать силу процессы, ведущие к слому отжившего уклада, в зеркалах общественной жизни, созданных писателями и художниками, люди, прежде всего, видят и положительно оценивают именно те образы и фрагменты, которые являются выразителями именно этих процессов и тенденций. И наоборот - когда общество движется к реставрации отжившего уклада, сознание большинства начинает сочувственно относиться к тем персонажам, которых раньше, на революционном витке, глубоко презирало и ненавидело.
Сейчас образ мыслей и действий, свойственный лакею Смердякову, - явление массовое, а потому общественным мнением положительно оцениваемое. Попробуй-ка сейчас докажи молодым людям, которые привыкли сызмальства мыслить и поступать, как Смердяков, что этот персонаж - воплощение подлости, гнусности и всяческой мерзости?! Да, для большинства из них он - положительный герой.
Но реальность меняется, изменения накапливаются, и революционные тенденции, независимо от нашего отношения к ним, вновь начинают набирать силу. И в один прекрасный день идеологи существующего порядка вещей возопят (уже вопят): «Маркс и Ленин снова становятся популярными, вновь читают Толстого и Достоевского - караул!»
Спокойно, господа! - Так надо. Процессы, происходящие на уровне базиса, вновь породили общественную необходимость в людях, воспитанных на Марксе, Ленине, Толстом и Достоевском. А это значит, что в обозримом будущем - конец и восхваляемому вами базису, и вам. Раз общество в массовом масштабе порождает старух процентщиц и Смердяковых, то неминуемо, как их антитезу, породит и Раскольниковых, непримиримых к врагам Тихонов Щербатых (а враги-то, они разные бывают: когда - внешние, а когда и - внутренние, классовые). А там и новый Ленин с целой армией своих братьев по духу к сроку подоспеет.
Только бы новым воспитанникам классиков научиться действовать в созданном вами королевстве кривых зеркал. Кривые зеркала - придумка, конечно, талантливая, но ведь и диалектику общественного развития не обманешь - она всё равно в нужном направлении вырулит, разве что не так быстро, как хотелось бы.
Есть, конечно, и альтернатива, возможная сейчас, но требующая от власть имущих высочайшего уровня осознания реальности. Это добровольный перевод всего общества к более справедливой системе отношений, в рамках которой на массовом уровне начнут воспроизводиться не старухи процентщицы и Смердяковы, а люди с активной гражданской позицией, способные мыслить и творить на благо Родины. Тогда и Раскольниковых с большевиками не потребуется, потому что общество своевременно начнёт разрешать возникающие на пути его развития противоречия. Только вот: окажутся ли способны те, у кого сейчас в руках механизмы преобразования существующей реальности, к действиям, соответствующим такому уровню осознания общественных процессов?

2010 г.


Рецензии
я потому и хочу написать исторический роман.вы сами в одном из предыдущих постов писали как важна литература для формирования сознания
общий план такой-современный шотландский или ирландский коммунист находит древнюю рукопись в которой описываются события которые разворачиваются в государстве кельтов-и в эпоху расцвета государства-когда был написан эпос Кухулин и в эпоху завоевания Римом

Татьяна Петрова 6   28.08.2019 19:32     Заявить о нарушении
Да, литература очень важна для формирования сознания. Нашедший рукопись не обязательно изначально должен быть коммунистом, но то, что должен быть археологом или историографом - это точно. А вот коммунистом он может стать в процессе изучения найденной рукописи, когда реалии древней жизни подтолкнут его к переосмыслению справедливости и разумности всех институтов общества. Так было бы ещё интереснее: роман в романе, где события происходят сразу в двух временных пространствах, и судьба человека начинает перекликаться с судьбой его древних предков.

Елена Киянка   28.08.2019 20:22   Заявить о нарушении
вот здорово спасибо за совет

Татьяна Петрова 6   29.08.2019 07:22   Заявить о нарушении
вообще кельтами меня заинтересовал реальный шотландский коммунист Роберт.он не историк а бывший шахтер организатор забастовочного движения .во времена Маргарет Тэтчер когда он был совсем юным он сумел добиться победы с помощью забастовки став в своем родном городке героем местного масштаба.он кстати учился в Москве на курсах русского языка при МГУ.

