Вопрос, сегодня возникший в каждом

Вопрос, сегодня возникший в каждом


Вопрос, сегодня возникший в каждом, по-видимому, сводится к одному: как жить. А не для чего. Отдельные люди как жили, так и живут и будут жить. Они просто будут идти по течению и пойдут туда, куда их повернут. У  них может накапливаться только недовольства, когда они почувствуют, что мир противостоит им, и им приходится бороться, чтобы выживать, а сознания не будет. Им нового сознания даю не я, не другой, а жизнь. В этой беспрестанной борьбе за выживание Жизнь что-то в них убивает и что-то рождает. Если мои суждения соответствуют их внутренним  потребностям, то они меня воспримут. Вполне возможно, что в настоящий момент истории меня воспримут многие. Нас не интересует, как люди решают свою проблему, идя по течению. А теперь давайте подумаем вместе, ГОТОВ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК  К  ТОМУ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, ГОТОВЫ ЛИ ОНИ  НОВОЙ ЖИЗНИ ДУХОВНО? Ведь они должны понять, что идут навстречу к новой жизни, подталкиваемые противоречиями собственной жизни и общества. Вот общество не случайно их загоняет в тупик. Ведь дело даже не в собственническом взгляде. Сознание определяется обстановкой, а не наоборот.И собственническое сознание именно в этой обстановке должно быть заменено человеческим, сбросив с себя всю мразь, которой их переполнил капитализм.

ПЕРВАЯ ИСТИНА. Вне труда ни одно общество не может организовывать жизнь на земле. Ни один человек не сможет жить, не участвуя в общественном труде. Это железный закон, сложившийся исторически с тех пор, как только появился человек на земле. И то, что Труд всегда стоит на первом месте и является основой нашей жизни, это тоже непреложная истина. Индивидуальная деятельность, на которую опустились люди, на Западе было обусловлена техническим прогрессом, миллионы людей освободившим от непосредственного труда. Это привело к тому, что эти свободные люди влились в непроизводственную сферу. Кроме того, следует иметь в виду, что технический прогресс сделал возможным, чтобы ту продукцию, которую раньше создавали 100000 рабочих рук, теперь создают какие-то сотни людей, управляя техникой. Отсюда и размельчение производства.
Все это вполне естественно происходила на Западе, который шел по пути экономического развития и который никогда не сворачивал производства.
Парадокс состоит в том, когда на такой путь вступило постсоветское пространство, в котором экономика в целом  была свернута, а технический прогресс прерван. Стало быть, для индивидуализации производства здесь не было основания. И это пространство быстро разрушилось, передав все в руки индивидов. И если эти люди, сами того не сознавая, таким образом идут к собственной гибели, разрушив свое общество (производство), то готовы ли они перейти к новому объединению, чтобы спасти себя?
Я не думаю, что люди готовы принять смерть и что они сознательно могут пойти к ней. Ведь именно к этому людей беспрестанно готовит и толкает религия. А полагать, что люди не обретут сознания и что они действительно погибнут в невежестве – это тоже неверно. Отсюда и судите, сколько люди еще могут пребывать в этом хаосе?
