Покаяние героя

ПОКАЯНИЕ ГЕРОЯ. Доктор Зуев Андрей Яковлевич, врач-психотерапевт с мыслями и комментариями по поводу покаянного письма М.Т. Калашникова.
Поделиться…


 
Фото: kprf.perm.ru

 23 декабря 2013 года завершился жизненный путь выдающегося человека, легендарного конструктора стрелкового оружия, Михаила Тимофеевича Калашникова, всемирная слава к которому пришла с автоматом АК-47 и задержалась навечно. Казалось бы, такому замечательному человеку, талантливому инженеру, герою и патриоту не за что винить себя, нет причины просить прощения и каяться.

 Однако же, 7 апреля 2013 года он написал покаянное письмо патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Этот поступок очень известного человека не мог не привлечь внимания широкой общественности. Средства массовой информации немало способствовали этому. Будь человек попроще, такое письмо могло бы оказаться вовсе незамеченным. Дело в том, что масштаб личности М.Т. Калашникова столь велик, что  каждый из нас невольно соизмеряет свои мысли и действия с мыслями и поступками значительного и авторитетного человека.

 Я, будучи врачом-психотерапевтом, психологом, не вижу ничего особенного и необычного в том, что человек обращается за помощью к богу и церкви. Я уважаю свободу выбора и свободу совести каждого человека. Моё внимание привлекло другое обстоятельство.  Вопросы, обращённые к патриарху Кириллу, и связанные с ними сомнения, имеют всеобщий характер и требуют систематического, то есть научного, разрешения.

 РПЦ (русская православная церковь) формально декларирует принципиальную обособленность, отстранённость от политики.  Вполне одобряемая мною, заявленная РПЦ, и всё же, практически несостоятельная  позиция церкви в отношении политики, с осторожностью принимается мной на веру.  По этой причине, не касаясь политического аспекта переписки, было бы важнее использовать медицинский, психологический и философский подход к анализу её содержания.

 Всё живое на Земле повторяет один и тот же жизненный цикл: рождение, достижение максимума жизнедеятельности, постепенное угасание жизненных сил, которое завершается небытием. К сожалению, всё то же самое относится к человеку.  Неодолимая тенденция прехождения начинает проявлять свою разрушительную силу сразу после его рождения, решительно и настойчиво подталкивая к старости.

 В моей душе всё бунтует против перечисления множества признаков старческой немощи. Только от действительности никуда не убежишь. В старости значительно снижается физическая и психическая работоспособность. При этом,  ожидания людей, связанные с прогрессивной ролью великой личности, не учитывают новых грустных обстоятельств и, по этой причине, не реализуются.

 Люди по инерции чрезмерно доверчиво оценивают мысли и поступки, стареющих людей, придавая им необоснованно важное значение.  Инволюционные изменения в мозге, в сознании и мышлении в обязательном порядке сопутствуют старости. Лавры действительного величия с неизбежностью переходят к умным, энергичным и молодым представителям нового поколения.

 По правде говоря, речь сейчас идёт не о церкви и М.Т. Калашникове. Покаяние Героя может послужить поводом для разговора о психиатрической помощи людям старшего поколения, о внимании к ним, об особенностях психики и психо-эмоционального реагирования, проявляющегося вне зависимости от их прежних заслуг.

 Значительное снижение интеллектуально-мнестической функции мозга сопровождается нарушением памяти, способности к чётким оценкам и суждениям.  По этой причине пожилые люди становятся менее критичными в отношении самих себя и окружающих их людей, более внушаемыми и, следовательно, очень доверчивыми. Не зря говорят: «Что стар, что млад».

 Этой особенностью угасающей психической деятельности часто пользуются в своих корыстных целях преступники, злоупотребляя доверием не вполне дееспособных стариков.  Используя определённый опыт общения и некоторые навыки психологического влияния, недобрые люди располагают к себе объект воздействия, порой очень эффективно манипулируют его сознанием и поведением.

 Жулики без особого труда могут уговорить старого человека переписать завещание в свою пользу, настраивая его против родственников, или купить дорогую, ненужную и бесполезную вещь, фальсифицированное лекарство, навязать обманную медицинскую услугу.  Мы имеем множество примеров вовлечения пожилых людей в тоталитарные религиозные секты с последующим присвоением их имущества.  Я уверен, читатель понимает, что всё перечисленное категорически отвергает русская православная церковь.

 Ситуация усугубляется наличием тех или иных психических нарушений, часто сопутствующих старости. К ним относятся: эмоциональная неуравновешенность с резкими перепадами настроения и аффективными расстройствами; депрессивные состояния, связанные с дефицитом нейромедиаторов в опиатно-эндорфинной системе мозга – системе хорошего настроения; бредовые расстройства (бред преследования, бред ущерба, бред самообвинения и самоуничижения). Наверное, всем нам понятно, что  перечисленные мною изменения психики не имеют никакого отношения к морально-нравственным установкам личности.  Я задам риторический вопрос: «Надо ли за старость у кого-нибудь просить прощения?».