Татьяна Петрова 6   30.08.2019 08:18   Заявить о нарушении
попытаюсь в своем романе дать ответы на эти вопросы

И вот мы подходим опять к основному вопросу: как так могло получиться, что кельты
с более высокой ступенью гуманизма и организации были в итоге покорены и уничтожены существами, стоящими на более низкой ступени нравственного развития? И сразу возникает аналогия: ведь и СССР был уничтожен более низкой и низменной системой! Почему так получается? Ведь все эти истории говорят об одном: более высокий тип организации человеческого общества не устойчив к воздействию лжи, подлости и морального подонства. А как организовать справедливое общество, чтоб оно было устойчиво ко всем этим вызовам???

Татьяна Петрова 6   30.08.2019 08:20   Заявить о нарушении
вы в этой статье затронули вопросы литературы в средней школе.но история то время в школьной программе тоже была сильно кастрирована. можете даже открыть в интернете учебник истории тех лет-о кельтах вообще ни слова.о древней Спарте в основном только с позиций военной доблести обусловленной спартанским воспитанием.и ни слова о том что войны Афин со Спартой и кельтов с Римом были по существу войнами двух систем -коммунистической и олигархической

Татьяна Петрова 6   30.08.2019 08:28   Заявить о нарушении
Ну, реальность в романе может несколько отличаться от реальности конкретной личности. Для романа интереснее, чтоб человек пришел к коммунистическим взглядам и переосмыслил жизненные ценности по ходу соприкосновения с древней культурой, которая должна возжечь его дух. Интересно, когда по ходу повествования происходит трансформация сознания героев. Вот у Алексея Толстого в "Хождениях по мукам" образ Рощина потому самый сильный и запоминающийся. Он в ходе Гражданской войны проходит через жесточайшую ломку собственных ложных установок. Главная Гражданская война идет в его душе. И Катя его проходит через более тяжелые перипетии, чем её сестра. У Телегина и Даши всё просто: они изначально всё знают и всё понимают. В их душах Гражданской войны нет - она только в стране, вне их, а они принимают в ней участие на заранее выбранной правильной стороне. Но потому именно на Рощине и Кате лежит основная смысловая нагрузка романа. Через них показано, как новое общество побеждало в душах людей в то время. Потому вряд ли Вам стоит списывать художественный образ с реального человека полностью. Можно дать какие-то его личностные черты в описании, что будут совпадать, но самого героя своего романа стоит провести через гражданскую войну внутри собственной души. Тогда читатель будет вместе с ним проходить все испытания и приходить к его выводам через пережитый катарсис.
Насчет Спарты и преподавания в советской школе. Думаю, что тогда просто не было того понимания Спарты, что начинает появляться сейчас. Так же надо признать, что Пелопоннесская война привела к гибели и упадку Греции в целом. Я пришла к своим выводам насчет Спарты и Афин лишь после прочтения Плутарха уже в зрелом возрасте. А тогда считалось, что только то, что у нас, правильно и коммунистично, а все, что до нас - коммунистичным быть не может по определению. Но историческая мысль развивается, как и всё остальное. К тому же со времен Хрущева был принят на вооружение негодный принцип мирного сосуществования систем, что наложило свой отпечаток на все сферы жизни и в результате привело к краху социалистической системы. Я думаю, что главная проблема более высокого по качеству общества в его миролюбии и в заблуждении насчет возможности мирного сосуществования систем. Пока в мире существуют две антагонистические системы. Та, что более высокая и гуманная, должна жить на бивуаках: гуманизм должен быть направлен внутрь, а готовность побеждать коварного врага - вовне. И ни в коем случае нельзя воспитывать подрастающее поколение на принципе "лишь бы не было войны", как это делали в позднем Советском Союзе. Что такое Сталинская система? Это Спартанская система в условиях огромной страны, качественно иного уровня развития производительных сил и совершенно иной ступени теоретического осмысления мира и общества. Пока была она, новое общество строилось и побеждало, но стоило её отменить, более того, осудить, и общество покатилось на низшую ступень.