 История в первую очередь создает экономическое пространство. И лишь когда оно созрело и достигло полного совершенства, она приступает к созданию пространства развития человека, но, по иронии судьбы, разрушая экономического пространства. Мы видим именно это, когда неразумные люди, теряя деньги, разрушают экономику и тем сами сходят с ума и воюют друг с другом. И будущее развивается не так, как думают люди. И современное общество медленно разлагается именно на основе разложения труда, общественного производства. Расщепление труда, в котором труд отдали в частные, отдельные руки, есть в то же время и разложение общества и ликвидация всего экономического пространства. Отдать эту важнейшую функцию общества в руки людей и предоставит его на их произвол, значит конец не только общественному труду, но и самому обществу, основанного на этом труде. Способ производства – так понимал Маркс экономического пространства, которое определяет все остальное. И как бы человек ни воображал, что он не зависит от материальных отношений, он гибнет в разрушении этого экономического пространства, буквально в этом процессе сам всецело превращаясь в деньги, чтобы спасти себя. И представьте себе, чтобы спасти себя, и только себя, я бесконечно могу накапливать деньги. Все хотят спасти себя деньгами, все делают их всеми доступными и недоступными средствами, положив на все остальное крест, он накапливает их. А что такое деньги?  Это просто вещь. Можно накопить этой вещи и на нее жить завтра  мне, тебе, другому. И эти люди, озабоченные собственной судьбой, не будут думать об обществе — о своем основании. И будут воображать, что их основа — деньги. Можно вообразить, что на ней могут жить и мои дети и внуки. Миллионы людей думают так, и они мечтают о деньгах. И этим людям не нужно никакого производства. А общественный труд растворился в этом безумном стремлении разобщенных людей.

Вот каким путем гибнет капиталистическое общество: паразитируясь и парализуясь в полном смысле этого слова  этой вещью и тем все отдав людям, чтобы они от ныне все решали сами, сообразуясь с доводами разума или с происками дьявола. И то, что люди должны объединиться вокруг идеи человека – уже глубокая необходимость, которую уже способны воспринять люди, уже гибнущие в этой системе. Наступила время интеллекта, время разумного, взвешенного решения всех проблем. Я обрисую самую простую картину. И отнюдь не фантастическую, а самую горькую правду нашей жизни. И если я предполагаю и строю прогнозы, то только опираясь на определенную логику и сложившиеся к нашему времени практические данные. Я ничего не беру с потолка.
Суть здесь состоит именно в применении труда, в зависимости от чего, так или иначе, заполняется и пространство нашей социальной и индивидуальной жизни, и пространство развития человека. Это пространство, непосредственно зависящее от способа труда, определяется, следовательно, не способом распределения, соответствующим способу применения труда, а сознательной организацией. Это особенность нашего времени, и все, что нам нужно, мы можем организовать только сознательно, а что не нужно, сознательно устранять. Я как-то раз задумался, почему в Алмате остановился крупный хлопчатобумажный комбинат, а в нашем районе – Суконный комбинат. В Алматинском работало около 9 тысяч человек, а в нашем– около пяти. Ту самую продукцию, которую производило в двух комбинатах 13 тыс. человек, за границей производили с меньшим числом людей и с большой прибылью. Для создания такого же объема там требовалось труд не более 60 человек. И Казахстан с устарелым способом производства не выдержал конкуренцию и загремел. И хотя рынок был переполнен привозными товарами, это не изменило положения, а усугубило. Людей, оставшихся не у дел, была девать некуда. А перестроить всю экономику по Западу – было делом немыслимым. Это изобретали богатые люди. Экономику разрушали не для того, чтобы перейти на западный способ производства. Для этого вполне достаточно было модернизировать производства и обновлять. Мировой капитал предлагал Казахстану самый оптимальный путь: возьмите все товары, на производство которых вы тратите много силы, у нас, и организуйте свою жизнь с наименьшими потерями для общества и с наибольшей пользой для развития человека. И Казахстан, не подготовленный к этому экономическому перевороту, все сделал наоборот: с наибольшими потерями для общества и с наименьшей пользой для человека. Здесь никто даже не задумался, насколько в мире выросло производство и соответствующее ему пространство развития человека. И Казахстан в погоне за деньгами, не понимая этого требования времени, все в казахстанском пространстве рушило, и прежде всего экономического пространства. Заграница для Казахстана создавало все материальные и культурные условия, чтобы он переходил к пространству развития человека. И сегодня деньги, наоборот, уже буквально пожирают все существо Казахстана и медленно убивают людей в денежном рабстве. И те требования, которые были поставлены общественным развитием Казахстана, не были восприняты никем. История уже полностью создала экономического пространства для человека и сформировала и богатства его социальных связей. И теперь он должен вступить в пространство своего развития. И особенность его вступления в это пространство состоит в том, что он теперь должен использовать все возможности своего интеллекта и напрягать весь свой ум, сложившиеся в создании общественных условий своей жизни.
