Киевские митрополиты- представители русской мысли

Русская церковь являлась митрополией константинопольского патриарха. Первым

ее митрополитом стал Михаил ( ум. в 992) прибывший  из Корсуня вместе с князем

Владимиром. В 992. г. его преемник Леонтий  ум 1008 разделил церковь на епархии

и назначил первых епископов.


Делами своей епархии епископ управлял самостоятельно опираясь на помощь

сборных священников которые составляли постоянно действующий кафедральный

совет. В удельный период, княжеская власть стремится ограничить исключительное

право митрополита при назначении епископов.

Первые митрополиты имели кафедру в Перяславле . В правление Ярослава Мудрого ,

когда был построен Софийский собор, кафедра была перенесена в Киев.

Порядок занятия митрополичьей кафедры : 1 Михаил. 2 Леонтий 3 Иоанн( с 1008)

4 Феопемт ( 1036). 5 Святой Иларион ( с 1051 ).6 Георгий (с 1062 ).7 Святой Иоанн 2 (с

1077.)  8. Иоанн 3( с 1089). 9.Ефрем( с 1089). 10. Николай (с 1097). 11.Никифор с 1104)

12.Никита( с 1122) .13 Михаил( с 1130.) 14 Климент Смолятич (с 1147). 15.Константин

с 1156 ).16.Феодор (с 1161 ).17 Иоанн 4 (с 1164 ).18 Константин 2 (с 1167 ).19 Никифор.(с 1182)

 .20 Матвей( с 1201). 21 Кирилл (с 1224). 22 Иосиф( с 1237).



Важнейшая роль в развитии русской общественной мысли принадлежит Илариону ,

Никифору Греку  и Клименту  Смолятичу. Первый был сподвижник Ярослава Мудрого,

другой Владимира Мономаха , а третий -Изяслава Мстиславовича .

Иларион был избран без санкции патриарха в надежде добиться независимости

русской церкви от Византии. Но после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Русь

была вынуждена принять очередного ставленника  патриарха.

До нас дошло только одно сочинение Илариона-" Слово о законе и благодати ",

посвященное возвеличиванию Руси и ее богоизбранных каганов .

Произведение состоит из трех частей :" 1  о законе Моисеом даннем ему и о

благодати и истине... 2... похвала кагану нашему Владимиру от него же крещени

былом.  3... и молитва к Богу от всея земли нашея ."

Основное положение Слова - превосходство Нового завета над Ветхим и

христианства над иудейством.  Вопреки византийской патристике ,трактовавшей

благодать как исполнение закона , Иларион их полностью противопоставляет .

Он считал ветхозаветный закон лишь национальной и правовой нормой ,которая

противостоит евангельской истине -спасательнице человечества. Благодать для

Илариона  синоним истины ,закон же -лишь ее подобие. Благодать упраздняет закон

и отменяет рабство. Ветхий завет сменяется Новым, рабство- свободой.

В этом смысл истории человечества. Взгляды Илариона противоречили церковной

идеологии ,но соответствовали моральным принципам раннего христианства.

Никифор Грек возглавлял русскую церковь в 1104 1120 годах.  Именно от него

исходила инициатива приглашения на великокняжеский стол Владимира Мономаха .

Никифор выступал за гармонию светской и духовной власти.Его Послание к

Владимиру Мономаху содержит призыв к доброму миру и терпеливому  познанию души

Климент Смолятич - второй митрополит из русских на Киевской кафедре. Поставлен

был собором без согласия патриарха.

В" Послании пресвитеру Фоме " Климент отстаивает необходимость философии для

осмысления Священного Писания.  Климент продолжает решение проблемы

богообразности человека ставшей ключевой для древнерусской мысли. Опыт

изучения духовной культуры средневековой Руси возможно будет полезен при

решении острейших современных проблем.


Рецензии
”Русская церковь являлась митрополией константинопольского патриарха”

Это ложь. Киевская митрополия являлась митрополией Константинопольского патриарха. И не было тогда русской церкви. Потом была Владимирская, потом Московская митрополия Константинопольского патриархата. После назначения Василием Темным рязанского попа Ионы (после смерти митрополита) связи с патриархатом были прерваны. А лет через сто Иваном IV митрополия была преобразована в патриархию. Еще через лет сто Московская патриархия ”помирилась” с Константинопольским патриархатом, поскольку у последнего и выбора не было.
А Русской Православной церковью она стала называться в 1943 году. Сталину нужна была поддержка.