Елена Киянка   30.08.2019 11:33   Заявить о нарушении
Куда ни взглянешь, везде история кельтов погребена под тяжелыми камнями римской истории.Их истребление было частью хорошо продуманной политики. Римляне крепко заучили урок, который преподали им кельты Бренна в 390 г. до н. э.: «Горе побежденному!»В 390 г. кельтские племена под предводительством Бренна заняли земли возле города Клузия на Аппенинах, находившегося под римской протекцией. Опираясь на свою военную мощь, они потребовали у жителей выделения для себя плодородных земель. Естественно, клузианцам это не понравилось, и они запросили помощи в переговорах у Рима. Оттуда прибыли трое братьев Фабиев, не отличавшихся особой дипломатичностью, чьи действия вскоре привели к нападению на пришельцев и убийству одного из кельтских вождей. Такое поведение парламентеров было грубейшим нарушением установившегося на тот момент международного права. "Варвары” проявили к обычаям большее уважение, позволили Фабиям вернуться в Рим, и отправили туда собственную делегацию для разбора ситуации. В Риме посланники обнаружили, что нарушители не только не порицаемы, но и купаются во всевозможных почестях.

Столь наглое попрание закона возмутило кельтов, и они предприняли 80-километровый бросок от Клузия на Рим. Плутарх описывает этот поход следующим образом: «Вопреки ожиданиям, проходя, они никому не нанесли увечий, ничего не взяли с полей. Когда они шли мимо какого-либо города, то кричали, что идут в Рим, что их враги - только римляне и что они готовы стать друзьями всем остальным»римский мир обладал такой массой, что его гравитация затягивала культуры сателлитов на свою орбиту. Богатые и влиятельные представители варварского мира видели финансовые и политические выгоды в римской поддержке и начинали перенимать римские обычаи и архитектурный стиль, демонстрируя свою благонадежность. Те, кто не был богат, тоже стремились присоединиться к власть имущим. В результате те, кто противостояли господству Рима и пытались защитить традиционные ценности, вынуждены были бороться с двумя врагами – внешним и внутренним. Параллели с современным миром найти не трудно.Мировоззрение кельтов также было основано на знании естественных законов природы (не всегда очевидных) и следованию им, как в торжественных ритуальных церемониях, так и в ежедневных практических делах. В то время, как римляне проявили себя оккупантами не только в отношении соседних народов, но и окружающей среды, принимая во внимание лишь собственные прихоти, кельты были настоящими детьми природы. Они черпали в окружающем мире силы, но таким образом, чтобы не нарушить его гармонии. Осквернение или бессмысленное уничтожение дерева, особенно игравшего сакральную роль, было тяжким грехом. Да и божества кельтского пантеона - "живые”, не обитающие где-то в недоступных высях, а постоянно присутствующие рядом, участвующие в судьбах и князей, и простолюдинов. Тогда как для римлян религия, даже "официальная”, была почти бутафорским придатком государства. Они не вмешивались в отправление культов завоеванных народов, пока отводилось "Богу - богово, кесарю-кесарево”. В центре истинной их религии стоял идол золотого тельца