 История в первую очередь создает экономическое пространство. И лишь когда оно созрело и достигло полного совершенства, она приступает к созданию пространства развития человека, но, по иронии судьбы, разрушая экономического пространства. Мы видим именно это, когда неразумные люди, теряя деньги, разрушают экономику и тем сами сходят с ума и воюют друг с другом. И будущее развивается не так, как думают люди. И современное общество медленно разлагается именно на основе разложения труда, общественного производства. Расщепление труда, в котором труд отдали в частные, отдельные руки, есть в то же время и разложение общества и ликвидация всего экономического пространства. Отдать эту важнейшую функцию общества в руки людей и предоставит его на их произвол, значит конец не только общественному труду, но и самому обществу, основанного на этом труде. Способ производства – так понимал Маркс экономического пространства, которое определяет все остальное. И как бы человек ни воображал, что он не зависит от материальных отношений, он гибнет в разрушении этого экономического пространства, буквально в этом процессе сам всецело превращаясь в деньги, чтобы спасти себя. И представьте себе, чтобы спасти себя, и только себя, я бесконечно могу накапливать деньги. Все хотят спасти себя деньгами, все делают их всеми доступными и недоступными средствами, положив на все остальное крест, он накапливает их. А что такое деньги?  Это просто вещь. Можно накопить этой вещи и на нее жить завтра  мне, тебе, другому. И эти люди, озабоченные собственной судьбой, не будут думать об обществе — о своем основании. И будут воображать, что их основа — деньги. Можно вообразить, что на ней могут жить и мои дети и внуки. Миллионы людей думают так, и они мечтают о деньгах. И этим людям не нужно никакого производства. А общественный труд растворился в этом безумном стремлении разобщенных людей.

Вот каким путем гибнет капиталистическое общество: паразитируясь и парализуясь в полном смысле этого слова  этой вещью и тем все отдав людям, чтобы они от ныне все решали сами, сообразуясь с доводами разума или с происками дьявола. И то, что люди должны объединиться вокруг идеи человека – уже глубокая необходимость, которую уже способны воспринять люди, уже гибнущие в этой системе. Наступила время интеллекта, время разумного, взвешенного решения всех проблем. Я обрисую самую простую картину. И отнюдь не фантастическую, а самую горькую правду нашей жизни. И если я предполагаю и строю прогнозы, то только опираясь на определенную логику и сложившиеся к нашему времени практические данные. Я ничего не беру с потолка.
Суть здесь состоит именно в применении труда, в зависимости от чего, так или иначе, заполняется и пространство нашей социальной и индивидуальной жизни, и пространство развития человека. Это пространство, непосредственно зависящее от способа труда, определяется, следовательно, не способом распределения, соответствующим способу применения труда, а сознательной организацией. Это особенность нашего времени, и все, что нам нужно, мы можем организовать только сознательно, а что не нужно, сознательно устранять. Я как-то раз задумался, почему в Алма-Ате остановился крупный хлопчатобумажный комбинат, а в нашем районе – Суконный комбинат. В Алма-атинском работало около 9 тысяч человек, а в нашем– около пяти. Ту самую продукцию, которую производило в двух комбинатах 13 тыс. человек, за границей производили с меньшим числом людей и с большой прибылью. Для создания такого же объема там требовалось труд не более 60 человек. И Казахстан с устарелым способом производства не выдержал конкуренцию и загремел. И хотя рынок был переполнен привозными товарами, это не изменило положения, а усугубило. Людей, оставшихся не у дел, была девать некуда. А перестроить всю экономику по Западу – было делом немыслимым. Это изобретали богатые люди. Экономику разрушали не для того, чтобы перейти на западный способ производства. Для этого вполне достаточно было модернизировать производства и обновлять. Мировой капитал предлагал Казахстану самый оптимальный путь: возьмите все товары, на производство которых вы тратите много силы, у нас, и организуйте свою жизнь с наименьшими потерями для общества и с наибольшей пользой для развития человека. И Казахстан, не подготовленный к этому экономическому перевороту, все сделал наоборот: с наибольшими потерями для общества и с наименьшей пользой для человека. Здесь никто даже не задумался, насколько в мире выросло производство и соответствующее ему пространство развития человека. И Казахстан в погоне за деньгами, не понимая этого требования времени, все в казахстанском пространстве рушило, и прежде всего экономического пространства. Заграница для Казахстана создавало все материальные и культурные условия, чтобы он переходил к пространству развития человека. И сегодня деньги, наоборот, уже буквально пожирают все существо Казахстана и медленно убивают людей в денежном рабстве. И те требования, которые были поставлены общественным развитием Казахстана, не были восприняты никем. История уже полностью создала экономического пространства для человека и сформировала и богатства его социальных связей. И теперь он должен вступить в пространство своего развития. И особенность его вступления в это пространство состоит в том, что он теперь должен использовать все возможности своего интеллекта и напрягать весь свой ум, сложившиеся в создании общественных условий своей жизни.
