Размышления о классовой психологии

В статье В.А. Тюлькина «Искать то, что действительно нужно» затронуты и проанализированы с марксистских позиций вопросы, глубоко волнующие в настоящее время всех мыслящих людей.
Для меня эта статья явилась поводом выразить некоторые свои мысли по поводу классовой психологии.
Отвечая на вопрос, в каких слоях пролитаризованных масс нам следует искать опору и поддержку В.А. Тюлькин очень удачно цитирует Ленина: «…необходимо, чтобы не обманывать себя и других, определить понятие «рабочий» таким образом, чтобы под это понятие подходили только те, кто на самом деле по своему жизненному положению должен был усвоить пролетарскую психологию. А это невозможно без многих лет пребывания на фабрике без всяких посторонних целей, а по общим условиям экономического и социального бытия» (ПСС, Т.45, стр. 20). Т.е. по Ленину главное в понятии «рабочий» усвоение человеком пролетарской психологии, а пребывание его на фабрике – лишь основное условие, формирующее эту психологию. Вернее, было им тогда, когда Ленин это говорил, и стало сейчас, когда в стране бесчинствует капитализм. Но между словами Ленина и сегодняшним днём, который длится уже 12 лет, лежат многие годы Советской власти! Именно в эти годы пролетарская психология формировалась не только в условиях крупного промышленного производства, а во всех сферах жизни, ведь психология господствующего класса есть господствующая психология всего общества. Поэтому её представителей можно встретить во всех пролетаризованных слоях общества, отсюда - столько споров и кажущихся неясностей по вопросу основной движущей силы грядущей революции. Однако, находясь в разных слоях, занимая различные места в общественном производстве, сформировавшиеся при социализме носители пролетарской психологии будут выразителями интересов угнетённых и, в подавляющем большинстве случаев, сами будут угнетены, потому что при капитализме пролетарская психология как психология человека качественно иной общественно-экономической формации является залогом пролетаризации.
Все, честнейшие и умнейшие» представители интеллигенции, вставшие сейчас на защиту интересов пролетариата – ни кто иной, как носители пролетарской психологии, воспитанной при социализме. Так же точно и крестьяне, которые противились и противятся распаеванию земель и развалу колхозов. Хотя, вспомним, в годы Великой Октябрьской Социалистической революции подавляющее большинство крестьян было мелкобуржуазно по своему сознанию.
А вот обратный пример. Недавно, когда Верховная Рада утверждала бюджет на 2004 год, с Донбасса приехали шахтеры защищать бюджет Януковича, потому что он пообещал им добавить какие-то копейки якобы на развитие угольной промышленности. Работники крупного промышленного производства, великолепно организованные, в основном, при социализме воспитанные, а с пролетарской психологией у них явно не сложилось! Может, потому, что при Советской власти рабочие крупных промышленных производств, как и верхушка КПСС находились в привилегированном, по сравнению со всеми остальными слоями общества, положении? Чтоб не повторять подобных ошибок в будущем следует помнить, что никогда привилегии и материальное благополучие не способствовали, и не будут способствовать формированию пролетарской психологии. Вот теперь, когда пролетариату снова «нечего терять, кроме собственных цепей», крупное промышленное производство опять превратилось в горнило по переплавке мелкобуржуазной психологии в пролетарскую.
Стояли шахтеры под Верховной Радой, защищая мизерные интересы своего кармана, а на самом деле – интересы своих эксплуататоров – капиталистов, и наблюдали, как коммунисты отстаивают интересы всех обездоленных. И, по мере этого наблюдения. Мрачнели шахтерские лица, тише делались голоса – видно было, что совестно становилось шахтёрам отстаивать неправое дело угнетателей, - это потихоньку в их душах шёл процесс формирования классовой психологии.
Но вернёмся к тем, у кого пролетарская психология сформировалась ещё при социализме. Их довольно много, но они разрозненны. А разрозненны потому, что разбросаны капитализмом по разным социальным слоям общества. Единственное, что их объединяет – это пролетарская психология, и в 99,9% случаев – отсутствие средств производства и высокого положения в обществе. Ведь у людей с пролетарской психологией хватательные инстинкты, в большей или меньшей степени, вытеснены желанием трудиться на благо общества в целом. Безусловно, 12 лет капитализма не могли не нанести этим людям моральный ущерб. Но, несомненно одно: все они будут ясно осознавать преимущества социализма, и для всех них будут неприемлемы волчьи законы и нравственные, с позволения сказать, ценности капитализма. Конечно, не все из этих людей в силу жизненных обстоятельств и личностных особенностей способны к активному сопротивлению буржуазии, но тех, кто способны, необходимо собирать и организовывать по территориальному принципу, т.е. по месту жительства. Что вовсе не отменяет организацию рабочих крупных и не очень предприятий по – производственному. Эти два принципа организации должны применяться в комплексе, в зависимости от местных условий.
А то ведь сейчас буржуазия прилагает все мыслимые и немыслимые усилия, чтоб у рабочих даже самых крупных и самых промышленных предприятий вместо пролетарской психологии сформировалась всего лишь – трэдюнионская. И это, надо заметить, зачастую у неё очень даже неплохо получается.
В заключении дерзну сказать, что к Ленинскому определению классов, в особенности, применительно к постсоветским странам к различиям по отношению к средствам производства, месту в нём и участию в дележе прибылей капиталистов следует добавить ещё одно – именно различие по психологии.
Потому что из всех пролетаризованных буржуазной контрреволюцией масс откликнутся на призыв коммунистов, и будут при помощи них организовываться в класс только те, кто является носителем пролетарской психологии, независимо от того, усвоена она была при социализме, или сформировалась сейчас под воздействием крупного капиталистического производства. Носители собственнической индивидуалистской психологии, как и представители половинчатой, трипартистской, псевдоинтеллигентской (чтоб и волки были сыты, и овцы - целы) никогда не вольются в ряды борцов за социализм и не сумеют стать авангардной силой угнетённого капитализмом большинства.

2003 г.


Рецензии