Татьяна Петрова 6   30.08.2019 20:46   Заявить о нарушении
мой роман будет написан в виде семейной саги-сейчас это очень популярный жанр.две вроде бы на первый взгляд не связанных с друг другом повести-в одной описывается жизнь современной Шотландии или Ирландии с позиций разных поколений -другая как бы найденная рукопись
1)дед главного героя историка-во время второй мировой войны на стороне советских войск.Сам он военный хирург и как многие европейские коммунисты тех лет пошел добровольцем.его разговоры с советскими однополчанами их споры и рассуждения о добре и зле.Он подумавает ходатайствовать о советском гражданстве но по семейным обстоятельствам не решается .Остается у себя на родине.Главной радостью и смыслом жизни стали внуки-самый любимый с детства хочет стать историком.Разговоры деда с внуком.Резкое улучшение условий жизни в странах золотого миллиарда.многие коммунисты из Европы считают что теперь то трудящиеся добились своего и стремится больше не к чему.поездка в Киев и Москву в брежневские времена в качестве туриста.впечатления от брежневского СССР-встреча с одним из однополчан.внук становится археологом находит рукопись на кельтском языке.рукопись это дневник одного выражаясь современным языком офицера госбезопасности государства кельтов.впечатления от поездки в Рим.рассуждения о разных системах выборе человека добре и зле.разоблачение предателей.победная военная кампания против римлян.правнуки автора дневника-государство времен упадка и морального разложения.Геноцид организованный Цезарем.движение сопротивления.

Татьяна Петрова 6   30.08.2019 21:00   Заявить о нарушении
План в целом хорош. Не хватает любви))) Надо бы, чтобы у внука, да и у его деда не плохо бы, через жизнь проходила какая-то драматическая история со встречами и расставаниями, с поисками себя, какими-то коллизиями. Кстати, в кельтской части романа тоже такое должно быть. Эти истории должны каким-то образом перекликаться.
Но самая сложность - это передать живо и ярко ту историческую эпоху, когда римляне завоевывали кельтов. Те нравы. Кстати, в ту пору Рим придерживался ещё довольно аскетических нравов (потому что вынужден был воевать). Роскошь и погрязание в похотях начало нарастать уже после Октавиана Августа, т.е. на рубеже н. э., когда сложилась Империя. Тот же Цезарь был аскетом, благодаря этому он победил в Гражданской войне с Помпеем. Период Цезаря - это период гражданской войны в Риме между теми, кто хотел сохранить Республику, и теми, кто хотел править единовластно. Цезаря-то, собственно, из-за этого и убили. Рим эпохи Гражданских войн хоть уже могуч, но очень не стабилен. На тот период припадает и восстание Спартака (период правления Сулы, который перед этим победил МАрия и устроил рескрипции его сторонникам, тем самым на некоторое время остановив гражданскую войну в Риме). Но в то время был ещё один интересный персонаж - Серторий, который, будучи сторонником Мария, решил отвоевать у Рима Испанию, чтоб она стала приютом для его друзей. Он создал уникальную армию, которая появлялась из ниоткуда и исчезала в никуда. Его смог победить лишь Помпей, и то при помощи подлого предательства ближайшего соратника Сертория. После Сулы начался период войн Цезаря и Помпея, в которых победил Цезарь (это ж оттуда "Рубикон перейден, мосты сожжены" - Цезарь шел как раз из Галлии в Рим, чтоб бороться за власть). В общем, надо Вам ту эпоху хорошенько прочувствовать, как с той, так и с другой стороны, чтоб всё было правдоподобно. Очень интересная эпоха. 1-я половина 1 века до н.э.

Елена Киянка   30.08.2019 22:02   Заявить о нарушении
да романтическая линия обязательно будет
многие ученые отмечая познания кельтов в математике и инженерном деле считают что они были в полшаге от изобретения парового двигателя то есть промышленная революция могла вспыхнуть на 2 тысячи лет раньше.кстати у кельтов была почему то не десятичная а двадцатичная система счисления.но инопланетян я в этот роман включать не буду иначе будет ералаш

Татьяна Петрова 6   04.09.2019 18:11   Заявить о нарушении
еще тема в моем романе о том что научно технический прогресс не должен опережать развития нравственности

Татьяна Петрова 6   04.09.2019 18:12   Заявить о нарушении
Сравним текст письма 1943 года с современной ситуацией:

Глубоко уважаемый Иосиф Виссарионович!
После долгих колебаний я наконец-то решил написать Вам это письмо. Его тема – советские дети.Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что в огромном своем большинстве они благородны и мужественны. Уже одно движение тимуровцев, подобного которому не существует нигде на земле, является великим триумфом всей нашей воспитательной системы. Но именно потому, что я всей душой восхищаюсь невиданной в истории сплоченностью и нравственной силой наших детей, я считаю своим долгом советского писателя сказать Вам, что в условиях военного времени образовалась обширная группа детей, моральное разложение которых внушает мне большую тревогу.