У первобытных общин, например такого пространства вообще не было, и они все свое время отдавали поиску и добыванию себе пропитания. И если появлялось свободное время, то они различным образом выражали себя, танцевали, пели и т. д. В рабовладельческом обществе часть населения освободилась от непосредственного труда, и свободные граждане могли заниматься другим делом. Они могли развлекаться, воевать, просвещаться, управлять государством, путешествовать и т. д., и отсюда начинается и развитие культуры древнего мира. В помещичьем обществе такой свободой располагали только представители господствующих классов, пировавшие и воевавшие на труде крестьян и ремесленников. И названное пространство здесь увеличилось, развивались центры торговли и культуры, открывались первые университеты, школы и т. д. Развитие общества, хотя и медленно, открывало простор для развития человека, для осуществления человека как духовного и интеллектуального существа, хотя это еще не было индивидуальным развитием, развитием человеческой личности. Развитие духа как такового, разума как такового беспрерывно происходило на основе развития производительных сил и науки. Здесь мы имеем дело, следовательно, и с развитием сознания общества как такового.
Капитализм все коренным образом переменил, создав крупную промышленность и крупное земледелие. В конце концов, он всю экономику и культуру поставил в зависимость от науки и тем способствовал развитию интеллекта, мышления, расширил кругозор человека. И он освободил гораздо больше людей, чтобы они могли размышлять, управлять, фантазировать и т. д. Он вместе с тем уничтожил и «помещичий способ поедать», пировать и научил людей все силы прилагать только к полезному труду и прибыли, увеличивающих богатство. Поэтому Бентам заслужил любовь капиталистов. Поэтому капитализмом двигало стремление к богатству как таковому, что соответствовало степени развития производительных сил и производительности труда безотносительно к индивидам. И здесь люди трудились, не покладая рук, и размышляли, ни о чем другом не думая, кроме своего общества и его богатства, и капитализм породил целую плеяду великих мыслителей, которые силой и глубиной своего мышления и ныне поражают людей. Основы всего того, чем располагаем сегодня мы, были заложены капитализмом, а мы только продолжаем и совершенствуем достижения предыдущих поколений и самобытных мыслителей, трудившихся почти бесплатно, без какого-либо расчета на премии и вознаграждения. Вспомните Дарвина, Эйнштейна, Циолковского, Маркса, Ленина и т. д. Капитализм тогда не баловал ученых, как в наше время. Они были самобытными. И зачастую они работали без расчета на вознаграждение. И жили ради своего народа.