 С учётом вышеизложенного можно приступить к исследованию психологического феномена «чувства вины» в чистом виде. В основе его лежит внутриличностный конфликт или, как сейчас говорят, когнитивный диссонанс.  Разумеется, всякий конфликт связан с объективным противоречием, с вечной борьбой «добра» со «злом».  Борьба МОМЕНТОВ – двух противоречивых начал – бесконечна во времени и пространстве. Это изначальное положение диалектической логики.

 Внутриличностный конфликт легко устраняется диалектическим компромиссом.  Для того чтобы навести порядок в своей душе, во внутреннем мире личности, нужно совсем немного: правильно пользоваться диалектической логикой, предварительно изучив её.  В отсутствие диалектического мышления нет и философии оптимизма, нельзя постичь основ психологической саморегуляции, искусства властвовать собой.

 Следствием внутриличностного конфликта могут быть два возможных результата: появление психической болезни или развитие более совершенной личности. Всё зависит от привходящих обстоятельств, от того, как «кости лягут». В любом случае:  там, где плохо лечат, плохо учат, плохо воспитывают и, к сожалению, старятся, нужна психологическая и психотерапевтическая помощь.

 Какие общественные организации могут на достаточно высоком уровне оказать такую помощь? Разумеется, государство и русская православная церковь. Кто из них сделает это лучше?  Самая хорошая психологическая помощь та, которая ближе и доступнее.  Всё остальное почти не имеет значения. Мне менее всего хотелось бы провоцировать неуместную дискуссию о конфликте двух мировоззренческих концепций: светской и религиозной  . Я исхожу из возможности и необходимости диалектического компромисса,  обеспечивающего высокое качество социальной жизни – жизни со смыслом.  Михаил Тимофеевич Калашников нуждался в психотерапевтической помощи, за помощью обратился к церкви и получил её. В этом, и только в этом, состоит весь смысл покаяния Героя.

 Благодаря интернету, в моём распоряжении имеется информация о переписке, опубликованная в «Известиях». С моим предисловием и, возможно, ранее опубликованной заметкой «ОБРАЗ ВРАГА» от 12.01.2014 года, читателю будет легче дать собственную оценку обсуждаемого события.

 «  Документ, датированный 7 апреля 2013 года, копия которого есть в распоряжении «Известий», содержит две страницы машинописного текста и рукописную подпись самого конструктора.  Дочь конструктора Елена Калашникова полагает, что такой большой и ответственный текст ее отец мог написать с помощью настоятеля Михайловского собора отца Виктора,  который упоминается в письме.

 — Последние годы его письма готовила я, но к этому письму отношения не имею, — пояснила «Известиям» Елена Михайловна.

 — Конечно, нельзя сказать, что он ходил на службы и жил строго по заповедям. Надо понимать, какое это было поколение. Ведь можно говорить о вере в Бога, но не верить. А можно верить и никогда об этом не сказать. Михаил Тимофеевич никогда не выкладывал на поверхность то, что чувствовал. Я, помню, в 1999 году ему принесла крестик,  надела, можно сказать, заставила надеть,  и говорю: «Перекрестись», а он: «Не могу, рука не поднимается», просто руку прикладывал к сердцу, — вспоминает дочь Калашникова.  Она также призвала не относиться к смене убеждений Михаила Тимофеевича слишком категорично.

 Михаил Тимофеевич пишет: «И меня Господь надоумил приблизиться на склоне лет с помощью моих друзей к святым таинствам Христовым, исповедоваться и причаститься Телом и Кровью Христовыми».

 Легендарный оружейный конструктор, создатель автомата АК-47 Михаил Тимофеевич Калашников, скончавшийся 23 декабря 2013 года, за полгода до смерти написал Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу покаянное письмо (есть в распоряжении «Известий»). В нем конструктор делится с главой РПЦ душевными переживаниями и сомнениями по поводу своей ответственности за смерти людей, убитых из автомата, который он создал.

 «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста три года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?» — спрашивает Калашников у патриарха.

 Также в письме он делится мыслями о судьбах страны и человечества.

 «Да, увеличивается количество храмов и монастырей на нашей земле, а зло все равно не убывает!.. Добро и зло живут, соседствуют, борются и, что самое страшное, смиряются друг с другом в душах людей — вот к чему я пришел на закате своей земной жизни. Получается какой-то вечный двигатель, который я так хотел изобрести в молодые годы. Свет и тень, добро и зло — две противоположности одного целого, не способного существовать друг без друга? И неужели Всевышний все так и устроил? И человечеству прозябать вечно в таком соотношении?» — спрашивает конструктор.