Леонид Волокитин   14.01.2016 13:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте Леонид. Я в общих чертах представляю Ваши политические взгляды и
просил бы высказываться более корректно . Термин русская церковь появился вовсе
не в 1943 году.Этот термин широко использовался историкам церкви Карташевым
Голубинским отцом Макарием . Это крупнейшие авторитеты справедливо полагали что русская церковь зародилась В 10 веке. Киевская митрополия это Русская церковь. Но как я понимаю спор вызывает не термин а факт признания Киевской Руси колыбелью украинского и русского народов. Иларион и Климент Смолятич
два митрополита из русских стояли у истоков общественной мысли .Вы что хотите провозгласить их украинцами .Впрочем не удивлюсь. До свидания.

Александр Евгеньевич Закатов   14.01.2016 14:36   Заявить о нарушении
Киев никогда не был ”колыбелью украинского и русского народов”.
Украинского да. А русского. Это сказки для вашего употребления.
Митрополит Иларион был из русских? Удивительно. Русских еще и в помине нет, а он из русских. Из руских да. Так можно было назвать жителей Киева и окрестностей. А Иларион из села Берестве под Киевом. Прям русский. Из Москвы назначили.

Леонид Волокитин   14.01.2016 14:46   Заявить о нарушении
Киев слава и честь и мати и глава всей Русской земли и того ради вси подвпзахуся о нем яко вси князи един род единопленныи все суще . Никоновская
летопись. До свидания.

Александр Евгеньевич Закатов   14.01.2016 15:07   Заявить о нарушении
Никоновская летопись написана в средине XVI века. Вы умеете читать такие тексты? Или читали более позднее изложение. Впрочем почти все летописи написаны потом, по памяти.

Киев имеет отношение к Руси. Более того по приходу татар Киев входил в Великое княжество Литовское, Руское и Жемойтское. И официальным языком был староруский (старославянский, больше похож на нынешний белорусский).
А в Орде были княжества (Московское, Рязанское... и ни одного руского).

И о ”Русской земле” А Вы имеете представление когда в русском языке появилось два ”с”. Даль в средине XIX века написал ”Толковый словарь живаго великорускаго языка”, сигнальный экземпляр для цензуры именовался ”Толковый словарь великорускаго наречия рускаго языка”

Леонид Волокитин   14.01.2016 19:50   Заявить о нарушении
Позвольте напомнить статья охватывает домонгольский период . Великое княжество литовское и словарь Даля это совершенно другие сюжеты. Как и период феодальной раздробленности. Да. Я умею читать скоропись 17 века но в этом большой нужды нет.
Возможно Вы не знаете но Полное Собрание Русских Летописей издано . Но напоминаю все это не имеет отношения к теме статьи . Насчет приведенного отрывка Никоновской летописи он взят из книги М С Грушевского .Этот отрывок историк использовал как эпиграф 3 главы его книги Нарис истории Киевской земли. До свидания.

Александр Евгеньевич Закатов   14.01.2016 20:28   Заявить о нарушении
”Киевской земли”? А я и не спорил. Русские то, причем?
Киевские князья сажали своих детей и родственников в Суздали и Ростове и дань получали. И с хазаров получали. И с половцев получали. И сами платили дань много кому. И что? Причем здесь Россия.
Впрочем, сынок Юрия Долгорукого сбежал из Вышгорода во Владимир, а потом вернулся и Киев сжег, а церкви разграбил. И это что-то доказывает?
В окрестностях Киева жили славянские племена, В окрестностях Рязани, Суздаля и Ростова - угро-финские племена. И что роднит? Князья? А кто они? Варяги? Варягами были первые, а потом неизвестно кто. У всех князей жены были в основном из половецкихе, аланских принцесс. Андрей Боголюбский - сын Долгорукого и половчанки. И это роднит русских и украинцев?

Леонид Волокитин   14.01.2016 21:12   Заявить о нарушении
Спорите Леонид спорите .И не со мной а с Грушевским .Прочитайте.
Не знаю как для Вас а для меня уход Жаботинского страшная потеря.До свидания.

Александр Евгеньевич Закатов   14.01.2016 21:54   Заявить о нарушении
А что Грушевский знал что-то особенное, чего не знаю я?
Или он жил во времена Ярослава?

Леонид Волокитин   15.01.2016 01:07   Заявить о нарушении
А Вы сейчас с кем разговаривате

Александр Евгеньевич Закатов   15.01.2016 01:49   Заявить о нарушении
Я думал с Вами, но оказалось, что сам с собой.

Леонид Волокитин   15.01.2016 09:19   Заявить о нарушении
Леонид, Вы про себя написали многое, не указали одно: что Вы курите? Забористая, видимо, травка!

Валерий Гурков   19.01.2016 19:40   Заявить о нарушении
Как Вам хочется. Но это ничего не меняет.

Леонид Волокитин   19.01.2016 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.