О сегодняшних переменах прошлые поколения даже мечтать не могли. Капитализм уже объединил весь мир и создал единое экономическое и культурное пространство. И их суть состоит в том, что производство и потребление поменялись местами, и впервые общество стало зависеть от потребления, которое превратилось в самоцель. И общество, которое до этого заботилось только о производстве, впервые все свои силы стало вкладывать в непроизводственную сферу. И не только в сферу развития интеллектуальных способностей людей, но главным образом, в силу зависимости производства от потребления, для всестороннего развития потребностей людей, в силу чего и торговля, ранее зависевшая от производства, приняла самодовлеющий характер. И здесь все стало продаваться, включая и человека, и его интеллект. И миром стала двигать ненасытность и жажда обогащения, принявшие массовую форму.
Это созданное громадное пространство, пространство развития человека, таким образом, заполняется погоней за удовольствиями и наслаждениями. Бешеной погоней за деньгами. И наши города и села стремительно превращаются в места развлечений и взаимных услуг и заполняются базарами и торговыми центрами. Теперешние люди все это обозначают понятием «услуга», даже не имея представления, что оно с собой представляет. Центры же культуры вытесняются, все таланты и дарования, не сумевшие приспособиться к «рыночной экономике», оказались в унизительной зависимости от меркантильной системы. Рыночная система тем самым человека не только завела в тупик, но и открыто поставила на край пропасти, тем самым впервые его озадачив. Поэтому человек сегодня бессознательно стоит на перепутий и перед выбором. Это есть объективное положение вещей, сложившееся историческим развитием и нисколько не зависящее от наших эмоций и самосознания. И оценить его должны люди, которые неожиданно оказались в этом тупике и которые должны знать, что им предстоит перейти в пространство своего свободного развития.
Как видим, капитализм за последнее столетие совершил грандиозный скачек, в ходе развития превратившись в полную свою противоположность, в результате чего все то, что тогда существовало лишь в единичных формах и что не имело необходимого характера, превратилось в господствующую категорию. И думать, что человечество теперь ограничится этими формами, значить, не понимать сущности нашей эпохи, которая именно в превращенных формах стремиться к будущему, чтобы именно в своем развитии к будущему сбросить и освободиться от превратности нашей судьбы, обусловленной только денежными отношениями. И если мы говорим, что общество развивается в будущее, превращаясь в свою противоположность, то все развитие объективно подведено именно к этому денежными отношениями, породившими бесчеловечность как всеобщего явления. И люди должны очеловечиться, именно отталкиваясь от этой бесчеловечности, или они попросту погибнут во мраке невежества. Многие, видя бесчеловечность, отрицают развитие человечности. Находясь во мраке, человек не видит света, которого нужно зажечь. И если бы этого света не было, то не было бы и мрака, и люди мрак воспринимали бы нормальным состоянием и заботились бы о том, чтобы из него никто не выходил. И никто не знает, какой трюк сделала история.
Если говорить по сути, то история уничтожает отношения собственности, вставшие на пути человечества непреодолимым барьером в 20 веке. Отношения собственности как отношения экономические, отношения общественные действительно уничтожены социалистическим движением. И теперь, когда разложилось общественная собственность и государство стало лишь владельцем денег, за ними эти глубоко скрытые отношения как отношения индивидуальные обнажились. Тем самым обнаружилась корень всякого зла – собственническое отношение человека к человеку. Недостаточно уничтожить общественного отношения эксплуатации, необходимо уничтожить еще его и как индивидуального отношения людей, с которым они к будущему не пойдут. И история теперь самым настоящим образом приступила к уничтожению и этого отношения, к тому же взяв их в тиски денег, тем самым вызывая отчаяние и крики умирающей души собственника. И интересно то, что этот человек, знающий только обладания и потребления, к тому же только для себя, лишается всего и превращается в никто. И лишь освободившись от своего вещного содержания, человек и начинает размышлять о человечности. Кто же здесь размышляет?