Хуже всего то, что эти разложившиеся дети являются опасной заразой для своих товарищей по школе. Между тем школьные коллективы далеко не всегда имеют возможность избавиться от этих социально-опасных детей.Около месяца назад в Машковом переулке у меня на глазах был задержан карманный вор. Его привели в 66-е отделение милиции и там оказалось, что этот вор-профессионал, прошедший уголовную выучку, до сих пор как ни в чем не бывало учится в 613-й школе!

Он учится в школе, хотя милиции отлично известно, что он не только вор, но и насильник: ещё недавно он ударил стулом по голове свою мать за то, что она не купила ему какой-то еды. Фамилия этого школьника Шагай. Я беседовал о нем с директором 613-й школы В.Н.Скрипченко и она сообщила мне, что он уже четвертый год находится во втором классе, попрошайничает, ворует, не хочет учиться, но она бессильна исключить его, так как РайОНО возражает против его исключения.Я не осмелился бы писать Вам об этом случае, если бы он был единичным. Но к сожалению, мне известно большое количество школ, где имеются социально-опасные дети, которых необходимо оттуда изъять, чтобы не губить остальных.

Вот, например, 135-я школа Советского района. Школа неплохая. Большинство её учеников – нравственно здоровые дети. Но в классе 3 «В» есть четверка – Валя Царицын, Юра Хромов, Миша Шаковцев, Апрелов, – представляющая резкий контраст со всем остальным коллективом. Самый безобидный из них Юра Хромов (с обманчивой наружностью тихони и паиньки) принес недавно в класс украденную им женскую сумочку.

В протоколах 83-го отделения милиции ученики этой школы фигурируют много раз. Сережа Королев, ученик 1-го класса «В, занимался карманными кражами в кинотеатре «Новости дня». Алеша Саликов, ученик 2-го класса «А», украл у кого-то продуктовые карточки. И т.д. и т.д. Стоит провести один час в детской комнате любого отделения милиции, чтобы убедиться, как мало эффективны те меры, которые находятся в распоряжении милицейских сержантов, – большей частью комсомолок 17-летнего возраста.

Комсомолки работают очень старательно, с большим педагогическим тактом, но вряд ли хоть один вор перестал воровать оттого, что ему в милиции прочитал наставление благородный и красноречивый сержант. Особенно смущают меня проявления детской жестокости, которые я наблюдаю все чаще. В Ташкентском зоологическом саду я видел 10-летних мальчишек, которые бросали пригоршни пыли в глаза обезьянкам, чтобы обезьянки ослепли. И одна из них действительно ослепла.

Мне рассказывали достоверные люди о школьниках, которые во время детского сеанса, воспользовавшись темнотою зрительного зала, стали стрелять из рогаток в актеров, – так что спектакль пришлось отменить. Но как бы я ни возмущался проступками этих детей, я никогда не забываю, что в основе своей большинство из них – талантливые, смышленые, подлинно-советские дети, которых нельзя не любить. Они временно сбились с пути, но ещё не поздно вернуть их к полезной созидательной работе.Для их перевоспитания необходимо раньше всего возможно больше трудколоний с суровым военным режимом типа колонии Антона Макаренко. Режим в этих колониях должен быть гораздо более строг, чем в ремесленных училищах. Основное занятие колоний – земледельческий труд. Во главе каждой колонии нужно поставить военного.
Для управления трудколониями должно быть создано особое ведомство, нечто вроде Наркомата Безнадзорных детей. В качестве педагогов должны быть привлечены лучшие мастера этого дела, в том числе бывшие воспитанники колонии Макаренко. При наличии этих колоний можно произвести тщательную чистку каждой школы: изъять оттуда всех социально-опасных детей и тем спасти от заразы основные кадры учащихся. А хулиганов – в колонии, чтобы по прошествии определенного срока сделать из них добросовестных, дисциплинированных и трудолюбивых советских людей!