 Особую роль в улучшении дел Калашников отводит Русской православной церкви, которая, по его словам, «несет миру святые ценности добра и милосердия»:

 Калашников также напоминает, что вместо музея его имени в Ижевске был построен Свято-Михайловский собор. «Когда в 91 год от роду я переступил порог Храма, на душе моей было волнение и чувство… такое, как будто я уже здесь был… Такое чувство дается, наверное, только крещеному человеку. Как же хорошо, пронеслась тогда в голове мысль, что отказал я в строительстве музея моего имени на этом месте», — делится впечатлениями Калашников.

 С особенной теплотой Калашников вспоминает, что высадил возле этого храма саженец сибирского кедра, привезенный с его родины — из села Курья Алтайского края. «Будут люди смотреть на Храм и на Дерево и думать об этом соседстве двух вечных символов Добра и Жизни. И моя душа будет радоваться, наблюдая с высот небесных за этой красотой и благодатью», — написал Калашников.

 Патриарху он желает «доброго здоровья» и помощи Всевышнего «в трудах во имя человечества и во благо граждан России». «На Вас уповаю в своих грешных раздумьях, на Ваше пастырское слово и Вашу прозорливую мудрость. Смотрю и слушаю Ваши проповеди и ответы на письма мирян, чьи души пребывают в житейских смятениях. Многим Вы помогаете Божьим Словом, люди очень нуждаются в духовной поддержке», — отмечает Калашников в письме.

 Пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков сообщил «Известиям», что письмо Калашникова патриарх получил и даже написал ответ.

 — Это письмо было очень уместным во время нападок на Церковь. Патриарх поблагодарил легендарного конструктора за внимание и позицию и ответил, что Михаил Тимофеевич являл собой пример патриотизма и правильного отношения к стране, — отметил Волков.

 Он добавил, что по поводу ответственности конструктора автомата за гибель людей у Церкви есть вполне определенная позиция: когда оружие служит защите Отечества, Церковь поддерживает и его создателей, и военнослужащих, которые его применяют.

 — Он придумал этот автомат для защиты своей страны, а не для того, чтобы им пользовались террористы Саудовской Аравии, — пояснил Волков.

 Кроме описания духовных переживаний письмо создателя АК-47 содержит и мысли по поводу отечественного оружейного комплекса, слабость которого сам Калашников испытал в 1941 году.

 «Как же так, такая держава, такая мощная оборонная промышленность, такая сильная конструкторская школа, столько замечательных образцов оружия было в заделе, а оказавшись на поле боя, я и мои фронтовые соратники не смогли себя защитить. У нас не было автоматов и пулеметов, а легендарная винтовка Мосина и та одна на троих», — вспоминает Калашников в письме патриарху.

 Примечательно, что свой автомат АК-47 Калашников называет в письме «чудо-оружие», а «главного соперника — американцев» — «друзьями». «Мы всегда шли в ногу со временем, мы опережали в чем-то нашего главного соперника — американцев и при этом на человеческом уровне были друзьями, хотя и служили разным, непримиримым в те годы общественным системам», — пишет конструктор.

 Конструкторы и ученые, создававшие оружие, довольно часто к концу жизни разочаровывались в своих творениях. Создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер был потрясен разрушающей силой им же созданного оружия после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Он испытывал чувство вины и с тех пор активно боролся против применения и новых разработок подобного оружия. В 1954 году за выступление против создания водородной бомбы и за использование атомной энергии лишь в мирных целях Оппенгеймер был снят со всех постов, связанных с проведением секретных работ.

 Впрочем, далеко не все создатели оружия испытывали угрызения совести. Отец водородной бомбы Андрей Сахаров, до конца жизни считал свою работу по ее созданию правильной и полезной.

 «Сахаров до конца своих дней считал, что ситуация, при которой сверхоружие сосредоточено в одних руках, чревата огромной опасностью. И в этом утверждении, независимо от того, правильно оно или неправильно, нет ни грана антиамериканизма или ксенофобии, а только научный анализ, свободный от каких-либо идеологических или национальных предрассудков… — писал Сергей Ковалев — Не думаю, что он опасался неспровоцированной ядерной агрессии со стороны США; но он полагал, что при отсутствии ядерного равновесия многократно возрастает опасность возникновения «обычной» войны, которая неизбежно перерастет в Третью мировую. То есть он рассматривал свою работу над водородной бомбой как средство предотвращения глобальной катастрофы («А.Д. Сахаров: ответственность перед разумом». — Известия. 21 мая 1998 г.).

 15.01.2014 г.  Доктор – психотерапевт Андрей Яковлевич Зуев, коммунист, член Ленинского районного отделения политической партии КПРФ города Перми, член Пермского крайкома КПРФ.


Рецензии