 Те, кто взобрался очень высоко, а потом с этой высоты падают и разбиваются? Или нищие? Почему-то мне упрямо думается, что богатый будет размышлять по своему объективному положению, если, конечно, останется цел. На Западе пока растут самоубийства и суицид, да и мы в этом от них не отстаем. «Потомственные» же бедняки, по-моему, не разбиваются. Они уже разбиты. И дальше только преисподняя. Поэтому им и размышлять незачем, они тысячелетиями выживали и всего ждали от тех, кто стоял над ними. И эту привычку им не одолеть. Они выживают, чтобы жили другие. И этот порядок не им изменить. А тот же, кто падает с высоты, с высоты и смотрел на мир и видел его широко. Но история в последний момент сделала так, чтобы не было и потомственных бедняков, и потомственных богатых и чтобы люди смешались. Так что и размышляющих граждан стало, видимо, значительно больше, чем на предыдущем этапе.
Развитие к человечности – это не изобретение и не открытие, а объективный процесс, развивающийся в реальной жизни во взаимодействии людей в рамках денежных отношений. Деньги – это просто исторически выработанные отношения обмена, приспособленные позже к интересам господствующих классов и умело ими превращенные в рычаг эксплуатация. Эта не такая историческая форма, с устранением которой люди могут погибнуть, как, например, они неминуемо погибают, если вынимают их почки, удаляют другие жизненно важные органы. Обмен исторически возник и исторически само ликвидируется, превращаясь в деньги. Самодовлеющий характер денег – это уже конец обмена. Развитие же к человечности происходит естественным образом просто как результат устранения влияния денег на людей в противовес тому, что породил самодовлеющий характер денег.
Отсюда и судите, куда мы должны пойти, действительно стоя на краю пропасти. Мы должны оставаться рабом денег или устранить это рабство, объединившись ради этого. Люди всегда объединялись, когда им угрожал крах, и на этот раз им не обойтись без объединения. Но это объединение имеет свою уникальность и не требует никакого кровопролития, как воображают иные. Оно основывается только на конкуренции и раскрытии ее значения для нашей эпохи.
Я не случайно привел эти исторические данные: исторически производство создавало и неуклонно увеличивало пространства развития человека, и сегодня оно доведено до высшего предела, а люди этого пространства заполнили деланием денег, «само занятостью» и т. д. И теперь в нем сами разлагаются, задыхаясь в богатстве и в нищете, вместе того чтобы сделать его условием своего свободного развития. И весь ум человека, его интеллект, обслуживают эту сферу, вместо того чтобы они обслуживали человека. И общество «как таковое» умирает, действительно полностью отчуждаясь от этих людей, оставленных на произвол судьбы. Это общество просто умирает, а вместе с ним разлагается и государство. Теперь люди должны саморганизовываться. И здесь в силу вступает конкуренция, которую мы сейчас видим как войну между людьми, но которая может стать самым эффективным средством освобождения и от денежного рабства. И ради этого люди должны объединяться, а потом конкурировать со всем миром.
Люди должны, следовательно, объединиться и объединить свои силы, чтобы они работали на интересы каждого человека и в то же время служили и общественному прогрессу. Чтобы понять это, достаточно понять существующие формы и от них идти к противоположному. В принципе, общество создало все необходимые условия, чтобы превратить каждого человека в личность. Уже тот факт, что производство уже непосредственно не зависит от деятельности индивидов и основано на техническом прогрессе, технологическом развитии современного производства, свидетельствует о том, что современным миром двигает ум, интеллект человека и его духовные способности. И человек может свободно двигаться в мире. И здесь речь идет о том, чтобы это развитие стало всеобщим и охватило каждого, не являясь просто общественным развитием, отчужденным от людей. Именно в этом процессе общественное богатство превращается в богатство каждого отдельного человека и является условием развития самого общества, стремящегося, напротив, к увеличению свободного времени как пространства развития человека – как результата развития истории. И общество измеряется не объемом продуктов, а свободным временем, которым располагает каждый, не богатством вещей, а богатством человеческой личности. А в теперешнем обществе люди воюют друг с другом, не умея распределять этого богатства. И многие искренне полагают, что люди, в конце концов, придут к справедливому распределению и что именно это будет разумным обществом.


Рецензии