Может быть, мой проект непрактичен. Дело не в проекте, а в том, чтобы сигнализировать Вам об опасности морального загнивания, которая грозит нашим детям в тяжелых условиях войны.Прежде чем я позволил себе обратиться к Вам с этим письмом, я обращался в разные инстанции, но решительно ничего не добился. Зная, как близко к сердцу принимаете Вы судьбы детей и подростков, я не сомневаюсь, что Вы, при всех Ваших титанически-огромных трудах, незамедлительно примете мудрые меры для коренного разрешения этой грозной проблемы.

С глубоким почитанием писатель К.Чуковский
Ул. Горького, 6, кв. 89.К-5-11-19

Татьяна Петрова 6   04.09.2019 18:16   Заявить о нарушении
Насчет того, что научно-технический прогресс не должен опережать уровень нравственного развития общества - абсолютно с Вами согласна! Насчет письма Чуковского к Сталину. Чуковский совершенно верно ставит вопрос: паршивые овцы не должны портить всё стадо. В СССР они-таки испортили - им позволили это сделать. Но сейчас ситуация в десятки раз хуже и страшнее. Если тогда на фоне войны была нищета и нехватка многих вещей, то сейчас паршивость спровоцирована зажратостью. Если проанализировать нынешних безбашенных и трудных подростков, можно убедиться, что подавляющее большинство из них дети состоятельных родителей. Родители за все их проделки расплачиваются, и паршивцы растут в атмосфере полной вседозволенности. Что ещё страшнее, потому что другие видят, что деньги и связи решают всё.

Елена Киянка   04.09.2019 18:42   Заявить о нарушении
Жуткая трагедия произошла в ночь на 19 апреля. Как пишут местные жители, неизвестные подожгли самодельный приют для бездомных животных. В результате поджога заживо сгорели 18 кошек. ЧП произошло в Тюменской области, в городе Заводоуковск.

«Ночью на ул. Мелиораторов в результате поджога, по предварительным данным, заживо сожжены 18 кошек! Это неслыханное зверство! Уцелевшие и пострадавшие кошки постепенно возвращаются на место своего проживания, но их дома там уже нет, все выжжено дотла», - пишет в социальных сетях Елена Белова.

Татьяна Петрова 6   05.09.2019 16:57   Заявить о нарушении
В мутном клубке сетевых троллей и хейтеров выросло новое, ежедневно пополняющееся сообщество — чайлд-хейтеров, или детоненавистников. Это они усердно атакуют злобными комментариями фото умиленных мамаш с чадами в соцсетях, хулиганят на форумах для беременных, дразнят кормящих и пишут гадости под объявлениями о сборе средств на лечение детей.

«МК» разбирался, кто такие чайлд-хейтеры, откуда они взялись и чем нам грозят?

фото: flickr.com
«Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?»

Чайлд-хейт (от англ. child-hate — «ненависть к детям») — условное название, объединяющее людей, испытывающих ненависть к детям. При этом чайлд-хейтеры совсем не обязательно чайлд-фри (те, кто не желает заводить детей), иногда они имеют даже не одного, а нескольких отпрысков. Чайлд-хейт — это намного страшнее, чем чайлд-фри.

Из-за чего человек начинает ненавидеть маленьких детей и тратить время и силы на регулярные атаки на мирных чадолюбивых граждан? Ответ ищем в их сообществах.

Вот как звучит призыв группы «Чайлд-хейт по-русски»:

«Вам не надоели дети, которые являются индульгенцией на всё и дают привилегии их мамашам и папашам? Почему мы обязаны пропускать вне очереди бабу, которая неудачно раздвинула ноги несколько месяцев назад? Почему в парламенте лоббируют законы и цензурируют Интернет из-за того, что «это дети могут увидеть»? Почему «яжематерям» все всё должны? Хватит это терпеть! Мы не обязаны делать так, чтобы вашим деточкам было хорошо! Какую ценность вы представляете со своими детьми? Ведь еще Грибоедов писал: «Чтоб иметь детей, кому ума недоставало»! Наша группа объединяет тех, кого достал детоцентризм и педоистерия. Хватит ограничивать наши права и свободы ради детей!».

Из устава группы следует, что каждый чайлд-хейтер должен выражать свою гражданскую позицию неустанными атаками на всех, кто демонстрирует свое чадолюбие в Сети. Особенно на вражеские мимимишные сайты про материнство и детство, в сообществе их называют «яжемать» и «онжеребенок».

Для убежденного детоненавистника нет ничего приятнее, чем написать в соцсетях гадость, к примеру, под умильным фото с детского дня рождения, где скачут счастливые детки в бантиках и хлопочут заботливые мамаши. В свободное от этого время они высмеивают и обличают «рожающих паразитов» на своих площадках. В рамках борьбы у них уже возник собственный сленг: «овуляшка» (женщина, думающая только о беременностях и детях), «гаденыш» (ребенок), «курятник» («мамский» форум).

Любопытно, что в группе «Чайлд-хейт по-русски» фигурирует скандально известная Диана Шурыгина либо ее активный фейк. Все тут, разумеется, виртуальны и анонимны — кому нужны неприятности? Зато потоки ненависти хоть и за стеклом монитора, но вполне осязаемы. Ужаснется всяк, имеющий глаза и умеющий читать.

Педомизантроп против «овуляшки», «яжематери» и «онжеребенка»

Словарик современного психолога расширяется с каждым днем. В нем уже появился термин «педомизантропия» — ненависть к детям. Педомизантроп — это отечественное название чайлд-хейтеров.

— Бытует мнение, что чайлд-хейтерами становятся бездетные, те, кто не может иметь детей, — говорит психолог Марина ФОМИЧЕВА. — Но практика показывает, что такие люди, напротив, относятся к детям с подчеркнутым умилением либо прикидываются чайлд-фри, не заводящими детей по «идейным» соображениям. Что касается чайлд-хейтеров, тут прослеживается явная социальная подоплека.

Татьяна Петрова 6   06.09.2019 07:32   Заявить о нарушении
Совершенно очевидно, что все подобные группы и сообщества нацелены на разрушение института семьи как таковой и на сокращение населения на планете. Незрелые сознания очень внушаемы и стремятся к самореализации (нет им хорошей самореализации, будут самореализоваться в плохом). На это и расчет. А финансирование всех групп с подобными целями надо искать на Западе, в фонде Сороса, например. И во многих подобных учреждениях. Они пробуют все методы. Уже очевидно, что педерастия всевозможная в России буксует. Значит появились ненавистники детей. Самое страшное, что вот сейчас их чуть-чуть раскрутят, и они перейдут от слов к действиям, т.е. начнут убивать и калечить детей и беременных. Кстати, уже наблюдается рост необъяснимой преступности в этом направлении. Возможно, это ненавистники и творят. Но пока всё идет под прикрытием банального криминала. Капитализм надо отменять, и чем быстрее, тем лучше. Тогда и многие другие вещи пойдут на спад. А ещё закрывать интернет пространство и сурово чистить СМИ от гнили.
Я против обожествления детей. Ребенка надо воспитывать и сызмальства приучать к ответственности за свои поступки и учить мыслить самостоятельно. Тогда будет человек, а не "онжеребенок". К слову, в Украине идиоты именно с криками "Они же дети" выскочили на майдан и промайданили страну, а "онижедети", потом пошли жечь Одессу и Мариуполь, бить из градов по Донбассу, валить памятники Ленину и т.д. Так что украинская ситуация наглядно демонстрирует, что подход "онижедети" ошибочен в корне. К детям надо относиться со всей серьезностью, чтоб вырос человек, а не инфантильный идиот. Но ненависть предполагает именно разрушение и убийство. И это ужасно.

Елена Киянка   06.09.2019 14:12   Заявить о нарушении
а вплеск жестокости над животными
весь интернет полон новостями как мучают животных

Татьяна Петрова 6   06.09.2019 15:16   Заявить о нарушении
в Алматы средь бела дня с живого алабая по кличке Хан пытались содрать шкуру с передних лап… на стельки для обуви. Пес вырвался и чудом остался жив. Его нашли недалеко от рынка «Алтын Орда». Кроме того, у него была сломана челюсть.

Волонтеры первого в южной столице приюта для бездомных собак «Белый Бим» могут рассказать десятки подобных историй. После всего случившегося с алабаем по кличке Хан зоозащитники пытались организовать пресс-конференцию. И, как рассказала кинолог Наталья Павлюк, в намеченный день встречи с представителями СМИ приют «Белый Бим» был обстрелян картечью пентболистами.

Пресс-конференцию отменили. Защитники пса, как рассказала кинолог Наталья Павлюк, не на шутку испугались за жизнь и здоровье животных, находящихся в приюте «Белый Бим». В настоящее время в организованном волонтерами приюте для бездомных животных Алматы находятся 150 собак. Живут здесь и кошки, есть даже ослик по кличке Сережа. История «Белого Бима» началась в 2010 году, когда он был организован алматинкой Натальей Сульжик и командой ее единомышленников как временный приют для 200 собак, спасенных от жестокого обращения. Телефон волонтеров приюта не смолкает ни на минуту. Специально о помощи для алабая Хана никого не просили, только разместили в Интернете небольшое сообщение о постигшей пса участи. Неравнодушные нашлись сами

Татьяна Петрова 6   06.09.2019 15:18   Заявить о нарушении
Жестокость - это всегда плохо. Есть целесообразность или нецелесообразность каких-то действий, а так же есть приоритеты. В обществе должно первым делом заботиться о благе людей, уж потом - животных. Сейчас, когда положение многих людей низведено до положения хуже животных, делать вид, что животные - это главная проблема общества, большое лицемерие. Попробую пояснить на украинском примере.
В Украине за последние годы развелось огромное количество бездомных собак. Они сбиваются в стаи и становятся очень опасны. Особенно, в осенне-зимний период, когда им меньше пищи, рано темнеет, а люди вынуждены возвращаться домой поздно, иногда по неосвещенным улицам и подворотням. За прошлый год в Украине от зубов таких вот бездомных собак погибло больше 5 тысяч людей - в основном, женщины, дети и старики. В этом году, думаю, цифра будет ещё больше: каждый день в каждом регионе идут сообщения, что собаки кого-то разорвали. Люди стихийно начинают с этим бедствием бороться: где отстреливают, где травят. Тогда на поверхность вылазят все эти многочисленные защитники животных и начинают требовать суда над этими людьми, которые просто не хотят, чтоб кого-то из их детей или родственников разорвали собаки. Все эти так называемые волонтеры собирают деньги на собак, а рядом с каждым из них загибаются от регулярного недоедания тысячи малообеспеченных. На помощь им деньги почему-то не собирают. Богатые общества имеют сейчас возможность организовывать всякие приюты, стерелизации и т.д. В таких странах, как Украина, это сейчас невозможно по определению, потому что общество в край обнищало, и деньги попросту разворовываются. Так, в таком случае в приоритете должны быть люди, а не собаки. Коты - это совсем другой вопрос - они социально не опасны. Напротив польза от них огромна: они борются с грызунами, которые, к слову, в Украине сейчас тоже развелись в огромных количествах. Жестокость (все эти отрезания лап, мучительство) омерзительна и недопустима. С этим - да, надо бороться. Но радикальное очищение улиц от бездомных собак попросту необходимо - это мера защиты.

Елена Киянка   06.09.2019 21:22   Заявить о нарушении